Скачать 274.48 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Кафедра теории и методики обучения физической культуре и спорту УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫСОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (Наименование дисциплины (модуля) Специальность 033100.65 Физическая культура Содержание:
АННОТАЦИЯГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100.65 Физическая культура (от 14.04.2000 г.) устанавливает обязательный минимум содержания дисциплины ДПП.Ф.05. Социология физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт в системе социально-культурных ценностей. Национально-культурные черты развития физической культуры и спорта. Отношение различных социально-демографических групп населения к физической культуре и спорту, их потребности и интересы. Стимулы и мотивы физкультурно-спортивных занятий, формирование здорового образа жизни. Социальные традиции, ритуалы и символика в сфере физической культуры и спорта. Социологические исследования в физической культуре и спорте.Цель УМКД – обеспечение выполнения требований ГОС ВПО к подготовке специалиста, повышение эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению дисциплины «Психология физической культуры и спорта». Задачи УМКД:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «Утверждаю» Декан ФФК ________________О.В.Смирнов « ___»___________2008 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.05 СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Социология физической культуры и спорта» – сформировать у студентов глубокое и полное представление о социальной сущности физической культуры и спорта, их возникновении и развитии как общественных явлений, их роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями. Задачи дисциплины:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен знать:
Студент должен уметь:
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ Значимость социологического знания в современном мире. Определение социологии как науки. Основной вопрос и главная цель социологии. Социология в системе социальных наук. Основные отличия социологии от родственных наук: философии, антропологии, психологии, экономики и других социальных наук. Научный статус социологии: объект, предмет и методы. Структура социологии: общетеоретическая, социология среднего уровня, микро-социология. Функции социологии: теоретико-познавательная, практически-политическая, социального проектирования и конструирования, управленческая, организационно-техническая. 2. ОБЩЕСТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ И ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Что такое общество. Признаки общества. Понятие общества, государства, страны. Социальные и социетальные системы. Общество как социетальная система: экономическая, политическая, социальная. Общество и индивид. Основные противоречия, определяющие жизнеспособность общества: обновление или стабильность. Государство. Основные социальные институты государства: законодательные органы, исполнительная власть, суд, полиция, вооруженные силы. Гражданское общество, как феномен согласия гражданского и индивидуального. Типология обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Общество живущее собирательством и охотой, аграрное общество, промышленное общество. Эволюция, изменение, развитие общества. Национально-культурные черты развития физической культуры и спорта. 3. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Цели и задачи учебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание (проблематика) курса. Значение курса социологии физической культуры и спорта для специалистов в области физической культуры и спорта. Организация и формы занятий. Требования к студентам. Социология как наука о социальном мире, социальных взаимоотношениях и взаимодействиях личности. Характеристика физической культуры и спорта как социального института. Признаки институализации. Специфика социологического рассмотрения проблем физической культуры и спорта в условиях современного общества. Базовые понятия учебного курса: культура, физическая культура, спорт, спортивная культура, система физического и спортивного воспитания, социализация, социальное и общественное, социальные отношения. 4. СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА, ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта. Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук о физической культуре. Исторические аспекты развития социологии спорта. 5. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА Физическая культура и спорт - мощные социальные феномены современного общества. Физическая культура и спорт в системе современного социума. Физическая культура и спорт как социальный институт, понятия социального института, требования к институциализации. Социальные функции физической культуры. Специфический функции спорта. Физическая культура и спорт в обществе и стиль жизни человека. Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества. Государственное управление развитием физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт в системе министерства образования, здравоохранения, обороны, культуры, внутренних дел, ФСБ, погранвойск. Общественные органы управления: Олимпийский комитет России, федерации по видам спорта, профсоюзно-спортивные общества. 6. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ И ЛИЧНОСТЬЮ Ценностный потенциал физической культуры и спорта как основа формирования физической культуры личности. Инновационные компоненты педагогической системы освоения ценностей физической культуры и спорта. Основные направления в деятельности СМИ по пропаганде ценностей физической культуры и спорта 7. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ИХ ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ Историко-культурологические предпосылки возникновения спорта и физической культуры. Причины возникновения спорта: спорт как игра, спорт как способ подготовки к трудовой деятельности, спорт как средство воспитания и образования, спорт как досужее развлечение, спорта как способ разрешение личностных конфликтов. Причины возникновения физической культуры: физическая культура как базовый фактор формирования двигательных умений и навыков, физическая культура как способ подготовки к жизненной практике, физическая культура как способ воспитания и институциализации. Социальная природа спорта и физической культуры. Разновидности спорта: массовый, профессиональный, олимпийский. Коммерческий, спорт высших достижений, адаптивный. Спорт и физическая культура – самостоятельные социальные феномены: функциональные различия методологические несовпадения. Различия физической культуры и спорта в реализации социальных функций. Различие физической культуры и спорта в культурологическо-ценностном содержании. Физкультурное и спортивное воспитание. Изменение вектора взаимоотношений спорта и физической культуры, пути интеграции. Использование высоких спортивных технологий в интересах физического воспитания и спорта для всех. Современная парадигма приоритета человека как главной социальной ценности. Механизмы и ведущие факторы конверсии спортивных технологий в сферу физического воспитания и спорта для всех. Отношения, потребности и интересы социально-демеографических групп населения к физической культуре и спорту. 8. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ Природа человека. Проблема соотношения социального и биологического в человеке. Ошибочные подходы к решению данной проблемы – биологизаторская и социологическая тенденции. Человек как биосоциокультурная система. Диалектика социального и биологического в физическом развитии человека. Воздействие природных и социальных факторов на развитие физического потенциала человека. Роль стихийного воздействия социальных условий и сознательной целенаправленной деятельности в формировании и совершенствовании физических способностей Диалектика социального и биологического в физическом развитии человека. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека. Влияние объективных социальных условий жизнедеятельности человека на его физическое состояние: телесность человека в системе экологических факторов; физическое развитие людей и особенности их образа жизни, социально-экономического уклада и т.д. Роль и значение различных форм сознательной, целенаправленной деятельности по изменению физического состояния человека в нужном (обществу и личности) направлении на основе использования специальных средств. Понятие и структура этой деятельности, место в ней знаний, идеалов, ценностных ориентаций, потребностей, норм и правил поведения. Соотношение стихийного и сознательного социального воздействия на физическое состояние человека, а также различных средств такого воздействия – педагогических, гигиенических, медицинских и др., их роль в целенаправленном формировании физического облика человека на различных этапах развития общества, в том числе и в современный период. 9. СИСТЕМА ДВИЖУЩИХ СИЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Физическая культура как элемент культуры, физическая (соматическая) культура, ее место в системе явлений культуры. Движущие силы социальной сферы общества. Социально-экономические факторы. Социально-политические факторы. Духовные факторы. 10. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ И СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ Отличительные характеристики спорта высших достижений от других разновидностей спорта. Социальное противоречие, определяющее кризисную ситуацию в развитии спорта высших достижений. Развитие олимпийского движения, проблемы гуманизации спорта высших достижений. Спорт высших достижений в XXI веке: социологический прогноз развития. 11. СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КАРЬЕРЫ Понятие и специфика спортивной карьеры. Периоды развития и периодизация спортивной карьеры. Социальные особенности основных этапов спортивной карьеры: начала спортивной специализации; перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта; перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт; перехода от кульминации к финишу; завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере. Основные противоречия, обуславливающие кризисы спортивной карьеры. Характеристика кризисных аспектов основных периодов спортивной карьеры. Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры. Особенности социальной адаптации спортсменок. Оценка роли спортивной деятельности в жизни женщины-спортсменки. 12. ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА, СПОРТГРУППА, СПОРТИВНЫЙ КОЛЛЕКТИВ: СООТНОШЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ, СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Социальные факторы, детерминирующие процесс формирования личности спортсмена. Профессионализация и коммерциализация спорта. Нравственное воспитание спортсмена. Спортивная группа как малая социальная группа. Функции спортивного коллектива. Социально-психологический климат коллектива. Особенности руководства спортивным коллективом. Проблема лидерства в спортивном коллективе. 13. КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Конкретно-социологическое исследование – методологическая основа прикладной социологии. Основные задачи, этапы и элементы конкретно-социологического исследования, его разновидности. Роль и значение конкретно-социологических исследований в социологии физической культуры и спорта. Значение конкретно-социологических исследований для повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта. Понятия «метод», «методология», «методика», «техника». Основные методы конкретно-социологического исследования. Анализ документов. Социологическая классификация документов. Контент-анализ как способ качественно-количественного содержания текста. Наблюдение, его разновидности. Основные требования к наблюдению. Недостатки наблюдения как метода научного исследования. Социальный эксперимент и его разновидности. Опрос и его разновидности: анкетирование, интервью. Методика и техника составления анкеты. Понятие анкеты. Основные элементы структуры анкеты, их функции. Классификация вопросов. Закрытые, полузакрытые и открытые вопросы. Прямая и косвенные формы постановки вопросов. Различные конструкции вариантов ответа на вопрос. Дихотомические, поливариантные, шкальные, функционально-психологические (вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации, контактные, буферные) вопросы. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы (тесты, ловушки). Типы содержательных вопросов: о фактах, о знаниях, о внутренних состояниях (мнениях, интересах, мотивах и т.д.) человека. Проверка анкеты. Проверка формулировок вопросов. Проверка композиции анкеты. Проверка графического оформления анкеты. Пробное исследование. 14. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОГРАММА, МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Программа конкретно-социологического исследования. Методологическая часть программы. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета конкретно-социологического исследования, его целей и задач. Интерпретация основных понятий. Предварительный системный анализ предмета исследования. Рабочие гипотезы. Процедурная часть программы. Типы выборки в социологическом исследовании. Определение выборочной совокупности. Понятие репрезентативности в социологическом исследовании. Методы обработки полученных данных. Использование методов математической статистики и вычислительной техники для обработки социологической информации. Основные формы табуляграмм и обобщающих таблиц. Основные этапы организации конкретно-социологического исследования в сфере физической культуры и спорта. Внедрение результатов исследования в практику физической культуры и спорта. 5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ Не предусмотрен. 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. Рекомендуемая литература а) основная :
б) дополнительная:
6.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Учебники 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Компьютеры 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 8.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ В процессе преподавания лекционного курса необходимо обратить внимание на место социологии физической культуры и спорта в социологическом знании в целом. Учитывать изменения экономических условий страны, влияющих на социальные процессы развития отрасли ФКиС, освещая такие темы как: «Роль средств массовой информации в освещении ценностей физической культуры и спорта», «Проблема массовости в физкультурно-спортивном движении». 8.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Необходимо обратить внимание при подготовке к занятиям на материалы лекций, результаты социологических исследований, которые опубликованы в научно-теоретических журналах. При разработке программы и проведении конкретно-социологического исследования корректно применять полученную социологическую информацию в своей профессиональной деятельности 8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
8.2.2. Примерная тематика рефератов НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА 8.3. Примерный перечень вопросов к зачету :
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 033100.65 Физическая культура Программу составила к.п.н., доцент кафедры ТиМОФКиС Константинова С.И Программа утверждена на заседании кафедры ТиМОФКиС, протокол № 11 от « 04» 07. 2008г.. Зав.кафедрой ТиМОФКиС А.Н.Вакурин Программа одобрена метод.комиссией ФФКиС ТГПУ. Председатель метод.комиссии ФФК___________________ Канакова Л.П. Согласовано: Декан ФФКиС__________________ Смирнов О.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНЫХ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Необходимо обратить внимание при подготовке к занятиям на материалы лекций, результаты социологических исследований, которые опубликованы в научно-теоретических журналах. При разработке программы и проведении конкретно-социологического исследования корректно применять полученную социологическую информацию в своей профессиональной деятельности вопросЫ для самостоятельной работы СТУДЕНТОВ
|
Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы и тенденции... Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта | Учебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание... Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Нетрадиционные формы физической культуры» Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта | Учебная программа по курсу «Социология физической культуры и спорта» Очное отделение «Социология физической культуры и спорта» имеет важное значение для подготовки будущих учителей физкультуры | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины социология физической культуры... Умкд пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания «10» сентября 2012 г., протокол №1 | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «История физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин;... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «История физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский... | ||
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Восточные оздоровительные системы» Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Маньшин Б. Г. Идентификационный номер Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта | Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура в социокультурном... Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины история физической культуры... Протокол согласования учебной программы с другими дисциплинами направления и профиля на 2010/ 11 учебный год | Кафедра управления физической культуры и спортом «Физическая культура», профили подготовки «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», «Физкультурно-оздоровительные... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Менеджмент физической... Автор программы: Берникова О. В., ст преподаватель кафедры технологии и сервиса мггу | Федеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный... Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,... |