Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 110.8 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.04.2014
Размер110.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тема урока: »Обобщение знаний по теме:

»Происхождение человека» в 11 классе.

Учитель биологии: Михайлова Т.А.

Тип урока – обобщение знаний – семинарское занятие.

Цель урока:

обобщить и углубить знания учащихся об эволюции человека, продолжить формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой и готовить выступление по теме, применяя учение Ч.Дарвина.

Задачи урока:

Образовательные:

  • выяснить основные этапы эволюции человека;

  • показать роль и место человека в природе;

  • доказать, что человек разумный – единый вид человека на Земле;

  • выявить антинаучную сущность расовых теорий;

  • познакомить учащихся с другими теориями происхождения человека

  • обобщить знания по теме: «Происхождение человека»

Развивающие:

  • развивать умение работать с дополнительной литературой, умение работать в группе, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • прививать интерес к изучению вопросов эволюции человека.

Проблемный вопрос: «Является ли человек венцом природы»?

Средства обучения: дидактический материал – карточки, фотографии основных рас человека, таблица: «Эволюция человека», диапозитивы «Эволюция человека», фильмоскоп, ЦОР по теме: «Эволюция человека», ноутбук, песочные часы на 2 минуты.

Методы : беседа, исследовательские, проблемная ситуация, анализ, синтез.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

План урока.

I.Организационный этап.

Вступительное слово учителя о цели и задачах урока.

II.План семинара:

1.Преставления ученых о происхождении человека (Линней, Ламарк, Дарвин).

2.Доказательства происхождения человека от животных.

.

Схема направление эволюции человека.

а) морфофизиологические изменения.Рудименты

б) социальные факторы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3fbb6b6http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e5aa696-1211-4b0d-8e68-216e145fb379/%5BBIO9_08-45%5D_%5BTI_01%5D.htmld-6960-4745-911a-83af0b503a03/%5BBIO9_08-45%5D_%5BQS_05%5D.html

4.Другие теории эволюции человека.(Сообщения учащихся)

5.Человек и научно-техническая революция. Человек будущего.

6.Расы. Расоведение. Антинаучная сущность расовых теорий. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0a0f669-bd0e-44b6-b520-8383d0073b3e/%5BBIO9_08-48%5D_%5BPT_04%5D.htmhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0a0f669-bd0e-44b6-b520-8383d0073b3e/%5BBIO9_08-48%5D_%5BPT_04%5D.htm.Расы

7.Обобщение. Подведение итогов.

Условия проведения семинара:

  1. На выступление отводится не более 2 минут (за этим следит хронометрожист)

  2. В каждой группе есть модератор, отмечающий правильные и неправильные ответы в «журнале».


Ход урока.

I.Организация класса: проверка отсутствующих, формулирование цели и задач урока, знакомит с условиями проведения семинара. проблемного вопроса:

«Является ли человек венцом природы»?

Учитель предлагает учащимся представить план решения данного вопроса – «мозговой штурм». У доски ученик записывает предложения групп, а затем с учителем составляют план проведения семинара.

II.Взгляды К.Линнея, Ламарка и Ч.Дарвина на происхождение человека. (Работа в группах).

1. В чем сходство и различие взглядов этих ученых на эволюцию человека?

2.Почему многие ученые, церковь осуждали взгляды Ч.Дарвина на происхождение человека? (в работе «Происхождение человека и половой отбор»,1879г. он привел доказательства происхождения человека от животных. Используется фрагмент диафильма «Происхождение человека», где Ч.Дарвин изображен в виде карикатуры: голова ученого, а туловище обезьяны – осуждение современников Дарвина за его взгляды, противопоставляющие религиозным

представлениям о происхождении человека. Друг Дарвина – Генсли выступил в защиту его теории).

  1. Прав ли Генсли, поддерживая взгляды Ч.Дарвина на объяснения поисхождения человека от животных?

Доказательства происхождения человека от животных.

1)Палеонтологические (краткая историческая справка о раскопках в Олдувайском ущелье – работы Дюбуа, супругов Лики)

2)Сравнительно-анатомические (сходство строения скелета состава крови человека и человекообразных обезьян, рудименты, атавизмы).

морфологические изменения человека

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56014063-a98a-85d7-d943-0dd87241aa7c/00124995363602384.htmhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ec51bbe-dec8-4562-9f37-341ec041ce92/%5BBIO9_08-45%5D_%5BIM_03%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ec51bbe-dec8-4562-9f37-341ec041ce92/%5BBIO9_08-45%5D_%5BIM_03%5D.swfРудименты и атавизмы

3)Эмбриологические (сходство в развитии зародышей человека и других хордовых животных. Используется схема «Зародышевое развитие хордовых животных»

4.Какое место в системе классификации занимает человек?

(На доске заполняется схема единиц классификации животных и ученик объясняет данную классификацию.):

Вид - Человек разумный

Род – Человек

Семейство Человекообразные

Отряд - Приматы

Класс - Млекопитающие

П/тип Позвоночные

Тип - Хордовые

(Учащиеся слушают ответ, дополняют и оценивают полноту ответа).

Направление эволюции человекаhttp://900igr.net/datas/istorija/Razvitie-drevnikh-ljudej/0002-002-Resursy.jpg
Направление эволюции человекаhttp://900igr.net/datas/istorija/Razvitie-drevnikh-ljudej/0002-002-Resursy.jpghttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d20b3893-3c63-4882-92c8-26c1b7a4c517/%5BBIO9_08-45%5D_%5BQS_04%5D.htmlТест 1.

(Учащиеся отвечают на вопросы теста индивидуальная работа, а затем взаимопроверка)

На доске один ученик заполняет схему антропогенеза, а другой – схему движущих факторов эволюции человека.

Вопросы классу:

1.Почему считают, что современные люди произошли от кроманьонцев?

2.Можно ли считать, что направления эволюции человека – ароморфозы? (Работа в группах).

Прослушивание анализ и взаимооценка ответов. Подведение итогов данного этапа урока по решению проблемы: «Является ли человек венцом природы»?

Другие теории происхождения человека.(Сообщения учащихся. Обсуждение сообщений).

5.Человек и научно-техническая революция.

Человек будущего(Творческое задание. Нарисовать человека будущего и дать объяснение).

Вопросы:

1. Какие достижения человечества вам известны? (Величайшие открытия законов природы, выход человека в Космос, клонирование организмов, достижения в области генетики, селекции и др.)

2.Продолжается ли эволюция человека в настоящее время?

(Работа в группах).

Слушаем выступления ребят, дополняем и снова отвечаем на вопрос: «Является ли человек венцом природы»? Подводим итог.

6. Расы. Расоведение. Антинаучная сущность расовых теорий (социал-дарвинизм, расизм). (Использование фотографий людей разных рас и дидактический материал «Человеческие расы»)

Задание: Блиц-опрос. Составить вопросы по теме Расы человека» и задать другой группе.

(Работа в группах)

Вопросы (примерные):

1).В результате какого направления эволюции произошло появление рас?

2).Что такое раса?

3).Какие основные расы появились на Земле?

4).В чем заключается антинаучная сущность расовых теорий?

5).Численность людей какой расы больше, а какой – меньше?

Подводим итог. Оцениваем ответы учащихся.

7. Задание.

Докажите, что на Земле существует один вид – Человек разумный.

(Работа в группах). (Называют основные критерии вида и применяют их для определения вида – Человек разумный. Например, генетический критерий – 2n=46 хромосом – видовое постоянство числа хромосом, появляется плодовитое потомство между людьми разных рас и т. д.).

Рефлексия. Синквейн.

5-стишие.

  1. существительное.

  2. прилагательных или причастие,

3 глагола.

4 фраза из 4-х значимых слов.

5 синоним 1-ого слова, расширяющий его значение.

Кроманьонец

прямоходящий, говорящий

думает, обучает, изобретает

участвует в создании орудий труда

человек.

Обобщение. Выводы. (Делают сами учащиеся, а учитель проводит коррекцию):

1.Человек – это биосоциальное существо, возникшее в процессе эволюции органического мира на Земле в результате ароморфоза.

2.Расы возникли в результате идиоадаптации.

3. На нашей планете существует один вид - Человек разумный.

4. Человек, являясь частью природы, влияет на нее.

5.Эволюция человека продолжается.

Подведение итогов урока. В каждой группе модератор отмечал активность ребят, число правильных ответов и сообщает эти данные учителю. На основании этого результата работы и тестового задания учитель выставляет отметки и комментирует их).

Домашнее задание.

Повторить тему «Происхождение человека» по учебнику Сивоглазова и Агафонова «Общая биология» 10-11 класс, подготовиться к зачету.

Источники информации:

1.Учебник «Общая биология» 10-11 класс. Авторы: Агафонов И.Б. и Сивоглазов В.И.2009г.

2.Ларичев «Сад Эдема».

3.Нестурх «Серия книг по происхождению человека»

4.Воронцов Н.Н., Сухорукова Г.А. «Эволюция органического мира».

5.Интернет-ресурсы:

6.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e5aa696-1211-4b0d-8e68-216e145fb379/%5BBIO9_08-45%5D_%5BTI_01%5D.htmlСходство человека и животных.

.9. http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/d9d8c6c9-b06f-494f-bd90-b5dd65c75d3d/%5BBOI10_metod%5D_%5BTM_02%5D.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d20b3893-3c63-4882-92c8-26c1b7a4c517/%5BBIO9_08-45%http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3fbb6b6d-6960-4745-911a-83af0b503a03/%5BBIO9_08-45%5D_%5BQS_05%5D.html5D_%5BQS_04%5D.html

10. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d20b3893-3c63-4882-92c8-26c1b7a4c517/%5BBIO9_08-45%http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3fbb6b6d-6960-4745-911a-83af0b503a03/%5BBIO9_08-45%5D_%5BQS_05%5D.html5D_%5BQS_04%5D.html

Схема направление эволюции человека.

11. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2da5582-7c5a-4956-9638-e0ef0ef93ef4/%5BBIO9_08-45%5D_%5BIM_02%5D.swf.Рудименты

12. Направление эволюции человекаhttp://900igr.net/datas/istorija/Razvitie-drevnikh-ljudej/0002-002-Resursy.jpghttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d20b3893-3c63-4882-92c8-26c1b7a4c517/%5BBIO9_08-45%5D_%5BQS_04%5D.htmlТест 1

13. Расы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0a0f669-bd0e-44b6-b520-8383d0073b3e/%5BBIO9_08-48%5D_%5BPT_04%5D.htmhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0a0f669-bd0e-44b6-b520-8383d0073b3e/%5BBIO9_08-48%5D_%5BPT_04%5D.htm.

14 Социальные факторы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3fbb6b6http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e5aa696-1211-4b0d-8e68-216e145fb379/%5BBIO9_08-45%5D_%5BTI_01%5D.htmld-6960-4745-911a-83af0b503a03/%5BBIO9_08-45%5D_%5BQS_05%5D.html

15. На кого могут быть похожи инопланетяне?

http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=2067c6c2-ea0d-409f-8cbe-1f8ba6982c87.
На кого в действительности похожи инопланетяне?
18.07.2009 [12:00], Александр Бакаткин
Благодаря многочисленным фантастическим произведениям литературы, творениям голливудских студий, общественность уверена, что обитатели других миров обладают схожей с человеком внешностью. Однако насколько вероятен такой сценарий, что мы обнаружим инопланетян, и они будут внешне напоминать нам самих себя?

Сначала предоставим слово ученым-биологам, которые лучше нас осведомлены о процессах эволюции. Если верить многочисленным заявлениям специалистов, то возможность того, что инопланетяне будут иметь близкую к человеческой внешность отнюдь не невероятна. Законы эволюции обусловлены в первую очередь законами физики, которые в каждой точке Вселенной одинаковы. Это означает, что живые существа, независимо от местоположения во Вселенной, должны развиваться по схожей схеме. Если это хищник, то он будет обладать парой глаз и иметь бинокулярное зрение, помогающее выслеживать жертву, определять расстояние до нее и наносить точные удары своим естественным оружием. Если речь идет об обитателе подводного мира, то здесь ситуация схожа - главным критерием успешного выживания является скорость передвижения, а законы гидродинамики предъявляют строго определенные требования к форме тела обитателей подводного мира.

Такой феномен носит обозначение конвергентная эволюция, под которым понимается следующее - процессы и законы эволюции живых существ должны быть схожими, независимо от места возникновения жизни во Вселенной. Другими словами, живые организмы на другой планете не должны кардинально отличаться от живых существ, населяющих Землю. Более того, форма тела человека, по мнению ученых, наилучшим образом подходит для его эволюции в разумное существо, и логично предположить, что форма тела инопланетян будет иметь общие с человеком черты. Даже если эволюция будет протекать по иному пути, конечный результат зависит только от условий обитания, и продиктован только законами физики.


Однако интересным оказывается другой вопрос - какими мы увидим инопланетян? И не важно каким способом мы это осуществим - либо они сами посетят Землю, либо мы получим их радиосигнал и наладим процесс общения, либо обнаружим при помощи оптических телескопов. И здесь снова стоит вернуться к эволюции человека и научным успехам нашего сообщества. Сегодня мало кто сомневается, что в течение относительно небольшого промежутка времени ученым удастся наконец создать искусственный интеллект. Для нас это означает появление действительно умных роботов, которых мы и будем посылать для изучения других планет - зачем рисковать жизнями людей, когда ту же задачу с успехом решит умная машина, возможности которой превосходят возможности ее создателей? Проецируя эту логику для разумных существ с других планет можно сделать следующим вывод - скорее всего, исследуя Космос мы встретим отнюдь не самих гуманоидов, а созданных ими роботов, самостоятельно исследующих просторы Вселенной.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск