Скачать 79.8 Kb.
|
Белорусский институт правоведения РЕФЕРАТ По дисциплине: «Права человека» На тему: «Свобода слова и свобода собраний в законодательстве Республики Беларусь» Подготовила: студентка 1-го курса, гр. № 2 Фак-т Международного права Козловская Виктория Олеговна Минск-2004 Свобода слова. Свобода информации. Свобода слова предполагает право думать независимо и иметь свои взгляды, убеждения, излагать и отстаивать их. Свобода информации базируется на экономической независимости, отсутствии цензуры, доступности средств массовой информации для представителей всех политических направлений и слоев общества. Поскольку общество никогда не образует интеллектуального единства и не может основываться на одной какой-либо идее, каждый из его членов может иметь собственное понимание тех или иных проблем. В демократическом обществе недопустимо воздействие на человека с целью принудить его к выражению своей позиции или отказу от неё. Следовательно, к числу важнейших составляющих свободы слова относится неправомерность любого преследования гражданина за выраженные им мысли, а также дискриминация граждан за высказанные ими мнения. Свобода слова включает в себя несколько взаимосвязанных составляющих.
Под СМИ понимаются специальные средства сбора, переработки и распространения информации. Ими являются радио, телевидение, газеты, журналы, книги, аудио- и видеозаписи. В некоторых странах Западной Европы, США, Канаде, Японии и др. к СМИ относят и Интернет.
Всеобщая декларация прав человека признала, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Следуя ст.19 Международного пакта:
Свобода слова закреплена и в региональных международных соглашениях. Самым значимым из них является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Статья 10 Конвенции содержит полный объём прав, позволяющих реально воспользоваться свободой слова. При этом Конвенция подчеркивает, что выражать свое мнение можно независимо от государственных органов и государственных границ. Трактовка свободы слова содержится в документах различных международных организаций, акцентирующих внимание на формах обеспечения свободы слова. Так, ООН по вопросам воспитания, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Декларации от 28.11.1978г. «Об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укреплении мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне» подтвердила: свобода СМИ – основа всех других свобод. В документе также говорится о необходимости обеспечивать права журналистов и других представителей СМИ, в том числе и на доступ к информации. Важные международные нормы о свободе слова также содержат: Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.), Парижская хартия для новой Европы (принята на Совещании глав государств и правительств государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 21 ноября 1990г.), Хартия закрепляет свободу выражения своего мнения. Будапештский документ в рамках ОБСЕ от 4 декабря 1994г. (в Совещании принимала участие представительная делегация Республики Беларусь) подтверждает: свобода выражения мнения является правом человека и основным компонентом демократического общества. В этом отношении независимые и плюралистические СМИ также являются необходимым условием свободного и открытого общества и обеспечения подотчётности органов государственного управления. Европейский суд по правам человека постоянно подчеркивает роль прессы в государстве и считает, что требуются усиленные привилегии и особые обязанности для прессы для того, чтобы она могла исполнять свою двойную роль поставщика информации и общественного сторожа. Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому гражданину своду взглядов, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. При этом монополизация СМИ государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (ст. 33). Следует отметить, что в литературе часто не делают различия между понятиями «свобода выражения мнения» и «свобода слова». Для этого есть основание. Мнения и убеждения человека являются частью его внутреннего мира. Однако мало кто желает держать свои мысли при себе. Выразить их можно прежде всего посредством слова. В этом случае «свобода выражения мнения или убеждения» и «свобода слова» тождественны. Печать и другие СМИ являются формой реализации свободы слова. Поэтому часто прессу рассматривают как основное орудие борьбы за свободу слова и демократию, основное назначение которой – обеспечение прав и свобод человека. Право на свободу слова неотделимо от права свободно искать, получать и распространять информацию. В настоящее время широко признается, что общественность имеет право доступа к имеющейся у правительства информации. Нет никакого сомнения в том, что потребность в самоуправлении, строящемся на осведомлённости и стремлении предотвратить коррупцию, представляет для общества огромную ценность. Естественно, что демократия работает лучше в условиях, когда народ имеет ясное представление о деятельности своей власти. В современных демократических странах общественный доступ к правительственной информации обеспечивается двумя способами:
Использование свободы слова в то же время налагает особые обязанности и ответственность и сопряжено с определенными законными ограничениями, призванными исключить злоупотребления рассматриваемым правом. Например, для разжигания национальной розни, подстрекательства к совершению преступлений, оскорблений и клеветы в отношении других лиц. Европейский суд по правам человека признает, что пределы приемлемой критики в отношении политического деятеля могут быть шире, чем в отношении частного лица, так как политик сознательно идет на то, чтобы его деятельность и идеи стали достоянием общественности. Статья 34 Конституции РБ гарантирует гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину РБ возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Как правило, для граждан наиболее доступным способом получения и распространения информации служат печатные и электронные СМИ. При этом важной гарантией свободы слова является закрепленный в Законе РБ «О печати и других СМИ» механизм реализации права на информацию. Норма об обязанности государственных органов, организаций, общественных объединений и их должностных лиц предоставлять журналисту информацию (ст. 32), содержит также положения о форме запроса, о сроках предоставления информации, порядке отсрочки и отказа в информации. Так, редакции могут запрашивать информацию в устной или письменной форме. Информация должна быть предоставлена в течение 10 дней. Отказ в предоставлении информации можно обжаловать. В законе четко оговорены случаи, когда в предоставлении информации может быть отказано: если сведения составляют государственную, коммерческую либо специальную охраняемую законом тайну. Например, ст. 32 Закона о печати допускает отказ в предоставлении запрашиваемой информации, если она имеет сведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную спец. охраняемую законом тайну. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций Большинство современных конституций закрепляет формы политической активности граждан, как свобода собраний, митингов, демонстраций и пр. Проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирование являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни. Свобода собраний предполагает возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть закрыт устроителями. Митинги – разновидность собраний, проводимых под открытым небом. Демонстрации проводятся в виде движения по улицам определенными маршрутами с плакатами и транспарантами. Пикетирование – выражение своего отношения к чему-либо групп людей. Указанными политическими свободами граждане пользуются как в интересах развития своей личности, самовыражения и самоутверждения, так и для активного участия в решении важных общественных вопросов. Однако такая деятельность должна осуществляться мирным путем в целях обеспечения прав и свобод других граждан. Согласно ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям. Исключение составляют ограничения, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. В Беларуси порядок проведения митингов, демонстраций и уличных шествий регламентируется специальным Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании». В соответствии с положениями Закона заявление о намерении провести собрание, митинг, уличное шествие, демонстрацию и пикетирование подается их организаторами в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение мероприятия. Заявление подается в письменной форме не позднее, чем за пятнадцать дней до намеченной даты проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования. В заявлении указываются:
Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязан рассмотреть заявление и не позднее, чем за пять дней до даты проведения мероприятия, в письменной форме сообщить организатору о принятом решении. В решении должно быть указано о разрешении или запрещении проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, а также мотивы, по которым проведение данного мероприятия запрещено. Решение руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о запрещении собрания и т.д. может быть обжаловано в суде. |
Реферат по теме: «Права и свободы гражданина и человека» Жизнь не по закону, а по «понятиям» чрезвычайно опасный феномен, препятствующий проведению демократических преобразований в стране.... | Свобода в деятельности человека ... | ||
Курсовая работа по дисциплине: Общая теория права на тему: «Источники права Республики Беларусь» Все большее использование в качестве источников права приобретает договор. Существуют различные подходы к перечню источников права... | Свобода науки: права человека и демократия Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа | ||
Модуль «основы светской этики» Урок «свобода и моральный выбор» Цель урока: проанализировав понятие «свобода» и связанное с ним понятие «моральный выбор», прийти к выводу о том, что только от человека,... | Модуль «Основы светской этики» Тема актуальна т к понятие свобода и выбор своих действий, поступков не всегда понимается детьми правильно. Необходимо показать,... | ||
Классификация прав человека Международные стандарты в области прав... При этом, сам термин «права человека» предусматривает наличие общих основополагающих гуманистических принципов, таких как свобода,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема актуальна т к понятие свобода и выбор своих действий, поступков не всегда понимается детьми правильно. Необходимо показать,... | ||
В. Д. Губин Свобода во все века была главной ценностью человека,... А главное – нужно признать, что нет никакой единой цели, к которой бы двигалось все человечество, и каждый шаг вперед может увеличить... | Республики беларусь В целях установления единой правоприменительной практики, руководствуясь статьей 18 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных судах... | ||
Анализ работы школы гу сош п. Свобода за 2003 2004 учебный год Гу сош поселка Свобода завершила свой 74 учебный год. Характерной чертой нашей жизни и работы вот уже в течение ряда последних лет... | Гражданский кодекс республики беларусь Законом Республики Беларусь от 18. 05. 2007 n 233-З; в ред. Законов Республики Беларусь от 20. 06. 2008 n 347-З, от 28. 12. 2009... | ||
Уроки: Афонона Е. И. История Молчанова С. В. Обществознание: «Свобода в деятельности человека.(урок проектов)»10- 30. 01. 13 г. 3,6уроки | Республики беларусь и комитета по архивам и делопроизводству при... Утвердить перечень документов, образующихся в деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, подчиненных... | ||
Выписка из положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта... | Введение Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта... |