Скачать 75.94 Kb.
|
«Японская культура. Хокку» /7 класс/ Петрикова Л.И., учитель географии высшей категории МОУ «Аликовская СОШ им. И.Я.Яковлева», Ефремова С. Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Аликовская СОШ им. И.Я.Яковлева» Цель урока: вызвать интерес к японской культуре, познакомить учеников с японскими лирическими стихотворениями. Оборудование урока: мультимедийный проектор; карты, атласы, настенная физическая карта; образцы икебаны; книги и рефераты учащихся о Японии; газета о Японии, выпущенная учениками; японская музыка; слайды о Японии. Методические приемы:
Словарная работа: икебана, сакура, самурай, иероглиф, кабуки. Ход урока. Эпиграф: «Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое. Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, и не проходите мимо…» Организационный момент. Учитель: Коннетива. Ватаси ва Людмила Иосифовна. Вы, наверное, догадались, на каком языке я пожелала Вам доброго дня и представилась. Да, конечно же, это японский язык. Потому что темой нашего урока является знакомство с культурой Японии и одним из жанров японской литературы, лирическим стихотворением хокку. Японская культура довольно часто причисляется к «закрытым» культурам. Не сразу, не с первого знакомства открываются европейцу своеобразие японской эстетики, непривычное очарование японских обычаев и красота памятников японского искусства. Пожалуй, одним из проявлений «загадочной японской души» является хокку. Но что бы понять немного эту душу, мы поговорим о Японии – стране с очень древней и своеобразной культурой. Для этого мы с вами составим кластер о Японии. Работаем в парах. (Ученики составляют кластер). Беседа. Учитель: Давайте проверим ваши кластеры. (Ученики предлагают свои варианты) Учитель: Параллельно с вами я также составила кластер о Японии. Познакомимся с моим вариантом. Как мы видим, у нас с вами много общих представлений о Японии.
Ученик: Ниппон – название страны состоит из 2 знаков: первый означает «Солнце», второй – «основа», т.е. Страна восходящего солнца. На флаге Японии изображено солнце. Расположена на 3922 островах.
Ученик: Фудзи – действующий вулкан, в переводе «огонь». Является главным символом Японии. Высота – 3772 м. Японцы совершают паломничества с целью увидеть с вершины восход Солнца. Есть такая примета: если в Новый год приснится гора Фудзи, то год принесет здоровье и счастье.
Ученик: Ветка цветущей сакуры – символ Японии. Когда зацветает вишня, все, от мала до велика, целыми семьями, с друзьями и близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это одна из древнейших традиций японцев. К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами и в кругу семьи. В первом случае – это святая обязанность, которая никем не нарушается; во-втором – истинное удовольствие. Созерцание цветущих вишен оказывает на человека благотворное воздействие, настраивает на философский лад, вызывает восхищение, радость и умиротворение. Учитель: Да, сакура - неотъемлемая часть культуры Японии. Ее воспевают в поэзии, музыке. Сакура – замечательный пример утонченной красоты, любование которой доставляет истинное удовольствие. Сакура цветет от нескольких часов до двух дней. Процесс любование цветущей сакурой называется ханами.
Ученик: Самурай – высший класс, они не работали. Совершенствовались в боевом искусстве, играли в театрах, сочиняли лирические стихотворения. Самурайский меч – образец совершенного оружия. Учитель: Сакура является символом для самураев. Как вы думаете почему? Ученик: Самурай готов в любое время пожертвовать собой, что говорит о скоротечности жизни самурая. Учитель: В кинофильме «Последний самурай» один из самураев под цветущей вишней говорит: «Жизнь в каждом вздохе». Как вы, ребята, понимаете эти слова? Ученик: Жизнь самурая также коротка, как и цветущая вишня.
Ученик: Искусство составления композиций является искусством самураев. Каждая ветка, каждый цветок, расположение композиции имеет смысловое значение.
Ученик: Каратэ, сумо, дзюдо, кэндо. Это не только физическая работа над собой, но и внутренняя. Учитель: Вспомним фильм «Последний самурай». Американец, находящийся в плену у самураев, постоянно тренируется, но не может победить. Какой совет дает ему маленький друг. Именно, слишком много мыслей. И мы с вами, как настоящие самураи, попытаемся убрать из головы лишние мысли и сосредоточиться на нашем уроке.
Учитель: Л.Н.Толстой сказал: «То ли я сам стар стал, то ли язык слишком сложен. Он почему-то мне не поддается» . Почему?. Ученик: 49 000 иероглифов, письменный язык очень сложен, устный – прост. Выучить несложно, сложно понять: слова имеют много значений.
Учитель: Кабуки - театр, расцвет которого пришел на 17-18 в.в. Актеры имеют изысканные костюмы, красивые декорации, танцы и музыка. Это роскошный спектакль, в котором слова играют весьма незначительную роль, женские роли играют мужчины.
Учитель: Коннетива. Ватаси ва Светлана Геннадьевна.В одно время вместе с театром Кабуки в Японии широкую известность получает другой вид искусства – лирическое стихотворение хокку. Выпишем, ребята, определение из учебника. (Ученики работают с учебником.) А какие стихотворения мы называем лирическими? Ученик: Стихотворения, в которых поэт раскрывает состояние человека, его чувства, называются лирическими. Учитель: Каждое стихотворение – это маленькая волшебная картинка. А нарисована она как будто мазками, намечая немногими словами то, что мы должны Домысливать, Дорисовывать в воображении. Давайте обратимся к истории создания хокку /демонстрируются слайды/. Поначалу японцы писали большей частью танка – стихотворение в пять строчек, которые делились на два полустишья: 2 и 3 стиха. С течением времени эти стихотворения стали складывать вдвоем. Их называли рэнга – совместное выяснение истины. В 16 веке рэнга приобрела шуточный характер. Что мы видим: исчезли последние два стиха. Так хокку зажило самостоятельной жизнью. Оно обогатилось новыми темами и стало серьезней. И именно в творчестве Мацуо Басе становится высоким искусством. Прочитаем статью о нем. Ученик: Басе любил природу, знал жизнь простых людей, много путешествовал: искал истинную красоту, но с «новым сердцем». Замечательный художник. (Анализ хокку) Учитель: Проанализируем хокку Басё на буклете. (Анализ стихотворений с учениками) Из сердцевины пиона Медленно выползает пчела… О, с какой неохотой! Басё Вот так чутко японец относится к природе, трепетно наслаждается ее красотой, впитывает ее. Может быть, причину такого отношения надо искать в древней религии японского народа - синтоизме? Синто проповедует: будь благодарен природе. Она бывает безжалостной и суровой, но чаще - щедрой и ласковой. Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью. На смену синто пришел буддизм, подобно тому как на Руси христианство вытеснило язычество. Синто и буддизм - разительный контраст. С одной стороны - священное отношение к природе, почитание предков, с другой - сложная восточная философия. Парадоксально, но эти две религии мирно уживаются в Стране восходящего солнца. Современный японец будет любоваться цветущей сакурой, вишней, осенними кленами, полыхающими огнем. Учитель: Простота хокку – это гениальная простота, за которой постоянная работа души, обостренная чуткость восприятия мира. В чем же все-таки особенность этого лирического стихотворения. Ученик: Нет рифмы. Учитель: Рифмы в японском языке никогда не было. Такой уж язык: не принимает рифмы. Ученик: Очень короткие. Ученик: Смысл зашифрован. Наводит на размышления. Ученик: Упоминаются времена года, сезонное словечко. Ученик: Главный герой – человек. Ученик: В первой строке 5 слогов, во второй – 7, в третьей – 5. Учитель: Однако перевод не соответствует этой схеме, потому что строго соответствовать закономерности очень трудно. В переводе сохранено главное – лирическое чувство. (Анализ стихотворений Кобаяси Исса). Еще одно знаменитое имя - Кобаяси Исса. Часто его голос печален Наша жизнь - росинка. Пусть лишь капелька росы Наша жизнь - и все же… Учитель: Это стихотворение написано на смерть его маленькой дочки. Буддизм учит не переживать из-за ухода близких, ведь жизнь – росинка. Но, прислушайтесь к голосу поэта, сколько неизбывного горя в этом «и все же…». Часто в финале хокку появляется многоточие. Это не случайность, а традиция, принцип японского искусства. Для жителя Страны восходящего солнца важна и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности, не может быть вершины - точки равновесия и покоя. У японцев есть даже крылатая фраза: «Пустые места на свитке исполнены большего смысла, чем начертала на нем кисть». Учитель: Хокку знали и стар, и млад – все грамотные японцы заучивали наизусть. Иногда устраивались состязания: кто лучше сочинит стихотворение о стрекозе, про заходящее солнце…Получалось весело и интересно. Книжки хокку делились на 4 главы: весна, лето, осень и зима. В каждом хокку можно заметить сезонное словечко: талая вода, вишня, лягушки… И везде главный герой – человек: как живет на земле, о чем думает, грустит, веселится. Сделаем обобщение о хокку. Составим кластер /демонстрация слайдов/ (Учащиеся работают в группах). Средства художественной выразительности этот жанр выбирает крайне скупо: мало эпитетов, метафор. Нет рифмы, не соблюдается строгий ритм. Как же автору удается создать образ в немногих словах, скупыми средствами. Оказывается, поэт творит чудо: он будит фантазию самого читателя. Искусство хокку - это умение сказать многое в нескольких строчках. В каком-то смысле каждое трехстишие заканчивается многоточием. Прочитав стихотворение, представляешь себе картину, образ, переживаешь его, переосмысливаешь, додумываешь, творишь. Учитель: Японские поэты учат нас понимать прекрасное, беречь все живое, жалеть все живое, потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком. Поэты Японии повторяют вновь и вновь свои хокку: «Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое. Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, и не проходите мимо…» Учитель: Домашнее задание: написать собственное хокку. На нашей родине также очень много мест, которыми мы можем восхищаться: цветущая весна, разноцветные луга, золотая осень, белоснежная зима… /демонстрация слайдов/ Учитель: Домо аригато (большое спасибо). Йамато (до свидания). |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и методические приемы: рассказ в сочетании с беседой, работа по учебникам, словарная работа, чтение стихотворений учащимися,... | Тема урока Оборудование, материал Р. р. Упр. 1,3; Выразительное чтение; Вопросы и задания; Словарная работа: полиглоты; уровень духовного развития человека; Правописание... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и приемы, используемые на уроке: беседа, монолог, рассказ учителя, дискуссия, выразительное чтение, работа с текстом | Урок по литературе в 6 классе на тему «Человек с великим сердцем»... Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, описание иллюстрации),... | ||
Протокол № от 2011 г Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, описание иллюстрации),... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Индивидуальная работа в классе; выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | §§ 10, 11 ответы на вопросы. Индивидуальное задание по группам: представить... Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, описание иллюстрации),... | ||
Рассказ о своей семье Русский язык Литературное чтение — выразительное чтение произведения А. Н. Куприна «Слон», дать характеристику одному из главных героев, стр.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассказ учителя о школе. Чтение стихотворений Хабибуллы Габитова «В школе», Абдулхака. Игебаева «Вилю хочется запеть» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовка к уроку: индивидуальные сообщения, выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений А. С. Пушкина | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, рассказ учителя, работа с учебником, работа с понятиями, игра | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приемы работы: фронтальная беседа; самостоятельная работа с текстом; выразительное чтение; творческая работа по главам; письменная... | ||
Рабочая программа по биологии в 7 классе на 2011-2012 учебный год Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические приемы: кластер, словарная работа, чтение текста, беседа по вопросам, работа в группах |