Скачать 0.57 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Серебрякова В.А. Итоговая аттестация выпускников основной школы по иностранным языкам Методические рекомендации ЧИТА, 2008 Рекомендовано к печати решением редакционно-издательского совета Читинского института повышения квалификации работников образования Серебрякова В.А. Итоговая аттестация выпускников основной школы по иностранным языкам: Методические рекомендации / В.А. Серебрякова. – Чита: ЧИПКРО, 2008. – с. Данные методические рекомендации предназначены для учителей иностранных языков, администрации образовательных учреждений, учащихся школ. Автор знакомит с нормативными документами, требованиями проведения экзамена по иностранным языкам за курс основной школы. В рекомендациях вниманию всех заинтересованных лиц предлагаются списки текстового материала, который можно использовать при составлении практической части к билетам, а также примерные варианты билетов. Кроме того, даются дополнительные шкалы оценивания ответов учащихся для экспертов и материалы для экзаменатора-собеседника. Рецензенты: Кон Е.Э., директор ГИМЦ г. Читы Спиридонова А.В., ЧПК, кандидат культурологи Предисловие Подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной школы привлекает в последнее время особо пристальное внимание всех заинтересованных лиц - учащихся и их родителей, учителей и администрацию школ, представителей органов народного образования. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 января 2007 № 01-14/08 – 01 «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный стандарт основного общего образования» знакомит с новыми комплектами примерных билетов по 14 предметам федерального базисного учебного плана, в том числе и по иностранным языкам, для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Экзаменационные билеты предваряет пояснительная записка, в которой разъясняется принципиальная разница между старыми и новыми примерными билетами, составленными с учетом государственного образовательного стандарта 2004 года. В пояснительной записке даются конкретные указания по проведению экзамена и оцениванию ответов учащихся. Цель методических рекомендаций – оказать помощь учителю иностранного языка в подготовке и проведению экзамена. Мы посчитали необходимым включить в рекомендации указанное выше письмо, рекомендации по использованию разных УМК для составления практической части к билетам, примерные билеты и материалы в помощь учителю-эказаменатору, проводящему экзамен, и учителю-эксперту, оценивающему ответы учащихся во время экзамена. В составлении билетов принимали участие учителя школ г. Читы и Читинского района. Успехов в проведении итоговой аттестации! С уважением Серебрякова В.А. I. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный стандарт основного общего образования» * ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ Итоговая аттестация по иностранному языку в 9-м классе осуществляется в двух формах: либо с помощью экзамена по выбору, который проводится в форме устного собеседования по изучаемому иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, испанскому и др.) на основе экзаменационных билетов либо путем выведения итоговой оценки на основе академических успехов школьника. Примерные экзаменационные билеты для сдачи экзамена по иностранным языкам выпускниками основной школы (9-е классы) общеобразовательных учреждений Российской Федерации составлены с учетом обязательного минимума содержания основного общего образования (приказы Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236 и от 30 июня 1999 г. № 56) и федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). Предлагаемые экзаменационные материалы являются универсальными и могут быть использованы для итоговой аттестации учащихся, обучавшихся по любому из учебно-методических комплектов по иностранному языку, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации для «пользования во2-9 или 5-9 классах общеобразовательных учреждений. Экзамен по иностранному языку в 9-м классе ставит своей целью проверку уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся в двух из четырех целевых умений — чтении и говорении в двух формах: монологической
№ 6-2007 и диалогической. При проверке умений в говорении параллельно проверяются умения аудирования, произносительные, лексические и грамматические навыки учащихся, а также их социокультурные знания и умения. Под социокультурными знаниями и умениями понимается умение учащихся осуществлять межличностное и межкультурное общение с применением знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, в частности адекватное использование правил этикета в процессе устного общения с экзаменатором. Контроль умений учащихся в аудировании и письме, а также целенаправленная проверка лексико-грамматических навыков могут быть осуществлены в форме итогового зачета по усмотрению педагогического совета школы. Предлагаемые экзаменационные материалы содержат ряд положений, составляющих их новизну:
а) комплексно проверить речевые умения школьника (понимание основного содержания текста, передача основной идеи текста, выражение мнения и его аргументация); б) обеспечить аутентичность и самостоятельность речевого высказывания ученика;
Экзаменационные билеты носят примерный характер и могут быть использованы в качестве основы при разработке экзаменационных материалов для конкретного общеобразовательного учреждения с учетом особенностей его образовательной программы. Допускается внесение следующих изменений: частичное изменение и расширение тематики текстов и ситуаций общения, незначительное увеличение объема текстов. Желательно не нарушать тематический баланс между заданиями в билете. Во всех трех заданиях предметное содержание речи должно быть различно. Экзаменационные материалы содержат 20 билетов, что представляется оптимальным с точки зрения охвата проверяемых коммуникативных умений и затрагиваемой тематики и ситуаций общения. Количество экзаменационных билетов может быть увеличено по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения. Однако их число не должно превышать 25, что продиктовано необходимостью нормализации учебной нагрузки школьников в период сдачи экзаменов. Структура экзаменационной работы Экзамен проводится в устной форме. Каждый билет содержит три задания. Первое задание проверяет умения ознакомительного чтения (чтения с пониманием основного содержания). Экзаменуемому предлагается законченный в смысловом отношении несложный аутентичный текст (из научно-популярной, публицистической или художественной литературы), соответствующий допороговому уровню (А2 согласно европейской терминологии), объемом до 1200 знаков. В процессе подготовки к ответу учащийся может пользоваться двуязычным словарем. Задача экзаменуемого — ответить на 3 вопроса по содержанию текста, касающихся: • основной идеи (О чем говорится в тексте? Какова основная идея текста?);
От учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев, помимо ответов на три вопроса по содержанию текста, требуется ответить еще на два вопроса экзаменатора, в которых необходимо:
Тексты, подбираемые для проверки умения чтения, должны удовлетворять ряду требований:
Формулировка задания для проверки умений в чтении соотнесена с критериями оценивания. Правильным ответом считается ответ, который полностью соответствует содержанию текста. Ответ, который содержит не только основную информацию, но и детали, является полным. Второе задание проверяет умения монологической речи. Задача экзаменуемого — сделать сообщение в связи с прочитанным текстом, высказать и аргументировать свое отношение к поднятой автором проблеме. В качестве опоры для монологического высказывания используют небольшие по объему тексты разных жанров из любых источников (в том числе из УМК), соответствующие тематике, определенной стандартом основного общего образования по иностранному языку:
От учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев требуется объем монологического высказывания не менее 15 фраз. Третье задание проверяет умения диалогической речи и предполагает решение поставленной коммуникативной задачи в типичных ситуациях общения в рамках тематики, определенной стандартом основного общего образования. Задача экзаменуемого — продемонстрировать навыки и умения речевого взаимодействия с партнером в рамках предложенной коммуникативной задачи:
Принимая участие в диалоге, в зависимости от коммуникативной задачи учащиеся могут продемонстрировать лишь некоторые из перечисленных выше умений речевого взаимодействия с партнером. Поэтому в характеристике ответа все коммуникативные умения обозначены термином «поддерживать беседу». Партнером экзаменуемого выступает учитель. Предполагается, что экзаменатор должен быть доброжелательным и открытым для общения. Ситуации должны быть сформулированы таким образом, чтобы диалог начинал учащийся. Это позволит учителю оценить его умение вступать в коммуникацию. Формулировки заданий для проверки умений учащихся в диалогической речи соотнесены с критериями оценивания. В заданиях заложены элементы прогнозируемого содержания высказывания учащегося, которые выступают объектами контроля. Например, выразить мнение, доказать ошибочность мнения оппонента, привести два аргумента. Каждый из элементов задания является показателем полноты его выполнения. Обязателен обмен не менее 5-7 репликами с каждой стороны. От учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев требуется объем диалогического высказывания от 8 до 10 реплик с каждой стороны. На подготовку всех трех заданий отводится 30 минут; устный ответ занимает 8-10 минут. Ответ оценивается по пятибалльной шкале, принятой в Российской Федерации. Общая экзаменационная отметка складывается из трех отметок за выполнение отдельных заданий и является их средним арифметическим, округляемым по общим правилам, то есть 3,5 и выше дают 4 балла, 4,5 и выше дают 5 баллов. При оценивании отдельных заданий рекомендуется руководствоваться приводимыми ниже схемами, которые описывают наиболее типичные случаи. Использование предложенных схем оценивания требует определенного навыка. Поэтому учителю рекомендуется заранее изучить данные схемы, ознакомить с ними учащихся и использовать их в ходе учебного процесса до итоговой аттестации. Учитель может сам составить схемы, беря за основу рекомендации в учебно-тренировочных материалах для подготовки к ЕГЭ. В состав экзаменационной комиссии рекомендуется включить учителя-экзаменатора, который непосредственно ведет экзамен и учителя-эксперта, задачей которого является соотнесение ответов экзаменуемого с критериями в шкалах. Итоговая оценка определяется всеми членами экзаменационной комиссии. Билет № 1
|
Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... Повышения квалификации специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» | ||
Центр воспитания и гражданского образования Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Центр гражданского образования Гаоу дпо (пк) с «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» | ||
Литература Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Государственое образовательное учреждние дополнительного профессионального... Профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» | ||
Служба по контролю в области образования Красноярского края Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | 2007 Обзор информационных ресурсов сети Интернет Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной... | ||
Самарская епархия русской православной церкви Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | Урок на интерактивной доске Учредителями являются Департамент общего образования Томской области, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки... | ||
Урока по информатике в 5 классе согласно фгос по теме «Хранение информации» Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Главная особенность есенинской природы – ее очеловеченность Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и... | ||
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки... Томский областной институт повышения квалификации приглашает учителей и преподавателей предметов естественно-математического цикла... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | ||
«О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной... Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | Положение о VI региональном фестивале проблемно-эвристических уроков Учредителями являются Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ресурсно-методический... |