Долг, свобода, ответственность, учение и труд





Скачать 134.01 Kb.
НазваниеДолг, свобода, ответственность, учение и труд
Дата публикации05.07.2014
Размер134.01 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
Муниципальное казённое образовательное учреждение

Краснянская основная общеобразовательная школа

Урюпинского муниципального района Волгоградской области

Учебно-методическая разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе (учебный модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме:

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

Автор:

Лященко Марина Петровна,

учитель начальных классов
Конспект урока

Тема

Долг, свобода, ответственность, учение и труд.


Цели

Создать условия для формирования понятий свобода, долг, ответственность, учение и труд;

Организовать совместную познавательную, самостоятельную деятельность обучающихся; самоконтроль и взаимоконтроль;

Актуализировать личностный смысл обучающегося к этим понятиям в мировых религиях.


Тип урока

изучение нового материала

Планируемые результаты


Знать, понимать основные понятия религиозных культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в дискуссии; слушать собеседника и излагать свое мнение;

Основные понятия

долг, свобода, ответственность, учение, труд


Ресурсы:

- основные


-дополнительные



Учебник «Основы мировых религиозных культур» 4 класс, авторы: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина,

Е. С. Токарёва, М.: Просвещение, 2011.
Толковые словари С.И. Ожегова, авторская презентация к уроку, раздаточный материал

Организация пространства

Фронтальная, групповая, парная работа



Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

I этап. Организационный момент.

Цель – эмоциональный настрой на урок

- Здравствуйте, ребята!

- Мы сегодня с вами опять будем открывать новые знания. А для того, чтобы нам легко их было открывать, нам нужно на урок:
Слайд 2.


1.Хорошее настроение.

2. Знания и умения.

3. Верные друзья.

4. Ответы полные давайте!

5. И на уроке не зевайте!


- Здравствуйте!

Настраиваются на учебную деятельность.

II этап. Актуализация

опорных знаний.

Цель – актуализировать знания о словах, имеющих разные значения



Ребята, как вы понимаете слова «долг», «свобода», «ответственность», «труд», «учение»?


Дети дают свои ответы.

III этап.

Объяснение нового материала.

Цель – объяснить новый материал на репродуктивном уровне

Итак, на этом уроке мы будем говорить об очень важных, но непростых понятиях, таких, как свобода, долг, ответственность, труд и учение. Узнаем, как эти понятия рассматриваются в мировых религиях, и составим таблицу.

(Учитель раздаёт готовые таблицы каждому ученику, которые они будут вместе с учителем заполнять) (Приложение № 1)

Учитель делит класс на 5 групп.

Задание: каждая группа должна найти в толковом словаре С.И. Ожегова данные слова и рассказать другим учащимся их значение.

1 группа – свобода

2 группа – долг

3 группа – ответственность

4 группа – труд

5 группа – учение
Свобода – это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.
Слайд 3.


- Христианство, ислам и иудаизм говорят том, что человек внутренне свободен. Конечно, на него влияют самые разные внешние обстоятельства: окружающая среда, условия жизни, политическая обстановка, его образование и т.д. Но всё-таки в конечном итоге человек сам имеет возможность выбирать тот или иной путь, только он решает, поверит он Богу или нет.

- При этом в душе человека есть помощник, которого верующие считают своего рода голосом Бога. Этот голос может быть тихим, мы можем его не слушать, но он всегда с нами, это голос совести. Очень важно научиться слышать голос совести и слушать его.

- А теперь запишем в таблицу.

-Христианство, ислам, иудаизм утверждают: человек является свободным, сам выбирает тот или иной путь. Но в душе у человека есть голос (совесть) важно его слышать.
Слайд 5.


Долг – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Слайд 5,6,7,8.

(Учитель приводит разные примеры долга: родительский долг, профессиональный долг, моральный долг, денежный долг)
-Запишем в таблицу.

-Долг проявляется во всех религиях. У каждого человека есть свой долг – круг обязанностей, которые необходимо выполнить независимо от своих желаний.
Слайд 9.


Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт о своих действиях, поступках.

Слайд 10.


(Учитель приводит разные

примеры ответственности)

- Родители несут ответственность за детей, а дети – за порученные им дела. Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу.

- Запишем в таблицу.

Ответственность проявляется во всех религиях. Человек должен заботиться о Земле, растениях и животных.
Слайд 11.


Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.
Слайд 12.



- Труд – основной долг верующего.

- Христианство не разделяет работу на «чёрную» и «белую». Оно только требует, чтобы труд был честен и приносил пользу. Ислам призывает занимать активную позицию и выполнять своё предназначение: завести семью, родить детей, трудиться. Иудаизм учит почитать труд и порицает (неодобрение) всякое праздное удовольствие, праздность. Буддизм запрещает монахам трудиться, они обязаны жить только подаянием. А мирянам положено трудиться, но так, чтобы обеспечить лишь свой жизненный минимум.

- Записываем всё это в таблицу.
Слайд 13.


Физкультминутка.
1.Гимнастика для глаз.
2.Игра «Собери пословицы» (Приложение № 2)
(Учитель даёт каждой группе начало пословицы, ученики должны из карточек найти конец данной пословицы)

Правила: та группа, которая собрала всю пословицу, выставляет её на магнитную доску и т.д.


Учение – это значит усваивать какие-нибудь знания, навыки; приобретать опыт.
Слайд 14.



-Учение тоже проявляется во всех религиях. Учение – основной долг верующего.

-Запишем это в таблицу.
Слайд 15.





(У каждой группы толковый словарь)

Ученики работают со словарями.
1 группа даёт определение слову свобода.


Ученики записывают в таблицу (Слайд 4.)

2 группа даёт определение слову долг.


Дети записывают в свои таблицы.


3 группа даёт определение слову ответственность.


Дети записывают в таблицу.

4 группа даёт определение слову труд.

Ученики записывают в таблицы.


Дети собирают пословицы.

5 группа даёт определение слову учение.

Ученики записывают в таблицу.


IY этап. Первичное закрепление.

Цель – выполнить продуктивное задание.

Учитель организует работу в паре. Закрепление по таблице. Один ученик читает, а другой слушает, потом меняются.

Работают по таблице.

Y этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель – каждый обучающийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Учитель предлагает обучающимся выполнить тест (Приложение № 3)

Слайд 16.

Ответы к тесту

  1. В

  2. А

  3. Б

  4. Б

  5. В

Выполняют тест.
Дети проверяют тест. Самооценивание.

Сигнальные карточки:

+ знаю, умею, понимаю;

- не знаю, не умею, не понимаю;

? иногда затрудняюсь, могу ошибиться


YI Рефлексия.

Цель – осознание обучающимися своих действий

- С какими понятиями вы сегодня познакомились?

- Как эти понятия рассматриваются в мировых религиях?

Карта знаний. Слайд 17.



( На парте у каждого ученика лежат сигнальные карточки:

+ знаю, умею, понимаю;

- не знаю, не умею, не понимаю;

? иногда затрудняюсь)

- Я понимаю понятия долг, свобода, ответственность, учение, труд

- Я знаю, как эти понятия рассматриваются в мировых религиях…
Домашнее задание: учебник стр. 76-77 читать, найти пословицы, мудрые мысли о свободе, труде, ответственности, долге, учении и записать в тетрадь.
Завершается урок,

Он пошёл ребятам впрок.

Постарались всё понять,

Учились тайны открывать.

Много тайн мы открывали,

На уроке не зевали!

- Спасибо за урок!

Слайд 18.


Ученики отвечают.


Дети показывают карточки.

Записывают задание в дневник.

Приложение № 1. Таблица «Долг, свобода, ответственность, учение и труд в мировых религиях»

Понятия

Мировые религии

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм

Свобода















Долг















Ответственность















Труд















Учение
















Приложение № 2. Пословицы о труде.

Кто не работает,


тот не ест.

На чужой каравай рот не разевай,

а пораньше вставай да свой затевай.

Что посеешь,


то и пожнёшь.

Без труда не вытащить


и рыбку из пруда.

Лучше день подумать,


чем целую неделю трудиться впустую

Кто любит трудиться,


тому без дела не сидится.


Приложение № 3. Тест по «Долг, свобода, ответственность, учение и труд в мировых религиях»

Выбери правильный ответ.

1.Как рассматривается свобода в мировых религиях?

А) Христианство, ислам, иудаизм утверждают: человек не является свободным, не выбирает тот или иной путь.

Б) Ислам, иудаизм утверждают: человек является свободным, сам выбирает тот или иной путь. Но в душе у человека есть голос (совесть) важно его слышать.

В) Христианство, ислам, иудаизм утверждают: человек является свободным, сам выбирает тот или иной путь. Но в душе у человека есть голос (совесть) важно его слышать.

2. Как рассматривается долг в мировых религиях?

А) Долг проявляется во всех религиях. У каждого человека есть свой долг – круг обязанностей, которые необходимо выполнить независимо от своих желаний.

Б) Долг проявляется только в христианстве. У каждого человека есть свой долг – круг обязанностей, которые необходимо выполнить независимо от своих желаний.

В) Долг проявляется во всех религиях. У каждого человека есть свой долг – круг обязанностей, которые необязательно выполнять.

3. Как рассматривается ответственность в мировых религиях?

А) Ответственность проявляется во всех религиях. Человек должен заботиться только о себе.

Б) Ответственность проявляется во всех религиях. Человек должен заботиться о Земле, растениях и животных.

В) Ответственность проявляется в исламе. Человек должен заботиться о близких людях и животных.

4. Как рассматривается труд в мировых религиях?

А) Труд – основной долг верующего.

Христианство не разделяет работу на «чёрную» и «белую». Оно только требует, чтобы труд был честен и приносил пользу. Иудаизм учит почитать труд и порицает (неодобрение) всякое праздное удовольствие, праздность. Буддизм запрещает монахам трудиться, они обязаны жить только подаянием. А мирянам положено трудиться, но так, чтобы обеспечить лишь свой жизненный минимум.

Б) Труд – основной долг верующего.

Христианство не разделяет работу на «чёрную» и «белую». Оно только требует, чтобы труд был честен и приносил пользу. Ислам призывает занимать активную позицию и выполнять своё предназначение: завести семью, родить детей, трудиться. Иудаизм учит почитать труд и порицает (неодобрение) всякое праздное удовольствие, праздность. Буддизм запрещает монахам трудиться, они обязаны жить только подаянием. А мирянам положено трудиться, но так, чтобы обеспечить лишь свой жизненный минимум.

В) Труд – не является основным долгом верующего.

Христианство не разделяет работу на «чёрную» и «белую». Оно только требует, чтобы труд был честен и приносил пользу. Ислам призывает занимать активную позицию и выполнять своё предназначение: завести семью, родить детей, трудиться. Иудаизм учит почитать труд и порицает (неодобрение) всякое праздное удовольствие, праздность.

5. Как рассматривается учение в мировых религиях?

А) Учение – основной долг.

Б) Учение тоже проявляется во всех религиях. Учение – неосновной долг верующего.

В) Учение проявляется во всех религиях. Учение – основной долг верующего.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconТема: Совесть. Долг
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconУроки 7 16 Задание на дом. Написать сочинение на тему «Труд в моей жизни»
«Все говорят, что наш детский труд — это учение Потом, когда вырастем, — наш труд — работа на благо страны По-моему, такие громогласные...
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconКонспект урока обществознания в 8 классе по теме «Моральный выбор...
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconРабочая карта урока
Эпиграф к уроку: «Социальный долг человека-быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это долг личного счастья и ауры доброжелательности...
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconРеферат По дисциплине: «Права человека» На тему: «Свобода слова и...
Свобода слова предполагает право думать независимо и иметь свои взгляды, убеждения, излагать и отстаивать их
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconПлан воспитательной работы 6 «А» класса мбоу сош №3 на 1 полугодие 2013 2014 учебного года
Формирование у обучающихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconТема Количество часов
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconТема: Человеческие ценности
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconУрока: к концу урока учащиеся смогут
Узнают: термины и понятия темы – нравственные ценности и категории, добро и зло, стыд и совесть, долг и ответственность, милосердие,...
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconКалендарно-тематическое планирование в 8 «А» классе
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconКонспект урока «Доли. Обыкновенные дроби»
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconУрок математики в 3 классе по теме «Доли»
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconУчебно-методический комплекс Профессиональная этика
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconГосударственный долг РФ
Внешний долг России
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прививать воспитанникам любовь к труду, высокие моральные качества (ответственность, организованность, дисциплинированность, долг,...
Долг, свобода, ответственность, учение и труд iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск