Российской федерации





Скачать 216.11 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации05.04.2015
Размер216.11 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Культура > Анализ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

_______Философский факультет____

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2012_ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

_____Естественно-научная картина мира____

Направление подготовки

Педагогическое образование (050100)

Профиль подготовки

Мировая художественная культура

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

__________очная___________

Саратов,

2012

1. Цели освоения дисциплины «Естественно-научная картина мира»

Проследить становление и развитие науки, рассмотреть взгляды на её место в культуре, расширить представления студентов о культурных традициях, выделить доминирующие в той или иной, значения и смыслы, составляющие ее своеобразие.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Б2 – математический и естественно-научный цикл; связана с теоретической и общекультурной составляющими цикла дисциплин «История мировой художественной культуры»
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

•Знать:

Основные закономерности взаимодействия человека и общества

•Уметь

Анализировать мировоззренческие, социально значимые философские проблемы

•Владеть

Навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_ зачетных единиц _72_ часов.



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лек

Сем

Сам

Всего

1

ВВЕДЕНИЕ

3

1-2

2




2

4




2

Понятие науки. Дефи

ниция науки. Естествозна

ние и гуманитарные науки.

О месте науки в системе

культуры.

3

1-2




2

2

4




3

Естествознание в исто

рии культуры. Генезис

науки. Предыстория науки.

История естествознания,

идеалы научности и цен

ности культуры.

3

3-4

2




2

4

Реферат

4

Диалог культур в исто

рии естествознания. Есте

ствознание в контексте

античной культуры.

3

3-4




2

2

4




5

Особенности естествен

нонаучного и гуманитар

ного стилей мышления.

Личность ученого в сред

невековье, Видение мира в

эпоху Ренессанса.

3

3-4

2




2

4

Реферат

6

Новое время и первая

научная революция в есте

ствознании..

3

5-6




2

2

4




7

Научные революции и

становление научных кар

тин. Мира. Ускорение вне

дрения современных науч

ных открытий в практику.

3

5-6

2




2

4




8

Физическая картина ми

ра. Проблема пространства

и времени в современном

естествознании. Классиче

ская механика Ньютона и

специальная и общая тео

рия относительности Эйн

штейна.

3

7-8




2

2

4

Реферат

9

Физика микромира.

Проблема структуры мате

рии a физике элементар

ных частиц. Гипотеза

кварков.

3

7-8

2




2

4




10

Проблема причинности

в естествознании. Принцип

неопределенности Гейзен

берга.

3

9-10




2

2

4




11

Структура современной

химии. Проблемы органи

ческой, неорганической,

квантовой и физической

химии.

3

9-10

2




2

4

Реферат

12

Проблемы общей био

логии и физиологии. Про

блема происхождение

жизни.

3

11-12




2

2

4




13

13.Популяции и биоцено

зы, Генетика и генная ин

женерия.

3

11-12

2




2

4




14

14. Кибернетика как ком

плексная междисципли

нарная наука. Понятия

системы, информации,

управления и авторегуля

ции в кибернетике.

3

11-12




2

2

4

Реферат

15

15.Кибернетические сис

темы и интегративная дея

тельность мозга. Проблема

отношения человека и ав

томата. Человек и ЭВМ.

3

13-14

2




2

4




16

16. Синергетика. Проблема

самоорганизации материи

и синергетика. Хаос и сис

темы.

3

13-14




2

2

4




17

17. Глобальные проблемы

современности в естество

знании. Человек – центр

глобальных проблем.

3

15-16

2




2

4

Реферат

18

18.Римский клуб: перспек

тивы и сценарии развития

человечества. Идеи

В.И.Вернадского о ноо

сфере и перспектива раз

решения глобальных про

блем человечества.

3

15-16




2

2

4




Итого

3




18

18

36

72

Зачет


Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение. Предмет дисциплины «Естественно-научная картина мира». Наука в системе знаний: история науки, философия науки, социология науки Структура и состав современного фундаментального научного знания. Теоретическая и прикладная наука. Методы естествознания. Основные понятия естествознания.. Определения науки.. Субъект и объект науки, коммуникации, ценности и нормы, традиции.
Методические указания

Изучение любой дисциплины предусматривает определение ее предмета. Сложность определения состоит в неоднозначности понимания самого термина наука, а также необходимости учитывать диалог гуманитарной и естественнонаучной наук.

При определении статуса курса «Естественно-научная картина мира» следует указать на междисциплинарный характер этой дисциплины, а также на ее незавершенность и трудности прикладных научных исследований. В качестве основных методов научных исследований нужно выделить исторический, функциональный,экспериментальный и системный.

Тема 3.Естествознание в истории культуры. Генезис науки. Предыстория науки. История естествознания, идеалы научности и ценности культуры

Тема 4.Диалог культур в истории естествознания. Естествознание в контексте античной культуры.

Тема 5.Особенности естественнонаучного и гуманитарного стиля мыщления. Личность ученого в средневековье .Видение мира в эпоху Ренессанса.

Тема 6.Научные революции в естествознании. Ускорение внедрения научных открытий в практику.
Методические указания

Проблема происхождения естествознания является одной из сложнейших и интереснейших в науке. Наука – исторически развивающийся объект. Судьбы человечества невозможно осмыслить вне историко-культурного контекста, без обращения к истории науки: здесь тесное переплетение естествознания и философии « как традиции высокого размышления» о знании в античной культуре, своеобразие науки и личности ученого в средневековой культуре, специфически человеческое измерение мира в науке и искусстве Ренессанса, Новое время « первой научной революции» со своей парадигмой научности и личности ученого и наконец, взаимодействие наук и проблема лидера наук, особый акцент на гуманистические и общечеловеческие ценности в современную эпоху глобальных проблем и поиска единства научного знания.. История естествознания свидетельствует о четкой соотнесенности идеалов научности с ценностями культуры.

При изложении данной темы следует дать развернутую характеристику традиционному типу античной науки в сравнении с цивилизацией техногенного типа, в основе которой лежат ценности прогресса. При изложении средневековой науки следует избегать марксистского утверждения, что средние века - века мрака. Это не соответствует реальному положению дел(открытие компаса, пороха, оптики, часы и т.д.) Особый акцент следует сделать на становлении современной науки и техники( четвертая и пятая научные революции), на приоритете общечеловеческих ценностей, на аргументированной критике сциентизма и антисциентизма. Лекции оказываются теоретически чрезвычайно насыщенными.

Тема 8. Физическая картина мира. Проблема пространства и времени в современном естествознании. Классическая механика Ньютона и специальная и общая теория относительности.
Методические указания

Тема может рассматриваться в качестве центральной,. ибо физика традиционно считается одной из основополагающих наук о природе, т.е. естествознания, в ней сосредоточены ключевые проблемы естествознания – вопросы движения и законов сохранения, вопрос о пространстве и времени, о причинности , о структуре материи и т.д. Следует обозначить широкий круг проблем в каждой из физических картин мира – классической, электромагнитной, квантово-механической. Проблемы могут рассматриваться в любой последовательности. Начав с анализа классической механики и основных законов сохранения, затем перейти к проблеме пространства и времени в классической механике и в специальной и общей теории относительности.. Важно показать своеобразие субстанциальной и реляционной концепции пространства и обозначить типологию времени .- от физического и биологического – до психологического и социального. При наличии учебного времени, из-за обилия интереснейшего материала, возможно разделить рассмотрение законов движения в механике и пространства и времени в физике на две лекции.

Тема 9. Физика микромира. Проблема структуры материи в физике элементарных частиц. Гипотеза кварков.

Методические указания
Изложение физики микромира желательно начать с разъяснения специфики четырех фундаментальных физических взаимодействий в природе – гравитационного, сильного, слабого, электромагнитного, а затем перейти к современным представлениям о структуре материи. Современная физика доказала, что микромир сложен по своей структуре. Ученые пытаются упорядочить имеющуюся информацию и построить таблицу элементарных частиц, подобную таблице Менделеева для предсказания существования новых частиц. с помощью гипотезы кварков. Кварки – гипотетические микрочастицы, которым приписывают дробный электрический заряд. Система кварков включает кварки шести сортов, каждый из которых существует в трех цветовых разновидностях. Построение теории элементарных частиц станет существенным прогрессом в изучении структуры материи.
Тема 10. Проблема причинности в естествознании. Принцип неопределенности Гейзенберга.

Методические рекомендации

Проблему причинности в естествознании следует начинать с изложения классической механики. Согласно Ньютону и Лейбницу причинность есть учение о динамической (силовой) обусловленности событий. Сила тождественна причине. Считалось, что найдется такой ум, который единой формулой опишет все явления в мире(Демон Лапласа). В микромире причинность обусловлена .принципом корпускулярно-волнового дуализма, который связан с принципом дополнительности Бора и принципом соответствия. Принцип корпускулярно-волнового дуализма означает: любую движущуюся микрочастицу (электрон, нейтрино и другие) можно рассматривать в зависимости от условий и как частицу и как волну с очень с малой длиной волны. Принцип неопределенности Гейзенберга означает, что не могут быть одновременно точно заданы координаты и импульс микрочастицы Вместо жестко однозначной квантовая механика дает вероятностную оценку поведения микрочастицы.

Тема 11.Структура современной химии. Проблемы органической, неорганическрй, кваниовой и физической химии.
Методические указания

Химия - одна из глобальных естественных наук, изучающая строение, свойства, получение и применение веществ.Химия делится на пять разделов) неорганическая, органическая,физическая,аналитическая и химию высокомолекулярных соединений.Теоретической основой химии являются физические представления об атомарном строении вещества и квантовая механика. Базовыми понятиями являются элемент, валентность и др.Фундаментальным законом химии признан периодический закон Д.Менделеева, получивший детальное разъяснение с помощью квантовой механики. К наиболее важным классам химических соединений относят органические, составляющие основу организмов растений и животных.. Теорию органических соединений дал А.М.Бутлеров.На лекциях важно сформулировать перспективные направления развития химии- фтороорганических соединений, плазмохимию, радиационную химию, физическую химию высокотемпературных сверхпроводников, медицинскую, биологическую и компьютерную химию.

Тема 12.Проблемы общей биологии и физиологии, проблема происхождения жизни.

Тема 13. Популяции и биоценозы. Генетика и генная инженерия.
Методические указания
Биология как комплекс наук о живом, его строении и функциях является одной из древнейших наук, известная еще Аристотелю и Галену. Биология подразделяется на ряд наук, чсреди которых важнейшими являются ботаника, зоология, морфология, физиология гистология, экология, генетика. Самой дискуссионной является проблема происхождения жизни. Среди существующих версий – витализма, панспермии, креационизма, следует остановиться специально на гипотезе Опарина, имеющей экспериментальное подтверждение( работы А. Корнберга) и эволюционной теории Дарвина. Наиболее обсуждаемыми являются проблемы генетики( генной инженерии) и клонирования Можно предложить студентам самостоятельно разобраться с этими проблемами. Но предметом специального обсуждения на лекции должна быть «Проблема человека в естествознании». При наличии времени можно посвятить этой проблеме специальную лекцию.

Тема 14.Кибернетика как комплексная междисциплинарная наука, понятия системы, информации, управления и авторегуляции в кибернетике.

Тема 15. Кибернетические системы и интегративная деятельность мозга, Проблема отношения человека и автомата. Человек ЭВМ.
Методические указания

ХХI век по праву называют веком электроники и информатики, веком компьютерной технологии. Компьютерная революция характеризуется стремительными темпами проникновения практически во все сферы человеческой деятельности – производство, управление, науку, медицину, военную технику. Кибернетика является наукой о самоуправляющихся машинах, машинах с «электронным мозгом».. Поэтому одной из важнейших проблем является проблема искусственного интеллекта. Существуют различные подходы к искусственному интеллекту - механический, электронный и нейронный. В этой теме следует сосредоточить внимание студентов на перспективах искусственного интеллекта, на возможностях решения интеллектуальных задач, на перспективах локальных и глобальных сетей Интернета. Ведь компьютеризация дает реальную возможность преодоления разрыва между культурами – естествознание и точными науками, с одной стороны, и гуманитарными – с другой. В этом смысле компьютеризация современной науки «размывает» границы между обособленными ранее культурами и увеличивает возможности интеллектуального развития человека.

Тема 16. Синергетика. Проблема самоорганизации материи и синергетика. Хаос и системы.
Методические указания

Синергетика – молодая наука, которая возникла на стыке многих наук – физики, математики, экология, социологии и т.д. Ее задача – выявление общих идей, методов, закономерностей. Она носит принципиально междисциплинарный характер. Центральным понятием в синергетике является понятие самоорганизации. Синергетика исследует возникновение порядка их хаоса. На лекции следует привести характерные примеры самоорганизации – ячейки Бенара, химическая реакция Белоусова и др Синергетику не зря называют наукой о хаосе. Хаос подчиняется своим закономерностям. Главная идея данной темы заключается в том, что на современном этапе развития естествознания синергетика является мощным объединяющим началом. Она не только способна объединить усилия ученых разных направлений, но и вывести науку на новый качественно новый этап развития.

Тема 17.Глобальные проблемы современности и естествознание. Человек – центр глобальных проблем.

Тема 18. Римский клуб: сценарии развития человечества. Вернадский о ноосфере и перспективе разрешения глобальных проблем..
Методические указания

В заключительной теме данного курса следует сказать, что глобальные проблемы человечества имеют непосредственное отношение к природе, к естествознанию Среди глобальных проблем выделяются: проблема войны и мира, экологическая проблемы, демографическая и др. Главным центром и сосредоточием глобальных проблем является человек. Попытки ученых выявить сценарии возможного развития человечества на ближайшее будущее носят неутешительный характер. Лишь прогноз В.И.Вернадского внушает оптимизм. Он связывает решение проблем с заселением планеты Земля, с поиском новых источников энергии, резким преобразованием средств связи и расширением границ биосферы с выходом в космос. Прогноз Вернадского о гармонизации отношения человека и природы реален, ибо Человек есть часть Природы в самом широком и лучшем смысле этого слова..

Виды самостоятельной работы: подготовка к зачетным занятиям, проработка обязательной и дополнительной литературы, написание тезисов, докладов и реферативных работ.

5. Образовательные технологии

В процессе изложения курса используется весь спектр педагогических технологий, то есть всю совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

Разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, мастер-классы экспертов, специалистов в различных областях этики; занятия, проводимые в интерактивных формах разбор конкретных мифов античности ( космогонические, теогонические, антропогонические, троянский цикл) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития гуманитарных способностей обучающихся, мастер-классы экспертов, специалистов;

занятия, проводимые в интерактивных формах: в форме дискуссий на темы: общности архетипов различных мифов, сравнительного анализа различных мифологий, их актуальности для современной культуры.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Вопросы к зачету:

1. Понятие науки. О месте науки в системе культуры

2. Генезис науки. История естествознания, идеалы научности и ценности культуры

3. Естествознание к контексте античной культуры

4. Понятие структуры и элемент в современном естествознании

5. Роль аналогии и моделей в современной химии

6. Естественный отбор и темпы эволюции организма

7. Генетика и генная инженерия

8. Проблема искусственного интеллекта

9. Проблема междисциплинарного научного поиска. Хаос и система

10. Римский клуб: перспективы и сценарии развития человечества

11. Естествознание и жанр научной фантастики

12. Идеи Вернадского о ноосфере

13. Экологическая ниша будущее человечества

Темы рефератов:

1. Эволюция взглядов на структуру материи в современном естествознании

2. Атом как динамическая система в современной физике

3. Периодический закон Д.И.Менделеева о структуре атомов периодических элементов

4. Специальная общая теория относительности о пространстве и времени

5. Понятие системы, структура и элемент в современной химии

6. Альфред Нобель как химик и меценат

7. Проблема происхождения жизни

8. Чарльз Дарвин и теория эволюции органического мира

9. Кибернетика как комплексная наука об управлении в естественных и искусственных системах. Человек и ЭВМ: проблемы диалога

10. Хаос и система
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия науки. М., 2010.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания, М., 2010.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2010.

б) дополнительная литература

Берталанфи Л. Общая теория систем, Критический обзор//Исследования по общей теории систем. М.,1969.

Вернадский В.И. Биосфера. Избр. Труды по биохимии. М.,1987.

Винер Н. Кибернетика и общество. М.,1958.

Кун Т. Структура научных революций. М. 1975.

Марков В.В. Философская антропология. М., 2010.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней: В 4 т. СПб., 1994-1997;

Рассел Б. История западной философии: В 2 т. М., 1993;

Льоцци М. История физики. М., 1970;

Шухардин С.В. История науки и техники. М., 1974;

Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2001.

Альтшулер Е.Ю., Позднева С.П., Маслов Р.В. Концепции современного естествознания. Саратов, 2001.

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996;

Ильин В., Машенцев А. Философия в схемах и комментариях. М., 2010.

Канке В.А. Современная философия. Учебник. М, 2010.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М., 2010.

История науки. Под ред. Кохановского В.П. 2006.

Кохановский В.П. и др. История и философия науки. М., 2010.

Петров Д.И., Хамидова В.Р. Философия. Справочник. М., 2010.
программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Полнотекстовые базы данных учебной и научной литературы:

«Философия в России»: http://www.philosophy.ru/

Электронная библиотека E-lib.info: http://e-lib.info/

Цифровая библиотека по философии: http://filosof.historic.ru/

Библиотека учебной и научной литературы Русского гуманитарного интернет-университета: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx

Библиотека Ихтика: http://ihtika.net/

Электронная библиотека кафедры истории философии философского факультета СПбГУ: http://history.philosophy.pu.ru/forum/index.php?act=downloads

Библиотека философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru/library.php

Электронная библиотека книжной серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия»: http://zzl.lib.ru/

Библиотека «Гумер»: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

Библиотека сайта i-text.narod.ru: философия – http://i-text.narod.ru/lib-f.html

Библиотека философского факультета ОмГПУ: http://i-text.narod.ru/omsk/libery/index/index-1.htm

Электронная полнотекстовая библиотека Института философии РАН: http://iph.ras.ru/page52045970.htm

Санкт-Петербургский центр истории идей: http://ideashistory.org.ru/

Философия для студентов: http://filam.ru/index.php

Философия без границ. ПлатонаНет: http://platonanet.org.ua/

Философия и атеизм: http://books.atheism.ru/philosophy/

Библиотека Якова Кротова: http://krotov.info/spravki/help/schola/c_1_ist_filos.html

Проект Google книги: http://books.google.ru/


Stanford Encyclopedia of Philosophy: http://plato.stanford.edu/

The online books page: (Bacon, Berkeley, Hobbes, Hume, Hutcheson, Locke, Mandeville): http://onlinebooks.library.upenn.edu/

Some texts from Early Modern Philosophy: http://www.earlymoderntexts.com/

Тексты на французском на сайте La philosophie (Condillac, Descartes, Diderot, Helvetius, Leibniz, Malebranche, Montesquieu, Pascal, Rousseau, Sade, Voltaire): http://www.laphilosophie.fr/index.php

На французском (Condillac, d’Alembert, Descartes, Diderot, Lebniz, Malebranche, Montesquieu, Pascal, Rousseau, Voltaire): http://www.livres-et-ebooks.fr/

Тексты на оригинальном языке: http://metataphysica.free.fr/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Средства медийной репрезентации.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки педагогическое образование 050100
Автор Позднева Светлана Павловна, профессор, доктор философских наук
Программа одобрена на заседании кафедры философии методологии науки

От «_16_» _июня_ 2011 года, протокол № 12
Зав. кафедрой философии

методологии науки Позднева С.П.
Декан философского факультета Орлов М.О.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск