Скачать 189.58 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт филологии и журналистики УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. УТВЕРЖДАЮ Председатель НМК ИФиЖ ____________________________ Рабочая программа дисциплины (модуля) ГЕОГРАФИЯ И КУЛЬТУРА СТРАНЫ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) Направление подготовки ВПО 032700 ФИЛОЛОГИЯ Профиль подготовки ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР Форма обучения очная Саратов, 2012 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) «География и культура страны изучаемого языка (Великобритания)» являются ознакомление студентов с географией Великобритании и важнейшими историческими событиями и процессами в британской истории, формирование представления о развитии государственности и парламентаризма, культуры, науки, философии, религии и политики, освещение особенностей и закономерностей современной жизни страны. Курс способствует комплексной реализации целей обучения иностранному языку и знакомит студентов с основными концепциями, реалиями и терминами страноведческих дисциплин, создает базу знаний об историческом развитии культурного наследия Великобритании, формирует навыки межкультурного общения и прививает интерес и уважение к традициям других народов. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «География и культура страны изучаемого языка (Великобритания)» (Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл, ДВ1. Дисциплины по выбору) Курс предполагает владение знаниями английского языка, обозначенными государственным стандартом высшего образования на уровне не ниже В2 согласно системе общеевропейских компетенций владения иностранным языком. Обучающийся должен хорошо владеть навыками понимания развернутых докладов и лекций и содержащейся в них сложной аргументации, новостей и репортажей о текущих событиях, статей и сообщений по современной проблематике, свободно участвовать в диалогах и дискуссиях, обосновывать и отстаивать свою точку зрения. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения дисциплины студент должен: •Знать: основные концепции, реалии и термины страноведения, иметь представление об этапах исторического развития Великобритании, навыки межкультурного общения, интерес и уважение к традициям других народов. •Уметь: использовать основные положения и знания дисциплины в профессиональной деятельности, делать презентации и спонтанные высказывания по заданной тематике. •Владеть: культурой мышления, способностью к восприятию, анализу и обобщению информации. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «География и культура страны изучаемого языка (Великобритания)». Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, 32 ауд. часа – 5 семестр, 32 ауд. часа – 6семестр, 44 часа – самостоятельная работа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. The Birth of Britain. Early Settlers. Возникновение Британских островов. Ранние свидетельства первых поселений на территории Британских островов. Культура и обычаи древних бриттов. Друидизм. Тема 2. The Romans. Попытки римской колонизации Британии при Юлии Цезаре. Римское завоевание при императоре Клавдии, его этапы, влияние на культуру местных племен. Основные черты римской цивилизации в Британии. Тема 3. Beginning of the Nordic Invasions. The Anglo-Saxon Conquest. Раннее средневековье. Набеги англосаксов на римскую Британию. Уход римлян. Первое вторжение северных народов. Кельтское возрождение. Утрата достижений периода римской колонизации. Вытеснение кельтских племен на западные и северные окраины острова, наступление язычества. Образование англосаксонских королевств. Тема 4. Christianity in Britain. Возвращение Христианства. Миссионерство и просветительская деятельность Св.Патрика, Св.Коламбы, Св.Августина. Возникновение монастырей как центров образования и культуры. Тема 5. The Second Nordic Invasion. The Vikings. Нашествие викингов. Разграбление и упадок монастырей. Влияние скандинавского владычества на ход исторического развития и на культуру Британии. Тема 6. Alfred the Great and his Successors. Альфред Великий и консолидация англосаксов под руководством Уэссекса. Начало государственного строительства. Распространение Христианства на подконтрольных викингам территориях. Тема 7. The Saxon Dusk. Edward the Confessor. The Norman Conquest. Британия в 10-11 веках. Закат саксонского правления. Новые набеги викингов. Кнут и результаты скандинавского правления. Эдуард Исповедник и его историческая роль. Вильгельм Завоеватель. Нормандское завоевание, причины и последствия. Развитие феодализма Тема 8. The Plantagenet Kings. Henry II. Richard and John. The Beginnings of Parliament. Правление династии Плантагенетов. Междоусобные войны, крестовые походы. Великая Хартия Вольности и первые попытки ограничения власти короля. Зарождение парламентаризма. Тема 9. The Hundred Years War. The Wars of the Roses. Британия в 14-15 веках. Попытки сохранения владений на континенте, столетняя война, поражение английской короны. Династические войны, социальные изменения в результате участия в длительных военных конфликтах. Народные восстания. Тема 10. The Early Tudors. Объединение враждующих династий Ланкастеров и Йорков, становление династии Тюдоров. Военные и политические достижения ранних Тюдоров. Генрих VII, Генрих VIII. Начало реформации в Европе и ее влияние на церковную жизнь в Англии. Образование Англиканской церкви. Тема 11. The Late Tudors. 16 век. Религиозные преследования инаковерующих. Переход от Католицизма к Протестантизму. Колониальная политика, успехи внешней политики, расцвет искусства и культуры. Тема 12. The Stuarts. The Glorious Revolution. 17 век. Правление Стюартов. Абсолютизм. Гражданская война. Установление республики. Оливер Кромвель. Реставрация Стюартов. Славная революция. Образование конституционной монархии. Законодательные акты эпохи последних Стюартов. Тема 13. The House of Hanover. Queen Victoria. 18 век. Становление новой политической системы. Ганноверская династия. Образование политических партий и кабинета министров. Образование колониальной империи. Потеря американских колоний и образование США. Наполеоновские войны. Расцвет империи. Технический прогресс и культура в 19 веке. Королева Виктория. Изменение роли монархии. Тема 14. Hanover to Windsor. The Present Day Monarchy. Великобритания в 20 веке. Внешняя и внутренняя политика. Укрепление церемониальной роли монархии и её популяризация. 2 семестр Тема 15. Geography. The Four Nations. Страна и населяющие её народности. Географические и культурные и экономические различия. Доминирующая роль Англии. Тема 16. Identity and Attitudes. Национальное самосознание. Национальные стереотипы и мультикультурализм. Осознание географической, религиозной и политической принадлежности. Тема 17. Political Life. The Style of Democracy. The Party System. Политическая жизнь современной Британии. Конституция. Современная система политических партий. Демократическое правление. Местное самоуправление.. Система выборов. Внешняя и внутренняя политика. Взаимоотношения с Европой. Тема 18. The Monarchy and the Government. Монархия и правительство. Роль монархии в современном обществе. Тема 19. Parliament. Состав и структура парламента. Традиции и современность. Современное развитие парламента. Реформы. Тема 20. Law and Order. Закон и правопорядок. Правоохранительные органы и их работа. Преступность. Система наказаний. Тема 21. Social Profile. Family. Gender Issues. Социальная структура общества. Интеграция иммигрантов и роль национальных меньшинств. Расовая дискриминация. Современные проблемы. Классовые различия. Институт брака и семьи. Гендерные проблемы. Дискриминация по половому признаку. Проблемы молодёжи. Тема 22. Mass Media. Средства массовой информации и их роль в жизни современной Британии. ВВС. Радио и телевидение. Пресса. Тема 23. Social Welfare. The NHS. Система социального обеспечения и здравоохранения. Пенсионное законодательство. Пособия и выплаты. Благотворительные общества и фонды. Тема 24. Secondary Education. Higher Education. Система образования. Среднее и высшее образование. Государственный и частный сектор в образовании. Традиции и реформы. Приоритеты политики правительства в области образования. Тема 25. The Anglican Church and other Christian Churches. Non-Christian Churches. Религия. Официальная церковь и её структура. Другие Христианские церкви. Нонконформизм. Нехристианские церкви. Секты. Современные тенденции. Тема 26. Cultural Life in Modern Britain. Культура и искусство. Национальное наследие. Современные тенденции. Система ценностей современных британцев. 5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями компетентностного подхода дисциплина «География и культура страны изучаемого языка (Великобритания)» предполагает проведение занятий в интерактивной форме, что предполагает устные подготовленные сообщения и спонтанные дискуссии, компьютерные презентации, выполнение тестовых заданий в электронной форме в компьютерном классе, работу с видео и интернет материалами, внеаудиторную работу в языковых и культурных центрах. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа студентов предполагает: подготовку к занятиям по аспектам изучаемой дисциплины; работу с базовыми и дополнительными учебникам; работу с Интернет-ресурсами; работу с аутентичными материалами по изучаемой проблеме; самостоятельный поиск материала для презентаций, рефератов, круглых столов; подготовку презентаций; написание домашних письменных работ; подготовку к тестам и контрольным работам; промежуточной аттестации. Контроль самостоятельной работы осуществляется на аудиторных занятиях – оценивается качество подготовленного к занятию материала (анализируются письменные работы и устные выступления), выполнение тестов (в электронной форме), а также на консультациях, зачетах и экзаменах.
Вопросы к зачету: 1. What areas of Britain lay open to invasion? 2. Who were the earliest settlers? Where did they come from? 3. Where did the Celts come from? 4. What was their religion?
Вопросы к экзамену: 1. What is known as the British Isles? The states and “Crown Dependencies” in the British Isles. Shorter names, historical and poetic names for the country and its regions.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «География и культура страны изучаемого языка (Великобритания)». а) основная литература: 1. Britain for Learners of English. Second edition / James O’Driscoll, Oxford, 2009. 2. Britain Today. Life and Institutions (Современная Британия): Учебное пособие по страноведению для студентов языковых вузов (на англ.яз.) Изд. 2-е, испр., Левашова В.А., Высшая школа, 2007 б) дополнительная литература: 2. Britain in Close-up: An In-Depth Study of Contemporary Britain / David McDowall, Longman, 2008. 3. Let's go around the world [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. С. Дмитриева [и др.]. - Саратов : ИЦ "Наука", 2009. - 51, [1] с. - ISBN 978-5-91272-893-8. 4. Рой, Салли. Великобритания. Страна раскрывает тайны [Текст] / С. Рой ; пер. с англ. М. Г. Лебедева. - М. : БММ, 2007. - 159, [1] с. 5. Understanding Britain / Karen Hewitt, Perspective Publications, 1996. 6. Understanding British Institutions / Karen Hewitt and Mikhail Feklin, Perspective Publications, 1998. 7. The Changing Anatomy of Britain. Anthony Sampson. London, 1983. 8. An A to Z of British Life. Dictionary of Britain. Adrian Room, OUP, 1990. 9. An Illustrated History of England. David McDowal, Longman, 1993. 10. Life in Modern Britain. UK, Longman, 1995. 11. In Britain. Michael Vaughan-Rees, Titul-Chancerel, 1997. 12. The English. A Portrait of a People. Jeremy Paxman. London, 1999. 13. What’s it Like? Life and Culture in Britain Today. Joanne Collie and Alex Martin, CUP, 2000. 14. British Life and Institutions, Mark Farrel, Titul-Chancerel, 2000. 15. Anglo Files. A Field Guide to the British. Sarah Lyall. New-York, London, 2008. 16. Being British. The Search for the Values that Bind the Nation. Edinburg, London, 2009. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://www.answers.com/topic/history-of-britain www.britannica.com www.infoplease.com www.thepaperboy.com Central Office of Information: www.coi.gov.uk Prime Minister’s Office: www.number-10.gov.uk British Tourist Authority: www.visitbritain.com British Council: http://www.mori.com/polls/1999/britcoun.shtml The Market and Opinion Research International (MORI): www.mori.com National Statistics: www.statistics.gov.uk Environment, Food and Rural Affairs: www.defra.gov.uk Transport, Local Government and the Regions: www.dtir.gov.uk Office of the Rail Regulator: www.rail-reg.gov.uk Office of Telecommunications: www.oftel.gov.uk Office of Water Services: www.open.gov.uk/ofwat Office of Gas and Electricity Markets: www.ofgem.gov.uk Scottish Executive: www.scotland.gov.uk Northern Ireland Executive: www.nio.gov.uk Wales Office: www.wales.gov.uk Countryside Commission: www.countryside.gov.uk The Green Party: http://www.greenparty.org.uk Campaign for the English Regions: http://www.cfer.org.uk Devolution: http://www.britishcouncil.org/devolution/index.htm Looking into England: www.britishcouncil.org/studies/english British Studies Now: www.britishcouncil.org/studies/bsn.htm Scotland Office: www.scottishsecretary.gov.uk Wales Office: www.wales.gov.uk Northern Ireland Office: www.nio.gov.uk UK government: www.open.gov.uk and www.ukonline.gov.uk Houses of Parliament: www.parliament.uk Monarchy: www.royal.gov.uk Privy Council Office: www.privy-council.org.uk Cabinet Office: www.cabinet-office.gov.uk Prime Minister’s Office: www.number-10.gov.uk Wales Office: www.wales.gov.uk National Assembly for Wales: www.wales.gov.uk Scotland Office: www.scottishsecretary.gov.uk The Scottish Parliament: www.scottish.parliament.uk Northern Ireland Assembly: www.ni-assembly.gov.uk Northern Ireland Office: www.nio.gov.uk Foreign and Commonwealth Office: www.fco.gov.uk Department for International Development: www.dfid.gov.uk The Commonwealth: www.thecommonwealth.org Ministry of Defence: www.mod.uk NATO: www.nato.int European Union: http://europa.eu.int/ Lord Chancellor’s Department; www.lcd.gov.uk Law Officers: www.lslo.gov.uk Home Office: www.homeoffice.gov.uk Police: www.police.co.uk New Scotland Yard: www.open.gov.uk/police/mps/home.htm Amnesty International: www.amnesty.org.uk Scottish Executive: www.scotland.gov.uk Northern Ireland Office: www.nio.gov.uk Department of Trade and Industry: www.dti.gov.uk HM Treasury: www.hm-treasury.gov.uk National Statistics: www.statistics.gov.uk British Trade International: www.brittrade.com Bank of England: www.bankofengland.co.uk Financial Services Authority: www.fsa.gov.uk Lloyd’s of London: www.lloydsoflondon.co.uk Confederation of British Industry: www.cbi.org.uk Trades Union Congress: www.tuc.org.uk Business in the Community: www.bitc.org.uk The Industrial Society: www.indsoc.co.uk Department of Work and Pensions: www.dwp.gov.uk Department of Health: www.doh.gov.uk Home Office: www.homeoffice.gov.uk Charity Commission: www.charity-commission.gov.uk Women’s Unit: www.womens-unit.gov.uk National Assembly for Wales: www.wales.gov.uk Northern Ireland Executive: www.nics.gov.uk Scottish Executive: www.scotland.gov.uk1 Department for Education and Skills: www.dfes.gov.uk Independent education: www.isis.org.uk The Times Higher Education Supplement: www.thes.co.uk The Times Educational Supplement: www.tes.co.uk Scottish Executive: www.scotland.gov.uk National Assembly for Wales: www.wales.gov.uk Northern Ireland Assembly: www.ni-assembly.gov.uk Office for Standards in Education: www.ofsted.gov.uk Department of Culture, Media and Sport: www.culture.gov.uk British Broadcasting Corporation (BBC): www.bbc.co.uk Independent Television Commission: www.itc.org.uk The Press Association: www.pad.press.net The Times: www.the-times.co.uk The Guardian: www.guardian.co.uk The Daily Telegraph: www.telegraph.co.uk www.independent.co.uk The Church of England: www.church-of-england.org Church of Scotland: www.cofs.org.uk/3colcos.htm Roman Catholic Church: www.tasc.ac.uk/cc and www.catholic.org.uk United Synagogue: www.brijnet.org.uk Judaism: www.jewish.co.uk Islam: www.muslimdirectory.co.uk Q-News (Muslim): www.aapi.co.uk/q-news Department for Culture, Media and Sport: www.culture.gov.uk UK Sport: www.uksport.gov.uk Sport England: www.english.sports.gov.uk The FA Premiership: www.fa-premier.com Rugby Football Union: www.rfu.com Artsonline: www.artsonline.com The Arts Council (England): www.artscouncil.org.uk Arts Council of Wales: www.ccc-acw.org.uk Scottish Arts Council: www.sac.or.uk Arts Council of Northern Ireland: www.artscouncil-ni.org National Lottery Commission: www.natlotcomm.gov.uk BBC: www.bbc.co.uk ITC: www.itc.org.uk 5 6 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) «География и культура страны изучаемого языка (Великобритания)» Для выполнения тестовых заданий и самостоятельной работы для обучающегося предусмотрено рабочее место в компьютерном классе со свободным доступом в Интернет. Компьютерные презентации обеспечиваются необходимыми техническими средствами (компьютер, мультимедийный проектор). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки032700 Филология. Зарубежная филология. Авторы Ковельева Е.Б., старший преподаватель кафедры английской филологии, Дмитриева В.С., старший преподаватель кафедры английской филологии. Программа одобрена на заседании кафедры английской филологии от 30 августа 2012 года, протокол № 1. Зав. кафедрой английской филологии Т.В. Харламова Директор Института филологии и журналистики Л.С. Борисова |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |