Скачать 204.44 Kb.
|
Оцифровка культурного и научного наследия и обеспечение доступа к нему Ежегодный отчетРоссийская Федерация A. Пользователи и контент A.1. Какие основные материалы/категории объектов оцифровываются?
Оцифровываются и вводятся в специализированные базы данных описания и изображения музейных предметов, создаются электронные каталоги, виртуальные выставки, мультимедийное сопровождение реальных выставок.
Оцифровываются и вводятся в электронные каталоги библиографические записи, в т.ч. производится ретроконверсия карточных каталогов. Проводится полнотекстовая оцифровка книг, включая старопечатные, журналов, старых газет, исторических карт, нотных изданий, музыкальных изданий, плакатов. Открыток, фотографий, грампластинок. В ноябре 2006 г. подписано Соглашение между Библиотекой Конгресса США и Российской национальной библиотекой, которое знаменует собой начало нового международного проекта по разработке и созданию Мировой цифровой библиотеки1.
Создаются электронные описи документов, оцифровываются текстовые документы, в небольшом объеме аудио и видеозаписи с ретроносителей.
Оцифровываются описания памятников, документация, изображения, планы, карты. В рамках Национальной программы «Культура России 2006 – 2010» запланировано создание базы данных единого государственного реестра памятников истории и культуры. A.2. Каким образом распространяются оцифрованные ресурсы по культурному наследию? Оцифрованные ресурсы по культурному наследию распространяются через Интернет порталы и сайты, через региональные сети доступа, через локальные сети учреждений культуры и образования, на компакт дисках. Некоторые примеры: Портал «Музеи России»2 функционирует более 10 лет, получил более 40 российских и зарубежных наград, имеет ежемесячно около 240 000 посетителей. Основу портала составляет Всероссийский реестр музеев (3301 музей) и Каталог музейных сайтов (697 сайтов). На портале представлено 30235 изображений музейных предметов. Регулярно публикуются новости, афиша, профессиональная информация, функционирует форум, викторина, пазлы, предоставляется еще целый ряд портальных сервисов. Сайт Государственного Эрмитажа3 предоставляет доступ к Цифровой коллекции с возможностями расширенного поиска, а также поиска QBIC по цвету и композиции по технологии IBM. Два музея России предоставляют доступ через Интернет к полному иллюстрированному каталогу своих коллекций. Это Рыбинский государственный музей-заповедник4 (в январе 2007 г. 55780 описаний музейных предметов, 34994 изображений), за год каталог увеличился почти на 10%, а количество изображений – более чем на треть. В 2006 году открыт доступ к полному иллюстрированному каталогу Чувашского государственного художественного музея5 (в январе 2007 г. 20397 описаний музейных предметов, 18003 изображений). Оба каталога постоянно пополняются, в том числе, информацией о предметах, экспонируемых на временных выставках. Примером объединенного музейного каталога служит on-line каталог «Из собрания музеев Карелии»6 В библиотечной сфере основным инструментом является программа ЛИБНЕТ, финансируемая в рамках программы «Культура России 2006 – 2010». Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ7 был основан двумя национальными библиотеками России, Российской государственной библиотекой и Российской национальной библиотекой в марте 2001 года, для реализации проектов сотрудничества российских библиотек в области создания, обмена и использования электронных ресурсов на базе современных технологий. Сводный каталог библиотек России на 1 января 2007 г. содержит 1 954 846 записей и за год увеличился на 764 209 записей. В декабре 2006 г. осуществлено почти 24000 заимствований библиографических записей из Сводного каталога. Ассоциация Региональных Библиотечных Консорциумов (АРБИКОН8) была создана в мае 2002 года для координации деятельности библиотек по повышению качества сервисов за счет модернизации управления библиотечными ресурсами при объединении в библиотечные консорциумы. АРБИКОН предоставляет доступ через протокол Z39.50 к электронным каталогам и электронным библиотекам участников проекта, объединенным в региональные консорциумы. В настоящее время в АРБИКОН входит 14 региональных библиотечных консорциумов, охватывающих значительную территорию России и почти 300 библиотек. Каждый консорциум включает в себя различное количество библиотек и определяет политику доступа к своим ресурсам. В 2006 году АРБИКОН инициировал проект «Электронное полнотекстовое объединенное собрание» (ЭПОС). Это распределенная информационная система, объединяющая электронные коллекции участников проекта на основе согласованных правил и позволяющая эффективно использовать электронные ресурсы через глобальные сети передачи данных. Архивы. База данных "Путеводители по российским архивам"9 создана с целью расширения доступа исследователей к документам Архивного фонда Российской Федерации. Она включает в себя 60 справочников типа путеводителя – 20 по федеральным и 40 по региональным архивам, опубликованных в период с 1987 по 2004 годы, а также описания более 100 тыс. архивных фондов, содержащих социально-политические, исторические, военные и экономические документы, материалы по литературе и искусству, научно-техническую информацию и многое другое. Электронные каталоги, в том числе иллюстрированные, представлены на сайтах некоторых российских архивов (например, Российский государственный архив кинофотодокументов10, Российский государственный архив литературы и искусств11, Центральный государственный архив кинофотодокументов Санкт-Петербурга12). Проект «Культура регионов России» - это корпоративный сайт13, финансируемый Федеральным агентством по культуре и кинематографии, на котором во всем разнообразии представлена многонациональная культура России. Предоставляется доступ к большой базе официальных, специальных и корпоративных региональных сайтов по культуре. Проект «Культура КомСат» решает задачу объединения разрозненных филиалов, отделов и учреждений отрасли культуры в единую информационную сеть, представляющую собой систему спутниковых антенн с центром управления в Главном вычислительном центре Федерального агентства по культуре и кинематографии14. При разработке данного проекта были применены оригинальные технические решения по защите информации, что позволило сформировать защищенную информационно-коммуникационную сеть. Проект обеспечивает потоковое вещание, пакетную доставку файлов, в т.ч. кино и видео, и другие услуги. Абонентами сети являются региональные органы управления сферой культуры и учреждения культуры и образования. A.3. Существуют ли пользователи оцифрованных ресурсов по культурному наследию из секторов eLearning или творческих индустрий? Существуют, но системного характера это не имеет. Это связано с проблемами преодоления ведомственных барьеров. Крупный проект по созданию Единой национальной коллекции цифровых образовательных ресурсов15 с Интернет-доступом осуществляет Национальный фонд подготовки кадров16, который сейчас разрабатывает модели взаимодействия с музеями и библиотеками. В 2006 году начат проект разработки и информационного наполнения портала образовательных ресурсов для подготовки специалистов в сфере культуры. Завершен первый этап проекта – образовательные ресурсы для среднего, высшего и дополнительного образования библиотечных работников. A.4. Существуют ли специальные мероприятия по обеспечению всеобщего доступа к цифровым ресурсам по культуре? С одной стороны, обеспечение всеобщего доступа к цифровым ресурсам по культуре базируется на программах подключения к Интернету музеев и библиотек и организации центров общественного доступа к информационным ресурсам в рамках федеральных и региональных программ. С другой стороны, реализуются программы подключения пользователей к Интернет. Так, в рамках Национального проекта «Образование» планируется в 2008 году завершить подключение к Интернет всех 65 тысяч российских школ. В рамках проекта «КиберПочт@» начата реализация федеральной программы оказания универсальных информационно-коммуникационных услуг коллективного доступа населения к Интернету в отдаленных населенных пунктах, где проживает не менее 500 человек (речь идёт о территориях с крайне низкой плотностью населения, где развитие коммуникаций экономически весьма убыточно - в основном, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере). Реализация первой общероссийской программы по реализации права граждан на доступ к социально значимой информации - Программы «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек» (Программа ПЦПИ) началась в июне 1998 года. Создаваемые в ее рамках Центры позволили россиянам бесплатно получить доступ к качественной и актуальной правовой информации. В 2005 году коллектив, реализующий программу, получил Государственную премию Российской Федерации. Всего в России функционирует более 2000 центров, 60% из них подключены к Интернет. B. Технологии оцифровки Ответьте на вопросы: B.1. Какие распространенные стандарты наиболее широко используются при оцифровке? Для печатных текстов наиболее распространены HTML, PDF, Dejavu. Для изображений TIFF, JPEG, ISO/JPEG 10918 (SPIFF). Для аудиоинформации: WAV (для целей сохранения); MP3 (для предоставления доступа). B.2. Какие технологии и инструменты наиболее широко используются для оцифровки? Для книг и текстовых документов достаточно широко используются бесконтактные сканеры, в общем случае технологии определяются специалистами по сохранности книжного фонда. Для музейных предметов – сканеры, в т.ч. бесконтактные, и цифровые камеры. B.3. Как обеспечивается совместимость оцифрованных материалов? Совместимость библиотечных каталогов обеспечивается путем использования общероссийского стандарта RUSMARK (русский вариант стандарта UNIMARK). Национальный центр корпоративной каталогизации ЛИБНЕТ использует технологию OPAC Global. Примером сотрудничества может служить меморандум об объединении усилий в создании единого национального авторитетного файла предметных рубрик для использования в библиотеках России, который подписали Российская национальная библиотека, Российская книжная палата, Российская государственная библиотека и Национальный библиотечный центр ЛИБНЕТ. Единый стандарт описания музейных предметов и соответствующие схемы метаданных в России не приняты. Совместимость обеспечивается в рамках использования одной и той же автоматизированной системы управления музейными коллекциями (например, система КАМИС – более 200 музеев, и система АИС - музей – также более 200 музеев). Для представления описаний музейных предметов в Интернет профессиональным сообществом выработан стандарт краткого описания музейного предмета. На транспортном уровне обмен данными осуществляется с помощью протокола TCP/IP и XML Schema, а также протокола Z39.50. B.4. Проводятся ли соответствующие научные исследования? Научные исследования проводятся в малых масштабах и достаточно разрозненно, но известно несколько диссертаций, защищенных на эту тему, и несколько проектов, выполненных по грантам научных фондов. Научные исследования и методические разработки по электронным библиотекам ведут Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека и Российская ассоциация электронных библиотек ЭЛБИ17. C. Устойчивость контента C.1. Какие модели и источники финансирования наиболее часто используются при оцифровке? Основные источники финансирования – Правительство России, Администрации субъектов Российской Федерации (региональные правительства), гранты государственных научных и частных фондов18, в т.ч., зарубежных19. Примером поддержки оцифровки аудиоколлекций служит грант Association for Recorded Sound Collections (ARSC) в 7000$, полученный компанией H. W. Marston and Company для сохранения, документирования и распространения записей из коллекции Юлиуса Блока (Julius Block), сделанных на фонографических валиках Эдисона в 1891 – 1910 гг., которая считалась утерянной в годы 2-й мировой войны20. C.2. Можете ли Вы привести примеры моделей для уменьшения стоимости оцифровки Основные модели, уменьшающие стоимость оцифровки - поточное производство для крупных библиотек и информационных центров, оцифровка с микроносителей, аутсорсинг с привлечением специализированных фирм. Примером модели, уменьшающей стоимость оцифровки, может служить проект «Красная книга культуры Смоленщины» по оцифровке культурного наследия Смоленского края. Для реализации проекта привлекаются школьники и студенты, организуются передвижные центры по оцифровке21. C.3. Приведите примеры национальных центров оцифровки культурного наследия Национальными центрами по оцифровке являются ведущие учреждения культуры федерального уровня, такие как Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Государственный Эрмитаж, Музеи Московского Кремля, Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Государственный исторический музей. Большинство центральных универсальных научных библиотек в субъектах Российской Федерации ведут большую работу по оцифровке редких книг, хранящихся в их фондах, и материалов по краеведению. Отдельные музеи регионального уровня также ведут большую работу по оцифровке своих коллекций (например, в Ярославской области, республике Карелия, республике Татарстан). Одним из примеров крупномасштабных проектов по оцифровке может служить Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»22. Это полнотекстовая информационная система, включающая произведения русской словесности, научные библиографии, научным исследования и историко-биографические работы. Проект реализуют НТЦ «Информрегистр», Институт русской литературы (Пушкинский Дом)23 РАН и другие партнеры. В рамках проекта оцифрованы полные собрания сочинений русских писателей и поэтов, среди них Пушкин, Грибоедов, Толстой, Чехов, Тютчев, Есенин, сказки, былины, литературные энциклопедии, издания по литературоведению и пр. Доступ к цифровым информационным ресурсам предоставляется через Интернет и off-line издания. D. Сохранение цифрового наследия D.1. Существует ли национальная политика сохранения цифрового наследия? В сформулированном и утвержденном виде общегосударственной политики сохранения цифрового наследия не существует. D.2. Можете ли Вы привести примеры инструментов и технологий, используемых для сохранения цифрового культурного наследия? Сохранение цифрового наследия осуществляется в рамках отдельных институций или сетей. Основные инструменты – разнообразные технологии резервного копирования и миграция. Для сохранения изданий на оптических дисках учреждён Федеральный Депозитарий электронных изданий на базе Научно-технического центра «Информрегистр»)24. НТЦ «Информрегистр» осуществляет государственный учет и регистрацию информационных ресурсов России, включая базы данных off-line и on-line, электронные издания и электронные библиотеки, и предоставляет доступ к Интернет-каталогу зарегистрированных электронных ресурсов. E. Мониторинг Ответьте на вопросы: E.1. Заполните следующие таблицы информацией по индикаторам входа-выхода. Используйте оценочные данные, если нет точных данных.
* Оцифрованные полностью или частично; под коллекцией имеется в виду некоторая общность, например, коллекция музея, а не коллекция писем какого-то человека. Оцифровка в данном случае означает либо уровень метаданных (каталог), либо уровень объектов (предметов). ** Занесенные в национальный инвентарь = доступные хотя бы на уровне коллекций через национальный инвентарь (веб-портал, веб-служба) *** Оцифровка в данном случае означает оцифровку объектов и предоставление доступа либо на уровне метаданных (каталоги, m) или на уровне объектов, например, включая изображения (items, i). Дайте данные на обоих уровнях (m/i). E.2. Заполните следующую таблицу информацией об использовании цифровых ресурсов.
* Национальные инвентари, коллекции, веб-сайты ** см. http://www.ukoln.ac.uk/interop-focus/gpg/SectorStatistics/ E.3. Оцените исследования потребностей пользователей в услугах по предоставлению контента по культурному наследию. В 2004 – 2005гг. были проведены опросы пользователей Интернет, использующих информационные ресурсы по культуре. Таб. 1. Доля пользователей Интернета, использующих информационные ресурсы и услуги в области культуры, %
Источник: ИРИО-РОМИР, опрос 2004 - 2005 (выборка 1816 чел.) Отчет подготовили: Н. Браккер, главный специалист Центра ПИК Е. Кузьмин, Президент Фонда Развития информационного общества, Председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Л. Куйбышев, Генеральный директор Центра ПИК Благодарим А.Б. Антопольского, исполнительного директора Ассоциации Российских библиотек ЭЛБИ, за помощь в подготовке отчета. 1 Главными участниками проекта будут национальные библиотеки и архивы различных стран. Проект поддерживают международные организации ЮНЕСКО и ИФЛА. На этапе планирования и разработки сайта-прототипа финансирование проекта осуществляется компанией Google, выделившей для этого $ 3.000.000 9 http://guides.rusarchives.ru/browse/browse.html?enc=rus на русском языке, есть интерфейс на английском языке 11 http://altsoft.rosbi.net/rgali/start.do;jsessionid=A1E131850B64249F79FB89DD47C2D33B# на русском языке 15 http://school-collection.edu.ru/ на русском языке 18 Например, Благотворительный фонд В. Потанина (http://www.museum.ru/prof/news.asp?Id=29073 на русском яз.) или Фонд Дмитрия Зимина "Династия" (http://www.museum.ru/prof/news.asp?Id=29769) 19 For example, “RUSSIAN LITERARY HERITAGE ON-LINE”, a project funded by the Andrew Mellon Foundation and managed by the British Council, Moscow. The project, which started in April 2006 and will be completed in March 2007, is developing and implementing an on-line joint catalogue which will offer integrated access to the bibliographic catalogues of the Personal Library of Tolstoy held by the State Memorial and Natural Preserve Museum Estate of Leo Tolstoy ‘Yasnaya Polyana’ as well as the bibliographic and digital resources of the Moscow Russian State Library, related to the Russian author Leo Nikolaevich Tolstoy. http://conf.cpic.ru/upload/eva2006/reports/dokladEn_1041.doc 20 Блок был немецким бизнесменом, который жил в Санкт-Петербурге и использовал фонограф для записи музыки и исторических хроник. Он приглашал известных музыкантов, поэтов и актеров к себе домой посмотреть фонограф и уговаривал их сделать записи, среди них Антон Аренский, Эдди Браун, Николай Фигнер, Яша Хейфец, Иосиф Хофман, Артур Никич, Сергей Танеев, П.И. Чайковский и граф Лев Толстой. Записи хранятся в фонограммархиве Института русской литературы РАН (Пушкинский дом) в Санкт-Петербурге. |
Тема урока: аппликация «Снеговик» Какие материалы нужны для работы? Картон, синтепон, цветная бумага. Проверьте, все ли материалы есть у вас | М. В. Кларин Таксономия педагогических целей Само понятие "таксономия"1 заимствовано из биологии. Оно обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена... | ||
Темы рефератов. Современные подходы к определению категории «качество»... Сравните представленные в табл. 4 определения понятия «качество», что между ними общего и в чем разница, какие аспекты этой категории... | Методические рекомендации по учебному предмету специального цикла:... Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "B" как объектов управления" | ||
Учебно-методическое пособие представляет собой попытку выделить курс «Познавательные процессы» Теоретические материалы содержат основные понятия по изучаемым вопросам. В прикладном разделе пособия студентам предложены вопросы... | Понятие общественных связей (PR), их функции и основные цели Основные... Место дисциплины в структуре ооп: М. 3 Практики и научно-исследовательская работа | ||
Примерный план История возникновения и развития политической науки.... Ильин М. В., Мервмль А. Ю., Федоров Ю. Е. Основные категории политической науки // Полис. 1996, n 4 | Рабочая программа учебной дисциплины 5 Конспекты лекций 12 Материалы... Специальность —240802. 65 Основные процессы химических производств и химическая кибернетика | ||
Адольф гитлер клинический случай некрофилии Когда психоаналитик изучает биографию своего клиента, он всегда пытается получить ответ на два вопроса: 1 Каковы основные движущие... | Приложение 1 Представляемые материалы – не готовый урок, а конструктор для его построения (материалы включают набор модулей, какие из них использовать... | ||
К конкурсу «Современный урок» Телефон, стол, книга, кошка – примеры объектов-предметов. Каникулы, учеба, чтение, поездка – примеры объектов-процессов. Гроза, солнечное... | Какие знаки Зодиака склонны к обману, а какие нет? Научиться распознавать лжет ли Ваш собеседник или вообще не склонен к обману можно, достаточно поинтересоваться его знаком Зодиака.... | ||
Лекционные вопросы какие разновидности мышечной ткани вы знаете? Их характеристики Мышцы, действующие на височно-нижнечелюстной сустав. Какие мышцы поднимают и выдвигают нижнюю челюсть вперед, какие мышцы опускают... | На 01. 01. 2011 г. Статистика занимающихся шахматами в ханты-мансийскому... Педагоги общеобразовательных учреждений – 192 чел., в т ч. 4 – в/категории, 5 – 1 категории, 1 – 2 категории | ||
Конкурсные материалы тема: лесные опасности Образовательные: определить, какие растения и животные могут быть опасными; закрепить понятия «Съедобные» и «несъедобные» грибы и... | Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы Тема 1 Какие основные права и свободы человека закреплены в международно-правовых актах? |