Тема: Человеческие ценности





Скачать 75.24 Kb.
НазваниеТема: Человеческие ценности
Дата публикации17.10.2013
Размер75.24 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Философия > Конспект
Конспект занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема: Человеческие ценности

Цель: прививать учащимся нравственные ценности, акцентировать внимание учащихся на их собственных человеческих качествах.

«Честь и собственное достоинство сильнее всего».

/Ф.М.Достоевский/

Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Какова природа человека? Каков его внутренний мир? Oт чего зависит смысл и ценность человеческой жизни? Что приносит человек в этот мир?

Эти и другие вопросы интересовали наших далеких предков, они интересуют и нас. Философы разных эпох размышляли на «вечные» темы. Поэтому осталось так много выражений о смысле жизни, о ее ценности. Давайте поиграем. Я начинаю фразу, а вы заканчиваете.(слайд 1)

  1. Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука…(приносит лишь вред)

  2. Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, – это было бы…(полной глупостью)

  3. Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого…(знания людей)

  4. Что значит держать слово – не изменять ему, значит, сохранять право считаться честным человеком, достойным…(доверия)

  5. Всякая пошлость и глупость одного из нас отзывается страданиями на…(другом)

А вот что говорил Эразм Роттердамский: «Нам следует только опасаться, как бы не скрыть пороки под именем добродетели; не называть уныние – серьезностью, жестокость – строгостью, зависть – ревностью, корыстолюбие – хозяйственностью, угодливость – вежливостью, шутовство – остроумием».

Человек может состоять и из добродетелей, и из пороков. ( слайд 2) Чем «наполнен» человек, во многом зависит от него самого.

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звезды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чем смысл жизни заключен?

В чем заключен ее закон?

И не дает покоя мне,

Моей недетской голове

Один–единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?

В жизни должен быть смысл. Попробуйте определить его. Для этого заполните таблицу. В ней 15 пунктов. То, что вы цените больше всего, поставьте на первое место, то, что меньше всего – на пятнадцатое. Каждой ценности вы дадите свою цифру по возрастанию. Повторяться цифры не могут. Вы работаете 5 минут. (см. приложение, таблица 1) Итоги подведем в конце занятия, а сейчас продолжим разговор.

Каждому, кто хочет стать настоящим человеком, должны быть присущи такие благородные качества, как честь, достоинство, долг, совесть, порядочность, честность, доброта, справедливость. (слайд 3)

В молодые годы человек обретает – или не обретает – эти качества. В зрелые годы он эти качества развивает или не развивает, губит. В старости на них опирается, а если их нет, страдает, не имея нравственной опоры.

А какими качествами обладаете вы? Заполните таблицу, поставив «галочку» в той или иной колонке. (см. приложение, таблица 2)

Учиться нравственности – по сути дела, учиться правильно жить. Честный человек никогда, ни при каких обстоятельствах не погрешит против истины.(слайд 4) Тут уместно вспомнить слова Л.Н.Толстого: «Не думай, что говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого себя не осквернять ложью». (слайд 5)

Французский писатель Р.Роллан выразил свое отношение к этому качеству так: «Нет ничего прекраснее честного человека». (слайд 6)

Трудолюбивый человек никогда не унизит себя недобросовестной работой.

Справедливый никогда не поступится справедливостью в угоду кому–либо.

Уважающий себя никогда не откажет в уважении другому. Достоин уважения тот, кто поступает, как ему указывают совесть и убеждения.(слайд 7) И не может рассчитывать на уважение человек, вступивший в сделку со своей совестью.

Благородство – это когда человек поступает великодушно по отношению к другим людям, делает для них что–то доброе, жертвуя личными интересами, бескорыстно, а не ради признания и наград. Об этом хорошо сказала поэтесса Р.Казакова: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга». (слайд 8)

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Благородство проявляется и в умении прощать того, кто нас обидел. Поэт Р.Гамзатов писал:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать его покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать его покуда не спеши.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Как стать нравственным человеком? Это сложно. Тем более в наше непростое время. (слайд 9)

В нашей стране очень печальна статистика, свидетельствующая о росте преступлений, о переполненных тюрьмах, массовых насилиях, заказных убийствах и террористических актах.

Невероятной жестокостью пронизаны многие фильмы. Почему из–за рубежа мы берем не положительное, а отрицательное? Один американский политолог сказал: «Вы хотите подражать нам, но, вместо того, чтобы перенять лучшее, вы, перепутав краны, включили вместо водопровода канализацию».

В самом деле, мы не стараемся перенять усердную учебу, добросовестный труд, умение держать слово, любовь к чистоте своего тела, жилища, улицы, города; гордость за свою страну, уважение к государственным символам, доброе и заботливое отношение к старикам и инвалидам.

И глядя в телевизор, я все чаще ловлю себя на мысли, что наши дети хотят получить как можно больше удовольствия при минимальном труде и ответственности, а лучше и вообще без них.

А как же доброта и сочувствие, любовь к справедливости, участие и забота о других? Неужели они умерли? (слайд 10)

Мне хочется рассказать вам об одной болезни. Она называется «госпитализм». В больнице умерла девочка, умница и любимица всего персонала. Несчастное «отказное» дитя, которому было 3 года, скончалось от этой болезни. И она не первая и, наверное, не последняя. Эта болезнь развивается от того, что ребенка просто некому приласкать, спеть песенку, поцеловать на ночь. При всей любви к ней санитарок, им было не до ребенка, когда столько забот; главное, чтобы он был накормленный и сухой. Но весь персонал был в шоке. Умереть от невнимания. Разве это не страшно?

Все в мире строится на добре.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго – добро,

От злого – зло родится.

У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека – творить добро. (слайд 11)

Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. Подумайте, способны ли вы:

– простить обиду;

– поделиться последним с другом;

– уступить слабому;

– пожертвовать незнакомому человеку;

– заботиться о стариках;

– помочь;

– утешить.

Это высокие качества и им нужно учиться. Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.

Постарайся в течение этой недели сделать 7 добрых дел для других. (см. приложение 1, Сделай доброе дело)

Мы все живем среди людей, зачем жить бесполезно, ведь жизнь складывается из хороших поступков, и в старости тебе будет о чем жалеть или не жалеть. (слайд 12)

Стремясь помочь людям понять свое благородное человеческое предназначение, английский писатель Р.Киплинг написал стихотворение «Заповедь».

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы – не снисходи до них,

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос – лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить в радостной надежде

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том;

Умей принудить нервы, сердце, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже все пусто, все сгорело,

И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег –

Тогда весь мир ты примешь как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек.

Пусть трудно быть человеком с большой буквы, но в этом и есть смысл жизни. (слайд 13)

Мне остается только пожелать, чтобы вы стали настоящими, высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Человеческие ценности iconУрок самопознания в 11 классе Тема: Ценности и цена
«ценность», «общечеловеческие ценности», «духовные ценности», «материальные ценности»
Тема: Человеческие ценности iconРеферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры»
Духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами...
Тема: Человеческие ценности iconРабочая программа образовательного курса "Основы общей культуры"
Мир вокруг быстро меняется, в том числе и человеческие ценности. Сегодня нам приходится сталкиваться с кризисом духовности, с дисгармонией...
Тема: Человеческие ценности iconРабочая программа по курсу «Краеведение» составлена для обучающихся...
Таким образом, необходимо подвести детей к пониманию, что есть вечные, незыблемые человеческие ценности, и именно они должны быть...
Тема: Человеческие ценности icon«Действительный человек есть ряд его деяний. Если совокупность его...
...
Тема: Человеческие ценности icon«Действительный человек есть ряд его деяний. Если совокупность его...
...
Тема: Человеческие ценности iconСемья, семейные ценности
Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье;...
Тема: Человеческие ценности iconУрока Тема 1 Тема: «Ценности нашей жизни. Знание»
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» апк и ппро вариант для апробации
Тема: Человеческие ценности iconТема школы: Формирование ценности образования в адаптивной системе...
Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность
Тема: Человеческие ценности iconХарактеристика учебного
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования...
Тема: Человеческие ценности iconТема урока Планируемые результаты
Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Тема: Человеческие ценности iconТема: «Семья и семейные ценности»
Формирование умения работать с новой информацией (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать)
Тема: Человеческие ценности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная цель воспитательной системы школы ориентация развивающегося ребёнка на общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности...
Тема: Человеческие ценности iconИностранный язык в формировании мультикультурного сознания студентов
Этническая культура должна содержать нравственные ценности, которые называют общечеловеческими. Это любовь к ближнему, доброта, отзывчивость,...
Тема: Человеческие ценности iconБиблиотека
«Школа – это прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения», часто повторял
Тема: Человеческие ценности iconУрок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема
Л: осознание ценности русского языка и богатства его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск