Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.»





НазваниеОтчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.»
страница1/7
Дата публикации14.04.2015
Размер0.98 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Культура > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ»
УТВЕРЖДАЮ

Директор
ФГБНИУ «Государственный институт
искусствознания»
___________________ Трубочкин Д.В.

«__» ________ 2012 года

ОТЧЕТ
о научно-исследовательской работе по теме
«Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 - 2011 гг.»

Государственный контракт

№926-01-41/06-12 от 24.05.2012
Извещение об открытом конкурсе 0173100007712000174 от 05.04.2012
Руководитель НИР:
Шеремет А.Н., к.с.н.
Москва

2012

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель – Шеремет А.Н., к.с.н.
Рабочая группа:

Перевалов В.В., к.филол.н., доцент

Перевалова Е.В., к.филол.н., доцент

Григорян Н.А.

Бормашева О.А.

Предтеченский Е.А.

РЕФЕРАТ
Объем отчета составляет 89 страниц (2,7 авторского листа). Количество использованных источников – 19.

Ключевые слова: целевая аудитория, потенциальная аудитория, реальная аудитория, объективные характеристики аудитории, субъективные характеристики аудитории, социальный портрет, динамика социального портрета, федеральное государственное учреждение культуры, вид учреждения культуры, тип учреждения культуры, эксперт.

Объект исследования – федеральные государственные учреждения культуры.

Предмет исследования – динамика социального портрета целевой аудитории федерального государственного учреждения культуры.

Цель – определить динамику социального портрета целевой аудитории федерального государственного учреждения культуры в 2000 – 2011 гг.
в Москве и в регионах РФ.

Методы – экспертное интервью, статистический анализ, анализ вторичных источников.

Отчет по результатам НИР состоит из Введения, пяти параграфов, Заключения, Списка использованной литературы и трех Приложений.
Во Введении обосновывается актуальность темы, оценивается степень ее разработанности, описывается объект, предмет, цели, задачи и методы исследования.

Первый параграф «Целевая аудитория учреждения культуры
глазами экспертов» представляет собой отчет о результатах экспертного опроса (N=504) руководителей и сотрудников федеральных государственных учреждений культуры, проведенного в Москве, Екатеринбурге и Ярославле.

Целевая и реальная аудитории учреждений культуры являются пересекающимися множествами. Поэтому логическим продолжением первого служит второй параграф «Реальная аудитория в измерениях
и оценках социологов». В нем содержится анализ вторичной социологической информации о динамике социального портрета реальной аудитории учреждений культуры.

Третий параграф «Социально-экономические факторы динамики
социального портрета аудитории» посвящен выявлению и анализу факторов, влияющих на динамику социального портрета целевой аудитории федерального государственного учреждения культуры.

В четвертом параграфе «Культура и массовые информационные технологии» рассматривается проблема соотношения так называемой высокой и массовой культуры в контексте динамики социального портрета целевой аудитории художественной культуры.

Наконец, пятый параграф «Коммуникативные технологии
формирования целевой аудитории» практически полностью посвящен роли новых коммуникативных технологий во взаимодействии с целевой аудиторией.

В Заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы и рекомендации.

В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что социальный портрет целевой аудитории федерального государственного учреждения культуры в период 2000 – 2011 гг. значительно изменился,
а сама целевая аудитория увеличилась в своем объеме за счет расширения таких параметров, как возраст, профессиональный статус, место проживания.

Обнаружен крайне интересный и возможно претендующий
на телеологичность и институализацию фактор: существенное снижение возраста целевой аудитории федеральных учреждений культуры при резком росте их уровня образованности и мобильности. Выявленная динамика изменения социального портрета целевой аудитории неминуемо должна привести к изменению целевых установок руководителей и ведущих научных сотрудников учреждений культуры. Но вместе с тем проведенное исследование показывает со всей очевидностью, что на практике этого
не происходит. Причин несколько, среди которых превалирующую роль играют традиционалистские культурные и деятельностные установки руководителей. Они не владеют (или владеют в слабой, недостаточной степени) методологией развивающей деятельности в условиях кардинальных социальных, политических и экономических изменений, и потому учреждения культуры становятся все больше островками застылости, неподвижности, все больше теряют области культурного, символьного
и деятельностного совпадения с реальностью. Эти области редуцируют
до редкого числа «точек входа» с крайне усложненной системой культурно-символьных кодов, понятных лишь небольшому числу «посвященных», совершенно не стремящихся открыть эти коды массовой аудитории
(для которой, по большому счету, должны работать федеральные учреждения культуры). Скорее, наоборот, в ходе исследования научная группа столкнулась с явно наблюдаемой тенденцией все большего усложнения культурных символов и кодов, необходимых для проникновения в мир накопленных в исследуемых учреждениях культуры духовных
и материальных ценностей.

Для теоретического анализа выявленного парадокса в исследовании была использована концепция двух культур: традиционного функционирования и развития. Она исходит из того, что все определения культуры можно разделить на две названные большие группы: функционирующая – культура традиционалистского низкоквалифицированного управления высокоорганизованными системами; развивающая – культура высококвалифицированного управления низкоорганизованными системами.

Ключевые отличия этих двух культур можно отразить в таблице:


Характеристики

Функционироване

Развитие

Способы принятия решения

Соборность

Выборность (меритократия)

Нацеленность деятельности

Воспроизводство

Постоянные новации

Оплата труда

Натуральная

Денежная

Сезонность деятельности

Жесткая привязка

Без привязки к сезонам

Взаимоотношения в группе

Жесткая иерархичность

Равноправие (без учета служебных отношений)

Типы отношений

Жесткость

Гуманизм


Разница в поведении, в выборе алгоритмов деятельности людей, прошедших профессиональное становление в той или иной культуре весьма заметна. В случае предлагаемого исследования она проявляется в отношении к тезаурусу материальных и духовных феноменов, накопленных в том или ином учреждении культуры. Все «функционисты» прежде всего смотрят
за тем, чтобы к «экспонатам» никто не прикасался. Напротив, адепты «развивающей» культуры стремятся к приобщению к миру накопленных кодово-символьных богатств широчайшей аудитории, пускай даже путем нанесения некоего допустимого и устраняемого ущерба. Для минимизации такого ущерба они создают условия, при которых приобщение самых широких масс посетителей не приводит к ущербу артефакта. К ним относятся различные формы и методы «виртуализации» процесса ознакомления
и освоения артефактов художественной и всех иных культур. Это
и широчайшее освоение электронных форм и методов освоения культурного наследия, например, 3D-визуализация, и применение Интернет-технологий,
и привлечение для сотрудничества СМИ.

Использованная концепция опирается на работы 1920-х годов
Э. Кассирера, выдвинувшего идею о том, что культура из регулятивной составляющей бытия человека становится конституциональной, то есть, созидающей. Данная точка зрения окончательно утвердилась в конце XX века. Культуру перестали рассматривать как пассивный феномен, надстроечный и вторичный. Культура предстала как характеристика всех мыслительно-деятельностных качеств человека и общества. При этом перестали разделять основные сферы жизни общества на экономическую, социальную и, в последнюю очередь, культурную.

Наиболее соответствующим современным представлениям определением культуры можно считать следующее: «Культура – сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества».

Можно считать данное определение наиболее подходящим еще
и потому, что в российской научной среде оно является наиболее разработанным, в частности, в работах Ю.М. Лотмана. Образно суть этого определения выразил хореограф-постановщик ГАБТа Юрий Григорович:
«От того, как танцует балет Большого театра, зависит и то, как выплавляют сталь в Магнитогорске».

В настоящей работе обнаружено, что лишь в крайне незначительном количестве федеральных государсвтенных учреждений культуры применяются методы глубокого атравматического освоения культурных артефактов. И если различного рода электронные гиды в наиболее продвинутых музеях стали привычными, то со всем остальным, как показали опросы экспертов и анализ вторичных объективных данных – проблем достаточно много.

В настоящее время Россия стремительно входит
в постиндустриальную информационную цивилизацию. У новой цивилизации есть огромные преимущества перед всеми иными ранее существовавшими социально-историческими формациями: это
и возможность выстраивания диалога между различными социумами;
и возросшие возможности общения между людьми, живущими в разных частях планеты. Для очень многих проблем и конфликтов, серьезно осложнявших жизнь человечества на протяжении веков, появилась возможность быстрого и взаимоприемлемого разрешения. Но вместе с тем существуют проблемы, к решению которых во все времена относились чрезвычайно осторожно, а решали медленно, на протяжении многих поколений. Это проблемы, возникающие в связи с взаимопроникновением различных культур. К сожалению, в наше время все чаще возникают ситуации, когда более динамично развивающееся сообщество навязывает всем остальным социумам свой стиль жизни, свои методы разрешения проблем, в том числе и межкультурных, что зачастую приводит
к возникновению межкультурных и, как следствие, межнациональных, противоречий и конфликтов. В данной связи работники учреждений культуры попросту обязаны овладеть необходимым минимумом принципов
и правил работы со СМИ как ключевым каналом социальной коммуникации. Они должны уметь сформировать заказ на массово-информационный продукт, подлежащий трансляции в тот или иной момент времени, уметь предоставить работникам СМИ необходимую информацию на требуемую
в данный момент времени тему. Они должны, наконец, понимать, что СМИ работают в режиме постоянного цейтнота и уметь подготавливать требуемую информацию именно в требуемый момент времени.

Со своей стороны исследователи предлагают концепцию эффективной культуроформирующей деятельности СМИ (Приложение 4), принятие
и освоение которой путем внедрения в программы подготовки сотрудников федеральных государственных учреждений культуры, вне всякого сомнения, позволит существенно повысить их роль и место в жизни социума
и, с другой стороны, наладить конструктивный диалог между сотрудниками учреждений культуры и журналистами.

Еще один аспект проблемы связан с процессами глобализизации. Сеть Интернет охватила весь мир. Но создание глобальных информационных технологий может служить не только для блага человечества,
но и для проведения «информационных диверсий», и для манипулирования общественным мнением и массовым сознанием.

Для этого необходимо заново оценить потенциал каналов вхождения
в мир культуры, среди которых существенное место занимает и массовая культура. В самом широком смысле она – социальный феномен эпохи всеобщей грамотности и развития информационных технологий. Она включает образцы художественного творчества, специально подготовленные для самого широкого, «массового» потребления. Однако, несмотря
на относительную молодость самого понятия «масскульт», критическое отношение к той сфере духовной деятельности, которой в настоящий момент она занимается, имеет глубокие исторические корни.

Одна из основных черт массовой культуры связана с ее «легким» характером и развлекательностью. Традицию же критического отношения
к развлечению публики заложил еще Аристотель, когда в «Поэтике» предложил разделять жанры театрального искусства на «высокие» – трагедию и «низкие» – сатиру и комедию. Продолжил данную традицию Августин Блаженный в работе «О граде божием», когда писал: «А как велика любовь к знанию и насколько природа человеческая не желает обманываться, можно понять из того, что всякий охотнее желает плакать, владея здравым умом, чем радоваться в состоянии помешательства». Причем можно видеть, что Августин сознательно не стал сводить понятия «смеяться» и «плакать»
в виде «смеяться, владея здравым умом» и «плакать в состоянии помешательства». Он однозначно приравнял «смеяться» к «помешательству» и «плакать» в «здравом уме». То есть, смех как явление, как человеческая реакция на вызывающие его события жизни, с самого основания европейской цивилизации признавался как нечто низкое, глупое, недостойное настоящего человека, имеющего реальный вес в обществе.

Другая черта массовой культуры связана с пассивным процессом
ее освоения, когда от потребителя требуется только включить тот или иной приемник (TV, радио, развернуть иллюстрированный журнал и так далее). Представление о том, насколько значима для европейской культурной традиции возможность творить и/или изменять ранее кем-то созданное, дает работа Иоанна Скота Эриугены «О разделении природы», в которой природа разделяется «по четырем различиям» на четыре вида: «во-первых, творящий и не сотворенный; во-вторых, сотворенный и творящий; в-третьих, сотворенный и не творящий; в-четвертых, не творящий и не сотворенный». Таким образом, начала процесса разделения на две существенные субстанции добра и зла всего мира расположены по нисходящей, по удаленности от Бога. То есть чем дальше объект расположен от Создателя, тем меньше
он участвует в процессе созидания. Массовая культура как не требующая каких-то особых усилий по ее освоению, то есть имеющая характеристики: во-первых, не творящей, а во-вторых, сотворенной, то есть специально созданной для «легкого» поглощения, таким образом, оказывается на самом дальнем расстоянии от Создателя, следовательно, по данной логике, не несет Божьей искры, не угодна Богу.

Со времен глубокого средневековья пришла традиция негативного отношение ко всем (за исключением мышления) проявлениям человеческой деятельности, и особенно к разработке разнообразных технических средств
и тем более применения их в деле распространения культуры. Высказывание Сигера Брабантского: «Разумная душа может быть познана только
из ее действий, то есть из мышления», – наглядно демонстрирует, что в его времена подлинным действием души, объекта непосредственно управляемого Богом, считалось исключительно мышление. Поэтому техника всегда рассматривалась представителями культурной элиты не иначе как дьявольское наущение, а роль человека при машинах всегда описывалась
не иначе, как винтик. Отсюда понятен искренний ужас последователей «традиционной» культуры, среди которых, как показывает настоящее исследование, – большинство работников федеральных государственных учреждений культуры, при попытках «технологизации» процессов трансляции культуры в массовую среду (СМИ, Интернет, кино, массовая полиграфия, музыка и так далее).

Но осваивать масс-медийные каналы необходимо. На это необходимо идти даже с учетом специфики нынешнего этапа исторического развития страны в целом и каналов вхождения в мир художественной культуры, среди которых особо важную роль играют федеральные государственные учреждения культуры. Однако для этого потребуется применение механизмов достаточно жесткого стимулирования руководителей
и сотрудников этих учреждений.

Следующий аспект, детерминирующий существенную трансформацию целевой аудитории федеральных государственных учреждений культуры – повышение реальных доходов и образовательного уровня населения, транспортной доступности учреждений культуры, интенсивное развитие информационно-рекламных и Интернет-коммуникаций. Расширение целевой аудитории повлекло за собой рост реальной аудитории федеральных государственных учреждений культуры.

Это означает, что в настоящий момент существенно разрастается ареал проживания искомой целевой аудитории. Например, факт, что в настоящее время примерно треть всех граждан России владеет личным транспортом, означает (с учетом вместимости легковых автомобилей), что практически все граждане России могут в любое удобное для себя время посетить любую выставку, любой концерт, театральный спектакль, открытую лекцию
в университете культуры. Но при этом резко возрастают требования
к оперативности оповещения о культурных мероприятиях. Если традиционно ориентироваться на аудиторию, проживающую в «шаговой» доступности
от федеральных государственных учреждений культуры, для информирования которых достаточно лишь афиши и изустного оповещения, то для новой целевой аудитории необходимо разрабатывать современные способы оповещения (SMS-рассылки, письма по электронной почте и так далее). Кроме того, встает вопрос об оборудовании в непосредственной близости к учреждениям культуры стоянок для личного автотранспорта.

Полученные результаты могут быть использованы в ходе разработки
и реализации программ развития федеральных государственных учреждений культуры в части, касающейся работы с аудиториями, перечнем
и содержанием оказываемых услуг.

Прогноз динамики социального портрета целевой аудитории федеральных государственных учреждений культуры в целом благоприятный. В среднесрочной и долгосрочной перспективе следует ожидать сохранение и, возможно, некоторое увеличение объемов целевой
и реальной аудитории. Финансово-экономическая, транспортная, культурная, информационная доступность культурных благ, расширение перечня культурных услуг – факторы, способствующие расширению целевой
и реальной аудиторий. Рост конкуренции и предложения на рынке услуг
в сфере культуры и искусства – главный фактор, сдерживающий объем аудитории федеральных государственных учреждений культуры.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Исследование отрасли...
Директор Областного государственного бюджетного учреждения «Электронный Ульяновск»
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе
Гост 32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской...
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе
Межгосударственный стандарт (гост 32-2001). Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (редакция 2005...
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно...
«Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» (ИЗиСП)
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОбщие положения отчет
Отчет о научно-исследовательской работе (нир) документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе,...
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Концепция долгосрочной...
Малинин Виктор Леонидович, к э н., генеральный директор ООО «Эконом. Информ. Консалтинг», руководитель коллектива исполнителей
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Санкт-петербургский государственный электротехнический университет «лэти» им. В. И. Ульянова (ленина)
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconРеферат Отчет о научно-исследовательской работе состоит
Отчет о научно-исследовательской работе состоит из 33 рисунков, 8 разделов, 12 подразделов, 9 формул, 31 источника. Общий объем 48...
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
«Разработка новых методов индивидуальной коррекции сводно-радикального статуса при бактериальных инфекциях»
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физики микроструктур Российской академии наук
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе за 2011 год
Основные научные направления (по которым факультет осуществляет научно-исследовательскую деятельность)
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт физики микроструктур российской академии наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск