Скачать 84.43 Kb.
|
Методическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира» (Модуль основы мировых религиозных культур урок №11) Курзанова Надежда Александровна МБОУ СОШ №31 Г.Владимир Цель урока: Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий ,воспитание уважения к истории и культуре всех народов. Задачи: 1. Развивать представления младших школьников о способах общения человека с Богом в разных религиозных системах. 2. Развивать основы аналитического и творческого мышления учащихся. 3. Прививать уважительное отношение к людям любой религиозной конфессии, развивать коммуникативные навыки. ОБОРУДОВАНИЕ: Тексты для учащихся. Компьютер, проектор. Учебник «Основы мировых религиозных культур »: Просвещение, 2012. Карточки с заданиями. Ход урока. I. - Тема нашего сегодняшнего урока: «Человек в религиозных традициях мира». Для изучения темы необходимо вспомнить некоторые понятия. 1. Что такое религия - различные верования людей; - поведение людей в повседневной жизни; - участие людей в религиозных действиях – ритуалах. 2. Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действия, обычаи). 3. Религии, считающиеся традиционными для России - христианство, ислам, буддизм, иудаизм . - Сегодня будем работать по группам, которые выяснят, какие действия традиционно на протяжении многих поколений совершает человек для общения с Богом в разных религиях. II. Деление на группы. Учащиеся выбирают карточку с вопросом, определяют о какой религии идёт речь, и садятся за соответствующий стол. Вопросы, относящиеся к буддизму:
Вопросы, относящиеся к иудаизму:
Вопросы, относящиеся к исламу:
Вопросы, относящиеся к христианству:
Учащиеся в группе выбирают 2-3 наиболее важных на их взгляд вопроса и отвечают на них. III. Работа в группах Тора, Библия, Коран учат, что человек сотворен Богом. Бог даровал человеку способность к вечной жизни. Разве может человек не общаться с Тем, Кто даровал ему жизнь и весь мир? Человек просит у Бога помощи в сложные моменты, потом благодарит Бога за эту помощь и прославляет Его всемогущество. Как же человек это делает? Это вы выясните во время работы в группах, прочитав имеющуюся у вас информацию и заполнив таблицу. Таблица: Что делают верующие для общения с Богом
Информация, выданная учащимся, изучающим буддизм. В буддизме молитва, или мантра (в переводе — изречение), не обращена к Богу, которого не знает буддизм. Она служит для того, чтобы правильно «настроить» сознание человека, вывести его из зависимости от всего временного и суетного. Между тем буддисты могут совершать и собственно молитвы, обращённые к людям, которые уже достигли просветления, нирваны, или к духам, покровителям буддизма. Духам также иногда приносят символические дары — кусочки еды, воду, полоски красивых тканей. Но чтение молитв в буддизме может быть заменено поворотами специальных цилиндров, которые достигают иногда громадных размеров. На бумаге, обвитой вокруг цилиндра, много раз записана молитва. Повороты цилиндра были равнозначны многократному прочтению молитвы. В Бурятии на территории нашей страны служат буддийский молебен - хурал. Хуралы (молебны) бывают большие и малые. Большие хуралы служат в дни, связанные с важными событиями в жизни Будды и продолжаются в течении нескольких дней. Малые хуралы- это повседневные молебны. Кроме молитв верующим приходиться заучивать множество заклинаний, чтобы уберечь себя от несчастий. С помощью специальных четок желающие могут вести счет произносимым молитвам и заклинаниям. Некоторые верующие собирали эти четки в мешок и отдавали идущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнее узнали о его благочестии. Информация, выданная учащимся, изучающим иудаизм Евреи считают, что человек может молиться Богу когда угодно и где угодно, т.е. спонтанно высказывать свои мысли и чувства Богу в минуты крайней необходимости. Существуют также установленные ежедневные молитвы. Установленные молитвы дают возможность обращаться к Богу регулярно. Каждый день в синагоге бывает три службы: утренняя, дневная и вечерняя молитвы. Богослужение в синагоге включает индивидуальную и общую молитвы, чтение Торы и песнопения. Иудеи уделяют большое значение чтению священного писания, а также строгому соблюдению всех заповедей. Одной из главных заповедей является хранение субботы – Шаббат. По приданию – Бог закончил сотворение мира в субботу и сделал её днём отдыха. В Субботу возбраняется всякая работа (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Субботу принято посвящать молитвам и чтению Торы. Этот день – время не только отдыха, но и размышления о том, как человек провёл неделю, не совершил ли он дурных поступков. Информация, выданная учащимся, изучающим ислам Обычно русским словом «молитва» переводят два исламских богослужения, обозначающихся разными арабскими словами:
У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым. Пророк Мухаммад сказал – «Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю». Мусульмане должны совершать молитву в любом чистом места, где его застанет время молитвы, но молитва, совершенная в мечети имеет наибольшую ценность. Во время молитвы мусульмане обращают свои лица в сторону Мекки. Намаз совершается пять раз в день. В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечети. Кроме молитвы – намаза мусульманин обязан воздерживаться от пищи во время поста в месяц рамадан. Раз в год выделять закят – очистительную милостыню. Информация, выданная учащимся, изучающим христианство Молитва - важная часть духовной жизни верующего христианина, обращение его к Богу, Божьей Матери, святым ангелам. Молитва должна идти от сердца молящегося. В молитве лучше иметь сердце без слов, чем слова без сердца. Человек просит у Бога помощи в сложные моменты, потом благодарит Бога за эту помощь и прославляет Его всемогущество. Христианине часто называют молитву – щитом. Почему щит? От чего защищает? Найдите ответ в словах молитвы: «Великий и грозный страже архистратиже Михаиле, огненным мечом посецаяй все хотения врага рода человеческого». Т.е. защита от зла. Христиане каждый день и каждое дело начинают и заканчивают молитвой. Не менее важная часть жизни христиан - чтение. Кроме того, каждый день стараются читать Библию и особенно Евангелия. Для чего? Святой Тихон Задонский: читая, мы «слышим Бога нашего, к нам беседующего». В христианской церкви есть таинства. В Таинствах Церкви Сам Бог всегда действует – только через священника. Таинства - особые священные действия, через которые верующие могут духовно прикоснуться к Христу, почувствовать его присутствие. Крещение – таинство, в котором через троекратное погружение в воду человек соединяется с Церковью Небесной, получает святое имя, Ангела-хранителя и Небесного покровителя. Евхаристия – причащение. Вкушая хлеб и вино верующие приобщаются к Христу и освобождаются от грехов. IV. Отчет о проделанной работе осуществляется в виде заполненной таблицы. Таблица: Действия верующих в разных религиях для общения с Богом
V. Вывод Что является во всех религиях общим связующим звеном верующего человека и Бога (молитва). О силе и значении молитвы говорится в притче – «Молитва – золотая цепь»: С неба опустили золотую цепь. Ты ухватился за нее и, перебирая ее руками, звено за звеном, ты полагаешь, что притягиваешь эту золотую цепь к себе на землю. Но, в действительности, ты поднимаешься по ней и вместе с ней, ибо она сама поднимает тебя на Небо. Такова сила молитвы. Симеон Афонский «Восхождение к небу» Попробуйте сами сформулировать, что такое молитва. Начните словами: Молитва – это … VI. Рефлексия: что из сегодняшнего урока вам показалось особенно интересным? - Моё настроение после урока. VII. Домашнее задание. Подготовь рассказ на тему «Соблюдение религиозных традиций в различных культурах (православная культура, исламская культура, буддийская культура, иудейская культура)» ( по выбору учащегося). Можно использовать учебник – Урок №11. |
Методическая разработка урока «Альдегиды и кетоны» Формат (рекомендуемый) разработки урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Долг, свобода, ответственность, учение и труд Учебно-методическая разработка урока по орксэ в 4 классе (учебный модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно – методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» | ||
Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | ||
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | Методическая разработка итогового занятия по предмету: «Основы религиозных... | ||
Конспект урока для учащихся 4 класса Тема: «Священные книги религий... Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира | Методическая разработка урока «История развития вычислительной техники. Поколения эвм» Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе | ||
Методическая разработка открытого урока по курсу Главная познавательная задача – довести до осознания ребятами мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми... | Методическая разработка урока тема: История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе | ||
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)» Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут... | «По страницам великой жизни. Лев Николаевич Толстой человек, мыслитель, писатель» Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса спо с использованием технологии коллективного способа обучения | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... |