Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования





НазваниеЧитинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования
страница1/7
Дата публикации12.03.2015
Размер0.57 Mb.
ТипЭкзаменационные билеты
100-bal.ru > Культура > Экзаменационные билеты
  1   2   3   4   5   6   7



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Серебрякова В.А.

Итоговая аттестация выпускников

основной школы по иностранным языкам

Методические рекомендации


ЧИТА, 2008


Рекомендовано к печати решением редакционно-издательского совета Читинского института повышения квалификации работников образования
Серебрякова В.А.

Итоговая аттестация выпускников основной школы по иностранным языкам: Методические рекомендации / В.А. Серебрякова. – Чита: ЧИПКРО, 2008. – с.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей иностранных языков, администрации образовательных учреждений, учащихся школ. Автор знакомит с нормативными документами, требованиями проведения экзамена по иностранным языкам за курс основной школы. В рекомендациях вниманию всех заинтересованных лиц предлагаются списки текстового материала, который можно использовать при составлении практической части к билетам, а также примерные варианты билетов. Кроме того, даются дополнительные шкалы оценивания ответов учащихся для экспертов и материалы для экзаменатора-собеседника.

Рецензенты: Кон Е.Э., директор ГИМЦ г. Читы

Спиридонова А.В., ЧПК, кандидат культурологи
Предисловие
Подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной школы привлекает в последнее время особо пристальное внимание всех заинтересованных лиц - учащихся и их родителей, учителей и администрацию школ, представителей органов народного образования. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 января 2007 № 01-14/08 – 01 «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный стандарт основного общего образования» знакомит с новыми комплектами примерных билетов по 14 предметам федерального базисного учебного плана, в том числе и по иностранным языкам, для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Экзаменационные билеты предваряет пояснительная записка, в которой разъясняется принципиальная разница между старыми и новыми примерными билетами, составленными с учетом государственного образовательного стандарта 2004 года. В пояснительной записке даются конкретные указания по проведению экзамена и оцениванию ответов учащихся.

Цель методических рекомендаций – оказать помощь учителю иностранного языка в подготовке и проведению экзамена. Мы посчитали необходимым включить в рекомендации указанное выше письмо, рекомендации по использованию разных УМК для составления практической части к билетам, примерные билеты и материалы в помощь учителю-эказаменатору, проводящему экзамен, и учителю-эксперту, оценивающему ответы учащихся во время экзамена.

В составлении билетов принимали участие учителя школ г. Читы и Читинского района.

Успехов в проведении итоговой аттестации!
С уважением Серебрякова В.А.


I. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный стандарт основного общего образования» *

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Итоговая аттестация по иностранному языку в 9-м классе осуществля­ется в двух формах: либо с помощью экзамена по выбору, который прово­дится в форме устного собеседования по изучаемому иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, испанскому и др.) на основе экзаме­национных билетов либо путем выведения итоговой оценки на основе ака­демических успехов школьника.

Примерные экзаменационные билеты для сдачи экзамена по иностранным язы­кам выпускниками основной школы (9-е классы) общеобразовательных уч­реждений Российской Федерации составлены с учетом обязательного мини­мума содержания основного общего образования (приказы Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236 и от 30 июня 1999 г. № 56) и федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).

Предлагаемые экзаменационные материалы являются универсальными и могут быть использованы для итоговой аттестации учащихся, обучавшихся по любому из учебно-методических комплектов по иностранному языку, рекомен­дованных Министерством образования и науки Российской Федерации для «пользования во2-9 или 5-9 классах общеобразовательных учреждений.

Экзамен по иностранному языку в 9-м классе ставит своей целью проверку уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся в двух из четырех целевых умений — чтении и говорении в двух формах: монологической

  • Вестник Образования России. Сборник приказов и инструкций Министерства образования науки.

№ 6-2007

и диалогической. При проверке умений в говорении параллельно проверяются умения аудирования, произносительные, лексические и грамматические навыки учащихся, а также их социокультурные знания и умения. Под социокультурными знаниями и умениями понимается умение учащихся осуществлять межличностное и межкультурное общение с применением знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, в частности адекватное использование правил этикета в процессе устного общения с экзаменатором.

Контроль умений учащихся в аудировании и письме, а также целенаправленная проверка лексико-грамматических навыков могут быть осуществлены в форме итогового зачета по усмотрению педагогического совета школы.

Предлагаемые экзаменационные материалы содержат ряд положений, составляющих их новизну:

  • расширен спектр проверяемых коммуникативных умений: ознакомительное чтение, монологическая речь в связи с прочитанным и неподготовленный диалог;

  • проверку продуктивных умений монологической речи (второй вопрос) предлагается проводить на основе прочитанного небольшого текста проблемного характера. Ученик должен выделить основную проблему, идею текста и прокомментировать ее, выразив свое мнение. Данный подход позволяет:

а) комплексно проверить речевые умения школьника (понимание основного содержания текста, передача основной идеи текста, выражение мнения и его аргументация);

б) обеспечить аутентичность и самостоятельность речевого высказывания ученика;


  • диалогические умения учащихся предлагается проверять в ситуации общения, в которой партнером экзаменуемого является учитель, исполня­ющий роль, определенную коммуникативным заданием, и выступающий как равноправный партнер, готовый поддержать собеседника в ходе общения;

  • разработаны критерии оценки коммуникативных умений учащихся, которые позволяют объективно оценить ответ учащегося на экзамене по пятибалльной шкале, принятой в настоящее время в школе;

  • учитываются различия в условиях обучения и уровне подготовки учащихся общеобразовательных учреждений разных типов. Для учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка предусматриваются дополнительные вопросы, более сложные и объемные тексты; более высокие требования к оценке ответов учащихся, что отражено в шкалах оценивания.

Экзаменационные билеты носят примерный характер и могут быть использованы в качестве основы при разработке экзаменационных матери­алов для конкретного общеобразовательного учреждения с учетом особен­ностей его образовательной программы. Допускается внесение следующих изменений: частичное изменение и расширение тематики текстов и ситуаций общения, незначительное увеличение объема текстов.

Желательно не нарушать тематический баланс между заданиями в би­лете. Во всех трех заданиях предметное содержание речи должно быть различно.

Экзаменационные материалы содержат 20 билетов, что представляется оптимальным с точки зрения охвата проверяемых коммуникативных умений и затрагиваемой тематики и ситуаций общения. Количество экзаменацион­ных билетов может быть увеличено по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения. Однако их число не должно превышать 25, что продиктовано необходимостью нормализации учебной нагрузки школьников в период сдачи экзаменов.

Структура экзаменационной работы

Экзамен проводится в устной форме. Каждый билет содержит три задания.

Первое задание проверяет умения ознакомительного чтения (чтения с пониманием основного содержания). Экзаменуемому предлагается закон­ченный в смысловом отношении несложный аутентичный текст (из науч­но-популярной, публицистической или художественной литературы), соответ­ствующий допороговому уровню (А2 согласно европейской терминологии), объемом до 1200 знаков. В процессе подготовки к ответу учащийся может пользоваться двуязычным словарем.

Задача экзаменуемого — ответить на 3 вопроса по содержанию текста, касающихся:

• основной идеи (О чем говорится в тексте? Какова основная идея текста?);

  • главных фактов (Кто? Что? Когда? Как? Где? Куда?).

От учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев, помимо ответов на три вопроса по содержанию текста, требуется ответить еще на два вопроса экзаменатора, в которых необходимо:

  • оценить полученную информацию и выразить свое мнение (Что ты думаешь по поводу прочитанного и почему?);

  • прокомментировать те или иные факты/события, описанные в тексте (Чем можно объяснить возможность/невозможность (возникновение/исчез­новение, интерес/отсутствие интереса, популярность/непопулярность т. д.) событий/фактов, описанных в тексте?).

Тексты, подбираемые для проверки умения чтения, должны удовлетво­рять ряду требований:

  • соответствовать определенному государственным стандартом пред­метному содержанию речи выпускников 9-х классов; соответствовать государственному стандарту по языковой трудности;

  • учитывать возрастные особенности и интересы учащихся 9-х классов;

  • не выходить за рамки жанрового и стилевого разнообразия, реко­мендованного в стандарте в отношении текстов для чтения (текст научно-популярный, публицистический, художественный);

  • характеризоваться смысловой законченностью;

  • иметь образовательную и воспитательную ценность;

  • не содержать информации, способной оскорбить социальные, ре­лигиозные и национальные чувства учащихся.

Формулировка задания для проверки умений в чтении соотнесена с критериями оценивания. Правильным ответом считается ответ, который полностью соответствует содержанию текста. Ответ, который содержит не только основную информацию, но и детали, является полным.

Второе задание проверяет умения монологической речи.

Задача экзаменуемого — сделать сообщение в связи с прочитанным текстом, высказать и аргументировать свое отношение к поднятой автором проблеме.

В качестве опоры для монологического высказывания используют не­большие по объему тексты разных жанров из любых источников (в том числе из УМК), соответствующие тематике, определенной стандартом ос­новного общего образования по иностранному языку:

  • межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе;

  • школьное образование, изучаемые предметы; проблема выбора про­фессии и роль иностранного языка;

  • досуг, увлечения;

  • родная страна и страна/страны изучаемого языка; выдающиеся люди, их вклад в мировую культуру;

  • природа и проблемы экологии; здоровый образ жизни. Объем моно­логического высказывания не менее 12 фраз.

От учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев требуется объем монологического высказывания не менее 15 фраз.

Третье задание проверяет умения диалогической речи и предполагает ре­шение поставленной коммуникативной задачи в типичных ситуациях общения в рамках тематики, определенной стандартом основного общего образования.

Задача экзаменуемого — продемонстрировать навыки и умения речевого взаимодействия с партнером в рамках предложенной коммуникативной задачи:

  1. Начать и закончить разговор.

  2. Поддержать разговор, а именно:

  • запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с по­зиции спрашивающего на позицию отвечающего;

  • дать совет и принять /не принять совет партнера;

  • сделать предложение в соответствии с ситуацией и темой общения и выразить согласие/несогласие с предложением партнера;

  • выразить точку зрения;

  • запрашивать мнение партнера;

  • согласиться /не согласиться с высказанным утверждением/мнением партнера;

  • выразить одобрение/неодобрение, извиниться;

  • выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огор­чение/сомнение/удивление и т. п.);

  • вежливо переспросить в случае необходимости;

  • соблюдать очередность реплик.

Принимая участие в диалоге, в зависимости от коммуникативной задачи учащиеся могут продемонстрировать лишь некоторые из перечисленных выше умений речевого взаимодействия с партнером. Поэтому в характери­стике ответа все коммуникативные умения обозначены термином «поддер­живать беседу».

Партнером экзаменуемого выступает учитель. Предполагается, что экзаме­натор должен быть доброжелательным и открытым для общения. Ситуации должны быть сформулированы таким образом, чтобы диалог начинал учащий­ся. Это позволит учителю оценить его умение вступать в коммуникацию.

Формулировки заданий для проверки умений учащихся в диалогической речи соотнесены с критериями оценивания. В заданиях заложены элементы прогнозируемого содержания высказывания учащегося, которые выступают объектами контроля. Например, выразить мнение, доказать ошибочность мнения оппонента, привести два аргумента. Каждый из элементов задания является показателем полноты его выполнения.

Обязателен обмен не менее 5-7 репликами с каждой стороны.

От учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка, гим­назий и лицеев требуется объем диалогического высказывания от 8 до 10 реплик с каждой стороны.

На подготовку всех трех заданий отводится 30 минут; устный ответ занимает 8-10 минут.

Ответ оценивается по пятибалльной шкале, принятой в Российской Федерации.

Общая экзаменационная отметка складывается из трех отметок за выпол­нение отдельных заданий и является их средним арифметическим, округляемым по общим правилам, то есть 3,5 и выше дают 4 балла, 4,5 и выше дают 5 баллов. При оценивании отдельных заданий рекомендуется руководствоваться приводи­мыми ниже схемами, которые описывают наиболее типичные случаи.

Использование предложенных схем оценивания требует определенного навыка. Поэтому учителю рекомендуется заранее изучить данные схемы, ознакомить с ними учащихся и использовать их в ходе учебного про­цесса до итоговой аттестации. Учитель может сам составить схемы, беря за основу рекомендации в учебно-тренировочных материалах для подготовки к ЕГЭ.

В состав экзаменационной комиссии рекомендуется включить учителя-экзаменатора, который непосредственно ведет экзамен и учителя-эксперта, задачей которого является соотнесение ответов экзаменуемого с критериями в шкалах. Итоговая оценка определяется всеми членами экзаменационной комиссии.

Билет 1

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к тексту.

  2. Прочитайте текст и выскажитесь по проблеме, затронутой в тексте. Аргументируйте вашу точку зрения.

  1. Разыграйте с учителем следующую ситуацию. Вы хотите поступить на курсы иностранного языка. Позвоните на курсы и узнайте, где они находятся, каковы сроки обучения, сколько стоит обучение и что необхо­димо для поступления.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconДополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Повышения квалификации специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования»
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconЦентр воспитания и гражданского образования
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconЦентр гражданского образования
Гаоу дпо (пк) с «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconЛитература
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconГосударственое образовательное учреждние дополнительного профессионального...
Профессионального образования «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconСлужба по контролю в области образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования icon2007 Обзор информационных ресурсов сети Интернет
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной...
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconСамарская епархия русской православной церкви
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconУрок на интерактивной доске
Учредителями являются Департамент общего образования Томской области, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки...
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconУрока по информатике в 5 классе согласно фгос по теме «Хранение информации»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconГлавная особенность есенинской природы – ее очеловеченность
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и...
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconТомский областной институт повышения квалификации и переподготовки...
Томский областной институт повышения квалификации приглашает учителей и преподавателей предметов естественно-математического цикла...
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования icon«О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной...
Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Читинский институт повышения квалификации работников образования центр гуманитарного образования iconПоложение о VI региональном фестивале проблемно-эвристических уроков
Учредителями являются Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ресурсно-методический...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск