Курсовая работа





Скачать 381.17 Kb.
НазваниеКурсовая работа
страница1/4
Дата публикации27.03.2015
Размер381.17 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Культура > Курсовая
  1   2   3   4

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Философии и Психологии

Кафедра систематической философии

Рефлексия и бессознательное в человеке

Курсовая работа

Студента 1 курса 4 группы

Канина М.Ю.

Научный руководитель

Доц. Жаров С.Н.

ВОРОНЕЖ 2002

Содержание




Введение…………………………………………………………………………….3



1. Зигмунд Фрейд: классический психоанализ……………………………..….6

1.1 Структура личности……………………………………………………..………8

1.2 Инстинкты жизни и смерти……………………………………………………17


1.3 Развитие личности………………………………………………………….….18

1.4 Тревога. Защитные механизмы. Сублимация и культура…………………...18

Заключительные положения………………………………………………………22

2. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности……………………...24

2.1 Структура личности……………………………………………………………25

2.1.1 Архетипы……………………………………………………………………...26

2.2 Культура………………………………………………………………………...28

Заключительные положения……………………………………………………….29

Заключение………………………………………………………………………...30



Литература…………………………………………………………………………31


Введение

Понятие «бессознательное» в понимании психологии XX века ввел в науку австрийский врач Зигмунд Фрейд в своей теории, появившейся на рубеже XIX и XX веков, и получившей название психоанализ.

Для того времени эта теория была просто ошеломляющей, поскольку отражала принципиально новый подход к пониманию человека. На протяжении многих столетий господствовал взгляд на человека как на существо разумное, рациональное и полностью осознающее свое поведение, отстаивалась позиция «духовной природы человека».1

Но Фрейд, вместо того, чтобы ставить в центр человека сознание, сравнил его с незначительной частью айсберга, выступающего над водой. Остальную же нижнюю часть айсберга он сопоставил с бессознательным. Как невидимая масса льда определяет центр тяжести и курс движения айсберга, так и бессознательное является ядром нашей индивидуальности.2

По Фрейду, личность не наделена свободой выбора, в его «теоретической системе нет места для таких понятий как личная ответственность, воля, спонтанность и самоопределение».3 Поведение человека детерминировано неосознаваемыми силами, люди побуждаются иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами.

Важной заслугой психоанализа является выработка практического способа познания человеком самого себя. «Кредо Фрейда – где было ид (ирациональная сторона), там будет эго (рациональная сторона) – выражает оптимизм того, что силы разума смогут приручить примитивные и иррациональные побуждения».4 Главная цель Фрейдовского психоанализа – приручить при помощи рационального начала человека иррациональное начало.


На мой взгляд, само появление Фрейдовского психоанализа отражает важный момент: человек на всем протяжении своего исторического развития большое значение уделял познанию самого себя. Еще «древние связывали и высшую мудрость, и высший уровень знания с одной великой задачей: «Познай самого себя!».1 В философии познание человека самим себя называется рефлексией (от позднелат. reflexio – обращение назад). Рефлексия – это «форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных свойств, действий и законов».2

Вопрос рассмотрения человека нашел отражение во многих направлениях науки. Астрология, теология, психология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения.

Фрейдовский психоанализ является одной из многих теорий личности. Можно сказать, что эта концепция, хотя и была разработана на основе интенсивной практической работы с отдельными людьми, остается в какой-то мере теоретической моделью, поскольку является труднопроверяемой на практике и нельзя говорить о ее полной достоверности.

Тоже самое можно сказать и о многих других теориях, созданных другими известными психологами. Отчасти по этой причине многие из них отличаются друг от друга (иногда даже радикально) по определенным позициям. Современная наука «открыто признает несовершенство нашего сегодняшнего знания о личности, отсутствие единой, все объясняющей и все предсказывающей теории и в то же время экспонирует те научные ресурсы, которые сегодня могут быть мобилизованы для понимания личности и дальнейшего развития знания о ней».3 Такой научный подход присущ западной литературе по психологии, где показывается все многообразие и неоднозначность существующих теорий личности.

Многие теоретики личности отличаются друг от друга в отношении такого исходного положения о природе человека, как свобода-детерминизм. «В этом смысле ни одну из приведенных позиций ученых нельзя считать строго фактически доказанной. Скорее, они представляют собой философские представления о природе человека»1.

Противоречивость взглядов в науке, на мой взгляд, отражает важный момент: чем больше имеется разных точек зрения и научных концепций, тем сильнее это подчеркивает важность изучения и познания человеком самого себя, поскольку нет пока однозначного ответа на вопрос: «Что представляет собой человек?».

Целью данной курсовой работы является не освещение всего многообразия теорий личности, созданных выдающимися мыслителями ХХ века. Цель работы – показать на примере работ Фрейда и Юнга разный подход к проблеме понимания бессознательного в человеке и само рождение психоаналитических теорий как нового подхода к пониманию личности человека.

1. Зигмунд Фрейд: классический психоанализ

Можно сказать, что психоанализ Фрейда в свое время совершил переворот не только в науке, но и культуре общества. Как заметил один из зарубежных ученых: «Это шокирующее переживание для любого человека, верного западным традициям морали и рациональности – не отводя глаз, посмотреть на то, что Фрейд хотел и должен был сказать. Это унизительно, когда тебя неотвратимо вынуждают признать крайне неприглядную изнанку многих великих идеалов…»1. Фрейд проницательно заметил, что «по человеческому самолюбию и самоуважению нанесено три удара: открытием Коперника, что Земля не есть центр Вселенной, открытием Дарвина, что человек не есть нечто независимое от других обитателей животного царства, и открытием того, до какой степени мы находимся под влиянием неизвестных, а иногда и неконтролируемых сил»2.

Главная заслуга Фрейда заключается в том, что он первым стал говорить об иррациональной стороне человеческих поступков. Психоаналитическая теория указывает на детерминированность человеческого поведения и отводит «ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют и борются друг с другом в регуляции поведения человека»3. Психоанализ является примером психодинамического подхода, где термин «психодинамический» как раз и указывает на это сложное взаимодействие сил. Всем этим силам Фрейд отводит место в структуре личности человека, которая носит название «бессознательное». Его содержание играет важную роль в регуляции поведения человека, поведение человека детерминировано содержанием бессознательного. В понимании психоаналитической теории детерминизм распространяется на все, что человек делает, чувствует или о чем думает, включая даже те события, которые люди склонны рассматривать как чистые случайности, а также оговорки, описки и тому подобное1. Согласно Фрейду, не только поступки человека часто являются иррациональными, но также само значение и их причины редко бывают доступны сознанию.

Таким образом, психоанализ Фрейда изменил философские представления понимания природы человека. Но здесь есть один момент. Психоанализ, хотя и является на сегодня предметом рассмотрения таких наук как философия, и, в первую очередь, психология, в которой он находит практическое применение, появился в первую очередь благодаря исследованиям Фрейда в области медицины и без медицинского образования2 он вряд ли бы смог разработать свою концепцию. Фрейд много работал в области невропатологии и исследовал совместно с другими учеными, в первую очередь, Жаном Шарко и Иозефом Брейером, причины истерии, возникновение которой, как и других нервных болезней, объяснялись биологическими причинами. Но постепенно Фрейд стал приходить к неординарному выводу, что «существуют такие психические заболевания, которые не вызваны органической патологией нервной системы»3. Он стал говорить о других причинах, которые вызваны, как стало утверждаться в психоанализе, бессознательными причинами.

Уже после своего рождения, психоаналитическая теория Фрейда стала предметом рассмотрения философии, психологии, поскольку ее центральным вопросом была душевная, психическая сторона жизни человека. Нужно сказать, что для психоанализа условием его признания стала критика философских предрассудков. Сам Фрейд многократно обрушивался именно на философов, которые отождествляли психику и сознательное. Чтобы успешно лечить истерию, говорил Фрейд, нужно избавить общество от этого предрассудка4.

Теория Фрейда рассматривает различные по сложности феномены – начиная с оговорок, нечаянно произнесенных, и кончая развитием культуры, о чем будет сказано впоследствии. В этой главе я рассмотрю основные положения и постараюсь сделать вывод о ее важности в философском и культурно-историческом аспектах.


    1. Структура личности

Центральным вопросом психоанализа является рассмотрение такой части личности человека, как «бессознательное». Как заявлял Фрейд: «У психоанализа нет других целей и достижений, кроме открытия бессознательного в психической жизни»1.

В своем труде «Я и Оно» Фрейд рассматривает три компонента личности: «сознательное» (bw) и два вида бессознательного: «предсознательное» (vbw) и «бессознательное» (ubw).

«Сознательное» (bw) – включает в себя те ощущения и переживания, которые человек осознает в данный момент. Фрейд говорил о том, что только незначительная часть психической жизни входит в сферу сознания. Кроме того, то, что является сознательным, удерживается в таком состоянии лишь небольшой, короткий промежуток времени.

«Предсознательное» (vbw) – « латентное (бессознательное), но способное стать сознательным»2. Сюда относятся все явления, которые не осознаются в данный момент, но способные стать сознательными.

«Бессознательное» (ubw) – содержит «вытесненное, которое само по себе без дальнейшего не может стать сознательным»3.

Здесь нужно обратить внимание на то обстоятельство, о котором упоминает Фрейд в своей работе:

«Таким образом, мы с большим удобством можем обходиться нашими тремя терминами: bw, vbw и ubw, если только не станем упускать из виду, что в описательном смысле существуют два вида бессознательного, в динамическом же только один. В некоторых случаях, когда изложение преследует особые цели, этим различием можно пренебречь, в других же случаях оно, конечно, совершенно необходимо».1

В одном случае термин «бессознательное» может подразумевать именно «бессознательное» (ubw), в другом термин «бессознательное» подразумевает все то, что не является сознательным (то есть и «предсознательное» (vbw) и «бессознательное» (ubw) вместе).

Фрейд говорит, что вытесненные в бессознательное эмоции и воспоминания сами по себе не могут стать сознательными, потому что им «противодействует известная сила». Но «в психологической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания».2 Далее он дает определение вытеснению и сопротивлению: «состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживающая его, ощущается нами во время психоаналитической работы как сопротивление».3

Чтобы лучше понять связь бессознательного, предсознательного и сознательного, а также механизм работы вытеснения и сопротивления, Фрейд в [6] приводит такую аналогию:

«Самое грубое и самое удобное для нас представление об этих системах – пространственное. Мы сравниваем систему бессознательного с большой передней, в которой копошатся подобно отдельным существам, душевные движения. К этой передней примыкает другая комната, более узкая, вроде гостиной, в которой также пребывает и сознание. Но на пороге между обеими комнатами стоит на посту страж, который рассматривает каждое душевное движение в отдельности, подвергает цензуре и не пускает в гостиную, если оно ему не нравится…

Душевные движения в передней бессознательного недоступны взору сознания, находящегося в другой комнате; они сначала должны оставаться бессознательными. Если они уже добрались до порога и страж их отверг, то они не способны проникнуть в сознание; мы называем их вытесненными. Но и те душевные движения, которые страж пропустил через порог, вследствие этого не обязательно становятся сознательными; они могут стать таковыми только в том случае, если им удастся привлечь к себе взоры сознания. Поэтому с полным правом мы называем эту вторую комнату системой предсознательного… Но судьба вытеснения для отдельного душевного движения состоит в том, что оно не допускается стражем из системы бессознательного в систему предсознательного. Это тот же страж, который выступает для нас как сопротивление, когда мы пытаемся с помощью аналитического лечения устранить вытеснение».1

Бессознательному Фрейд отводит решающую роль в формировании поведения и типа личности человека. Кроме того, он говорит, что повседневные поступки, а также оговорки, описки, забывание иностранных слов, случайные н первый взгляд, оказываются при детальном анализе далеко не случайными. В его работе «Психопатология обыденной жизни» приведены примеры многих таких случаев.2

Фрейд считал, что бессознательное может проявлять себя в сновидениях, где его работа становится наиболее очевидной. Исходя из этого в психоанализе утверждается, что у сновидения есть смысл. У самого Фрейда одно из центральных мест заняла работа со сновидениями, в результате сего вышел его труд «Толкование сновидений, основанный на анализе его собственных сновидений. Фрейд писал: «Толкование сновидений есть via Regia (дорога в царские чертоги) к познанию бессознательного, самое определенное основание психоанализа и те блага, в которой всякий исследователь приобретет свою убежденность и образование. Когда меня спрашивают, как можно сделаться психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений».1

Фрейд говорил, что изучая свои собственные сновидения, можно разгадать их скрытое бессознательное содержание и понять бессознательные мотивы и содержания.

Необходимо сказать, что существует явное содержание сновидения и скрытое. «Мы хотим назвать то, что рассказывается в сновидении, явным содержанием сновидения, а скрытое, к которому мы приходим, следуя за возникающими мыслями, скрытыми мыслями сновидения».2 Второе находится на уровне бессознательного, на «другом этаже».

Явное содержание сновидения оказывается заменой вытесненного неосознаваемого содержания (мыслей сновидения). При этом, когда человек бодрствует, вытеснение блокирует сознание, и только в состоянии сна вытесненным мыслям удается проникнуть в замаскированном виде в сознание.

Фрейд называл работу, которая переводит скрытое сновидение в явное работой сновидения. Искажение происходит посредством определенных механизмов, таких как цензура, смещение, сгущение и символизация.

Сущность цензуры можно свести к тому, что все вытесненные мысли и мотивы должны пройти «цензуру», чтобы появиться в сознании. В приведенном выше примере страж между двумя комнатами (сознательным и предсознательным) – это и есть ничто иное, как цензура. Содержание бессознательного не может прямым путем попасть в сознание, они должны трансформироваться, чтобы избежать цензуры. Не пропущенные стражем напрямую в сознание, они могут проникнуть туда в замаскированном виде.

«Везде, где в явном сновидении есть пропуски», - говорит Фрейд, «в них виновата цензура». Но «гораздо чаще цензура проявляется по второму типу, подставляя на место того, что должно быть, смягченное, приблизительное, намекающее».1

«Пропуск, модификация, перегруппировка материала – таковы действия цензуры сновидения и средства его искажения. Сама цензура сновидения является причиной или одной из причин искажения сновидения. Модификацию и перегруппировку мы привыкли называть смещением».2

Смещение – это процесс, который проявляется двояким образом: во-первых, в том, что какой-то скрытый элемент замещается не составной частью, а чем-то отдаленным, т. е. намеком, а во-вторых, в том, что психический акцент смещается с какого-то важного элемента на другой, неважный, так что в сновидении возникает иной центр и оно кажется странным».3

Процесс смещения необходим для достижения целей цензуры. «Цензура только тогда достигает своей цели, когда ей удается полностью затемнить обратный путь от намека к собственному содержанию».4

Другим достижением работы сновидения является сгущение. Сгущение проявляется в том, что «явное сновидение содержит меньше, чем скрытое, т. е. является своего рода сокращенным переводом последнего».5 Сгущение происходит, например, благодаря тому, что скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое.

Символизация в сновидении – это замена каких-либо предметов, объектов их символами, как правило подобными им по форме.

Когда аналитик проводит «работу толкования» сновидения, он от явного содержания сновидения добирается до скрытого содержания, в результате чего сновидение получает новый смысл, и становятся доступными скрытые мотивы и побуждения бессознательного.

Таким образом сны оказываются «дорогой к бессознательному» и ее можно пройти, если смотреть на их явное содержание как на ребус, который нужно разгадать. Для этого Фрейд использует метод свободных ассоциаций, который применяется также и в психотерапии.1
Рассмотренное выше деление личности человека на три компонента bw, vbw и ubw получило название топографической модели.2 Но Фрейд пишет, что в «дальнейшем ходе психоаналитической работы выясняется, однако, что и эти различия оказываются недостаточными, практически неудовлетворительными».3

В своей работе «Я и Оно» Фрейд выделяет структуру личности человека Я. «Это Я связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т. е. к разрядке возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений».4 Изначально Фрейд связывает Я с сознательным, но далее он показывает, что у Я также есть бессознательная сторона.

«Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также и из других областей влияний и действий. Это устранение путем вытеснения противопоставляет себя Я, и анализ стоит перед задачей устранить сопротивление, которое Я оказывает попыткам приблизься к вытесненному. Во время анализа мы наблюдаем, как больной, если ему ставятся известные задачи, испытывает затруднения; его ассоциации прекращаются, как только они должны приблизиться к вытесненному. Тогда мы говорим ему, что он находится во власти сопротивления, но сам он ничего о нем не знает, и даже в том случае, когда на основании чувства неудовольствия он должен догадываться, что в нем действует какое-то сопротивление, он все же не умеет ни назвать, ни указать его. Но так как сопротивление, несомненно, исходит из его Я и принадлежит последнему, то мы оказываемся в неожиданном положении. Мы нашли в самом Я нечто такое, что тоже бессознательно и проявляется подобно вытесненному, т. е. оказывает сильное действие, не переходя в сознание, и для осознания чего требуется особая работа. Следствием такого наблюдения для аналитической практики является то, что мы попадаем в бесконечное множество затруднений и неясностей, если только хотим придерживаться привычных способов выражения, например, если хотим свести явление невроза к конфликту между сознанием и бессознательным. Исходя из нашей теории структурных отношений душевной жизни, мы должны такое противопоставление заменить другим, а именно, цельному Я противопоставить отколовшееся от него вытесненное».1

В результате этого «мы приходим к выводу, что Ubw не совпадает с вытесненным; остается верным, что все вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное».2

Получается, что «Я и сознательное, вытесненное и бессознательное не совпадают».3

В результате «мы видим, что не имеем права называть чуждую Я область души системой Ubw, так как неосознанность не является исключительно ее характеристикой. Хорошо, не будем больше употреблять слово «бессознательный» в систематическом смысле, дав прежнему обозначению лучшее, не допускающее неправильного толкования название. Вслед за Ницше и по примеру Г. Гроддека мы будем называть его в дальнейшем Оно. Это безличное местоимение кажется особенно подходящим для выражения основного характера этой области души, ее чуждости Я».1
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа iconКурсовая работа на тему : Формирование рынка ценных бумаг в Украине
Курсовая работа содержит 38 листов, 2 рисунка, 2 таблицы и было использовано 11 источников
Курсовая работа iconКурсовая работа
Курсовая работа оформляется в виде электронного файла и прикрепляется к своей странице в системе мониторинга нир. Распечатывать работу...
Курсовая работа iconКурсовая работа по дисциплине Электромагнитная совместимость систем...
Курсовая работа состоит из 20 с, в которых содержаться: 3 рисунка, 3 таблицы, 6 формул и 4 ссылки на литературу
Курсовая работа iconКурсовая работа по дисциплине «Предпринимательское право»
Курсовая работа имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, углубленное изучение и решение студентом...
Курсовая работа iconКурсовой работы. Составитель: доцент Корляков А. С. Екатеринбург...
Курсовая работа самостоятельная работа студента, выполняемая в соответствии с типовой программой учебного процесса по подготовке...
Курсовая работа iconРекомендации к оформлению курсовой и дипломной работы по истории искусства. Курсовая работа
Курсовая работа задание, которое выполняется студентами в определённый срок и по определённым требованиям. Защита курсовых работ...
Курсовая работа iconКурсовая работа является обязательным видом итогового контроля по...
Курсовая работа – это первый этап в самостоятельном теоретическом осмыслении материала, накопленного в ходе обучения в университете,...
Курсовая работа iconКурсовая работа на тему «Открытый урок»
Данная курсовая работа выполнена для того, чтобы учителя русского языка и литературы могли использовать разработанные мною уроки...
Курсовая работа iconКурсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...
Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с
Курсовая работа iconКурсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...
Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с
Курсовая работа iconМетодические указания к написанию курсовых работ курсовая работа
Курсовая работа является важнейшим элементом самостоятельной работы студентов. Основной целью курсовой работы является создание и...
Курсовая работа iconКурсовая работа Разработка проекта аис на примере муз «Городская больница»
Курсовая работа является одним из видов учебных занятий и выполняется в соответствии с учебным планом специальности. При написании...
Курсовая работа iconКурсовая работа Формирование понятия «плазма»
Реферат, курсовая Методика формирования понятия Плазма в школьном курсе физики. Скачать
Курсовая работа iconСодержание учебного материала, лабораторные работы и практические...
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)...
Курсовая работа iconРеферат Данная курсовая работа по дисциплине «Расчет и конструирование...
Данная курсовая работа по дисциплине «Расчет и конструирование пластмассовых изделий и форм» содержит 38 листов печатного текста,...
Курсовая работа iconРеферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа
Гост 32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск