Скачать 180.83 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Православная культура» 2 «В» класс (базовый уровень) Учитель: Клейменова Любовь Алексеевна 2013-2014 учебный год I. Пояснительная записка Рабочая программа по православной культуре разработана на основе программно-методического обеспечения избранного УМК, письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», приказа управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования». Рабочая программа курса «Православная культура»1-й год обучения разработана в соответствии с программой учебного предмета: «Православная культура: концепция и программа учебного предмета 1 - 4 годы обучения», автор Л. Л. Шевченко.-М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008) Рабочая программа обеспечена следующим методическим комплексом: 1. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: в 2ч.– М.: Издательский дом «Покров», 2007.
В данную рабочую программу изменения не внесены. Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской. Форма организации учебного процесса–урок. Основные формы итоговой и промежуточной аттестации: проверочные работы, экскурсии, итоговый тест. II. Общая характеристика учебного предмета Цель рабочей программы обеспечение возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества, отдельных стран и народов. Задачи: - воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, толерантности, любви к Родине, семье и согражданам; - содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся; - формирование культурологической компетентности учащихся общеобразовательной школы в области знаний об истории традиционной православной культуры России в историческом прошлом и в современности; - выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России; - воспитание уважения к предкам, историческому прошлому нашей страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности; - выработка учащимися навыков добросовестного отношения к труду; - увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры; - развитие эстетического (художественного) восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только правильно видеть, но и создавать красивое. В процессе преподавания православной культуры необходимо учитывать специфику предмета: преемственность, интегративность; использовать аксиологический, системно-деятельностный, развивающий подходы; необходимо учитывать возможности интеграции православной культуры и других предметов, особенно гуманитарного, художественно-эстетического цикла. В программе 1 года обучения закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В каждой четверти рассматриваются новые стороны основной темы года «Красота Божиего мира». Она раскрывается в темах четвертей: «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем», «В ожидании Рождества — самого красивого события зимы», «Праздники-радости », « Пасха: цвета и звуки весны ». III. Описание места учебного предмета в учебном плане. Рабочая программа учебного курса «Православная культура» рассчитана во 2 классе на 34 ч. (1ч. неделю, 34 учебных недель), в т.ч. проверочных работ – 3, итоговое тестирование – 1, экскурсии – 2.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности православной культуры: - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. - формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися 2 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты 1) чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным и православным ценностям; 3) целостное восприятие окружающего мира; 4) развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; 5) рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими; 6) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Метапредметные результаты 1) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления; 2) овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера; 3) умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации; 6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; 7) определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Предметные результаты 1)Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. VI. Содержание учебного предмета В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы: 1.Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем - 8 час. 2.В ожидании Рождества-самого красивого события зимы - 8 час. 3.Праздники-радости -10 час. 4. Пасха: цвета и звуки весны - 8час. Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия. В ожидании Рождества — самого красивого события зимы Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица. Праздники-радости Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской. Пасха: цвета и звуки весны Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека — сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я? Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету». Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы. В рамках требований учащиеся должны уметь: - называть и показывать; - определять и измерять, фиксировать; - описывать, составлять; - объяснять; - прогнозировать (простейшие действия). Направление «Православная культура как творческая деятельность» уметь вслушиваться и всматриваться в изучаемый литературный и музыкально-изобразительный материал; открывать в нем новое для себя и знакомое; оценивать нравственную и художественную стороны явления для развития художественного вкуса и способности сопереживания; изображать, украшать, строить, лепить, сочинять сказки и стихи на основе содержания православной культуры; знать профессиональную деятельность художников, архитекторов, музыкантов, композиторов-создателей объектов православной культуры. Направление «Православная культура как язык (способ) выражения» Знать основы языка православной духовной культуры и искусства через: содержание Священного Писания; понятие о молитве как центре жизни христиан; храме и богослужениях; произведения религиозной живописи; иконописи; архитектуры через освоение основных компонентов – цвет, линия, форма, объем, пространство, композиция; произведения музыкального искусства через жанры, интонации. VII. Тематическое планирование
Формы и средства контроля
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
|
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основании... Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основании... Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основании... Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основании... Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Православная культура» и на основе авторской программы Л. Л. Шевченко «Православная культура» // Православная культура. Концепция... | Рабочая программа по предмету «Православная культура» Л. Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). Программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 1-е изд.... | ||
Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного... | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету «Духовный мир» разработана на основе авторской программы Л. Л. Шевченко «Православная культура» //... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Рабочая программа курса «Православная культура» Рабочая программа курса «Православная культура» для 6 класса составлена на основе Программы учебного предмета «Православная культура»... | Учебному предмету "православная культура" учителя русского языка... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету «православная культура» учителя русского языка... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная... | Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... |