Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал





НазваниеДискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
страница1/32
Дата публикации06.04.2015
Размер5.14 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

На правах рукописи

Орлова Ольга Вячеславовна

ДИСКУРСИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ МЕДИАКОНЦЕПТА: ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ И МИРОМОДЕЛИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ

10.02.01 – Русский язык
Диссертация

на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Научный консультант

доктор филологических наук,

профессор Н.С. Болотнова


Оглавление


Оглавление 2

Введение 5

На защиту выносятся следующие положения: 19

Глава 1. Концепт медиа в дискурсивно-стилистическом аспекте 25

1.1. Концепт медиа в современном научном 25

лингвистическом дискурсе 25

1.2. Стиль vs дискурс 31

1.3. Публицистический стиль / дискурс vs массмедийный стиль / медиадискурс: об адекватном языке описания медиа 49

1.4. От публицистичности к медийности, от идеологемы к медиаконцепту 59

Выводы 70

Глава 2. Медиаконцепт как лингвоментальный феномен: подходы к анализу и сущностные характеристики 73

2.1. Когнитивно-стилистический анализ текстовых концептов в современных лингвоконцептологических исследованиях 73

2.2. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта 90

2.3. Вербальный и культурный прототипы медиаконцепта 103

Выводы 123

Глава 3. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцептов на разных стадиях жизненного цикла 126

3.1. Медиаконцепт в стадии роста и зрелости в зеркале рефлексии медиарайтеров (на примере концепта нано) 126

3.2. Медиаконцепт в стадии культурной стабилизации 141

и феномен прецедентности (на материале интернет-дискурса) 141

3.2.1. Прецедентность в виртуальной медиасфере 142

3.2.2. Вечность пахнет нефтью как прецедентный 149

текст современной культуры 149

3.3. Дискурсивно-стилистическая эволюция «потухшего» медиаконцепта (на примере концепта гласность) 180

Выводы 192

Глава 4. Миромоделирующий потенциал медиаконцепта нефть 195

в региональном медиадискурсе 195

4.1. Миромоделирующий потенциал регионально маркированного концепта нефть в томской медиасфере 195

4.2. Миромоделирующий потенциал медиаконцепта нефть в районной прессе Томской области (на материале газеты «Нарымский вестник») 221

4.3. Аксиологический профиль концепта нефть в языковом сознании жителей города нефтяников 244

(на материале лингвистических экспериментов) 244

Выводы 263

Глава 5. Концепт нефть в русском поэтическом дискурсе 268

5.1. К истокам «нефтяного» контекста русской поэзии 268

5.2. Бакинский текст русской литературы 288

в фокусе концепта нефть 288

5.3. Концепт нефть в современном поэтическом тексте: 315

подходы к исследованию 315

Выводы 332

Заключение 335

Литература 348

Приложение 1 390

Материалы к экспериментам 390

Приложение 2 397

Поэтические тексты 397


Введение



Антропоцентризм и когнитивно-дискурсивный парадигмальный поворот в современной лингвистике стимулируют ученых к изучению материализованных вербально когнитивных структур, активно участвующих в формировании дискурсивных практик современности в их текучести и непрерывном развитии. Думается, буквально в последнее десятилетие произошли постепенные значительные изменения в аспектации исследований двух ключевых объектов лингвистической науки нашего времени – дискурса и концепта, изменения, сходные с произошедшим во второй половине ХХ столетия переходом от системно-структурного рассмотрения языковых явлений к функционально-коммуникативному. Речь идет о смещении акцентов со статической модели концептологических исследований к динамической, позволяющей анализировать концепты в процессе их становления и развития в отдельных дискурсах как непосредственной среде их лингвосоциокультурной экзистенции.

Данное диссертационное исследование выполнено в русле когнитивного направления коммуникативной стилистики текста, «комплексно изучающей целый текст (речевое произведение) как форму коммуникации» [Болотнова, 1998а, с. 6], отражающую «когнитивные механизмы общения на основе первичной и вторичной текстовой деятельности автора и адресата» [Болотнова, 2012, с. 183].

В многочисленных концептологических исследованиях в рамках коммуникативной стилистики художественного текста (см. их перечень в: [Болотнова, Васильева, 2009, с. 72 – 85]) концепты, вербально воплощенные в поэтических и прозаических произведениях художников слова, изначально интерпретируются, во-первых, как текстовые, т.е. детерминированные эстетической дискурсивно-стилистической природой художественного текста, а во-вторых, – как индивидуально-авторские, идиостилевые, отражающие неповторимую индивидуальность авторской версии вербальной репрезентации того или иного смысла.

Кроме того, нацеленность коммуникативной стилистики текста на изучение сопряженности коммуникативной деятельности автора и адресата, стимулирующая развитие таких коммуникативно-деятельностных в своей основе теоретических концепций, как теория текстовых ассоциаций, теория смыслового развертывания текста и теория регулятивности (см. о них: [Болотнова, 1998, 2003]), обусловливает динамическое понимание концепта как развертывающейся, развивающейся и процессуальной вербально-ментальной целостности.

Начавшееся сравнительно недавно изучение текстовой, дискурсивно-стилистической сущности концепта в его непрерывной коммуникативной динамике и вариативной изменчивости в отечественной лингвистике основывается на обширной и эвристически насыщенной научной базе.

Если проследить историю изучения концептов в русистике, можно обозначить различные актуальные проблемы представления концепта как оперативной единицы вербально-ментальной сферы человеческого сознания. Одна из таких проблем, характерная для периода 1990-х гг., была связана с поиском единых оснований, структурирующих различные концептосферы: общечеловеческую, национальную, культурную – в конечном счете, детерминирующих явленную в слове мысль о мире в целом: «главный вопрос, на который отвечали исследователи, состоял в том, что в сознании носителей языка стоит за той или иной единицей языка» [Крючкова, 2009, с. 6].

С момента кодификации в отечественном языкознании, без преувеличения, судьбоносного для него термина картина мира, концепт мыслится базовой единицей концептуальной картины мира, т.е. «исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека» [Постовалова, 1988, с.21]. Как отмечает В.А. Пищальникова, «реальная действительность презентируется в ментальной деятельности индивида как система концептов, система континуальная и открытая, <…> порождающая внутри себя функциональные подсистемы концептов» [Пищальникова, 1997, с. 12]. При этом она, соглашаясь с мнением Р.И. Павилениса, считает, что «концепт включает в себя все, что индивид знает и предполагает о той или иной реалии действительности: понятие, визуальное или иное сенсорное представление, эмоцию, ассоциации разного характера и в качестве интегративного компонента – слово» [Павиленис, 1983, с. 101 – 102].

Как видим, одна из ведущих проблем, интересующих ученых, – проблема соотношения концепта и слова. В отечественной филологии она впервые обозначена в статье «Концепт и слово» С.А. Аскольдова-Алексеева, опубликованной в 1928 году. Автор статьи подразумевает под концептами общие понятия и видит их предназначение в «функции заместительства»: «Концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [Аскольдов, 1997, с. 269]. Слово же мыслится исследователем как «составная часть художественного концепта» [Там же, с. 276]. Д.С. Лихачев в статье «Концептосфера русского языка», продолжая рассуждения С.А. Аскольдова, выражает мнение, что «концепт существует не для самого слова, а <…> для каждого основного (словарного) значения слова отдельно» [Лихачев, 1997, с. 281]. Основным итогом размышлений исследователей становится тезиз о том, что «концепт вербализуется, обозначается словом, иначе его существование невозможно, <…> именно через анализ семем мы получаем доступ к сфере идеального в языке, «улавливаем» концепты» [Бабушкин, 1998, с.11].

Во второй половине 1990-х гг. в рамках интенсивно развивающихся лингвокультурологии и этнолингвистики анализ этимологии слова, истории его существования и закономерностей его функционирования в той или иной языковой культуре позволил сделать выводы о фундаментальных особенностях и различиях национальных картин мира. Так, А. Вежбицкая, считающая, что значение «этноцентрично, т.е. ориентировано на данный этнос», описывает некоторые «важные семантические характеристики, образующие смысловой универсум русского языка» на основе толкования таких понятий, как душа, судьба, тоска, «которые постоянно возникают в повседневной речевом общении и к которым неоднократно возвращается русская литература (как «высокая», так и народная)» [Вежбицкая, 1997, с. 33].

Ю.С. Степанов, полагает, что «существуют концепты над индивидуальными употреблениями» [Степанов, 1997б, с. 289], предметом созданного им словаря «Константы. Словарь русской культуры» становятся устойчивые понятия, или концепты, русской культуры. В предисловии к словарю автор отмечает, что количество концептов-констант русской культуры сравнительно невелико, «а между тем духовная культура состоит в значительной степени из операций с этими концептами», и что «русская культура существует в той мере, в какой существуют значения русских (и древнерусских) слов, выражающих культурные концепты» [Там же].

На стыке лингвокультурологии и когнитивистики, в разработку которых значительный вклад внесли Е.С. Кубрякова, Н.Д. Арутюнова, В.З. Демьянков, Н.Н. Болдырев, И.А. Стернин, З.И. Резанова, А.П. Бабушкин, Ю.С. Степанов, В.А. Маслова, В.И. Карасик, В.В. Красных, В.И. Шаховский, С.Г. Воркачев, Г.Г. Слышкин и мн. др., в начале 2000-х происходит мощный всплеск исследований конкретных концептов в разных лингвокультурах.

Эти исследования (прежде всего в рамках волгоградской школы (см.: [Алефиренко, 2003; Воркачев, 2004, 2007; Карасик, 2004, 2007; Красавский, 2001; Слышкин, 2000, 2004] и др.) и воронежской (см.: [Стернин, 2001, 2006, 2008; Попова, Стернин, 2007] и др.)) привели к появлению, во-первых, релевантных описаний разнообразных фрагментов национальных языковых картин мира (см., например, продолжающееся многотомное издание под ред. В.И. Карасика и И.А. Стернина: [Антология концептов, 2005 – 2009]). Во-вторых, к созданию «более или менее согласованной методики описания лингвокультурных концептов, включающей приемы выделения имени концепта, способы этимологического и компонентного анализа этого имени, семантический анализ контекстов употребления средств выражения концепта, ассоциативный эксперимент, когнитивное моделирование, частотный анализ и пр. В качестве источника языкового материала для исследования концептов привлекаются данные выборки практически из всех видов дискурса, паремиологии и лексикографии, опрос информантов» [Воркачев, 2011].

Как отмечает в одной из новейших работ С.Г. Воркачев, «к середине «нулевых» в её (лингвоконцептологии – О.О.) триумфальном шествии наметился определенный застой и кризисные явления: вырождение её базового термина – концептом стали назвать план содержания любого вербального знака, содержащего хотя бы намек на культурную специфику, а в выборе объекта исследования лингвоконцептологи стали все чаще использовать «метод дятла» – долбления в одну точку, когда один и тот же концепт описывался по нескольку раз («судьба», «семья», «любовь», «дружба», «труд», «деньги» и пр.)». В качестве одного из выходов из обозначенного гносеологического тупика исследователь называет изучение «подвидов лингвокультурных концептов: их дискурсных (см.: [Воркачев, 2005а, 2006]) и диахронических вариантов» [Там же].

Вариативная и динамическая природа концепта неизбежно оказывается в центре исследовательского внимания при избрании функционально-коммуникативного подхода к анализу концептов. Особенно полно и многогранно представлен данный подход в монографии Н.В. Крючковой, четко артикулирующей «мысль об интегрирующей роли концепта, выступающего «скрепляющим» элементом в отношении сознания, языковой системы, культуры и обеспечивающего их выход на коммуникативно-дискурсивный уровень» [Крючкова, 2009, с. 17]. В разделе «Концепт и дискурс» автор отмечает «двунаправленный» характер их взаимоотношений, «роль дискурса как среды и основного фактора формирования концептуального содержания» и способность концептов «порождать вокруг себя определенный дискурс», а также актуальность и перспективность «дальнейшего изучения и дискурсивной природы концепта, и концептуального наполнения дискурса» [Там же, с. 30 – 35]. Однако за исключением некоторых сравнительно немногочисленных работ, в которых изучаются базисные концепты отдельных дискурсов (политического, педагогического, спортивного и др.) [Кабаченко, 2007; Малышева, 2011; Шейгал, 2004], дискурсивная определенность концептов, как правило, находится на периферии исследований.

Закономерно, что мощную теоретическую основу для комплексного анализа концептов в дискурсах и дискурсов сквозь призму концептов составила отечественная стилистика, в которой «традиционно изучалось и изучается реальное функционирование языковых средств разных уровней, исследуются особенности употребления языковых единиц в разных сферах общения с учетом комплекса экстралингвистических факторов» [Болотнова, 2012, с. 181] (см. работы В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, В.Г. Костомарова, М.Н. Кожиной и ее последователей, Н.А. Купиной и ее коллег, Н.С. Болотновой и ее учеников и др.).

Динамический эволюционный подход, постулирующий взаимообусловленность концепта и дискурса, когда концепт мыслится процессуально, как порождаемый определенным дискурсом и одновременно порождающий этот дискурс, на новом витке развития отечественной функциональной и коммуникативной стилистики требует новых ответов на теоретические вопросы соотношения понятий дискурса, функционального стиля и принципов функционирования стилистической системы языка / речи. В развитии коммуникативной стилистики текста современный этап в разработке когнитивных аспектов изучения текста, в частности – вопроса о факторах и закономерностях взаимоотношений концептов и дискурсов, связан с анализом текстов различной дискурсивно-стилистической принадлежности [Там же, с. 186].

Интенсивные и глобальные трансформации, происходящие в настоящее время в массово-информационном коммуникативном пространстве, способствуют особой научной и социокультурной актуальности исследований языка и стиля массмедиа в тесной взаимосвязи со всей совокупностью экстралингвистических факторов порождения и восприятия медиатекстов. По этой причине многие исследователи стали говорить об особой области лингвистики – медиалингвистике «как новом системном подходе к изучению языка СМИ» [Добросклонская, 2008, с. 6]. Центральными понятиями стали понятия медиатекста, отличающегося семиотической осложненностью (поликодовостью, креолизованностью) и особой социальной обусловленностью, и медиадискурса (см. работы Т.Г. Добросклонской, С.И. Сметаниной, Е.Е. Анисимовой, В.Е. Чернявской, И.В. Рогозиной и др.).

В функциональной и коммуникативной стилистике продолжаются поиски закономерностей, обусловливающих языково-стилистические изменения в современных СМИ (см. труды Г.Я. Солганика, Л.Р. Дускаевой, И.П. Лысаковой, И.Т. Вепревой, М.Р. Желтухиной, Л.Г. Кайды, Н.И. Клушиной, Н.В. Муравьевой, Т.В. Чернышовой и др.). Если говорить о концептологическом анализе медиадискурса, то наблюдается большое количество описаний различных отдельных концептов в медиасфере – власть, терроризм, президент, свобода и т.д. [Белоусова, 2011; Егорова, Кириллова, 2010; Куданкина, 2005; Пименова, 2007; Прибылова, 2011; Михайлов, 2010; Шаова, 2004]. Однако работ, посвященных комплексному анализу дискурсивно-стилистистической природы медийных концептов и их дискурсоформирующей функции в когнитивно-стилистическом аспекте, не обнаружено.

Особую роль в коммуникативно-когнитивной организации медиадискурса, репрезентирующего, а главное – детерминирующего миросознание нашей эпохи, играют вербально-ментальные феномены особого рода – медиаконцепты, являющиеся, в отличие от концептов, образованных в ходе многовековой культурно-языковой эволюции (констант культуры), результатом отраженной в текстах СМИ коллективной мировидческой рефлексии над современностью. Медиаконцепты представляют собой лингвосемантические универсалии, вошедшие в ментальный мир носителя языка с началом формирования информационного общества посредством массмедиа и ставшие способом формирования и трансформации массового сознания.

Считаем, что ключевыми характеристиками анализируемых лингвокогнитивных структур являются два взаимосвязанных параметра: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта.

Актуальность работы определяется необходимостью исследования дискурсивно-стилистической эволюции формирующих и трансформирующих миросознание современной эпохи концептуальных единиц особого рода – медиаконцептов (гламур, кризис, нано, нефть и др.). Эти коренным образом отличающиеся от традиционных констант культуры (дом, любовь, дорога и др.) вербально-ментальные феномены медийной природы требуют разработки новых процедур анализа концептов в динамике их коммуникативно-дискурсивного существования. Динамический подход призван определить семантический статус и когнитивно-коммуникативные возможности концептов непосредственно в стадии их онтогенеза – оформления и обретения ими собственных ячеек в матрице культуры и общественного сознания.

Объектом исследования является динамика вербально-ментальных единиц современной коллективной лингвоконцептосферы в ее дискурсивно-стилистической объективации.

Предмет исследования – дискурсивно-стилистическая эволюция вербализованных в массмедийном текстовом континууме медиаконцептов, имеющих разный жизненный цикл и миромоделирующий потенциал (кризис, гламур, нано, гласность, нефть).

Цель работы – исследовать дискурсивно-стилистические и экстралингвистические механизмы зарождения и функционирования медиаконцептов кризис, гламур, нано, гласность, нефть, имеющих разный жизненный цикл и миромоделирующий потенциал, и реконструировать связанный с ними медийный фрагмент современной русской картины мира в ее региональных и социокультурных модификациях.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач теоретического, методологического и интерпретационно-исследовательского характера.

1. Внесение определенности в решение проблемы соотношения понятий дискурса и функционального стиля, медиадискурса и массмедийного стиля, стилистической и дискурсивной маркированности медиатекста.

2. Обоснование теории медиаконцепта, а также новых подходов к его анализу, подразумевающее:

  • определение места и своеобразия медиаконцепта в ряду смежных лингвокогнитивных структур;

  • создание понятийно-терминологического аппарта, позволяющего производить адекватную процедуру анализа медиаконцепта как эволюционирующей вербально-ментальной целостности (жизненный цикл, миромоделирующий потенциал, векторы ассоциативно-смыслового развертывания, культурный и вербальный прототипы медиаконцепта, концептуальное напряжение и др.);

  • разработка оснований для классификации медиаконцептов и составление их типологии.

3. Определение роли прототипических когнитивно-коммуникативных структур в дискурсивно-стилистической эволюции медиаконцептов.

4. Описание дискурсивно-стилистической эволюции концептов, находящихся на разных стадиях жизненного цикла: стадии зарождения и роста, стадии роста и зрелости, стадии «затухания» и др.

5. Выявление и анализ интрадискурсивных и экстрадискурсивных факторов формирования и развития миромоделирующего потенциала медиаконцепта в его вариативных дискурсивных версиях.

6. Разработка комплексной методики динамического анализа концепта, предполагающей применение как традиционных, так и инновационных методов анализа текста и дискурса.

Материалом исследования стали тексты СМИ разного типа: проанализировано более 100 000 разных по объему контекстов (от фрагментов до целых текстов) центральной и региональной прессы, радио, телевидения, интернет-ресурсов. При анализе миромоделирующего потенциала медиаконцептов были рассмотрены художественные и публицистические произведения отечественных авторов, а также данные лингвистических экспериментов, в том числе – нацеленных на выявление показаний языкового сознания.

Теоретическую базу работы составили исследования в области функциональной стилистики (работы В.В. Виноградова, В.П. Григорьева, В.Г. Костомарова, М.Н. Кожиной, Н.А. Купиной, Г.Я. Солганика, Л.Р. Дускаевой, В.А. Салимовского и др.) и коммуникативной стилистики текста (труды Н.С. Болотновой и ее школы); в области анализа дискурса (работы Н.А. Кузьминой, М.Л. Макарова, О.С. Иссерс, А.П. Чудинова, Т.В. Шмелевой, Е.Г. Малышевой, А.А. Ворожбитовой, В.Е. Чернявской и др.), включая новейшие исследования интернет-дискурса (работы М.А. Кронгауза, Г.Ч. Гусейнова, О.В. Лутовиновой, К.А. Прасоловой и др.); достижения отечественной лингвоконцептологии (работы Н.Д. Арутюновой, Е.С. Кубряковой, И.А. Стернина, З.Д. Поповой, Ю.С. Степанова, В.А. Масловой, В.И. Карасика, С.Г. Воркачева, Г.Г. Слышкина, В.В. Красных, Д.Б. Гудкова, З.И. Резановой, Н.В. Крючковой и др.); медиалингвистики и медиапедагогики (труды И.Т. Вепревой, Т.Г. Добросклонской, М.Р. Желтухиной, Л.Г. Кайды, Н.Б. Кирилловой, Н.И. Клушиной, И.П. Лысаковой, Н.В. Муравьевой, С.И. Сметаниной, А.В. Федорова и др.).

Методика исследования включает комплекс разноплановых исследовательских процедур и носит поэтапный характер.

На начальном этапе исследования дискурсивного развертывания того или иного медиаконцепта актуальны методы анализа корпусной и компьютерной лингвистики, которые обеспечивают объективную достоверность и верифицируемость результатов, позволяют изучать значительные текстовые массивы с помощью их компьютерной обработки.

В работе используются несколько исследовательских процедур информационно-технологического характера:

1) создание новых корпусов текстов, репрезентативных для данного исследования и его проблемной области (например, корпус текстов, актуализирующих концепт гламур, корпус региональных медиатекстов «нефтяной» тематики и т.д.), с последующей их электронной обработкой и анализом полученных данных;

2) электронная обработка уже имеющихся и доступных в сети Интернет [признанных научной общественностью] корпусов текстов, таких как Национальный корпус русского языка (URL: http://ruscorpora.ru), Компьютерный корпус газетных текстов современного русского языка конца XX-ого века (URL: http: //www.philol.msu.ru/~lex/corpus/corp_descr.html), а также иных интернет-ресурсов, позволяющих получить релевантные для последующего анализа лингвистические данные (например, материалов сайтов, размещающих заголовки медийных текстов (zagolovki.ru), или сайтов массово-информационных изданий и электронных СМИ, на которых размещены архивы номеров и выпусков);

3) использование самой сети Интернет в качестве глобального текстового континуума, который посредством применения различных поисковых систем (Яндекс, Google и др.) и аналитических процедур идентифицирующего и дифференцирующего характера может быть либо трансформирован в адекватный избранной проблемной области корпус текстов (например, корпус современных интернет-текстов различных стилей и жанров со словом гламур), либо представлен в целом как источник лингвостатистических и собственно лингвистических данных для интерпретации (частотность слова / словосочетания в ссылочном аппарате сети, типичные коллокации, названия сайтов и др.);

4) использование программ автоматической обработки текста (в частности, программы «Контент-анализ») для получения достоверных данных о частотности лексических единиц, их типичной сочетаемости и контекстуально-тематической соотнесенности.

На следующей стадии созданный корпус текстов становится материалом для контекстологического и концептуального анализа с целью выявления магистральных векторов ассоциативно-смыслового развертывания концепта, описания семантической матрицы концепта и процесса генерации и генерализации в ней новых смыслов, в ряде случаев – с опорой на показания языкового сознания, выявленные в ходе лингвистических экспериментов.

Всего в работе задействован анализ результатов четырех лингвистических экспериментов. Два из них имели так называемый «кабинетный» характер и были нацелены на выделение с помощью разного рода манипулятивных процедур из некоторого объемного текстового массива интересующего нас вербально-смыслового субстрата. Это пилотный интернет-эксперимент с поисковой системой Google на определение вероятного контекстуального окружения искомой коллокации и стилистический эксперимент, заключавшийся в трансформации исходного текста путем его сокращения в соответствии с установленными формальными критериями.

Два эксперимента можно называть полевыми, поскольку они проводились в г. Стрежевом Томской области на основе опроса и были направлены на выявление показаний языкового сознания жителей данного города. Процедура одного из экспериментов представляла собой реализацию методики незаконченных предложений, процедура второго основывалась на модифицированной методике семантического дифференциала Ч. Осгуда. Результаты этих экспериментов нашли отражение в 4 главе работы, однако вошли в нее далеко не полностью, поскольку оказались столь объемными и репрезентативными, что их разносторонний анализ требует отдельного исследования.

В целом описанная выше процедура динамического когнитивно-дискурсивного анализа сочетает синхронный и диахронный аспекты.

Синхронный аспект подразумевает изучение языково-речевых основ порождающего концептуальное напряжение диалогического взаимодействия автора и адресата в процессе ассоциативно-смыслового развертывания концепта в медианарративе и определение его миромоделирующего потенциала.

Диахронный аспект подразумевает изучение концепта с точки зрения его эволюции в медийной дискурсивной среде на определенной временной оси, что позволяет, во-первых, описать различные стадии онтогенеза концепта от зарождения до затухания, во-вторых, проследить информационно-интерпретационные импульсы, транслируемые современному концепту его ментальными и вербальными прототипами-предшественниками, в-третьих, уточнить и детализировать типологию медиаконцептов.

Лингвистическое моделирование – один из ведущих методов когнитивной и коммуникативной лингвистики, а также дискурс-анализа – используется в качестве результирующей методологической процедуры. Оно предполагает реконструкцию на основе обобщения данных, полученных в ходе предшествующего анализа текстов и лингвистических экспериментов, актуального фрагмента дискурсивной картины мира, сформированного конкретной медийной доминантой.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что среди уже описанных конституентов лингвоконцептосферы (концептов, констант культуры, идеологем, лингвокультурем и др.) выделена новая единица, получившая теоретическое обоснование и описание в ряду смежных лингвоментальных феноменов. Выявлена и изучена совокупность характеристик медиаконцепта. Разработана особая процедура анализа медиаконцепта с учетом его интерактивно-динамической природы и дискурсивно-стилистической сущности.

Предложены новые решения таких дискуссионных теоретических вопросов, как соотношение понятий функционального стиля и дискурса, публицистического / массмедийного стиля и медиадискурса, стилистической и дискурсивной природы текста и текстовых концептов.

В научный оборот вводятся новые для лингвоконцептологии и дискурс-анализа понятия дискурсивно-стилистическая эволюция, жизненный цикл, миромоделирующий потенциал, культурный и вербальный прототипы концепта, обновляются и аспектизируются понятия концептуальное напряжение и векторы ассоциативно-смыслового развертывания концепта.

Впервые моделируется история дискурсивного бытования и семантическая структура лингвоментальных доминант современной медиасферы (нано, гласность, нефть и др.).

Новизна исследования связана также с применением сочетающей приемы психо- и социолингвистического подходов экспериментальной методики, нацеленной на выявление показаний массового языкового сознания, и проектированием комплексной методики анализа дискурсивно-стилистической эволюции медиаконцепта.

Новым в плане научного поиска является один из источников материала, а именно районные печатные СМИ нефтедобывающего региона (Томской области) и корпоративная пресса нефтяной отрасли, которые до сих пор не исследовались в когнитивно-коммуникативном аспекте.

Теоретическая значимость работы состоит во введении в научный оборот современной когнитивной и коммуникативной лингвистики новой единицы, обладающей особыми когнитивно-дискурсивными свойствами; в дальнейшей разработке эволюционно-динамического подхода к анализу семантики и прагматики текстовых концептуальных структур и конкретизации когнитивно-стилистического направления лингвоконцептологического анализа.

Результаты исследования синтезируют и обогащают достижения таких магистральных направлений современной лингвистики, как функциональная стилистика, включая коммуникативную стилистику текста, и дискурс-анализ, лингвокультурология и когнитивная лингвистика, текстоведение и медиалингвистика. Намечены перспективы решения фундаментальной задачи комплексного описания массмедийного стиля на этапе глобальных трансформаций медийной коммуникации.

Кроме того, в работе предложены ответы на «вечные» вопросы языкознания – о закономерностях, предпосылках и следствиях «встречи» слова и смысла в их реальной дискурсивно-стилистической экзистенции.

Практическая значимость работы связана с целесообразностью использования ее результатов в вузовских курсах «Филологический анализ текста», «Стилистика русского языка», в спецкурсах и спецсеминарах по лингвокультурологии, когнитивной лингвистике, лингвоконцептологии, теории дискурса, медиалингвистике.

Предложенная в работе методика комплексного анализа дискурсивно-стилистической эволюции медиаконцепта может быть использована в журналистской практике, деятельности составителей рекламных и PR-текстов, социологов, политологов, имиджмейкеров.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconПрограмма дисциплины «Жизненный цикл электронных средств» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов, направления подготовки...
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconРеферат Эволюция звезд
«умирают». Чтобы понять их жизненный путь, надо знать как они появляются. В прошлом это было загадкой, но сейчас ученые легко могут...
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconРеферат по курсу: Товарная политика предприятия на тему: Товарный...
Товарный ассортимент. Товарная номенклатура. Управление ассортиментом. Жизненный цикл товара. Математическая модель планирования...
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал icon“ Экономическая суть страхования”
Охватывает практически весь жизненный цикл в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconИван Иннокентьевич Серебренников: жизненный путь и эволюция взглядов...
Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Годовой жизненный цикл птиц: размножение, гнездование, кочевки, миграции, зимовка
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconПрограмма учебной дисциплины «Стилистика» для специальности- 033200...
Проблема выбора слова. Стилистически дифференцированная лексика. Стилистическая характеристика устойчивых словосочетаний. Морфология,...
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconРеферат Объем документа
Архитектура программного обеспечения, электронное государство, стандартизация, профиль стандартов, стандартизованные спецификации,...
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconРеферат Дисциплина: Общая теория организации Тема: «Жизненный цикл организации»
Филиал гоу впо московского государственного индустриального университета в г. Вязьма Смоленской области
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconРеферат Объем отчета
Архитектура программного обеспечения, электронное государство, электронное правительство, стандартизация, жизненный цикл стандарта,...
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц и сезонные явления в жизни птиц»
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средства обучения: дидактический материал – карточки, фотографии основных рас человека, таблица: «Эволюция человека», диапозитивы...
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconПлан график изучения курса «Управление проектами» по специальности пгс
Основные понятия: проект, программа, цели и стратегии, структура проекта, управление проектом Критерии успехов и неудач проекта,...
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconПояснительная записка Версия 4 от “22” октября 2005 года
Архитектура программного обеспечения, электронное государство, стандартизация, профиль стандартов, стандартизованные спецификации,...
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал icon1. Диагностический пакет «Личностный потенциал» Программа «Личностный...
Впрочем, в любом деле быть профессионалом значит уметь творчески мыслить, искать нетривиальные пути, постоянно расти над собой и...
Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Дискурсивно-когнитивное направление в лингвистике»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск