Скачать 97.58 Kb.
|
МБОУ ООШ 24 Киселёвского городского округа Кемеровской области Учебно – методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Составитель: Г.Ф.Трухина учитель начальных классов МБОУ ООШ № 24 Киселёвск, 2013 Пояснительная записка Номинация: «Урок по курсу ОРКСЭ». Модуль: «Основы православной культуры. 4 класс». Тема: «Храм». Количество часов, предусмотренных для проведения урока: 1 час. Вид урока: «Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний» Цель урока: Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем. Задачи урока: Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме. Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь. Новые слова: священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки. Предворяет урок экскурсия в храм святого преподобного Сергия Радонежского. Возможен просмотр видеофильма «Храм». (Приложение 1) Дети заранее получют индивидуальные задания для работы со справочной литературой и консультации по теме «Храм». При проведении урока используются методы (по источникам передачи и характеру восприятия информации): словесные (рассказ, беседа, художественное чтение стихотворений), наглядные (показ слайдов презентации и изображения реконструированного здания храма), практические (реконструкция здания храма по деталям рисунка, реконструкция стихотворения – буриме, написание записок «О здравии»). По характеру взаимной деятельности учителя и учащегося применяются методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, эвристический, монологический, диалогический, алгоритмический, метод проблемного изложения, частично – поисковый, исследовательский; метод формирования интереса – познавательная игра; методы контроля и самоконтроля: практическая игра и дифференцированный контроль. Использованы следующие технологии обучения: развивающее, дифференцированное, игровое; обучение развитию критического мышления. Применяются формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, группповая, индивидуально – обособленнная и коллективная. Технические средства: мультимедийное оборудование. Наглядность: презентация «Храм». Ожидаемые учебные результаты: - овладение учебным материалом по теме «Храм», - пополнение лексического запаса учащихся; - приобщение к культурным ценностям нашего народа; - осознание норм и правил поведения в храме; - активное развитие творческой и самостоятельной деятельности учащихся; - сформированнность положительной мотивации к предмету; - сформированность умения самостоятельной работы с источником получения информации; - овладение грамотной и аргументированной речью. Конспект урока
- Мы – счастливые люди, потому что живём во время возрождения культурных и религиозных традиций нашего народа. И подтверждением тому служит повсеместное строительство храмов. Проблемный вопрос: -Что такое ХРАМ? (См. слайд презентации № 3) «Храм – это «Небо на земле», место встречи людей с Богом, происходящей в молитвах и церковных таинствах. Всё в его внешнем облике и внутреннее убранство свидетельствует об этой встрече.») - Хотелось бы вам оставить о себе добрую память в веках, вложить своими руками кирпичики в стену собора, принять участие в росписи фресок – рисунков на сырых оштукатуреннных стенах храма? - Мысли материальны, и сейчас каждый из вас соприкоснётся с возведением или благоустройством храма. 2. Деление на рабочие группы с указанием целей и задач работы, а также с последовательностью её выполнения. - Для строительства нам потребуется проектное бюро во главе с главным архитектором. Задание. Группа получает задание спроектировать храм для нашего города; нужно рассказать о частях храма, указать, для чего они служат. – См. Приложение 2 - Строители во главе с прорабом. Задание. Продумать внутреннее деление храма на 3 части и продумать его цветовое решение: рассказать о разнообразии цветовой гаммы и условиях выбора. – См. Приложение 3 - Иконописцы. Задание. Ответьте, что такое икона и иконостас. Надо расписать иконостас, распределить иконы по уровням. -Приложение 4 - Алтарник с помощниками должен благоустроить алтарь. – См. Приложение 5 -Десятка во главе со старостой, т. е. совет церкви из числа самых достойных и ответственнных прихожан. Задание. Надо оборудовать и благоустроить основную часть храма. Для этого необходимо из предложенного перечня предметов выбрать необходимое: распятие, аналой, иконы, подсвечники, лампадки, канун . – Приложение 6 - Прихожане храма во главе со старицей, т.е. женщиной глубоко преклонного возраста и давно воцерковлённной. Задание. Ответьте, для чего люди ходят в храм? Вспомните виды молитвы. Напишите по памяткам записки о здравии ближних. Расскажите о правилах поведения в храме. – Приложение 7 - Журналисты (присутствуют на освящении храма, освещают радостное событие). Задание. Работа с буриме. – Приложение 8 Стихотворение. Божий храм! Ты благодать Каждому способен (дать). Свечи трепетно горят, С Богом люди (говорят). На стенах висят иконы: Перед ними бьют (поклоны). Лики у святых сияют, Прихожан (благословляют). Чтец «Псалтирь» читает громко, Тихо постоим (в сторонке). Хор на клиросе поёт, В храме Божий Дух (живёт) – Всем и каждому внимает, Всех с любовью (принимает). С просветлённою душой Возвратимся в мир (большой). (примечание: внимать – слушать) 3. Самостоятельная работа в группах (в парах и индивидуальная; руководитель группы координирует работу детей. Учитель – консультант. Учащимися используются сигнальные карточки с целью привлечения внимания учителя.) 4. Последовательная работа с каждой группой . Работа ведётся с опорой на раздаточный материал и презентацию: - « Проектное бюро» (Презентация, с. 4 – 8); - «Строители» (Презентация, с. 8 – 14) - «Алтарник» (Презентация, с.15 – 20) - «Иконописцы» (Презентация, с. 20 – 26) - «Десятка во главе со старостой» (Презентация, с. 27 – 30) - «Прихожане храма во главе со старицей» ( Презентация, с. 31 -35) - «Журналисты» (Презентация, с.36) 5. Реконструкция здания храма на доске (выходят по одному представителю от группы). Задание. Из частей составить на доске здание храма: проектировщики –апсиду, строители – колокольню, алтарник – купола, десятка – кресты, художники – раскрасить купола, журналисты – выпустить голубей, прихожане – посадить цветы и деревья.- Приложение 9 6. Вывод. Церковные здания, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты — все эти элементы входили в состав культа, являвшегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам. ( В.Н. Лазарев) - В чём же, по мнению В.Н. Лазарева, состоит задача храма? - А какова ваша точка зрения по данному вопросу?
Изобразите в группах картину настроения. (Детям раздаются одинаковые чёрно – белые рисунки (Приложение 10), на которых намечено цветовое решение. Надо в течение 3 – 4 минут дополнить рисунок какими – либо цветами. – См. Презентация, с. 37) сформированы стабильные позитивные результаты обучения(результаты районных срезовых работ, интерактивных тестов,устного опроса); активно развивается творческая и самостоятельнаядеятельность учащихся; сформирована положительная мотивация к предмету; сформировано умение самостоятельной работы с источниками; ребята научились грамотно и аргументировано говорить |