МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии и культурологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Профессиональная этика» Направление подготовки
020400.62 «Биология» Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения
очная
Сыктывкар
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Цели освоения учебной дисциплины 4
Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата 4
Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины 4
Структура учебной дисциплины 5
Образовательные технологии 5
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7
Самостоятельная работа студентов 7
Темы практических занятий 9
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 13
Вопросы к зачету 14
Приложение 1. Тест для самопроверки знаний 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии и культурологии
УТВЕРЖДЕНО
на заседании учебно-методической
комиссии института
«___» _____________20__г.
Протокол №____ Председатель УМК___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Профессиональная этика Направление подготовки
020400.62 «Биология» Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения
очная Блок дисциплин: Б.1.ДВ.1
Семестр: 2.
Всего учебных занятий - 72часа, 2 зачетные единицы.
В том числе:
Аудиторные: 28 часов, 1зачетная единица, из них:
Лекции – 14 часов, 0,5 зачетных единиц;
Практические занятия – 14 часов, 0,5 зачетных единиц;
Самостоятельная работа – 40 часов, 0,9 зачетных единиц;
КСР – 4 часа;
Интерактивные формы – 28 часов;
Промежуточный контроль – зачёт.
Сыктывкар
2012
1. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Профессиональная этика» - формирование у обучающихся ценностно ориентированной системы базовых знаний о фундаментальных основах человеческой жизни для подготовки к добросовестному исполнению профессиональных обязанностей и решению профессиональных задач в соответствии с научно-исследовательским, научно-производственным проектным, организационно-управленческим и педагогическим видами профессиональной деятельности. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Профессиональная этика» (Б.1.ДВ1.) относится к дисциплинам по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла.
Содержание дисциплины «Профессиональная этика» является базовым и необходимым для дисциплины «Основы биоэтики».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В ходе изучения дисциплины формируются общекультурные компетенции ОК – 4 и ОК - 7:
- выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);
- использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7); В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
•Знать:
- основные этические понятия и категории (ОК-1,ОК-7);
- этические концепции, отражающие различные перспективы нравственного развития (ОК - 1);
- понятие этикета, его роль в жизни общества (ОК-1). •Уметь:
- оценивать факты и явления с этической точки зрения (ОК-1, ОК - 7);
- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях (ОК-1, ОК-7). •Владеть:
- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали (ОК-1, ОК - 7);
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72часа.
Календарно-тематический план
№ п/п
|
Наименование разделов, тем
(краткое содержание)
| Семестр
| Неделя
семестра
| Количество часов по учебному плану
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям)
| Формируемые компетенции
| Максимальная нагрузка (в час.)
| В том числе
| Лекции
| Практические
занятия
| Самостоятельная работа
| 1.
| Этика как наука о морали и явление духовной жизни.
Объект и предмет этики, методы. Термины «этика», «мораль» и «нравственность» их этимологическое родство и исторически сложившееся различие. Структура и функции этики. Ситуации морального выбора.
|
| 1-2
| 10
| 2
| 2
| 6
| Анализ ситуации морального выбора
|
| 2.
| Сущность, функции и структура нравственности
Мораль: сущность, структура, функции. Основные проблемы теории морали. Особенности моральной регуляции.
|
| 3-4
| 4
| 2
|
| 2
|
|
| 3.
| Основные нравственные принципы и Профессиональная этика
Эпикуреизм, гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, стоицизм, утилитаризм, категорический императив, эгоизм, этический нигилизм, этика ненасилия. Профессиональная этика : понятие, сущность, история развития, функции.
|
| 5-6
| 12
| 2
| 2
| 8
| Ролевая игра
|
| 4
| Основные моральные категории
Добро и зло как категории различения нравственного и безнравственного: принципы взаимодополнения и противоборства. Справедливость как форма оценки и принцип регуляции. Любовь как высшая нравственная ценность. Долг и совесть как контрольные механизмы морального сознания. Совесть. Честь и достоинство. Счастье. Свобода как основание нравственной ответственности. Свобода и ответственность как условие и показатель самореализации личности. Мера ответственности личности.
|
| 7-10
| 18
| 4
| 4
| 10
| 1.Разбор нравственных ситуаций
2.Написание эссе на тему «Любовь–высшая нравственная ценность»
3. Ролевая игра
|
| 5.
| Этикет как воплощение принципов нравственности
Понятие, виды, основные принципы этикета, его роль в жизни общества. Этикетные формы и нормы делового общения: принципы взаимодействия с коллегами, с начальством. Имидж.
|
| 11-17
| 24
| 4
| 6
| 14
| Тренинг
|
|
| КСР
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
| Итого: 72 часа
|
|
| 72
| 14
| 14
| 40
|
|
|
5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОВПО по направлению подготовки 020400.62 – Биология реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины и составляет 28 часов (40%).
Содержание учебной дисциплины
| Образовательные технологии
| Формы контроля
| Образовательные технологии
| Формы контроля
| Лекции
| Практические занятия
| Тема 1. Этика как наука о морали и явление духовной жизни
| Обзорная лекция с элементами проблемной лекции
|
|
|
| Тема 2. Сущность, функции и структура нравственности
| Лекция-информация с применением неигровой имитационной технологии ситуация-упражнение
| Решение ситуативных задач
|
| 1.Проверочная работа
2.Решение задач (учебных, логических)
| Тема 3. Основные нравственные принципы и Профессиональная этика.
| Лекция-конференция
| 1.Понятийный диктант
2.Решение проблемных ситуаций
3.Решение учебных задач с помощью метода аналогии
| Ролевая игра
| 1.Проверочная работа
2.Решение кейсов, состоящих из логических задач разного уровня сложности
| Тема 4. Основные моральные категории
| Лекция-конференция
| Доклад
| Работа в малых группах
| Решение ситуативных задач
| Лекция-конференция
| Доклад
| Метафорическая игра
| Решение ситуативных задач
| Тема 5. Этикет как воплощение принципов нравственности
| Обзорная лекция с элементами проблемной лекции и
с применением неигровой имитационной технологии ситуация-упражнение
| Выполнение ситуаций-упражнений
| Работа в малых группах
| Решение ситуативных задач
| Лекция-информация с применением неигровой имитационной технологии ситуация-упражнение
| Выполнение ситуаций-упражнений
| Тренинг
| Анализ тренинга
| Ролевая игра
| Анализ ролевой игры
| Работа в малых группах
| Решение ситуативных задач
| Зачет
|
|
|
|
| В интерактивной и активной форме
| 14 часов
|
| 14 часов
|
| 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 6.1. Самостоятельная работа студентов. Тема 1. Этика как наука о морали и явление духовной жизни
Для овладения знаниями конспект по плану (для обучающихся, пропустивших лекцию):
Определения этики как «науки о морали» и как «жизнеучения»
Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»: их этимологическое родство и исторически сложившиеся различия.
Объект и предмет изучения науки этики.
Структура науки этики.
Функции этики.
Ситуация морального выбора: характеристика, способы решения и примеры.
Литература.
Гусейнов А., Апресян Р. Этика. М., 2004.
Гусейнов А., Дубко Е.Д. Этика. М., 2003.
Конспект учебника: «Ситуация морального выбора. Фундаментальные признаки ситуации морального выбора». Шрейдер Ю.А. Этика. М., 1998.
|