Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год





Скачать 212.25 Kb.
НазваниеРабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год
Дата публикации22.04.2015
Размер212.25 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Дружба

Дятьковского района Брянской области

Рассмотрено Утверждаю

на методическом директор

объединении и МОУ СОШ п. Дружба

рекомендовано к А.М. Самуйленко

утверждению «___» _____ 2013 год

Протокол №______

от «__» ____ 2013 год приказ


Рабочая программа

по Мировой художественной культуре

для 10 класса

на 2013 – 2014 учебный год

Составитель:

Барменкова Валентина Васильевна

П. Дружба

2013 год
Рабочая программа

по Мировой Художественно Культуре

(базовый уровень)
Пояснительная записка

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и указывает последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируется разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатленные в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта усвоения ими элементарных приемов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры XX века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов.

Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что дает возможность по достоинству оценить ее масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит объем знаний за два года (X – XI классы) обучения. В курс X – XI классов включены следующие темы: «Художественная литература первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «художественная культура Ренессанса».

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, используется традиционная урочная, так внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественного цикла.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • Воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • Освоение знаний о стилях и направления в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Место предмета в базисном учебном плане

Курс МХК в 10 классе составляет 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально-гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • Устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • Оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • Осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе – «языки» разных видов искусств);

  • Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • Владеть основными формами публичных выступлений;

  • Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • Определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • Осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализуется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Содержание рабочей программы 10 класс (34 часа)

Художественная культура первобытного мира.

Древние цивилизации (9 часов).

Роль мифа в культуре (миф _ основа ранних представлений о мире, религии, искусстве). Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал – основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре). Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики,TV и др.) и быте (привычки, суеверия и др.). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий – свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет – культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии – ступа Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. «Скульптурное» мышление древних индейцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Культура Античности (7 часов).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники – динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима – основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) – основные архитектурные и изобразительные формы изображения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (7 часов).

София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощение единого образа: киевская (София Киевская), владимиро – суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школа (от Спасского собора Спас – Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева («Троица»). Ансамбль московского Кремля – символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приемов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Культура Востока (4 часа).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) – синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно – нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпох и интерпретаций. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Возрождения (7 часов).

Возрождение в Италии. Флоренция – воплощение ренессансной идеи сидения «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно – гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм – религиозно – философская основа Гентеского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса – комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира – энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идеи Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать/понимать:

  • Основные виды и жанры искусства;

  • Изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • Шедевры мировой художественной культуры;

  • Особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • Выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Выбора путей своего культурного развития;

  • Организации личного и коллективного досуга;

  • Выражение собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • Самостоятельного художественного творчества.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по МХК

10 класс (34 ч)



Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

по плану

фактичес-ки

1.

Художественная культура первобытного мира. Особенности искусства каменного века

1










2.

Священные камни Стоунхенджа

1










3.

Особенности художественной культуры

1










4.

Древний Египет – культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти

1










5.

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле африканского Акрополя

1










6.

Художественный образ эпохи. Герман Гессе «Заклинатель дождя», «Гимн Нилу»

1










7.

Ансамбли греческих пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре

1







К/Р

8.

Вершина греческой классики

1










9.

Восхождение к солнцу. Архитектурные формы древнеиндийского храма

1










10.

Подготовка к вечности. Погребальные сооружения древних египтян

1










11.

Царство мрачного Аида. Проблема бессмертия и ее художественное воплощение в древнегреческих мифах

1










12.

«О все видавшем…» Взаимодействие реального и фантастического в художественной культуре Месопотамии

1










13.

Представление о космосе и возможности бессмертия в произведениях литературы древних цивилизаций

1










14.

Развитие человеческих отношений между героями в поэме Гомера «Илиада»

1










15.

В поисках идеала. Совершенство формы «Афродиты Книдской»

1










16.

Славы и величия Рима – основная идея римского форума как центра общественной жизни

1










17.

Модель вселенной Древней Индии

1










18.

Великий мудрец Китая. Учения Конфуция

1










19.

Проповедник из Галилеи. Взгляды и учения Иисуса Христа

1










20.

Последний пророк Аллаха. Коран – священная книга мусульман

1










21.

Нравственные основы бытия человечества как основные принципы религиозных учений

1










22.

Ступа в Санчи и храм Кандарья Махадеева в Кхаджурахокак синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем

1










23.

Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в ансамбле храма Неба

1










24.

Сплав философии мифологии в садовом искусстве Японии

1










25.

Готический собор как образ мира

1










26.

Особенности художественной модели мироздания в исламской мечети

1










27.

Древнерусский крестово-купольный храм

1










28.

Стилистическое многообразие воплощения единого образа храмов Древней Руси

1










29.

Радетели земли Русской. Древнерусские иконописцы

1










30.

Андрей Рублев – величайший иконописец Древней Руси

1










31.

Новизна расположения сюжетов в цикле фресок Джотто

1










32.

Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело

1










33.

Произведения гуманистов эпохи Возрождения

1







К/Р

34.

Путешествия в музеи мира. Итоговый урок

1











Учебно-тематическое планирование по МХК 10 класс



Содержание

Всего часов

Уроки

К./Р.

1

Древние цивилизации

9

8

1

2

Культура Античности

7

7

_

3

Художественная культура Средних веков

7

7

_

4

Культура Востока

4

4

_

5

Художественная культура Возрождения

7

6

1

Итого:

34

32

2


Учебно-методическое обеспечение по МХК 10 класс



содержание

класс

автор

издательство

Год издания

1

Мировая художественная культура

10-11

Рапацкая Л.А.

М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС

2010

2

М ХК. Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России

10

Рапацкая Л.А.

М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС

2006

3

Мировая художественная культура

10

Чернокозова А.И.

Ростов-на-Дону

2004

4

Мировая художественная культура

10

Солодовников

Ю.А.

М.: Просвещение

2009

5

Мировая художественная культура. Уроки учительского мастерства

10-11

Леухина Н.А.

Волгоград: Учитель

2012

6

Мировая художественная культура. Дополнительные материалы к урокам

10-11

Наделяева

О. Е.

Волгоград: Учитель

2011

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена с использованием
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 9 классов...
Рабочая программа основного общего образования по мировой художественной культуре содержит следующие разделы
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений 5-11классы Г. И. Даниловой М.: Дрофа, 2009г
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по мхк для 10 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по мхк в 11 классе на 2013 2014 учебный год
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса» составлена на основе
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 11 класса» составлена на основе
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 11 класса» составлена на основе
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса» составлена на основе
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса» составлена на основе
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса (Базовый уровень)
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconКалендарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год по...
Учебник: Т. И. Бакланова, Н. М. Сокольникова. «Мировая художественная культура». 8 класс. М. Издательство «Интербук». 2002г
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconКалендарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год по...
Учебник: Т. И. Бакланова, Н. М. Сокольникова. «Мировая художественная культура». 9 класс. М. Издательство «Интербук». 2002г
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconРабочая программа по Мировой художественной культуре 10 11 классы...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение камышинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год iconАннотация к рабочей программе по мировой художественной культуре для 10 класса
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса (базовый уровень) ориентирована на учебник Л. А. Рапацкой «Мировая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск