Скачать 233.11 Kb.
|
Свобода науки: права человека и демократия К основным правам человека относится и свобода науки. По мнению автора публикуемой ниже статьи, в Конституции России и в будущих законодательных актах должны найти наиболее полное отражение положения о свободе науки и научного творчества, статусе научных работников и академической свободе. © РАССУДОВСКИЙ Владимир Александрович — доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН. Freedom of Science: Human Rights and Democracy The main human rights concerns and the freedom of science. According to the author of published articles below, in the Russian Constitution and legislation in the future to find the most complete reflection of the provisions on freedom of science and scientific creativity, the status of researchers and academic freedom. © RASSUDOVSKY Vladimir Aleksandrovich - Doctor of Law, Senior Fellow, Institute of State and Law Sciences. Я Естественноисторическое развитие общества свидетельствует о том, что внутригосударственное насилие постепенно отходит на задний план, а государство все больше ориентируется на общечеловеческие ценности, становится важнейшим фактором общественного благополучия. Оно воспринимается как средство социального компромисса, как сумма функций, главная из которых — обеспечение максимальной свободы личности. Конституционное (правовое) государство не просто подчиняется закону, а действует при верховенстве права: конституция (Основной закон) ограничивает власть правом и организует ее таким образом, чтобы она не могла нарушать действие исторически складывающихся механизмов развития общества. Идеал свободы в юридическом воплощении должен быть понятным каждому гражданину. Свободное общество — это общество личной, экономической и политической свободы. Личная свобода гарантируется соблюдением Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1948 г.), в которой в концентрированном виде выражены высшие ценности мировой цивилизации, экономическая — возможностью выбора форм собственности, политическая — господством права. К числу основных прав человека относится и свобода науки. Названный институт можно анализировать с двух позиций: отправляясь от фундаментальных представлений о правах, свободах и обязанностях граждан или от социальных функций науки и научной политики государства. В статье затронуты обе стороны проблемы, за исходный пункт принят правовой статус личности. Во Всеобщей декларации прав человека утверждается: "1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни обще- © РАССУДОВСКИЙ Владимир Александрович — доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН. В.А. Рассудовский 16 ства, наслаждаться искусством, участвовать, в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является" (ст. 27). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах содержится положение о том, что государства должны принимать Меры, необходимые для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры (ст. 15). Трактовка свободы науки и научного творчества как элемента правового статуса личности дана в конституциях ряда стран. Приведем выдержки из них1. . / "Искусство и наука свободны, как и свободно их преподавание" (ст. 33 Конституции Итальянской Республики). "Искусство и науки свободны. Свобода преподавания не освобождает от верности Конституции" (ст. 5/3/ Основного Закона Федеративной Республики Германии). "Граждане Китайской Народной Республики пользуются свободой научно-технической деятельности, литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры" (ст. 47 Конституции КНР). "1. Венгерская Республика уважает и поддерживает свободу научной жизни и художественного творчества, свободу получать знания и вести обучение. 2. Принимать решения в вопросах научной истины, определять научную ценность исследований правомочны исключительно деятели науки" (§ 70 "ж" Конституции Венгрии). "Гарантируется свобода научной деятельности" (ст. 23 Конституции Японии). Конгресс США призван "поощрять развитие наук и ремесел, обеспечивая на определенный срок авторам и изобретателям исключительное право на произведения и открытия" (раздел 8 Конституции США). В некоторых конституциях принцип свободы научного творчества изложен в контексте идеи государственной поддержки творческой деятельности и ее служения народу. "1. Творчество в области науки, искусства и культуры служит народу. 2. Государство проявляет особую заботу о развитии науки, искусства и культуры, создавая высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, книгоиздательства, библиотеки, музеи, художественные галереи, театры, кинотеатры, систему радиовещания и телевидения" (ст. 46 Конституции Болгарии). "Государство вместе общественными организациями всемерно поддерживает творческую деятельность в науке и искусстве, стремится к постоянному расширению и углублению образованности трудящихся и к их активному участию в научном и художественном творчестве и заботится 1Текст конституций цитируется по официальным источникам информационных фондов Института государства и права РАН. Свобода науки: права человека и демократия 17 о том, чтобы результаты этой деятельности служили всему народу" (ст. 16/2/ Конституции ЧСФР). В ряде конституций закрепляется обязанность государства обеспечивать развитие науки, поощрять и поддерживать научную деятельность. "Республика содействует развитию культуры, а также научных и технических исследований" (ст. 9 Конституции Итальянской Республики). "Польская Республика заботится о всестороннем развитии науки, опирающейся на передовые достижения человеческой мысли и прогрессивной польской мысли, — науки на службе нации" (ст. 74 Конституции Польши). В соответствии с Основным Законом ФРГ законодательная компетенция Федерации и земель распространяется на "регулирование помощи в области культуры и содействие научно-исследовательской работе" (СТ. 74). Законодательные нормы о свободе научного творчества и функциях государства по отношению к науке содержатся в конституциях СССР (ст. 26 и 47) и РСФСР, (ст. 26 и 45). Гражданам гарантируется свобода научного и технического творчества, которая обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности. Государство призвано создавать для этого необходимые материальные условия, способствовать планомерному развитию науки и подготовке научных кадров, организовывать внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни. В соответствии с конституциями права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством. Приведенный материал свидетельствует, что законодательные установления о свободе науки лаконичны и трудно поддаются каким-либо новациям. Однако в преддверии подготовки новой Конституции России необходимо проанализировать юридические аспекты свободы науки с тем, чтобы помочь выработке законодательных предположений, отвечающих современным представлениям. Свобода науки включает: свободу научного творчества и право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности, интеллектуальную свободу мысли и социальную ответственность ученых, социально-правовой статус научных работников, академическую свободу (автономию и независимость академий наук, университетов и научно-исследовательских институтов). Свобода научного и технического творчества есть предоставленная гражданину возможность самостоятельного выбора профессии или сферы научно-технической деятельности, пользуясь при этом благоприятными условиями, которые созданы для развития индивидуальных дарований и раскрытия творческих способностей. Свобода творчества полноценно реализуется в авторстве на продукт творческой деятельности. Благодаря юридическому признанию за конкретным лицом факта принадлежности ему определенного результата В.А. Рассудовский 18 творческой деятельности появляется правоотношение авторства. Для создателя духовного продукта в нем заключена возможность именовать себя автором, индивидуализируя результат своего труда. Такая возможность — мощный стимул творческой инициативы. Автор признается субъектом права интеллектуальной собственности, которое находится под особой охраной закона (подробнее см. [1]). Однако было бы неправильно сводить реализацию свободы творчества только к авторским и изобретательским правоотношениям. Конституционное право на свободу творчества принадлежит всем гражданам, права авторства — лишь лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства, изобретения в технике, сделавшим научные открытия. Творческая деятельность может и не завершиться появлением охраноспособного результата. Поэтому смысл и назначение свободы творчества не столько в создании авторских произведений и иных охраноспособных (с точки зрения гражданского права) результатов творческого труда, сколько в развитии целенаправленной и общественно полезной деятельности граждан страны, реализующих свои способности и дарования. Проблематично не только реальное и полнокровное обеспечение свободы научного творчества со стороны государства, но и охрана права на творческую свободу. В принципе права и свободы должны защищаться в судебном порядке, поскольку именно правосудие — наиболее эффективное средство защиты субъективных прав личности. Однако урегулирование конфликтов в творческой среде зачастую находится вне сферы гражданского судопроизводства, связанного преимущественно с защитой частно-правовых интересов и с некоторыми спорами по сугубо административным делам. Реально о судебной защите свободы творчества можно говорить лишь применительно к спорам, вытекающим из права интеллектуальной собственности. Поэтому защита свободы научного творчества в широком контексте определяется в основном способностью самого научного сообщества и научной среды к выработке необходимых мер воздействия на тех, кто препятствует проявлению и реализации творческой свободы или злоупотребляет правом в данной области. Интеллектуальная свобода научной мысли выражается в способности творческой личности к постановке научных проблем, выдвижению' гипотез, обоснованию теорий, выводов, прогнозов и т.п. Выбор объектов творчества и методов научных исследований зависит от способностей, дарований, склонностей, воли, желаний, инициативы. В конечном счете личность сама решает, в какой сфере духовной деятельности проявить себя. Равным образом осуществляется и выбор наиболее результативных методов, которые позволяют полнее и глубже раскрыть сущность изучаемых объектов, добиться реализации сознательно поставленной цели научного поиска. Рекомендация ЮНЕСКО о статусе научных работников, принятая 29 ноября 1974 г., предлагает государствам " стремиться создавать условия, в которых научные работники при поддержке со стороны государстве Свобода науки: права человека и демократия 19 ных органов обладали бы ответственностью и правом: а) трудиться в духе интеллектуальной свободы поиска, развивать и защищать научную истину в том виде, как они ее понимают; б) содействовать определению целей и задач программ, которыми они занимаются, и определению методов, которые следует принять и которые должны быть гуманными и соответствовать требованиям социальной и/экологической ответственности; в) свободно выражать свое мнение по поводу гуманности, социальной или экологической ценности определенных проектов и в качестве крайнего средства отказываться от работы по этим проектам, если это продиктовано им их совестью; г) вносить позитивный и конструктивный вклад в здание науки, культуры и образования своей собственной страны, а также для достижения национальных целей, повышения благосостояния своих сограждан, поддержки международных идеалов и целей Организации Объединенных Наций" [2, ст. 14]. История советской науки знает немало случаев подавления интеллектуальной свободы мысли и преследования искателей научной истины. Превращение науки в арену идеологической борьбы, грубое и продолжительной насилие над ее свободным развитием, репрессии против ученых, — все это трагически обернулось и для науки, и для общества. Наш исторический опыт показывает всю опасность административного вмешательства в научную жизнь и свидетельствует против политического и идеологического контроля над научным поиском. Осмысливая причины подавления интеллектуальной свободы науки, приходится признать и пагубную роль внутринаучных факторов — отступление от нравственных и моральных норм, искажение мировоззренческой и культурной платформы некоторых ученых. Принцип свободы мысли и творческой деятельности в науке, конечно, не следует возводить в абсолют. Необходимо правильно представлять характер имеющихся здесь ограничений. Свобода научной мысли ограничена лишь степенью освоения навыков абстрактного мышления, обобщений и т.п, да необходимостью использования творческого-насле-дия предшественников. Свобода выбора объектов творчества и методов научных исследований имеет уже ограничения объективного характера, связанные с условиями найма и требованиями трудового законодательства. Поскольку научная работа выполняется по планам и программам, приобретающим характер служебных заданий, объекты и методы исследований во многом определяются соответствующими предписаниями с учетом условий в научных коллективах. Свобода выбора дополняется самодисциплиной, в связи с чем можно вспомнить слова Джона Бернала; "В науке человек сознательно научается подчинять свои цели общим, не теряя при этом своей индивидуальности или своих личных достижений..." [3]. Кроме того, свобода научной деятельности тесно увязывается с требованиями социальной и экологической ответственности. Ни научное знание, ни ученый как субъект познания не существует вне общества, причем их связь с обществом становится все теснее. Изме- В.А. Рассудовский 20 нение социальной ориентации науки усилило ответственность ученых перед обществом, а все большая ее гуманизация ставит перед ними новые этические проблемы. Социальная ответственность ученых существовала всегда, но ее роль повышалась вместе с ростом значения науки в обществе. Ученые осознавали свой высший долг— служить истине, а, следовательно, нести ответственность за истинность и достоверность полученного знания. Но есть и другой "завет" науки — полезность научных изысканий для общества. Ученый обязан всегда помнить о возможности отрицательных последствий результатов своих исследований и искать эффективные способы контроля за использованием научного знания. Ученые — это часть общества, глубоко понимающая проблемы его развития. Общество вправе требовать от них сознательного и активного участия в решении всех проблем. Необходимо обратить внимание на социальную ответственность yчeного в условиях милитаризации науки. Следует отвергнуть опасную точку зрения, будто использование науки в военных целях стимулирует научные исследования и обеспечивает экономический рост. Ученые должны говорить о тех неисчислимых опасностях, которые несет человечеству современная война, с помощью неопровержимых аргументов показывать, что решение проблем, стоящих перед мировым сообществом, может быть найдено лишь на путях мира и сотрудничества. Социальная ответственность отражает различные типы связей между людьми в обществе, принимая форму либо юридической, либо моральной ответственности. Для науки и ученых характерна преимущественно моральная ответственность и в меньшей мере — юридическая, предполагающая наличие правонарушения, вины лица и применение соответствующих санкций. Проблема социальной ответственности науки может быть правильно поставлена и решена именно в позитивном плане, через внутренние механизмы ее саморазвития и самоорганизации, настройки на потребности общества и отчетности перед ним. Понятый в таком смысле социальный институт науки должен включать систему надежного критического анализа научного потенциала, независимую общественную экспертизу принимаемых планов, программ и проектов, а также научно-общественные органы для разрешения спорных вопросов между учеными и обществом, конфликтов в самой научной среде. В современных условиях необходим постоянный диалог между наукой и властью, между учеными и политическими руководителями, на основе взаимного уважения сторон. При этом надо иметь в виду, что стремление вывести науку из-под всякого контроля может легко превратиться в свою противоположность — в корпоративную замкнутость, в атмосфере которой способна проявиться социальная безответственность ученых. Объективно проблема состоит не в полной эмансипации науки от детерминирующих ее социальных факторов, а в демократизации и наиболее полной реализации ее гуманистических функций. Свобода науки: права человека и демократия 21 Права научных работников, будучи связаны с правами человека в широком смысле, обладают существенными особенностями. Для ученых важны профессиональные права, поскольку из-за их несоблюдения страдает научная работа. В Декларации прав научных работников, принятой Всемирной федерацией научных работников, указывается, что деятельность ученых должна осуществляться в благоприятных условиях и быть организована таким образом, чтобы их время и энергия не тратились впустую [4]. В частности, не следует требовать, чтобы они придерживались жесткого графика там, где это может вредно отразиться на ходе работы в целом, учитывая активное участие в ней технического персонала. В Рекомендации ЮНЕСКО о статусе научных работников отмечается, что необходимо избегать рутины в их деятельности, формулировать и толковать условия найма и труда со всей разумной гибкостью, желательной для удовлетворения требований науки и техники. Эта гибкость, однако, не должна использоваться для того, чтобы навязать ученым условия, менее благоприятные, чем те, которые имеют другие сотрудники равной квалификации, несущие аналогичную ответственность [2, ст. 41]. Перспективы научного роста, повышения квалификации и связанного с ним профессионального продвижения весьма существенны для ученых. Они заинтересованы в официальном признании своей научной квалификации, выраженной в дипломах, аттестатах и иных правоустанавливающих документах. В какой-то мере академическая градация статуса по ученым степеням и званиям носит формальный характер. В то же время не следует противопоставлять формальные критерии действительным успехам или неудачам в творчестве. В Рекомендации ЮНЕСКО подчеркивается, что доступ к более ответственным должностям должен предоставляться на основе "справедливой и реалистической оценки способностей соответствующих лиц, о чем свидетельствует их текущая или последняя работа, а также на основе официального или академического свидетельства о полученных знаниях или проявленных ими навыках" [2, ст. 28]. Свобода публикации научных результатов — неотъемлемое право ученого. В Рекомендации ЮНЕСКО указано, что государства призваны поощрять и содействовать публикации научных результатов, чтобы помочь научным работникам приобрести заслуженную репутацию [2, ст. 35—37]. Государствам рекомендуется максимально сокращать ограничения, связанные с правом ученых на публикацию. Обычно ограничения такого рода обусловлены охраной государственных и служебных (коммерческих) тайн. Особенно распространена секретность на результаты исследований в военной области. Остается надеяться, что придет время, когда в этом более не будет нужды. Гласность — непременное условие эффективной исследовательской работы. Исходя из универсальности науки и ее объективности, можно поставить под сомнение любые попытки монопольного присвоения на- В.А. Рассудовский 22 учных знаний, которые должны без всяких оговорок передаваться в распоряжение всего общества. Право на интеллектуальную собственность — не преграда на этом пути. Автор сам прежде всего заинтересован в публикации и распространении результатов своей работы. К сожалению, в нашей стране мощность издательской базы науки совершенно не соответствует масштабам научной деятельности. Значительная доля научного продукта передается в систему коммуникаций не в литературно-научной форме (издание), а в документальной, в виде рукописей, использование которых осуществляется путем депонирования. Тем самым ослабляются гарантии права научного работника на самовыражение. Заметим, что нивелирование творческого вклада и обезличивание результатов исследований противопоказаны науке. Не случайно новые, "индустриальные" формы ее организации вызывают озабоченность ученых. Анонимный характер производства научной информации отрицательно сказывается на ответственности, инициативе, снижает роль моральных факторов в деятельности ученых. В реальной действительности право ученого опубликовать свой труд ограничивают и некие "внутринаучные" преграды. Вроде бы ясно, что подобные работы не подлежат цензуре. Однако в журналах и издательствах существует практика рецензирования, и зачастую отрицательные отзывы получают как раз материалы, содержащие новые выводы и результаты, не укладывающиеся в привычные постулаты. Так, труд академика Л.В. Канторовича "Экономический расчет наилучшего использования ресурсов" был написан в 1942 г., но получил отрицательные отзывы. Спустя 12 лет рецензент — академик С.Г. Струмилин не рекомендовал его к публикации, считая, что он не соответствует общепринятой точке зрения, хотя и может использоваться в плановых расчетах. И только в 1959 и I960 г. книга вышла двумя изданиями, была переведена на многие иностранные языки. За нее Л.В. Канторович в 1975 г. удостоен Нобелевской премии по экономике. Другой пример. Крупнейший химик-аналитик Б.П. Белоусов в 1951 г. сделал выдающееся открытие: зафиксировал колебательный процесс в химических реакциях. Однако его статья об этом явлении получила отрицательный отзыв рецензента. В 1959 г. он сумел опубликовать краткий реферат в малоизвестном медицинском сборнике, по ссылкам на который в зарубежных работах и узнали об открытии ученого. Полный же текст статьи увидел свет спустя 11 лет после смерти Б.П. Белоусова (он умер в 1970 г.). Универсальным способом оформления итогов научной работы является составление отчетов, которые представляют собой служебные документы и одновременно объекты авторского права. Но отчеты не издаются, а лишь депонируются а информационных фондах, поэтому авторы реализуют свое право на публикацию, обращаясь в редакции научных журналов и книжные издательства. Однако многие монографии носят узкоспециализированный характер, выпускаются небольшими тиражами и не могут принести издателю желаемую прибыль. Неудивительно, что Свобода науки: права человека и демократия 23 определенные гарантии публикации имеют лишь те ученые, которые работают в учреждениях, располагающих собственной издательской базой. Особенно осложняются авторские правоотношения на стадии использования произведения, когда решаются вопросы о признании его полезным обществу и заслуживающим распространения. Зачастую именно здесь подвергается практическому испытанию сам принцип свободы творчества, который должен обеспечить автору возможность донести результат своего труда до широкого круга потребителей духовной продукции. Хотя автор и обладает монопольным правом на продукт своей творческой деятельности, оценка произведения происходит не путем какого-либо соглашения между ним и организацией-пользователем, а в одностороннем порядке. И если не все произведения принимаются, то это вовсе не означает, что чья-то свобода творчества ограничивается. Но в делах такого рода недопустимы произвол, игнорирование особенностей творчества. Необходимо поставить заслон, в том числе и правовой, как авторскому своеволию, так и некомпетентным, поверхностным, субъективистским решениям о судьбах творческих произведений. Автор должен активно участвовать в оценке собственного произведения: ознакомиться со всеми полученными отзывами и рецензиями, отстаивать свои творческие позиции, обосновывать их, аргументировать свое отношение к спорным вопросам, заявлять возражения и т.п. Организации-пользователи обязаны делать все для того, чтобы выработать взаимоприемлемое решение — привлекать к оценке произведений и к разрешению спорных вопросов научную общественность, ведущих специалистов в данной области. Кроме того, авторам научных работ должна быть предоставлена возможность публиковать их или депонировать за счет собственных средств. Наука может успешно развиваться лишь в условиях широкого международного сотрудничества, постоянного обмена информацией, непосредственных контактов ученых и специалистов различных стран. Государство призвано всемерно поощрять международный обмен научной информацией, проведение встреч, симпозиумов и конференций, совместных исследовательских программ. Странам, где ощущается дефицит иностранной валюты (как в нашей стране) трудно реализовать право на выезд ученого для участия в международных мероприятиях. В последние годы многие из них направляются на работу и стажировку за рубеж на основе соглашений по научному обмену, контрактов, конкурсов и т.п. Но право на выезд нельзя отделить и от проблемы "утечки умов". В Рекомендации ЮНЕСКО записано, что государства должны "содействовать тому, чтобы большинство научных работников или молодых людей, стремящихся стать ими, находили поощряющие стимулы трудиться на благо своей страны и вернуться в нее в том случае, если они стремятся получить за границей часть своего образования, подготовки или опыта" [2, ст. 9]. Процесс свободного выезда граждан у нас только начинается и нужно сделать все, чтобы он принес пользу науке. Для этого, преж- В.А. Рассудовский 24 де всего, необходимо приблизить условия и обеспечение научной работы в нашей стране к уровню передовых западных стран. Приведенные выше ссылки на положения Рекомендации ЮНЕСКО о статусе научных работников сохраняют свою актуальности. В этом документе заложена общая идея, чрезвычайно важная для совершенствования национальных законодательств: принцип единства законодательного регулирования и оформления статуса научных работников, тесной взаимосвязи всех проявлений их прав и обязанностей по отношению к обществу и государству [5]. Однако в нашей стране все еще отсутствует на законодательном уровне единый нормативный акт, регулирующий статус научных работников. Правда, имеются разработки проекта такого закона. Желательно, чтобы эта работа не пропала даром и была завершена. Принцип академической свободы положен в основу организационной структуры науки. Он оформился в начале XIX в., когда в результате реформ, проведенных в Германии, университеты были секуляризированы и объявлены чисто научными учреждениями, в которых преподавание и исследовательская работа не контролировались извне. Институт академической свободы включал в себя корпоративное самоуправление, предоставление должностей на длительный срок, свободу преподавания и даже свободу студентов выбирать факультет и переходить с одного факультета на другой. Эта реформа была вызвана экономическими причинами и стала фактором утверждения профессионализма в науке: плата за преподавание позволяла вести научные исследования [6]. Принцип академической свободы имеет и более широкую интерпретацию, если связывается не только с самоуправлением, но и с гарантиями, обеспечивающими "единственно разумный способ существования фундаментальной науки: быть финансируемой не на основе ожидаемых результатов, а на доверии" [7]. Но все же главное в этом принципе — самоуправление и вытекающая из него свобода научных исследований. Науке изначально свойственна высокая степень самоуправления. В нашей стране после Октябрьской революции она стала составной частью народнохозяйственной системы, активным участником социалистических преобразований. Повысилась ее общественная роль, но в то же время наука попала под жесткий контроль государства, который ослаблял и зачастую устранял принцип самоуправления. В ней возобладали централизм и бюрократизация, поэтому кардинальной идеей сегодняшней ее перестройки стала демократизация на базе самоуправления. Именно идея самоуправления положена в основу реформы академической науки в стране. Указом Президента СССР от 23 августа 1990 г. Академия наук СССР была преобразована из высшего всесоюзного государственного научного учреждения в общесоюзную самоуправляемую организацию, действующую без какого-либо вмешательства государственных и иных структур [1]. Академии наук союзных республик стали вполне самостоятельными и независимыми от АН СССР. В этом же на- Свобода науки: права человека и демократия 25 правлении реформируется и высшая школа. В соответствии с Указом Президента СССР от 12 октября 1990 г. университетам и другим высшим учебным заведениям предоставляется (после аккредитации) статус самоуправляемых (автономных) организаций. В связи с изменениями государственного устройства страны после августовских событий 1991 г. возник вопрос о статусе Академии наук СССР в новых условиях. По инициативе самой Академии наук СССР, поддержанной руководством России, принят Указ Президента РСФСР от 21 ноября 1991 г. "Об организации Российской академии наук". Академия восстановлена как высшее научное учреждение России со статусом общероссийской самоуправляемой организации, действующей на основе законодательства РСФСР и собственного устава. Основополагающее значение имеет положение данного указа о том, что Российская академия объединяет не только своих членов, но и научных сотрудников учреждений академии. Включение в ее состав многотысячного коллектива научных сотрудников потребует нового подхода к формированию академии, к структуре и компетенции органов управления с учетом, в том числе, и рекомендаций Конференции ученых академических институтов, состоявшейся 10—12 декабря 1991 г. В конечном счете формирование обновленной Российской академии наук должно в полной мере отвечать требованиям демократизма и самоуправления. Очевидно и в новых условиях деятельность Российской академии наук будет базироваться на принципе все той же академической свободы: государство гарантирует академии стабильное базовое бюджетное финансирование, а она и ее научно-исследовательские учреждения передают государству и обществу безвозмездно результаты фундаментальных исследований. Понятно, что академии и ее институтам придется развивать исследования, результаты которых можно будет использовать на коммерческой основе. Это позволит расширить материальную базу, обеспечить лучшие условия для развития научных коллективов и социальной защиты ученых. Академическая свобода, основанная на идее самоуправления, имеет и более широкую трактовку, адекватную идее самоорганизации научного труда [9]. С точки зрения самоорганизации науки академическая свобода распространяется и на другие организационно-правовые формы проведения фундаментальных исследований, которые осуществляются в научных центрах, имеющих статус государственных учреждений, акционерных обществ и иных организаций, основанных на различных формах собственности. В этой связи представляет интерес правовое положение таких зарубежных организаций, как Национальный центр научных исследований Франции или Научное общество имени Макса Планка (ФРГ). Формируемая в стране рыночная экономика не может не ориентироваться на технический прогресс и новые технологии. А это означает, что увеличится спрос на наукоемкие и экологически чистые технологии, возрастет научная компонента в новых видах товарной продукции. В. А. Рассудовский 26 Прочные прямые связи с производством, заинтересованным в научных разработках, помогут фундаментальной науке обрести экономическую самостоятельность и свободу. В заключение еще раз подчеркну необходимость отражения, как в новой Конституции России, так и в будущих законодательных актах положений о свободе науки и научного творчества, статусе научных работников и академической свободе. Этому будет способствовать Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г. Согласно ст. 29(1), "свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом". В комитетах Верховного Совета России приступили к подготовке предложений по приведению законодательства в соответствие с положениями декларации. ЛИТЕРАТУРА
Законодательство ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.08.96 N 127-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу 10.08.2012) "О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"
Journal "Noosphere. Company. Man ' (Noosphere Civilization) Журнал «Ноосфера. Общество. Человек» (Ноосферная цивилизация) Zhurnal «Noosfera. Obshchestvo. Chelovek» (Noosfernaya tsivilizatsiya) http://noocivil.esrae.ru/ URL креатив-лицензия – ССС// http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/deed.ru Сайт-зеркало http://noocivil2012.jimdo.com/ Спутник Академии.Satellite of Academy http://rae2012.jimdo.com/ |
Реферат По дисциплине: «Права человека» На тему: «Свобода слова и... Свобода слова предполагает право думать независимо и иметь свои взгляды, убеждения, излагать и отстаивать их | Реферат по теме: «Права и свободы гражданина и человека» Жизнь не по закону, а по «понятиям» чрезвычайно опасный феномен, препятствующий проведению демократических преобразований в стране.... | ||
Классификация прав человека Международные стандарты в области прав... При этом, сам термин «права человека» предусматривает наличие общих основополагающих гуманистических принципов, таких как свобода,... | Свобода в деятельности человека ... | ||
Практикум «Защити свои права»1 Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан; подготовить ребят к изучению систем защиты прав... | «Права человека» Авторизованный реферат по курсу Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия... | ||
Модуль «основы светской этики» Урок «свобода и моральный выбор» Цель урока: проанализировав понятие «свобода» и связанное с ним понятие «моральный выбор», прийти к выводу о том, что только от человека,... | Модуль «Основы светской этики» Тема актуальна т к понятие свобода и выбор своих действий, поступков не всегда понимается детьми правильно. Необходимо показать,... | ||
Исследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа «демократия». Судя по всему, термин демократия, носивший оттенок недоброжелательности, употреблялся аристократами как эмоционально... | Урок права 9 класс. Тема «Права человека. Международные документы по правам человека» Знакомство с Конституцией рф, гл. Учебная игра с проблемным заданием «Как вы думаете?» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема актуальна т к понятие свобода и выбор своих действий, поступков не всегда понимается детьми правильно. Необходимо показать,... | В. Д. Губин Свобода во все века была главной ценностью человека,... А главное – нужно признать, что нет никакой единой цели, к которой бы двигалось все человечество, и каждый шаг вперед может увеличить... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать у учащихся представление о праве, целостности системы права и её элементах – отраслях права, институтах права, нормах... | Глобализация, государство, демократия: образ новой политической науки Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан; подготовить ребят к изучению систем защиты прав... | Пояснительная записка в современном мире право на образование рассматривается... Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Юнеско рекомендует рассматривать право... |