Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира»





Скачать 84.43 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира»
Дата публикации05.08.2014
Размер84.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Методическая разработка урока

«Человек в религиозных традициях мира»

(Модуль основы мировых религиозных культур урок №11)

Курзанова Надежда Александровна

МБОУ СОШ №31

Г.Владимир

Цель урока: Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий ,воспитание уважения к истории и культуре всех народов. Задачи:

1. Развивать представления младших школьников о способах общения человека с Богом в разных религиозных системах.

2. Развивать основы аналитического и творческого мышления учащихся.

3. Прививать уважительное отношение к людям любой религиозной конфессии, развивать коммуникативные навыки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Тексты для учащихся.

Компьютер, проектор.

Учебник «Основы мировых религиозных культур »: Просвещение, 2012.

Карточки с заданиями.

Ход урока.

I. - Тема нашего сегодняшнего урока: «Человек в религиозных традициях мира». Для изучения темы необходимо вспомнить некоторые понятия.

1. Что такое религия

- различные верования людей;

- поведение людей в повседневной жизни;

- участие людей в религиозных действиях – ритуалах.

2. Традиция

- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действия, обычаи).

3. Религии, считающиеся традиционными для России

- христианство, ислам, буддизм, иудаизм .

- Сегодня будем работать по группам, которые выяснят, какие действия традиционно на протяжении многих поколений совершает человек для общения с Богом в разных религиях.

II. Деление на группы.

Учащиеся выбирают карточку с вопросом, определяют о какой религии идёт речь, и садятся за соответствующий стол.

Вопросы, относящиеся к буддизму:

  1. Какая религия возникла в Индии (буддизм).

  2. Что означает слово Будда? (просветлённый).

  3. Какие истины постиг Будда? ( в мире существует страдание; причина страдания – желания; существует освобождение от страданий – нирвана; существует путь, ведущий к освобождению от страданий)

  4. Что такое Типитака? (Священное писание буддистов, что означает «Три корзины мудрости»)

  5. Буддийская сангха (иногда так называют всех верующих буддистов, но чаще только общину буддийских монахов)

  6. Кто такой лама? (это авторитетный учитель, ведущий верующих, по пути, указанному Буддой)

Вопросы, относящиеся к иудаизму:

  1. Какой народ в мире первым поверил в Единого Бога? (иудейский, еврейский)

  2. Что такое Завет? (договор Моисея и Бога, согласно которому Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верен богу)

  3. Объясни, что такое Тора? (самая главная и почитаемая книга в иудаизме, все экземпляры Торы с древних времён и до нашего времени пишутся вручную)

  4. Что такое синагога? (это молитвенный дом иудеев)

  5. Как называется часть Библии, которую писали иудеи? (Ветхий Завет)

  6. Кто такие раввины? (учителя – мудрецы, которые объясняли народу Священное писание)

Вопросы, относящиеся к исламу:

  1. Как называется религия, которую проповедовал Мухаммад? (ислам)

  2. Кто такие мусульмане? (приверженцы ислама)

  3. Священное сооружение у мусульман (Мечеть)

  4. Как мусульмане называют Бога? (Аллах)

  5. Как называется священная книга мусульман? (Коран – прямая речь Бога, обращенная к людям, которая должна быть особым образом «прочитана»)

Вопросы, относящиеся к христианству:

  1. Кто такой Иисус Христос? (Сын Божий)

  2. Объясни значение слов христианство и христиане (Христианство – учение о жизни и воскресении Иисуса Христа, христиане – последователь Иисуса Христа)

  3. Как называли ближайших учеников Иисуса Христа (Апостолы)

  4. Что такое Библия, из каких частей она состоит? (Библия- собрание священных текстов христиан, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета)

  5. Из каких книг состоит Новый Завет (четыре Евангелия, «Деяния апостолов», «Послания апостолов», Апокалипсис)

  6. Перечисли христианских священнослужителей (Диаконы, Священники, Епископы)

Учащиеся в группе выбирают 2-3 наиболее важных на их взгляд вопроса и отвечают на них.

III. Работа в группах

Тора, Библия, Коран учат, что человек сотворен Богом. Бог даровал человеку способность к вечной жизни. Разве может человек не общаться с Тем, Кто даровал ему жизнь и весь мир? Человек просит у Бога помощи в сложные моменты, потом благодарит Бога за эту помощь и прославляет Его всемогущество. Как же человек это делает? Это вы выясните во время работы в группах, прочитав имеющуюся у вас информацию и заполнив таблицу.

Таблица: Что делают верующие для общения с Богом

христианство

иудаизм

ислам

буддизм



































Информация, выданная учащимся, изучающим буддизм.

В буддизме молитва, или мантра (в переводе — изречение), не обращена к Богу, которого не знает буддизм. Она служит для того, чтобы правильно «настроить» сознание человека, вывести его из зависимости от всего временного и суетного.

Между тем буддисты могут совершать и собственно молитвы, обращённые к людям, которые уже достигли просветления, нирваны, или к духам, покровителям буддизма. Духам также иногда приносят символические дары — кусочки еды, воду, полоски красивых тканей.

Но чтение молитв в буддизме может быть заменено поворотами специальных цилиндров, которые достигают иногда громадных размеров. На бумаге, обвитой вокруг цилиндра, много раз записана молитва. Повороты цилиндра были равнозначны многократному прочтению молитвы.

В Бурятии на территории нашей страны служат буддийский молебен - хурал. Хуралы (молебны) бывают большие и малые. Большие хуралы служат в дни, связанные с важными событиями в жизни Будды и продолжаются в течении нескольких дней. Малые хуралы- это повседневные молебны. Кроме молитв верующим приходиться заучивать множество заклинаний, чтобы уберечь себя от несчастий. С помощью специальных четок желающие могут вести счет произносимым молитвам и заклинаниям. Некоторые верующие собирали эти четки в мешок и отдавали идущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнее узнали о его благочестии.

Информация, выданная учащимся, изучающим иудаизм

Евреи считают, что человек может молиться Богу когда угодно и где угодно, т.е. спонтанно высказывать свои мысли и чувства Богу в минуты крайней необходимости. Существуют также установленные ежедневные молитвы. Установленные молитвы дают возможность обращаться к Богу регулярно. Каждый день в синагоге бывает три службы: утренняя, дневная и вечерняя молитвы. Богослужение в синагоге включает индивидуальную и общую молитвы, чтение Торы и песнопения.

Иудеи уделяют большое значение чтению священного писания, а также строгому соблюдению всех заповедей. Одной из главных заповедей является хранение субботы – Шаббат. По приданию – Бог закончил сотворение мира в субботу и сделал её днём отдыха. В Субботу возбраняется всякая работа (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Субботу принято посвящать молитвам и чтению Торы. Этот день – время не только отдыха, но и размышления о том, как человек провёл неделю, не совершил ли он дурных поступков.

Информация, выданная учащимся, изучающим ислам

Обычно русским словом «молитва» переводят два исламских богослужения, обозначающихся разными арабскими словами:

  1. Дуа, т.е. молитва - просьба, обращенная к Аллаху.

  2. Намаз, т.е. ритуальная молитва, состоящая из определённых действий.

У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым. Пророк Мухаммад сказал – «Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю».

Мусульмане должны совершать молитву в любом чистом места, где его застанет время молитвы, но молитва, совершенная в мечети имеет наибольшую ценность. Во время молитвы мусульмане обращают свои лица в сторону Мекки. Намаз совершается пять раз в день.

В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечети. Кроме молитвы – намаза мусульманин обязан воздерживаться от пищи во время поста в месяц рамадан. Раз в год выделять закят – очистительную милостыню.

Информация, выданная учащимся, изучающим христианство

Молитва - важная часть духовной жизни верующего христианина, обращение его к Богу, Божьей Матери, святым ангелам. Молитва должна идти от сердца молящегося. В молитве лучше иметь сердце без слов, чем слова без сердца.

Человек просит у Бога помощи в сложные моменты, потом благодарит Бога за эту помощь и прославляет Его всемогущество.

Христианине часто называют молитву – щитом. Почему щит? От чего защищает? Найдите ответ в словах молитвы: «Великий и грозный страже архистратиже Михаиле, огненным мечом посецаяй все хотения врага рода человеческого». Т.е. защита от зла.

Христиане каждый день и каждое дело начинают и заканчивают молитвой. Не менее важная часть жизни христиан - чтение. Кроме того, каждый день стараются читать Библию и особенно Евангелия. Для чего? Святой Тихон Задонский: читая, мы «слышим Бога нашего, к нам беседующего».

В христианской церкви есть таинства. В Таинствах Церкви Сам Бог всегда действует – только через священника. Таинства - особые священные действия, через которые верующие могут духовно прикоснуться к Христу, почувствовать его присутствие.

Крещение – таинство, в котором через троекратное погружение в воду человек соединяется с Церковью Небесной, получает святое имя, Ангела-хранителя и Небесного покровителя.

Евхаристия – причащение. Вкушая хлеб и вино верующие приобщаются к Христу и освобождаются от грехов.

IV. Отчет о проделанной работе осуществляется в виде заполненной таблицы.

Таблица: Действия верующих в разных религиях для общения с Богом

христианство

иудаизм

ислам

буддизм

Молитва

Молитва

Молитва – Намаз,

Молитвы к просветлённым людям или духам

Чтение Библии, Евангелия

Чтение Священного писания

Пост (в месяц рамадан)

Чтение мантр

Таинства (Крещение, Евхаристия)

Строгое соблюдение заповедей

Раз в год закят




V. Вывод

Что является во всех религиях общим связующим звеном верующего человека и Бога (молитва). О силе и значении молитвы говорится в притче – «Молитва – золотая цепь»:

С неба опустили золотую цепь. Ты ухватился за нее и, перебирая ее руками, звено за звеном, ты полагаешь, что притягиваешь эту золотую цепь к себе на землю. Но, в действительности, ты поднимаешься по ней и вместе с ней, ибо она сама поднимает тебя на Небо. Такова сила молитвы.

Симеон Афонский «Восхождение к небу»

Попробуйте сами сформулировать, что такое молитва. Начните словами: Молитва – это …

VI. Рефлексия: что из сегодняшнего урока вам показалось особенно интересным?

- Моё настроение после урока.

VII. Домашнее задание.

Подготовь рассказ на тему «Соблюдение религиозных традиций в различных культурах (православная культура, исламская культура, буддийская культура, иудейская культура)» ( по выбору учащегося). Можно использовать учебник – Урок №11.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconМетодическая разработка урока «Альдегиды и кетоны»
Формат (рекомендуемый) разработки урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconДолг, свобода, ответственность, учение и труд
Учебно-методическая разработка урока по орксэ в 4 классе (учебный модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно – методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconСинергетика метод познания окружающего мира, требующий развития
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconМетодическая разработка итогового занятия по предмету: «Основы религиозных...

Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconКонспект урока для учащихся 4 класса Тема: «Священные книги религий...
Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconМетодическая разработка урока «История развития вычислительной техники. Поколения эвм»
Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconМетодическая разработка открытого урока по курсу
Главная познавательная задача – довести до осознания ребятами мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми...
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconМетодическая разработка урока тема: История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ
Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» icon«По страницам великой жизни. Лев Николаевич Толстой человек, мыслитель, писатель»
Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса спо с использованием технологии коллективного способа обучения
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск