Свобода науки: права человека и демократия





Скачать 233.11 Kb.
НазваниеСвобода науки: права человека и демократия
Дата публикации16.07.2013
Размер233.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

Свобода науки: права человека и демократия


К основным правам человека относится и свобода науки. По мнению автора публикуе­мой ниже статьи, в Конституции России и в будущих законодатель­ных актах должны найти наиболее полное отражение положения о свободе науки и научного творчества, статусе научных работников и академической свободе.
© РАССУДОВСКИЙ Владимир Александрович — доктор юридических наук, веду­щий научный сотрудник Института государства и права РАН.
Freedom of Science: Human Rights and Democracy

The main human rights concerns and the freedom of science. According to the author of published articles below, in the Russian Constitution and legislation in the future to find the most complete reflection of the provisions on freedom of science and scientific creativity, the status of researchers and academic freedom.

© RASSUDOVSKY Vladimir Aleksandrovich - Doctor of Law, Senior Fellow, Institute of State and Law Sciences.
Я

Естественноисторическое развитие общества свидетельствует о том, что внутригосударственное насилие постепенно отходит на задний план, а государство все больше ориентируется на общечеловеческие ценности, становится важнейшим фактором общественного благополучия. Оно воспринимается как средство социального компромисса, как сумма фун­кций, главная из которых — обеспечение максимальной свободы лич­ности. Конституционное (правовое) государство не просто подчиняется закону, а действует при верховенстве права: конституция (Основной за­кон) ограничивает власть правом и организует ее таким образом, чтобы она не могла нарушать действие исторически складывающихся механиз­мов развития общества.

Идеал свободы в юридическом воплощении должен быть понятным каждому гражданину. Свободное общество — это общество личной, эко­номической и политической свободы. Личная свобода гарантируется соблюдением Всеобщей декларации прав человека (принята Генераль­ной Ассамблеей ООН 18 декабря 1948 г.), в которой в концентрирован­ном виде выражены высшие ценности мировой цивилизации, экономи­ческая — возможностью выбора форм собственности, политическая — господством права.

К числу основных прав человека относится и свобода науки. Назван­ный институт можно анализировать с двух позиций: отправляясь от фун­даментальных представлений о правах, свободах и обязанностях граждан или от социальных функций науки и научной политики государства. В статье затронуты обе стороны проблемы, за исходный пункт принят правовой статус личности.

Во Всеобщей декларации прав человека утверждается: "1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни обще-

© РАССУДОВСКИЙ Владимир Александрович — доктор юридических наук, веду­щий научный сотрудник Института государства и права РАН.

В.А. Рассудовский

16

ства, наслаждаться искусством, участвовать, в научном прогрессе и поль­зоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом науч­ных, литературных или художественных трудов, автором которых он яв­ляется" (ст. 27). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах содержится положение о том, что государства дол­жны принимать Меры, необходимые для охраны, развития и распростра­нения достижений науки и культуры (ст. 15).

Трактовка свободы науки и научного творчества как элемента право­вого статуса личности дана в конституциях ряда стран. Приведем выдер­жки из них1. . /

"Искусство и наука свободны, как и свободно их преподавание" (ст. 33 Конституции Итальянской Республики).

"Искусство и науки свободны. Свобода преподавания не освобождает
от верности Конституции" (ст. 5/3/ Основного Закона Федеративной Рес­публики Германии).

"Граждане Китайской Народной Республики пользуются свободой на­учно-технической деятельности, литературно-художественного творчес­тва и деятельности в других областях культуры" (ст. 47 Конституции КНР).

"1. Венгерская Республика уважает и поддерживает свободу научной жизни и художественного творчества, свободу получать знания и вести обучение. 2. Принимать решения в вопросах научной истины, опреде­лять научную ценность исследований правомочны исключительно деяте­ли науки" (§ 70 "ж" Конституции Венгрии).

"Гарантируется свобода научной деятельности" (ст. 23 Конституции Японии).

Конгресс США призван "поощрять развитие наук и ремесел, обеспе­чивая на определенный срок авторам и изобретателям исключительное право на произведения и открытия" (раздел 8 Конституции США).

В некоторых конституциях принцип свободы научного творчества из­ложен в контексте идеи государственной поддержки творческой дея­тельности и ее служения народу.

"1. Творчество в области науки, искусства и культуры служит народу. 2. Государство проявляет особую заботу о развитии науки, искусства и культуры, создавая высшие учебные заведения, научно-исследователь­ские учреждения, книгоиздательства, библиотеки, музеи, художествен­ные галереи, театры, кинотеатры, систему радиовещания и телевиде­ния" (ст. 46 Конституции Болгарии).

"Государство вместе общественными организациями всемерно под­держивает творческую деятельность в науке и искусстве, стремится к по­стоянному расширению и углублению образованности трудящихся и к их активному участию в научном и художественном творчестве и заботится

1Текст конституций цитируется по официальным источникам информационных фон­дов Института государства и права РАН.


Свобода науки: права человека и демократия

17

о том, чтобы результаты этой деятельности служили всему народу" (ст. 16/2/ Конституции ЧСФР).

В ряде конституций закрепляется обязанность государства обеспечи­вать развитие науки, поощрять и поддерживать научную деятельность.

"Республика содействует развитию культуры, а также научных и тех­нических исследований" (ст. 9 Конституции Итальянской Республики).

"Польская Республика заботится о всестороннем развитии науки, опи­рающейся на передовые достижения человеческой мысли и прогрессив­ной польской мысли, — науки на службе нации" (ст. 74 Конституции Польши).

В соответствии с Основным Законом ФРГ законодательная компетен­ция Федерации и земель распространяется на "регулирование помощи в области культуры и содействие научно-исследовательской работе" (СТ. 74).

Законодательные нормы о свободе научного творчества и функциях государства по отношению к науке содержатся в конституциях СССР (ст. 26 и 47) и РСФСР, (ст. 26 и 45). Гражданам гарантируется свобода на­учного и технического творчества, которая обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационали­заторской деятельности. Государство призвано создавать для этого необ­ходимые материальные условия, способствовать планомерному разви­тию науки и подготовке научных кадров, организовывать внедрение ре­зультатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни. В соответствии с конституциями права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Приведенный материал свидетельствует, что законодательные уста­новления о свободе науки лаконичны и трудно поддаются каким-либо новациям. Однако в преддверии подготовки новой Конституции России необходимо проанализировать юридические аспекты свободы науки с тем, чтобы помочь выработке законодательных предположений, отвечающих современным представлениям.

Свобода науки включает: свободу научного творчества и право интел­лектуальной собственности на результаты творческой деятельности, ин­теллектуальную свободу мысли и социальную ответственность ученых, социально-правовой статус научных работников, академическую свобо­ду (автономию и независимость академий наук, университетов и научно-исследовательских институтов).

Свобода научного и технического творчества есть предоставленная гражданину возможность самостоятельного выбора профессии или сфе­ры научно-технической деятельности, пользуясь при этом благоприят­ными условиями, которые созданы для развития индивидуальных даро­ваний и раскрытия творческих способностей.

Свобода творчества полноценно реализуется в авторстве на продукт творческой деятельности. Благодаря юридическому признанию за кон­кретным лицом факта принадлежности ему определенного результата

В.А. Рассудовский

18

творческой деятельности появляется правоотношение авторства. Для создателя духовного продукта в нем заключена возможность именовать себя автором, индивидуализируя результат своего труда. Такая возмож­ность — мощный стимул творческой инициативы. Автор признается субъектом права интеллектуальной собственности, которое находится под особой охраной закона (подробнее см. [1]).

Однако было бы неправильно сводить реализацию свободы творчес­тва только к авторским и изобретательским правоотношениям. Консти­туционное право на свободу творчества принадлежит всем гражданам, права авторства — лишь лицам, создавшим произведения науки, литера­туры и искусства, изобретения в технике, сделавшим научные открытия. Творческая деятельность может и не завершиться появлением охрано­способного результата. Поэтому смысл и назначение свободы творчес­тва не столько в создании авторских произведений и иных охраноспособ­ных (с точки зрения гражданского права) результатов творческого тру­да, сколько в развитии целенаправленной и общественно полезной дея­тельности граждан страны, реализующих свои способности и дарования.

Проблематично не только реальное и полнокровное обеспечение сво­боды научного творчества со стороны государства, но и охрана права на творческую свободу. В принципе права и свободы должны защищаться в судебном порядке, поскольку именно правосудие — наиболее эффектив­ное средство защиты субъективных прав личности. Однако урегулирова­ние конфликтов в творческой среде зачастую находится вне сферы гражданского судопроизводства, связанного преимущественно с защитой частно-правовых интересов и с некоторыми спорами по сугубо админис­тративным делам. Реально о судебной защите свободы творчества мож­но говорить лишь применительно к спорам, вытекающим из права ин­теллектуальной собственности. Поэтому защита свободы научного творчества в широком контексте определяется в основном способнос­тью самого научного сообщества и научной среды к выработке необхо­димых мер воздействия на тех, кто препятствует проявлению и реализа­ции творческой свободы или злоупотребляет правом в данной области.

Интеллектуальная свобода научной мысли выражается в способнос­ти творческой личности к постановке научных проблем, выдвижению' гипотез, обоснованию теорий, выводов, прогнозов и т.п. Выбор объек­тов творчества и методов научных исследований зависит от способнос­тей, дарований, склонностей, воли, желаний, инициативы. В конечном счете личность сама решает, в какой сфере духовной деятельности проя­вить себя. Равным образом осуществляется и выбор наиболее результа­тивных методов, которые позволяют полнее и глубже раскрыть сущ­ность изучаемых объектов, добиться реализации сознательно поставлен­ной цели научного поиска.

Рекомендация ЮНЕСКО о статусе научных работников, принятая 29 ноября 1974 г., предлагает государствам " стремиться создавать условия, в которых научные работники при поддержке со стороны государстве


Свобода науки: права человека и демократия

19

ных органов обладали бы ответственностью и правом: а) трудиться в ду­хе интеллектуальной свободы поиска, развивать и защищать научную истину в том виде, как они ее понимают; б) содействовать определению целей и задач программ, которыми они занимаются, и определению ме­тодов, которые следует принять и которые должны быть гуманными и соответствовать требованиям социальной и/экологической ответствен­ности; в) свободно выражать свое мнение по поводу гуманности, соци­альной или экологической ценности определенных проектов и в качес­тве крайнего средства отказываться от работы по этим проектам, если это продиктовано им их совестью; г) вносить позитивный и конструктив­ный вклад в здание науки, культуры и образования своей собственной страны, а также для достижения национальных целей, повышения бла­госостояния своих сограждан, поддержки международных идеалов и це­лей Организации Объединенных Наций" [2, ст. 14].

История советской науки знает немало случаев подавления интеллек­туальной свободы мысли и преследования искателей научной истины. Превращение науки в арену идеологической борьбы, грубое и продол­жительной насилие над ее свободным развитием, репрессии против уче­ных, — все это трагически обернулось и для науки, и для общества. Наш исторический опыт показывает всю опасность административного вме­шательства в научную жизнь и свидетельствует против политического и идеологического контроля над научным поиском. Осмысливая причины подавления интеллектуальной свободы науки, приходится признать и па­губную роль внутринаучных факторов — отступление от нравственных и моральных норм, искажение мировоззренческой и культурной плат­формы некоторых ученых.

Принцип свободы мысли и творческой деятельности в науке, конечно, не следует возводить в абсолют. Необходимо правильно представлять характер имеющихся здесь ограничений. Свобода научной мысли огра­ничена лишь степенью освоения навыков абстрактного мышления, обобщений и т.п, да необходимостью использования творческого-насле-дия предшественников. Свобода выбора объектов творчества и методов научных исследований имеет уже ограничения объективного характера, связанные с условиями найма и требованиями трудового законодатель­ства. Поскольку научная работа выполняется по планам и программам, приобретающим характер служебных заданий, объекты и методы иссле­дований во многом определяются соответствующими предписаниями с учетом условий в научных коллективах. Свобода выбора дополняется самодисциплиной, в связи с чем можно вспомнить слова Джона Бернала; "В науке человек сознательно научается подчинять свои цели общим, не теряя при этом своей индивидуальности или своих личных достиже­ний..." [3]. Кроме того, свобода научной деятельности тесно увязывается с требованиями социальной и экологической ответственности.

Ни научное знание, ни ученый как субъект познания не существует вне общества, причем их связь с обществом становится все теснее. Изме-

В.А. Рассудовский

20

нение социальной ориентации науки усилило ответственность ученых перед обществом, а все большая ее гуманизация ставит перед ними но­вые этические проблемы.

Социальная ответственность ученых существовала всегда, но ее роль повышалась вместе с ростом значения науки в обществе. Ученые осознавали свой высший долг— служить истине, а, следовательно, нести ответственность за истинность и достоверность полученного знания. Но есть и другой "завет" науки — полезность научных изысканий для обще­ства. Ученый обязан всегда помнить о возможности отрицательных по­следствий результатов своих исследований и искать эффективные спосо­бы контроля за использованием научного знания. Ученые — это часть общества, глубоко понимающая проблемы его развития. Общество вправе требовать от них сознательного и активного участия в решении всех проблем.

Необходимо обратить внимание на социальную ответственность yчeного в условиях милитаризации науки. Следует отвергнуть опасную точ­ку зрения, будто использование науки в военных целях стимулирует на­учные исследования и обеспечивает экономический рост. Ученые дол­жны говорить о тех неисчислимых опасностях, которые несет челове­честву современная война, с помощью неопровержимых аргументов по­казывать, что решение проблем, стоящих перед мировым сообществом, может быть найдено лишь на путях мира и сотрудничества.

Социальная ответственность отражает различные типы связей между людьми в обществе, принимая форму либо юридической, либо мораль­ной ответственности. Для науки и ученых характерна преимущественно моральная ответственность и в меньшей мере — юридическая, предпо­лагающая наличие правонарушения, вины лица и применение соответ­ствующих санкций. Проблема социальной ответственности науки может быть правильно поставлена и решена именно в позитивном плане, через внутренние механизмы ее саморазвития и самоорганизации, настройки на потребности общества и отчетности перед ним. Понятый в таком смысле социальный институт науки должен включать систему надежно­го критического анализа научного потенциала, независимую обществен­ную экспертизу принимаемых планов, программ и проектов, а также на­учно-общественные органы для разрешения спорных вопросов между учеными и обществом, конфликтов в самой научной среде. В современ­ных условиях необходим постоянный диалог между наукой и властью, между учеными и политическими руководителями, на основе взаимного уважения сторон. При этом надо иметь в виду, что стремление вывести науку из-под всякого контроля может легко превратиться в свою проти­воположность — в корпоративную замкнутость, в атмосфере которой способна проявиться социальная безответственность ученых. Объектив­но проблема состоит не в полной эмансипации науки от детерминирую­щих ее социальных факторов, а в демократизации и наиболее полной ре­ализации ее гуманистических функций.

Свобода науки: права человека и демократия

21

Права научных работников, будучи связаны с правами человека в широком смысле, обладают существенными особенностями. Для ученых важны профессиональные права, поскольку из-за их несоблюдения стра­дает научная работа.

В Декларации прав научных работников, принятой Всемирной феде­рацией научных работников, указывается, что деятельность ученых дол­жна осуществляться в благоприятных условиях и быть организована та­ким образом, чтобы их время и энергия не тратились впустую [4]. В час­тности, не следует требовать, чтобы они придерживались жесткого гра­фика там, где это может вредно отразиться на ходе работы в целом, учи­тывая активное участие в ней технического персонала. В Рекомендации ЮНЕСКО о статусе научных работников отмечается, что необходимо избегать рутины в их деятельности, формулировать и толковать условия найма и труда со всей разумной гибкостью, желательной для удовлетво­рения требований науки и техники. Эта гибкость, однако, не должна ис­пользоваться для того, чтобы навязать ученым условия, менее благопри­ятные, чем те, которые имеют другие сотрудники равной квалификации, несущие аналогичную ответственность [2, ст. 41].

Перспективы научного роста, повышения квалификации и связанного с ним профессионального продвижения весьма существенны для ученых. Они заинтересованы в официальном признании своей научной квалифи­кации, выраженной в дипломах, аттестатах и иных правоустанавливаю­щих документах. В какой-то мере академическая градация статуса по ученым степеням и званиям носит формальный характер. В то же время не следует противопоставлять формальные критерии действительным успехам или неудачам в творчестве. В Рекомендации ЮНЕСКО подчер­кивается, что доступ к более ответственным должностям должен предо­ставляться на основе "справедливой и реалистической оценки способнос­тей соответствующих лиц, о чем свидетельствует их текущая или по­следняя работа, а также на основе официального или академического свидетельства о полученных знаниях или проявленных ими навыках" [2, ст. 28].

Свобода публикации научных результатов — неотъемлемое право ученого. В Рекомендации ЮНЕСКО указано, что государства призваны поощрять и содействовать публикации научных результатов, чтобы по­мочь научным работникам приобрести заслуженную репутацию [2, ст. 35—37]. Государствам рекомендуется максимально сокращать огра­ничения, связанные с правом ученых на публикацию. Обычно ограниче­ния такого рода обусловлены охраной государственных и служебных (коммерческих) тайн. Особенно распространена секретность на резуль­таты исследований в военной области. Остается надеяться, что придет время, когда в этом более не будет нужды.

Гласность — непременное условие эффективной исследовательской работы. Исходя из универсальности науки и ее объективности, можно поставить под сомнение любые попытки монопольного присвоения на-

В.А. Рассудовский 22

учных знаний, которые должны без всяких оговорок передаваться в рас­поряжение всего общества. Право на интеллектуальную собственность — не преграда на этом пути. Автор сам прежде всего заинтересован в публикации и распространении результатов своей работы. К сожале­нию, в нашей стране мощность издательской базы науки совершенно не соответствует масштабам научной деятельности. Значительная доля на­учного продукта передается в систему коммуникаций не в литературно-научной форме (издание), а в документальной, в виде рукописей, исполь­зование которых осуществляется путем депонирования. Тем самым ос­лабляются гарантии права научного работника на самовыражение. За­метим, что нивелирование творческого вклада и обезличивание резуль­татов исследований противопоказаны науке. Не случайно новые, "индус­триальные" формы ее организации вызывают озабоченность ученых. Анонимный характер производства научной информации отрицательно сказывается на ответственности, инициативе, снижает роль моральных факторов в деятельности ученых.

В реальной действительности право ученого опубликовать свой труд ограничивают и некие "внутринаучные" преграды. Вроде бы ясно, что подобные работы не подлежат цензуре. Однако в журналах и издатель­ствах существует практика рецензирования, и зачастую отрицательные отзывы получают как раз материалы, содержащие новые выводы и ре­зультаты, не укладывающиеся в привычные постулаты. Так, труд акаде­мика Л.В. Канторовича "Экономический расчет наилучшего использова­ния ресурсов" был написан в 1942 г., но получил отрицательные отзывы. Спустя 12 лет рецензент — академик С.Г. Струмилин не рекомендовал его к публикации, считая, что он не соответствует общепринятой точке зрения, хотя и может использоваться в плановых расчетах. И только в 1959 и I960 г. книга вышла двумя изданиями, была переведена на многие иностранные языки. За нее Л.В. Канторович в 1975 г. удостоен Нобелев­ской премии по экономике. Другой пример. Крупнейший химик-анали­тик Б.П. Белоусов в 1951 г. сделал выдающееся открытие: зафиксировал колебательный процесс в химических реакциях. Однако его статья об этом явлении получила отрицательный отзыв рецензента. В 1959 г. он сумел опубликовать краткий реферат в малоизвестном медицинском сборнике, по ссылкам на который в зарубежных работах и узнали об от­крытии ученого. Полный же текст статьи увидел свет спустя 11 лет по­сле смерти Б.П. Белоусова (он умер в 1970 г.).

Универсальным способом оформления итогов научной работы явля­ется составление отчетов, которые представляют собой служебные до­кументы и одновременно объекты авторского права. Но отчеты не изда­ются, а лишь депонируются а информационных фондах, поэтому авторы реализуют свое право на публикацию, обращаясь в редакции научных журналов и книжные издательства. Однако многие монографии носят узкоспециализированный характер, выпускаются небольшими тиражами и не могут принести издателю желаемую прибыль. Неудивительно, что

Свобода науки: права человека и демократия

23

определенные гарантии публикации имеют лишь те ученые, которые ра­ботают в учреждениях, располагающих собственной издательской базой. Особенно осложняются авторские правоотношения на стадии исполь­зования произведения, когда решаются вопросы о признании его полез­ным обществу и заслуживающим распространения. Зачастую именно здесь подвергается практическому испытанию сам принцип свободы творчества, который должен обеспечить автору возможность донести результат своего труда до широкого круга потребителей духовной про­дукции. Хотя автор и обладает монопольным правом на продукт своей творческой деятельности, оценка произведения происходит не путем ка­кого-либо соглашения между ним и организацией-пользователем, а в одностороннем порядке. И если не все произведения принимаются, то это вовсе не означает, что чья-то свобода творчества ограничивается. Но в делах такого рода недопустимы произвол, игнорирование особен­ностей творчества. Необходимо поставить заслон, в том числе и право­вой, как авторскому своеволию, так и некомпетентным, поверхностным, субъективистским решениям о судьбах творческих произведений. Автор должен активно участвовать в оценке собственного произведения: озна­комиться со всеми полученными отзывами и рецензиями, отстаивать свои творческие позиции, обосновывать их, аргументировать свое отно­шение к спорным вопросам, заявлять возражения и т.п. Организации-пользователи обязаны делать все для того, чтобы выработать взаимо­приемлемое решение — привлекать к оценке произведений и к разреше­нию спорных вопросов научную общественность, ведущих специалистов в данной области. Кроме того, авторам научных работ должна быть пре­доставлена возможность публиковать их или депонировать за счет соб­ственных средств.

Наука может успешно развиваться лишь в условиях широкого между­народного сотрудничества, постоянного обмена информацией, непосред­ственных контактов ученых и специалистов различных стран. Государ­ство призвано всемерно поощрять международный обмен научной ин­формацией, проведение встреч, симпозиумов и конференций, совмес­тных исследовательских программ. Странам, где ощущается дефицит иностранной валюты (как в нашей стране) трудно реализовать право на выезд ученого для участия в международных мероприятиях. В последние годы многие из них направляются на работу и стажировку за рубеж на основе соглашений по научному обмену, контрактов, конкурсов и т.п. Но право на выезд нельзя отделить и от проблемы "утечки умов". В Ре­комендации ЮНЕСКО записано, что государства должны "содейство­вать тому, чтобы большинство научных работников или молодых лю­дей, стремящихся стать ими, находили поощряющие стимулы трудиться на благо своей страны и вернуться в нее в том случае, если они стремят­ся получить за границей часть своего образования, подготовки или опы­та" [2, ст. 9]. Процесс свободного выезда граждан у нас только начинает­ся и нужно сделать все, чтобы он принес пользу науке. Для этого, преж-

В.А. Рассудовский 24

де всего, необходимо приблизить условия и обеспечение научной работы в нашей стране к уровню передовых западных стран.

Приведенные выше ссылки на положения Рекомендации ЮНЕСКО о статусе научных работников сохраняют свою актуальности. В этом до­кументе заложена общая идея, чрезвычайно важная для совершенство­вания национальных законодательств: принцип единства законодатель­ного регулирования и оформления статуса научных работников, тесной взаимосвязи всех проявлений их прав и обязанностей по отношению к обществу и государству [5]. Однако в нашей стране все еще отсутствует на законодательном уровне единый нормативный акт, регулирующий статус научных работников. Правда, имеются разработки проекта тако­го закона. Желательно, чтобы эта работа не пропала даром и была за­вершена.

Принцип академической свободы положен в основу организационной структуры науки. Он оформился в начале XIX в., когда в результате ре­форм, проведенных в Германии, университеты были секуляризированы и объявлены чисто научными учреждениями, в которых преподавание и исследовательская работа не контролировались извне. Институт акаде­мической свободы включал в себя корпоративное самоуправление, пре­доставление должностей на длительный срок, свободу преподавания и даже свободу студентов выбирать факультет и переходить с одного фа­культета на другой. Эта реформа была вызвана экономическими причи­нами и стала фактором утверждения профессионализма в науке: плата за преподавание позволяла вести научные исследования [6].

Принцип академической свободы имеет и более широкую интерпре­тацию, если связывается не только с самоуправлением, но и с гарантия­ми, обеспечивающими "единственно разумный способ существования фундаментальной науки: быть финансируемой не на основе ожидаемых результатов, а на доверии" [7]. Но все же главное в этом принципе — са­моуправление и вытекающая из него свобода научных исследований.

Науке изначально свойственна высокая степень самоуправления. В нашей стране после Октябрьской революции она стала составной час­тью народнохозяйственной системы, активным участником социалисти­ческих преобразований. Повысилась ее общественная роль, но в то же время наука попала под жесткий контроль государства, который ослаб­лял и зачастую устранял принцип самоуправления. В ней возобладали централизм и бюрократизация, поэтому кардинальной идеей сегодняш­ней ее перестройки стала демократизация на базе самоуправления.

Именно идея самоуправления положена в основу реформы академи­ческой науки в стране. Указом Президента СССР от 23 августа 1990 г. Академия наук СССР была преобразована из высшего всесоюзного го­сударственного научного учреждения в общесоюзную самоуправляемую организацию, действующую без какого-либо вмешательства государ­ственных и иных структур [1]. Академии наук союзных республик стали вполне самостоятельными и независимыми от АН СССР. В этом же на-

Свобода науки: права человека и демократия

25

правлении реформируется и высшая школа. В соответствии с Указом Президента СССР от 12 октября 1990 г. университетам и другим высшим учебным заведениям предоставляется (после аккредитации) статус само­управляемых (автономных) организаций.

В связи с изменениями государственного устройства страны после ав­густовских событий 1991 г. возник вопрос о статусе Академии наук СССР в новых условиях. По инициативе самой Академии наук СССР, поддержанной руководством России, принят Указ Президента РСФСР от 21 ноября 1991 г. "Об организации Российской академии наук". Акаде­мия восстановлена как высшее научное учреждение России со статусом общероссийской самоуправляемой организации, действующей на основе законодательства РСФСР и собственного устава. Основополагающее значение имеет положение данного указа о том, что Российская акаде­мия объединяет не только своих членов, но и научных сотрудников уч­реждений академии. Включение в ее состав многотысячного коллектива научных сотрудников потребует нового подхода к формированию акаде­мии, к структуре и компетенции органов управления с учетом, в том чис­ле, и рекомендаций Конференции ученых академических институтов, со­стоявшейся 10—12 декабря 1991 г. В конечном счете формирование об­новленной Российской академии наук должно в полной мере отвечать требованиям демократизма и самоуправления.

Очевидно и в новых условиях деятельность Российской академии наук будет базироваться на принципе все той же академической свободы: го­сударство гарантирует академии стабильное базовое бюджетное финан­сирование, а она и ее научно-исследовательские учреждения передают государству и обществу безвозмездно результаты фундаментальных ис­следований. Понятно, что академии и ее институтам придется развивать исследования, результаты которых можно будет использовать на ком­мерческой основе. Это позволит расширить материальную базу, обеспе­чить лучшие условия для развития научных коллективов и социальной защиты ученых.

Академическая свобода, основанная на идее самоуправления, имеет и более широкую трактовку, адекватную идее самоорганизации научного труда [9]. С точки зрения самоорганизации науки академическая свобода распространяется и на другие организационно-правовые формы прове­дения фундаментальных исследований, которые осуществляются в науч­ных центрах, имеющих статус государственных учреждений, акционер­ных обществ и иных организаций, основанных на различных формах собственности. В этой связи представляет интерес правовое положение таких зарубежных организаций, как Национальный центр научных ис­следований Франции или Научное общество имени Макса Планка (ФРГ).

Формируемая в стране рыночная экономика не может не ориентиро­ваться на технический прогресс и новые технологии. А это означает, что увеличится спрос на наукоемкие и экологически чистые технологии, возрастет научная компонента в новых видах товарной продукции.

В. А. Рассудовский

26

Прочные прямые связи с производством, заинтересованным в научных разработках, помогут фундаментальной науке обрести экономическую самостоятельность и свободу.

В заключение еще раз подчеркну необходимость отражения, как в но­вой Конституции России, так и в будущих законодательных актах поло­жений о свободе науки и научного творчества, статусе научных работни­ков и академической свободе. Этому будет способствовать Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г. Согласно ст. 29(1), "свобода ху­дожественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются за­коном". В комитетах Верховного Совета России приступили к подготов­ке предложений по приведению законодательства в соответствие с поло­жениями декларации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рассудовский В.А. Правовое положение и статус собственности Академии наук СССР // Вести. АН СССР. 1991. № 7. С. 51—61.

  2. Рекомендация о статусе научных работников // Мир науки. 1989. № 4. С. 21— 26.

  3. Наука о науке. М., 1966. С. 279—280.

  4. Декларация прав научных работников // Мир науки. 1969. № 4. С. 37—40.

  5. Рассудовский В.А. Статус научных работников. Рекомендация ЮНЕСКО и советское законодательство // Вестн. АН СССР. 1977. № 9. С. 32—41.

  6. Петров М.К. Из истории европейских университетов // Вестн. АН СССР. 1979. №8. С. 119—126.

  7. Шрейдер IO.A. Свобода как условие развития науки // Вопросы философии. 1989. № 4. С. 86—87.

  8. Общее собрание АН СССР 9—10 октября 1991 г. // Вестн. АН СССР. 1992. № 1.С. 3—124.

  9. Келле В.Ж. Самоорганизация процесса познания // Вестн. АН СССР. 1990. 9. С. 3—10.



Законодательство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.08.96 N 127-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу 10.08.2012) "О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"

Метки

Закон

Journal "Noosphere. Company. Man ' (Noosphere Civilization)

Журнал «Ноосфера. Общество. Человек» (Ноосферная цивилизация)

Zhurnal «Noosfera. Obshchestvo. Chelovek» (Noosfernaya tsivilizatsiya)
http://noocivil.esrae.ru/

URL креатив-лицензия – ССС//

http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/deed.ru
Сайт-зеркало

http://noocivil2012.jimdo.com/

Спутник Академии.Satellite of Academy
http://rae2012.jimdo.com/


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Свобода науки: права человека и демократия iconРеферат По дисциплине: «Права человека» На тему: «Свобода слова и...
Свобода слова предполагает право думать независимо и иметь свои взгляды, убеждения, излагать и отстаивать их
Свобода науки: права человека и демократия iconРеферат по теме: «Права и свободы гражданина и человека»
Жизнь не по закону, а по «понятиям» чрезвычайно опасный феномен, препятствующий проведению демократических преобразований в стране....
Свобода науки: права человека и демократия iconКлассификация прав человека Международные стандарты в области прав...
При этом, сам термин «права человека» предусматривает наличие общих основополагающих гуманистических принципов, таких как свобода,...
Свобода науки: права человека и демократия iconСвобода в деятельности человека
...
Свобода науки: права человека и демократия iconПрактикум «Защити свои права»1
Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан; подготовить ребят к изучению систем защиты прав...
Свобода науки: права человека и демократия icon«Права человека» Авторизованный реферат по курсу
Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия...
Свобода науки: права человека и демократия iconМодуль «основы светской этики» Урок «свобода и моральный выбор»
Цель урока: проанализировав понятие «свобода» и связанное с ним понятие «моральный выбор», прийти к выводу о том, что только от человека,...
Свобода науки: права человека и демократия iconМодуль «Основы светской этики»
Тема актуальна т к понятие свобода и выбор своих действий, поступков не всегда понимается детьми правильно. Необходимо показать,...
Свобода науки: права человека и демократия iconИсследование по гуманитарному направлению Исследовательская работа
«демократия». Судя по всему, термин демократия, носивший оттенок недоброжелательности, употреблялся аристократами как эмоционально...
Свобода науки: права человека и демократия iconУрок права 9 класс. Тема «Права человека. Международные документы по правам человека»
Знакомство с Конституцией рф, гл. Учебная игра с проблемным заданием «Как вы думаете?»
Свобода науки: права человека и демократия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема актуальна т к понятие свобода и выбор своих действий, поступков не всегда понимается детьми правильно. Необходимо показать,...
Свобода науки: права человека и демократия iconВ. Д. Губин Свобода во все века была главной ценностью человека,...
А главное – нужно признать, что нет никакой единой цели, к которой бы двигалось все человечество, и каждый шаг вперед может увеличить...
Свобода науки: права человека и демократия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать у учащихся представление о праве, целостности системы права и её элементах – отраслях права, институтах права, нормах...
Свобода науки: права человека и демократия iconГлобализация, государство, демократия: образ новой политической науки
Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа
Свобода науки: права человека и демократия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан; подготовить ребят к изучению систем защиты прав...
Свобода науки: права человека и демократия iconПояснительная записка в современном мире право на образование рассматривается...
Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Юнеско рекомендует рассматривать право...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск