Скачать 395.57 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ» УТВЕРЖДАЮПроректор по учебной работе______________Т.В. Маркелова«_____» ___________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «Русский язык и культура речи (Углубленный курс)» По специальности 261201.65 Технология и дизайн упаковочного производства, 340100.65 Управление качеством, 150407.65 Полиграфические машины и автоматизированные комплексы, 050501.20.65 Профессиональное обучение (полиграфия), 150601.65 Материаловедение и технология новых материалов Факультет ФПТиТ Кафедра Русского языка и стилистики
Москва – 2011 г. Составитель: О. Б. Дружинина, ст. преподаватель Рецензенты: Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и стилистики ______ , протокол № ___ Зав. кафедрой________ Одобрена Советом _____факультета издательского дела и журналистики, ____ , протокол № ______. Председатель__________ I. ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Русский язык и культура речи» (углубленный курс) имеет особое значение для специалистов нефилологического профиля. Высшее образование предусматривает, кроме усвоения узкоспециальных знаний и выработки соответствующих умений, еще и определенный культурный уровень специалиста, достичь которого невозможно без овладения родным языком. При очевидном снижении речевой культуры общества в целом, в вузе крайне необходимы занятия по совершенствованию грамотности устной и письменной речи. Востребованность и конкурентоспособность специалиста на рынке труда зависит в значительной степени от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, убеждать собеседника. 1. Цель дисциплины Студенты достигнут понимания системности языка, овладеют русским литературным языком как важнейшим средством общения, сформируют достаточно высокий уровень коммуникативной компетенции. 2. Задачи дисциплины 1) в когнитивной области, опирающейся на логический подход к освоению дисциплины: • знание конкретного материала, терминологии, фактов, понятий, определений и тенденций, составляющих совокупность сведений о языке и речи в разделе лингвистики «Культура речи»; понимание, т. е. способность объяснить и интерпретировать уже известные и вновь изученные научные факты; • формирование представления о национальном языке как о системной и неоднородной структуре; • применение теоретических знаний в практической коммуникативной деятельности во всех ее видах, устной и письменной формах; • развитие поисково-аналитических умений работы со справочной литературой по русскому языку и культуре речи; • объективный анализ чужой речи и принципов построения собственной речи по предложенным или самостоятельно созданным моделям; • синтез индивидуальных и групповых сообщений; • сравнительная оценка разных речевых текстов на основе имеющихся данных; 2) в аффективной области, опирающейся на психологический подход к освоению дисциплины: • осознание студентами собственного уровня грамотности и речевой культуры; • стремление развить умения и навыки эффективного общения; • ценностная ориентация на использование в речи именно литературного языка из числа других видов национального языка; • выработка студентами системы ценностей в речевом аспекте общей культуры человека. 3. Место дисциплины в программе общей и специальной подготовки студентов и ее связь с другими дисциплинами Дисциплина «Русский язык и культура речи» (углубленный курс) знакомит студентов с параметрами и целесообразной организацией хорошей речи в научном и прикладном аспектах. Она систематизирует, расширяет и углубляет школьные знания в этой области. Одновременно с этим данный курс является основой для общей и специальной подготовки студентов при получении высшего профессионального образования. Полученные знания и умения будут востребованы при изучении других социально-гуманитарных дисциплин. 4. Требования к уровню подготовки студента Для успешного освоения курса студенты должны иметь представления о языке и речи в рамках программы средней школы по предметам «Русский язык», «Культура речи», обладать навыками грамотного письма и коммуникации. 5. Требования к уровню освоения содержания курса В результате освоения курса студенты:
6. Методическая новизна курса В преподавании курса используются методы активного обучения. Например: индивидуальная и групповая работа по чтению и пониманию печатных научных текстов; работа в парах; работа в малых группах, формулирование выводов малой группы и другие методы получения обратной связи от студентов к преподавателю. Компьютерное тестирование. II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Современный русский литературный язык и культура речи Понятие «современный русский литературный язык». Полифункциональность русского языка. Из истории русского языка. Литературный язык и его признаки: устная и письменная разновидности, наличие норм, территориальная и социальная неограниченность, наличие функциональных стилей, обязательность для всех носителей языка. Языковая норма: признаки, функции. Ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Типы норм: императивная и диспозитивная нормы; старые и современные нормы; общеупотребительная и ограниченной сферы употребления нормы; орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы. Кодификация норм в словарях. Литература Основная
Дополнительная
Тема 2. Орфографические и пунктуационные нормы Орфографические и пунктуационные нормы. Алгоритм выбора орфограммы и пунктограммы. Справочная литература по орфографии и пунктуации, предназначенная для совершенствования навыков грамотного письма. Тема 3. Принципы и разделы русской орфографии. Трудные правила орфографии Русская орфография как раздел языкознания. Связь с другими разделами. Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, традиционный. Разделы русской орфографии:
Орфограмма — основная единица орфографии. Алгоритм определения нужной орфограммы с учетом лексической и грамматической характеристики слова. Наиболее трудные правила русской орфографии: 1. Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях. 2. Правописание НЕ с различными частями речи: глаголами, причастиями, деепричастиями, существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями. Тема 4. Синтаксис и пунктуация Пунктуация — система знаков препинания и свод правил о их постановке. Формально-грамматический принцип русской пунктуации. Связь единства «мышление — язык — речь» с пунктуационными нормами языка. Синтаксис и пунктуация. Синтаксические связи в словосочетании. Части речи и члены предложения. Типы сказуемых. Состав подлежащего с учетом логических и смысловых связей высказывания. Синтаксис простого предложения. Типы простых предложений: двусоставные и односоставные. Осложнение простого предложения: определение, выраженное причастным оборотом; обстоятельство, выраженное деепричастным или сравнительным оборотом; вводные слова и словосочетания; однородные члены предложения. Тема 5. Синтаксис и пунктуация. Трудные случаи Типы сложных предложений. Способы связи и знаки препинания в сложных предложениях. Алгоритм выбора нужной пунктограммы с учетом синтаксических связей в предложении. Составление схемы простого или сложного предложения - способ графической передачи синтаксических связей. Тема 6. Словари и справочники по русскому языку и культуре речи Словари и справочники по русскому языку и культуре речи. Типы словарей: общие, аспектные. Отражение и способы подачи культурно-речевой информации в нормативных словарях и справочниках по русскому языку. Формирование поисково-аналитических умений работы со словарем. Толковый словарь. Описание словарной статьи в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. Анализ словарных статей в толковом словаре. Тема 7. Орфоэпические нормы русского литературного языка Орфоэпические нормы русского литературного языка. Орфоэпический словарь русского языка. Система нормативных и запретительных помет в словаре. Анализ словарной статьи из «Орфоэпического словаря». Литературное произношение: традиции и современные тенденции. Произношение буквенного сочетания «чн». Согласный перед «е» в заимствованных словах. Ударные звуки «о» и «е» после мягкого согласного в корне слова. Тема 8. Акцентологические нормы русского литературного языка Акцентологические нормы русского литературного языка. Трудности при постановке ударения в словах. Краткая характеристика русского ударения: разноместность, подвижность. Акцентные варианты. Грамматическая и семантическая вариантность постановки ударения. Тенденции развития ударения в русском языке в разных частях речи. Закон редукции безударных гласных. Тема 9. Лексические и морфологические нормы русского литературного языка Лексические нормы русского литературного языка. Точность речи: понятийная, фактическая (предметная) и точность словоупотребления. Употребление слова (исконного и заимствованного) в точном лексическом значении. Паронимы и паронимическое смешение. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность (тавтология, плеоназм, многословие, слова-паразиты, бранная лексика) как нарушение лексических норм. Синонимы семантические и стилистические. Морфологические нормы русского литературного языка. Грамматическая категория рода имен существительных. Трудности при определении родовой принадлежности имен существительных. Род неодушевленных и одушевленных существительных. Род заимствованных неизменяемых существительных. Определение рода буквенных и звуковых аббревиатур. Конкуренция окончаний в форме именительного падежа множественного числа имен существительных. Конкуренция окончаний в форме родительного падежа множественного числа имен существительных. Краткие формы и степени сравнения прилагательных. Склонение числительных. |
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | ||
Программа зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная | ||
Методические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии | Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи... Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение... | ||
Контрольная работа № по дисциплине «Русский язык и культура речи» Московский государственный технический университет «мами кафедра «Русский язык» | Русский язык и культура речи Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также... | ||
Курс лекций для студентов─нефилологов. Изд. ─ М., 2007. Колесникова... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:... | ||
Тест по дисциплине «Русский язык и культура речи» разделы «Орфография.... Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г | Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине... Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его... | ||
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | Программа курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи» В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам |