Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 70.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.05.2014
Размер70.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок

Урок 7. Добродетель и порок

Е.А. Карпушкина, учитель начальных классов
МОУ СОШ № 225 г. Заречного


Цели и задачи: формирование у школьников социальных знаний об общественных нормах, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, понимания социальной реальности и повседневной жизни; включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности; активизация познавательной активности школьников.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, рассказ учителя, работа с учебником, работа с понятиями, игра.

Основные термины и понятия: добро, зло, добродетель, порок.

Оборудование:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4–5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / Данилюк А.Я. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.

Лопатина А., Скребцова М. Ступени мудрости. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003. – 384с.

Системный блок, монитор, проектор, мышь, электронное приложение к учебному пособию.

Ход урока


1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Новый материал. Вступительная беседа.

– Что такое добродетель? (Добродетель – поступки, направленные на добро. Добродетель – положительное нравственное качество.)

– Что такое порок? (Порок – тяжёлый предосудительный недостаток, позорящее свойство. Порок – действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям.)

– Выделяют два основных понимания того, что такое добродетель.

Во-первых, добродетель выражает стремление человека соответствовать тому образу личности, который соответствует моральным идеалам добра. Каждый человек имеет перед собой образцы хорошего, морального поведения. Это могут быть родители, учителя, друзья, герои истории страны, литературные персонажи. В качестве такого морального идеала может быть собирательный образ положительных качеств других. Ориентируясь на эти моральные образы человек учиться быть добродетельным.

Во-вторых, добродетель означает отдельное положительное моральное качество человека как личности. Личностью называют человека, выработавшего устойчивые способы поведения при взаимоотношениях с другими людьми.

Назовите качества человека, характеризующие добродетель и порок.

(Добродетель – трудолюбие, работоспособность, ответственность, дружелюбие, вежливость, способность сопереживать, …

Порок – жадность, лень, лживость, хвастовство,…)

– Представьте информацию о людях, которые могут служить примером для подражания. Обоснуйте, почему они являются примером добродетельности.

4. Введение в тему. Постановка проблемы.

– Послушайте притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…

И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал….

– Каковы ваши предположения по поводу ответа мудреца?

«Всё в твоих руках…»

– Кто обладал качествами добродетели, а кто порока. Назовите эти качества.

5. Работа по теме урока.

1) Существует много добродетелей и пороков. Древнегреческий философ Аристотель (Диск) считал, что добродетель – это способность во всём поступать наилучшим образом. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Например, благородство – это середина между высокомерием, заносчивостью и униженностью. Добродетели не даются от природы. Они «приобретаются в результате обучения. (Диск. «Добродетель или порок») Для лучшего понимания рассмотрим на примерах.

– Послушайте притчу.

Кто украл масло?

Один купец купил у другого десятилитровый бочонок с маслом. Дома он велел жене разлить масло по литровым бутылкам. К его удивлению, бутылок получилось не десять, а девять.

– Почему в десятилитровом, доверху полном бочонке оказалось девять литров масла? Где еще один литр, жена? Может, ты его пролила или кому-нибудь отдала? – сердито спросил купец.

– Все масло тут. Я его никуда не дела, – ответила жена.

Отнес купец бочонок из-под масла к судье и сказал.

– Судья, этот бочонок – воришка. Он украл масло, в него было налито десять литров масла, а он обратно отдал девять.

Судья велел позвать продавца масла и спросил его:

– Не может бочка дать меньше того, что влито в нее. Почему из этого десятилитрового бочонка вылилось только девять литров масла?

– Клянусь, я налил в этот бочонок десять литров масла, – сказал продавец.

– Значит, этот бочонок ворует масло! – решил судья и велел наказать бочонок – побить его палкой.

От первого же удара бочонок раскололся, и все увидели, что внутри у него был большой камень.

– Да, хитрец твой бочонок, – заметил судья. – Но дурной пример заразителен. Надо другие твои бочонки с маслом тоже наказать, чтобы они так не делали.

Велел судья побить палками все бочонки с маслом у купца. Упал тогда купец на колени и признался в воровстве.

– Это я положил камень. Не может бочка дать меньше того, что влито в нее.

– О каком пороке идёт речь? Кто обладал этим пороком, бочка или её хозяин? (Жадность, скупость)

– Какая добродетель поможет исправить данный порок? (Щедрость)

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 20. Назовите порок с избытком и порок с недостатком. Сделайте запись в тетради.

Расточительность – щедрость – скупость, жадность.

– Прочитайте второй абзац на с. 20. Сделайте вывод: что значит быть щедрым? (Плохо, когда человек скупой и не делится с теми, кто в этом нуждается, но не лучше также быть расточительным. Казалось бы, хорошо, когда человек не жалеет ничего для других, раздаёт то, что имеет, всем без исключения по первой просьбе. Но рано или поздно к нему может обратиться человек, который действительно нуждается, а помочь ему уже будет нельзя. Быть щедрым – значит уметь давать людям то, в чём они действительно нуждаются, и тогда, когда им это необходимо).

2) – Какие качества вы больше всего цените в своих друзьях? Что значит бескорыстная дружба? Может ли дружба быть корыстной? Как вы думаете, если у человека нет друзей, кто в этом виноват: он сам или окружающие? Что, по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей? Чем друг отличается от знакомого и приятеля?

Деление детей на группы. Каждая группа получает мудрое изречение. Прочитайте цитаты и приведите примеры из жизни или литературы, подтверждающие мудрость данной цитаты.

Дружба – соучастие в благих делах и в испытаниях. (Платон).

Другом считай того, кто желает помочь, даже если и не может. (Ф. Александрийский).

Друг – одна душа в двух телах. (Аристотель).

Другом является тот, с кем я могу быть искренним, в присутствии кого я могу думать вслух. (Р. Эмерсон).

Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой. (М. Твен).

– О чём все цитаты? (О дружбе).

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 21. Назовите порок с избытком и порок с недостатком. Сделайте запись в тетради.

Вредность, вздорность – дружелюбие – угодничество, подхалимство.

6. Групповая работа.

– Запишите к данным добродетелям порки с избытком и недостатком. Запишите в последней строке свой пример. (Диск. Исторический факт. «Огромное небо на двоих». Пример мужества.)

Порок (избыток)

Добродетель

Порок (недостаток)

(безрассудная отвага)

мужество

(трусость)

(застенчивость, закомплексованность)

скромность

(бесстыдство, хвастливость)

(честолюбивый)

честность

(лживый)

(слепая любовь)

любовь

(ненависть, эгоизм))

(трудоголик)

трудолюбие

(бездельник)

(услужливый)

вежливость

(грубый)











– Приведите примеры, показывающие пороки с избытком и недостатком.

7. Итог урока.

– Какого человека можно считать добродетельным?

– Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? (Диск. Это интересно. «Команда Мурзилки». Добровольные помощники).

– Путь добродетели труден и долог. Многим кажется, что проще жить так, как хочется только ему. Но тогда такой человек должен быть готов к тому, что окружающие его люди не захотят общаться с ним, не захотят с ним дружить. И не надо бояться, что ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным. Моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни, в тесном и постоянном общении и взаимодействии с другими людьми. Самым главным на этом пути, началом морального совершенствовании, первым шагом на пути к добродетельному поведению является признание ценности других людей. В своих поступках человек не может ориентироваться только на свои интересы и убеждения, он должен уважать интересы и убеждения других людей. Только таким путем человек может добиться морального совершенствования и стать добродетельным. Если ты будешь стремиться к этому, приложишь старания, будешь стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения, то рано или поздно люди скажут о тебе: «Вот настоящий человек, на которого можно положиться». А это и есть высшая оценка добродетельного человека.

8. Домашнее задание.

Учебник (с. 20–21).

– Расскажите о своих поступках или поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные. Обоснуйте своё мнение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск