ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б 1. ДВ 1
| КУЛЬТУРОЛОГИЯ
| (индекс)
| (наименование)
| НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
080200.62
|
МЕНЕДЖМЕНТ
| (шифр)
| (наименование)
| ПРОФИЛЬ
| ОБЩИЙ
| (шифр)
| (наименование)
| АКАДЕМИЯ
|
|
| КАФЕДРА
|
| ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| (код)
| (наименование)
|
ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
| Очная
форма
форма обучени
| Заочная форма
| Всего часов на освоение учебного материала по учебному плану
| 108
| 108
| Число аудиторных занятий всего
| 32
| 8
| Число лекций с разбивкой по семестрам
| 12 - 3 с
| -
| 4 - 3 с
| -
| Число практических занятий с разбивкой по семестрам
| 20 - 3 с
| -
| 4 - 3 с
| -
| Число интерактивных занятий с разбивкой по семестрам
| 8 - 3 с
| -
| 4 - 3 с
| -
| Часов самостоятельной работы
| 76
| 100
| Число контрольных работ с разбивкой по семестрам
| -
| -
| -
| -
| Число курсовых работ с разбивкой по семестрам
| -
| -
| -
| -
| Число зачетов с разбивкой по семестрам
| 1
| 3 сем
| 1
| 3 сем
| Число экзаменов с разбивкой по семестрам
| -
| -
| -
| -
| Число кредитов
| 3
| 3
| Число модулей
| 1
| -
|
Автор рабочей программы д.ф.н, доц. Строцева О.И.
(подпись) (Ф.И.О.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»_____от 20.05.2010 г.__________________________
(название) (дата утверждения)
Учебного плана направления подготовки 080200.62
Менеджмент ____________________________________________от 01.07.2013 г.__________
(название) (дата утверждения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
КАФЕДРОЙ:
Гуманитарные дисциплины Строцева О.И
(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.)
Протокол заседания кафедры №________1_____ от ______________27.08.2013 г._________________________
УМС:____________________________________________________________________________________
(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)
Протокол УМС №_______________ от ______________________________________________________
1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цели курса. Цель теоретического раздела курса - познакомить (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения) слушателей с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии. Цель исторического раздела - дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.
Задачи курса. Проследить становление и развитие понятий "культуры" и "цивилизации", рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа. Рассмотреть историко-культурный материал, исходя из принципов цивилизационного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие её историко-культурное своеобразие.
2ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Овладеть компетенциями:
знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
знать:
формы и типы культур, основные культурно – исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;
уметь:
ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе и музыке;
объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности;
работать с хрестоматийным материалом и культурологической терминологией;
3АУДИТОРНАЯ РАБОТА 3.1Лекции № п/п
| Тема лекции
| Краткое содержание
| Кол. часов
О/З
| 1
| Предмет и методы культурологии.
| Культурология как гуманитарная дисциплина. Предмет культурологии . Культурология и смежные дисциплины. Структура культурологии. Методы анализа культурных явлений. Современные культурологические теории: культурантропология, символическая, структурализм, игровая, психологическая. Основные подходы к анализу культуры в отечественной культурологии.
| 4/1
| 2
| Сущность, структура и социальные функции культуры.
| Понимание культуры в обыденном сознании, в науках об обществе и человеке. «Культура» и смежные категории. Сущность культуры. Структура культуры. Социальная роль и функции культуры. Формы культуры.
| 4/1
| 3.
| Социокультурная динамика.
| Понятие «социокультурный процесс». Устойчивое и изменчивое в культуре. Понятие и формы культурной традиции. Механизмы культурных изменений. Формы саморазвития культуры. Принципы и формы взаимодействия культур. Единство и многообразие культур. Понятие, признаки и виды субкультур. Историческая типология культур. Динамика культурно-исторического процесса: основные концепции.
| 4/2
| ИТОГО:
| 12/4
| Практические занятия № п/п
| Тема занятия
| Краткое содержание
| Кол. часов
О/З
| 1
| Становление культуры.
| Возникновение и периодизация первобытной культуры. Основные черты архаичной культуры. Магическое сознание. Тотемизм. Анимизм. Роль «табу». Мифомышление. Первобытное искусство: особенности и основные формы.
| 2/0
| 2.
| Культуры Древнего мира
| Культура Древнего Египта: особенности образа жизни и верований. Основные символы. Древнеегипетское искусство: специфика и памятники.
Культура Древней Месопотамии: характерные черты и достижения.
Специфика древнеиндийской культуры. Религии Индии. Особенности художественной культуры.
Характерные особенности культуры Древнего Китая. Мировоззрение и базовые ценности. Конфуцианство. Научные достижения. Особенности искусства. Специфика античной культуры. Хронологические рамки и географическое пространство. Полисные основы. Идеал человека. Система образования и воспитания. Древнегреческая мифология. Научные достижения. Цели и особенности искусства. Памятники искусства.
Специфика культуры Древнего Рима: мировоззрение, наука, искусство, достижения.
Влияние античной культуры на мировое культурное развитие.
| 4/0
| 3
| Особенности средневековой культуры
| Хронология и периодизация. Экономическая основа культуры. Роль церкви в культуре. Нравственный идеал средневековья и его сословные модификации. Картина мира средневекового человека. Система образования и наука. Художественная культура средневековья: специфика и основные стили. Народная «смеховая культура». Зарождение городской культуры
| 2/0
| 4
| Европейская культура Нового времени
| Культура эпохи Возрождения и Реформации как предпосылка становления культуры Нового времени. Хронология, периодизация, центры культуры. Гуманизм эпохи.
Хронологические рамки и социально-политические предпосылки культуры эпохи абсолютизма и века Просвещения. Национально-государственные формы Просвещения. Культ разума и природы. Принципы естественного права. Роль науки в жизни общества. Основные направления художественной культуры: классицизм, барокко, рококо.
Экономическая культура 19 века. Господство принципа утилитаризма. Культурные идеалы. Основные черты культуры 19 века. Романтизм как общекультурное движение. Реализм в культуре 19 века. Импрессионизм и постимпрессионизм: возникновение, эстетика, представители.
| 6/2
| 5
| Восток и Запад: два типа культурного развития.
| Понятия Восток и Запад в современной культурологии. Типологические черты цивилизации Востока и Запада. Отношение к природе. Отношение к традиции. Характер культурных изменений. Понимание свободы и дома. Модели общения Востока и Запада. Искусство Востока и Запада. Диалог культур.
| 2/0
| 6
| Актуальные проблемы современной культуры
| Роль техники в современной культуре. Основные черты техногенной цивилизации. Постиндустриальное общество: факторы развития и характерные черты. Политическая структура 20 века: тоталитаризм и демократия. Массовая культура: понятие, основные черты и формы. Функции массовой культуры. Модернизм и постмодернизм: идеология и способы реализации. Особенности современного гуманизма: биоэтика, экологическая этика, правозащитное движение.
| 4/2
| ИТОГО:
| 20/4
|
Интерактивные занятия № п/п
| Тема занятия
| Краткое содержание и вид интерактивного занятия
| Кол. часов
О/З
| 1
| Символы и ценности средневековой культуры
| Роль церкви в культуре. Нравственный идеал средневековья и его сословные модификации. Картина мира средневекового человека. Народная «смеховая культура». Просмотр и обсуждение фильма «Имя Розы» , снятого по одноименному роману У.Эко
| 4/0
| 2
| Культура эпохи Возрождения и Реформации.
| Культура эпохи Возрождения и Реформации как предпосылка становления культуры Нового времени. Хронология, периодизация, центры культуры. Гуманизм эпохи. Художественно-эстетический характер эпохи. Идеал человека. Образование и наука. Связь науки и искусства. Искусство: характерные черты и представители. Реформация как религиозно-идеологическое движение. Культурное значение религиозно-реформаторских ценностей. (вид – научный диспут ученых, отстаивающих идеологию Возрождения и идеологию Реформации)
| 4/2
| 3
| Актуальные проблемы современной культуры
| Роль техники в современной культуре. Основные черты техногенной цивилизации. Постиндустриальное общество: факторы развития и характерные черты. Политическая структура 20 века: тоталитаризм и демократия. Массовая культура: понятие, основные черты и формы. Функции массовой культуры. Модернизм и постмодернизм: идеология и способы реализации. Особенности современного гуманизма: биоэтика, экологическая этика, правозащитное движение. (форма – «круглый стол» )
| 2/2
| ИТОГО:
| 10/4
|
Самостоятельная работа
№ п/п
| Содержание самостоятельной работы
| Кол. часов О/З
| Форма контр.
| 1
| Табу как культуроформирующий фактор.
| 4/6
| тест
| 2
| Йога как феномен древнеиндийской культуры.
| 4/6
| Доклад
| 3
| Наука и философия арабского Востока.
| 6/6
| доклад
| 4
| Светское и религиозное в византийской культуре.
| 6/6
| Тест
| 5
| Христианские традиции европейской культуры.
| 6/8
| Семинар/тест
| 6
| Религиозные ордена средневековой Европы.
| 6/6
| Семинар/тест
| 7
| Идеология Реформации и Возрождения. Общее и особенное.
| 6/8
| Семинар/тест
| 8
| Титаны Возрождения.
| 6/8
| Семинар/тест
| 9
| Предпосылки становления культуры Нового времени.
| 6/8
| Семинар/тест
| 10
| Основные направления культуры декаданса.
| 4/6
| Семинар/тест
| 11
| Промышленная и научная культуры 19 века.
| 6/8
| Семинар/тест
| 12
| Религия и церковь в русской культурной традиции.
| 6/8
| реферат
| 13
| Россия: между Востоком и Западом.
| 6/8
| Реферат
| 14
| Тоталитарное искусство: специфика и формы.
| 4/8
| Семинар/тест
| ИТОГО:
| 76/100
|
| ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.
Курсовые работы учебным планом не предусмотрены. Учебный проект: «Формирование структуры управления промышленной компанией, основываясь на доминирующей в культуре страны, где функционирует компания, модели управления»
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Форма итоговой аттестации: зачет
Контрольные вопросы по дисциплине:
Предмет и методы культурологии.
Понятие “культура”.
Основные культурологические концепции.
Сущность и структура культуры.
Социальные функции культуры.
Формы культуры.
Понятие культурной традиции.
Механизмы культурных изменений.
Многообразие культур, понятие “субкультура”.
Динамика культурно-исторического процесса (линейная модель).
Динамика культурно-исторического процесса (теории локальных культур).
Историческая типология культуры.
Периодизация и характерные особенности первобытной культуры.
Общая характеристика и основные достижения культур Древнего мира.
Основные этапы и специфика античной культуры.
Культурный идеал античности.
Художественная культура Древней Греции и Рима.
Основные периоды и черты культурного развития Византии.
Специфика культуры арабо-мусульманского Востока.
Характерные особенности культуры европейского средневековья.
Искусство Средних веков.
Общая характеристика и этапы развития культуры Возрождения.
Искусство Ренессанса: основные черты и представители.
Идеология Реформации как предпосылка становления культуры Нового времени.
Общая характеристика культуры эпохи Просвещения.
Стилевое разнообразие художественной культуры 17-18 вв.
Характерные особенности культуры 19 века.
Основные направления художественной культуры 19 века.
Общая характеристика культуры 20 века.
Модернизм в культуре 20 века.
Современная социокультурная ситуация.
Восток и Запад: два типа культуры.
Особенности развития культуры России.
Художественная культура России: основные черты и представители.
Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенциями:
Тестовые задания для оценки степени освоения базовых понятий. (БТЗ прилагается).
Разработка презентаций по теме 1, 4.
Написание эссе на тему: «Какая из культур Древнего мира, по моему мнению, оказала наибольшее влияние на развитие мировой культуры».
Написание эссе на тему: «В чем заключаются основные отличия различных культур и какие факторы способствуют их интеграции».
Выполнение аналитической работы (заполнение таблицы) по теме: «Архитектурные ордера Древней Греции».
Выполнение аналитической работы (заполнение таблицы) по теме: «Художественные стили средневековья».
Выполнение аналитической работы (заполнение таблицы) по теме: «Художественные стили 17-18 вв.».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература № п/п
| Перечень литературы
|
| Культурология . Учебное пособие под ред. Шатило И.С. – М.: Палеотип, 2012 (гриф МО) - ЭБС IPRbooks – www.iprbookshop.ru
|
| Культурология. Учебное пособие под ред. Хмелевской С.А.. – М.: Пер Се, 2012 (гриф МО) - ЭБС IPRbooks – www.iprbookshop.ru
|
| Дорохова М.А. История культуры. Учебное пособие. – Саратов: Научная книга, 2012. - ЭБС IPRbooks – www.iprbookshop.ru
|
| Силичев Д.А. Культурология. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор, 2010.
|
| Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие для вузов под ред. проф. Марковой А.М. – М.: ЮНИТИ, 2006.
|
| Культурология. Курс лекций под ред. Радугина А.А. –М., 2009.
|
| Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. М.: Nota Bene, 1998.
|
| Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. Учебное пособие. Магаданский край: Юрайт-М, 2001.
|
| Культурология. Учебное пособие под ред. Драча Г.В.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
| Дополнительная литература № п/п
| Перечень литературы
|
| Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
|
| Человек и общество: культурология. Словарь – справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
|
| Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. –М.:Юрайт, 1998
|
| Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
|
| Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство – М.: Аванта +, 1997.
|
ИНформационно-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы, ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ) № п/п
| Перечень
| 1
| Компьютерный курс: «История мировой культуры»
Темы:
1. Античная культура
Средневековая культура.
Возрождение.
Новое время
Современность.
| 2
| Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология» для студентов очной формы обучения. – Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2010
| 3
| Культурология. Учебно-методическое пособие. –Ростов-на-Дону, ИУБиП, 1998
| 4
| Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология» для студентов заочной формы обучения. – Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2000.
| 5
| Художественные альбомы, репродукции.
| 6
| Художественные альбомы, репродукции.
| 7
| http: // www.iubip.ru/ metodik/ 1_01_list html
| 8
| http: // www.philosophy.ru/ edu/ ref/ enc/ ahtml
| 9
| http: // yanko. lid. ru / books/ cultur/ encyclopcult xx/ ahtml
| 10
| http: // www. countries// russia/ rusio htm
| 11
| Электронный УМК по «Культурологии»- Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2009
| 12
| Электронная библиотека «УИС России» – www.uisrussia.msu.ru
|
|