Скачать 212.54 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Экология и физическая культура (наименование дисциплины) Специальность022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) код наименование Томск-2008 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура (ЕН. В.01) АННОТАЦИЯ 1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса). Дисциплина «Экология и физическая культура» относится к национально-региональному компоненту к дисциплинам и курсам по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) (индекс ЕН. В.01) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Эта дисциплина включает в себя знания по основным понятиям экологии, по влиянию природно-экологических факторов на здоровье человека при занятиях физической культурой и спортом, по влиянию социально-экологических факторов на здоровье человека при занятиях физической культурой и спортом. 2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности. Дисциплина «экология и физическая культура» на факультете физической культуры, наряду с другими дисциплинами, играет важную роль в системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре. Изучение дисциплины: экология и физическая культура, предполагает взаимосвязь с такими дисциплинами Госстандарта, как: физика, химия, биология с основами экологии, теория и методика физической культуры. 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:
4. Список авторов элементов УМК: Парфинович С.В., к.б.н., ст. преподаватель кафедры АФК, ФФКиС ТГПУ 5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса: - ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре) - Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:
- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.). ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «Утверждаю» Декан ФФКиС ________О.В. Смирнов «____» ____________ 2008 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. В.01 Экология и физическая культура1. Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины: ознакомить студентов с взаимосвязями экологических факторов на здоровье человека при занятиях физической культурой и спортом. Задачи дисциплины:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студент должен знать:
Студент должен уметь: - применять знания дисциплины при оценке окружающей среды и создании оптимальных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных контингентов населения; 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание дисциплины4.1. Тематический план
4.2. Содержание разделов дисциплины 1. Основные понятия курса. Понятие экологии. Предмет, цель, задачи, объект изучения экологии. Классификация экологии. Взаимосвязь экологии и физической культуры. 2. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека при занятиях физической культурой и спортом. Классификация внешней среды. 3. Факторы внешней среды, оказывающие однозначно неблагоприятное влияние на состояние человека при занятиях физической культурой и спортом. Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы, вирусы, грибки и животные паразиты. Пыль. Вредные химические вещества в окружающей среде. 4. Факторы внешней среды, оказывающие неоднозначно неблагоприятное влияние на состояние человека при занятиях физической культурой и спортом. Температура, влажность и скорость движения воздуха, радиационное (лучистое) тепло, атмосферное (барометрическое) давление, электрическое состояние среды, радиационный фон, погода, климат. 5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Процесс акселерации. Нарушение биоритмов. Аллергизация населения. Рост онкологической заболеваемости и смертности. Рост доли лиц с избыточным весом. Отставание физиологического возраста от календарного. Омоложение» многих форм патологии. Инфекционные болезни. Абиологическая тенденция в организации жизни. 6. Последствия патогенного развития факторов окружающей среды. «Снежная слепота», «солнечный удар», темнота, отморожения тканей и частей тела, гипотермия, тепловой удар, поражение молнией. 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: Не предусмотрено.
Не предусмотрено
8.1. Методические рекомендации преподавателю. (см. приложение 1) 8.2. Методические указания для студентов. (см. приложение 2) 8.2.1. Вопросы, вынесенные для самостоятельного изучения 1. Температура как фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом.2. Влажность как фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом.3. Вредные химические вещества окружающей среды как фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом.4. Микроклимат.
8.2.2. Перечень примерных вопросов к зачету: 1. Основные понятия курса: экология и физическая культура. 2. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека при занятиях физической культурой и спортом. 3. Фактор внешней среды, оказывающий однозначно неблагоприятное влияние на состояние человека при занятиях физической культурой и спортом: болезнетворные (патогенные) микроорганизмы, вирусы, грибки и животные-паразиты. 4. Фактор внешней среды, оказывающий однозначно неблагоприятное влияние на состояние человека при занятиях физической культурой и спортом: пыль. 5. Фактор внешней среды, оказывающий однозначно неблагоприятное влияние на состояние человека при занятиях физической культурой и спортом: вредные химические вещества окружающей среды. 6. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: температура, влажность и скорость движения воздуха, лучистое (радиационное) тепло. 7. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: атмосферное (барометрическое) давление. 8. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: электромагнитные поля. 9. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: ионизирующее излучение (химический состав воздушной среды). 10. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: погода. 11. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: климат, микроклимат. 12. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: муссоны, муссонный климат. 13. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. 14. Процесс акселерации. 15. Нарушение биоритмов. 16. Аллергизация населения. 17. Рост онкологической заболеваемости и смертности. 18. Рост доли лиц с избыточным весом. 19. Отставание физиологического возраста от календарного.
Приложение 1 Методические рекомендации преподавателю Перед профессорско-преподавательским составом кафедры адаптивной физической культуры стоят следующие задачи: — обеспечить освоение студентами основ экологии и знаниями экологических аспектов, учета природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека при занятиях физической культурой и спортом; — сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения; — сформировать у студентов способность оценивать и отбирать информационные технологии в педагогическом процессе для решения проблем по влиянию природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека при занятиях физической культурой и спортом. Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дисциплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представлены перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы и зачету. Приложение 2 Методические указания для студентов В программе представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы в адаптивной физической культуре; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой.
Студенты должны обладать умением применять знания дисциплины при оценке окружающей среды и создании оптимальных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных контингентов населения; использовать и пополнять профессиональные знания путем использования оригинальных источников, в том числе электронных, из разных областей общей и профессиональной культуры для эффективной реализации педагогического процесса в области физической культуры и спорта. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022500 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» Программу составила: Ст. преподаватель каф. АФК, к.б.н. _______________ С.В. ПарфиновичПрограмма дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры факультета физической культуры ТГПУ протокол № 1 от « 29 » августа 2008 г. Заведующий кафедрой АФК д.м.н., профессор _________________________ С.Б. Нарзулаев Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ Председатель методической комиссии факультета физической культуры и спорта ТГПУ ____________________Л.П. Канакова Согласовано: Декан ФФКиС _________________________ О.В. Смирнов ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура (ЕН. В.01) ______________________________________________________________________ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) код наименование Томск-2008 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы: 1. Температура как фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом.2. Влажность как фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом.3. Вредные химические вещества окружающей среды как фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом.4. Микроклимат. 5. Влияние биоритмов на здоровье человека. 6. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: погода. 7. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. 8. Инфекционные болезни. 9. Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы, вирусы. 10. Последствия патогенного развития факторов окружающей среды. 11. Экологическое состояние в России 12. Экологическое состояние в Томской области. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура (ЕН. В.01) ______________________________________________________________________ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) код наименование Томск-2008 1. Основные понятия курса: экология и физическая культура. 2. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека при занятиях физической культурой и спортом. 3. Фактор внешней среды, оказывающий однозначно неблагоприятное влияние на состояние человека при занятиях физической культурой и спортом: болезнетворные (патогенные) микроорганизмы, вирусы, грибки и животные-паразиты. 4. Фактор внешней среды, оказывающий однозначно неблагоприятное влияние на состояние человека при занятиях физической культурой и спортом: пыль. 5. Фактор внешней среды, оказывающий однозначно неблагоприятное влияние на состояние человека при занятиях физической культурой и спортом: вредные химические вещества окружающей среды. 6. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: температура, влажность и скорость движения воздуха, лучистое (радиационное) тепло. 7. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: атмосферное (барометрическое) давление. 8. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: электромагнитные поля. 9. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: ионизирующее излучение (химический состав воздушной среды). 10. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: погода. 11. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: климат, микроклимат. 12. Фактор внешней среды, оказывающий неоднозначное неблагоприятное воздействие при занятиях физической культурой и спортом: муссоны, муссонный климат. 13. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. 14. Процесс акселерации. 15. Нарушение биоритмов. 16. Аллергизация населения. 17. Рост онкологической заболеваемости и смертности. 18. Рост доли лиц с избыточным весом. 19. Отставание физиологического возраста от календарного. 20. «Омоложение» многих форм патологии. 21. Инфекционные болезни. 22. Абиологическая тенденция в организации жизни. 23. Последствия патогенного развития факторов окружающей среды: «снежная слепота». 24. Последствия патогенного развития факторов окружающей среды: «солнечный удар». 25. Последствия темноты как фактора окружающей среды. 26. Последствия патогенного развития факторов окружающей среды: отморожения тканей и частей тела. 27. Последствия патогенного развития факторов окружающей среды: гипотермия. 28. Последствия патогенного развития факторов окружающей среды: тепловой удар. 29. Последствия патогенного развития факторов окружающей среды: поражение молнией. 30. Экологическое состояние в России и в Томской области. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура (ЕН. В.01) ______________________________________________________________________ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) код наименование Томск-2008 Перед профессорско-преподавательским составом кафедр адаптивной физической культуры стоят следующие задачи: — обеспечить освоение студентами основ экологии и знаниями экологических аспектов, учета природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека при занятиях физической культурой и спортом; — сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения; — сформировать у студентов способность оценивать и отбирать информационные технологии в педагогическом процессе для решения проблем по влиянию природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека при занятиях физической культурой и спортом. Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дисциплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представлены перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы и зачету. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура (ЕН. В.01) ______________________________________________________________________ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) код наименование Томск-2008 В УМК представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы в адаптивной физической культуре; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой.
Студенты должны обладать умением применять знания дисциплины при оценке окружающей среды и создании оптимальных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных контингентов населения; использовать и пополнять профессиональные знания путем использования оригинальных источников, в том числе электронных, из разных областей общей и профессиональной культуры для эффективной реализации педагогического процесса в области физической культуры и спорта. |
Учебно-методический комплекс дисциплины Гигиена ( опд. Ф. 05.) Аннотация... Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного... Минимальные требования к содержанию дисциплины/модуля/спецкурса: Информационная безопасность | ||
Рабочая учебная программа обществознание Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса | Аттестационно-педагогические измерительные материалы по дисциплине Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса | ||
Нестандартные формы обучения в современной школе Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса | Министерство образования и науки российской федерации Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление... Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08; Сд. Ф. 08 Биомеханика... Знание основ данной дисциплины является необходимым для студентов, обучающихся по специальности 050720 «Физическая культура» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в гос впо) | ||
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного... Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в гос впо) | Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и... Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию... |