НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.Ю. ВИТТЕ»
филиал в г. Ростове-на-Дону
факультет среднего профессионального образования
………………………………………………………………………………………
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель управления СПО Директор филиала ______Н.Б. Осипян
_____ Ю.Ю.Каганер «__»____________2013г.
«__»__________2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 06 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования
101101 ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС
(базовый уровень подготовки)
Ростов-на-Дону
2013
Одобрена Предметной (цикловой) комиссией
учебных дисциплин общеобразовательной
и профессиональной подготовки
Протокол № от «__» _________ 20 г. Председатель предметной
цикловой комиссии колледжа ___________Попова Н.В.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» для специальности среднего профессионального образования социально-экономического профиля 101101 Гостиничный сервис,входящей в укрупненную группу специальностей 100000 Сфера обслуживания.
Организация-разработчик: факультет среднего профессионального образования (колледж) НОУ ВПО «Московский университет им. С.Ю. Витте» филиал в г. Ростове-на-Дону Разработчик: Стороженко Максим Сергеевич преподаватель физической культуры факультета среднего профессионального образования НОУ ВПО МУ им. С.Ю. Витте, филиал в г. Ростове-на-Дону
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5
| условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 8
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 8
|
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
ОГСЭ. 06 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 101101 Гостиничный сервис, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 100000 Сфера обслуживания.
Программа дисциплины соответствует требованиям ФГОС СПО. Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины); структуру и примерное содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, примерную тематику рефератов, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина является продолжением дисциплины физическая культура базовой подготовки СПО. Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы по специальности 101101 Гостиничный сервис.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основное назначение дисциплины «Физическая культура» состоит в формировании общекультурных и профессиональных компетенций.
Цель дисциплины:
- формирование физической культуры личности и способности направленного использования различных средств и методов физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
сохранение и укрепление здоровья студентов для достижения жизненных и профессиональных целей, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма;
профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;
воспитание у студентов постоянного интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом, совершенствование спортивного мастерства студентов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
— использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- основы здорового образа жизни.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося216 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 108 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 216
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 108
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| -
| практические занятия
| 106
| контрольные работы
| -
| курсовая работа (проект)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 108
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
| -
| внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка к практическим занятиям, семинарам, дискуссиям по заданным темам и др.).
Внеаудиторная самостоятельная работа организуется вформе занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП, неменее 2 часов в неделю. Проверка эффективности данного видасамостоятельной работы организуется в виде анализа результатов выступления на соревнованиях или сравнительных данных начального и конечного тестирования,
демонстрирующих прирост в уровне развития физических качеств.
| 108
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.06 Физическая культура
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| ОГСЭ.06Физическая культура
|
|
216
|
|
| Раздел 1. Теоретический курс
|
| 14
|
|
|
| Содержание учебного материала
| 2
|
|
| Тема 1.1.
Физическая культура, спорт и туризм
| Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления
культуры. Физическая культура личности человека, физическое развитие,
физическое воспитание, физическая подготовка и подготовленность,
самовоспитание. Сущность и ценности физической культуры. Влияние занятий
физическими упражнениями на достижение человеком жизненного успеха.
Дисциплина «Физическая культура» в системе среднего профессионального
образования
|
| 1
|
|
| Практические занятия
1.Личная и общественная гигиена
2.Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания
| 2
2
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
1. Выполнение комплексов утренней гигиенической гимнастики.
2. Соблюдение оптимальных режимов суточной двигательной активностина
основе выполнения физических упражнений
| 8
|
|
| Тема 1.2. Основы спортивной тренировки
|
|
202
|
|
|
| Содержание учебного материала
| -
|
|
| Тема 1. 2.1.
Общая физическая
подготовка
| Теоретические сведения. Физические качества и способности человека,
основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания
быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей.
Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Взаимосвязь в развитии физических качеств и возможности направленного воспитания отдельных качеств. Особенности физической и функциональной подготовленности.
Двигательные действия. Построения, перестроения, различные виды ходьбы, комплексы общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами. Подвижные игры.
|
| 1
2
|
|
| Практические занятия
1Выполнение построений, перестроений, различных видов ходьбы, беговых и прыжковых упражнений, комплексов общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами.
2. Подвижные игры различной интенсивности.
| 12
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
1. Выполнение различных комплексов физических упражнений в процессе самостоятельных занятий.
| 2
|
|
| Тема 1.2.2.
Лёгкая атлетика
| Содержание учебного материала
Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции, бега по прямой и виражу на стадионе и пересечённой местности, Эстафетный бег. Техника
спортивной ходьбы. Прыжки в длину. Практические занятия по лёгкой атлетике.
1. На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию,
закреплению и совершенствованию техники двигательных действий.
2. На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений,
предусмотренныхнастоящей программой.
3. На каждом занятии планируется решение задач по сопряжённому
воспитанию двигательных качеств и способностей:
-воспитание быстроты в процессе занятий лёгкой атлетикой.
-воспитание скоростно-силовых качествв процессе занятий лёгкой атлетикой.
-воспитание выносливости в процессе занятий лёгкой атлетикой.
-воспитание координации движений в процессе занятий лёгкой атлетикой.
Самостоятельная работаобучающихся
1. Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных
действий в процессе самостоятельных занятий.
| - 24
12
| 3
|
| Тема1.2.3.
Спортивные игры. Плавание.
| Содержание учебного материала
|
|
|
| 1
| Баскетбол
Перемещения по площадке. Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от груди, с отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча:двумя руками на уровне груди, «высокого мяча», с отскоком от пола. Броски мяча по кольцу с места, в движении. Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом, групповые и командные действия игроков. Тактика игры в защите в баскетболе. Групповые и командные действия игроков. Двусторонняя игра.
|
| 3
|
| 2
| Волейбол.
Стойки волейболиста. Перемещение по площадке. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая. Приём мяча. Передачи мяча. Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки. Расстановка игроков. Тактика игры в защите, в нападении. Индивидуальные действия игроков с мячом, без мяча. Групповые и командные действия игроков. Взаимодействие игроков. Учебная игра.
|
| 3
|
| 3
| Футбол.
Перемещение по полю. Ведение мяча. Передачи мяча. Удары по мячу ногой, головой. Остановка мяча ногой. Приём мяча: ногой, головой. Удары по воротам.Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Тактика игры в защите, в нападении (индивидуальные, групповые, командные действия). Техника и тактика игры вратаря. Взаимодействие игроков. Учебная игра.
|
| 3
|
| 4
| Гандбол.
Техника нападения. Перемещения и остановки игроков. Владение мячом: ловля, передача, ведение, броски. Техника защиты. Стойка защитника, перемещения, противодействия владению мячом (блокирование игрока, блокирование мяча,выбивание). Техника игры вратаря: стойка, техника защиты, техниканападения.Тактика нападения: индивидуальные, групповые, командные действия. Тактика
защиты: индивидуальные, групповые, командные действия. Тактика игры вратаря. Учебная игра.
|
| 3
|
| 5
| Бадминтон.
Способы хватки ракетки, игровые стойки, передвижения по площадке,
жонглирование воланом. Удары: сверху правой и левой сторонами ракетки, удары снизу и сбоку слева и справа, подрезкой справа и слева. Подачи в бадминтоне: снизу и сбоку. Приёма волана. Тактика игры в бадминтон. Особенности тактических действий спортсменов, выступающих в одиночном и парном разряде. Защитные, контратакующие и нападающие тактические действия. Тактика парных встреч: подачи, передвижения, взаимодействие игроков. Двусторонняя игра. Настольный теннис.Стойки игрока. Способы держания ракетки: горизонтальная хватка, вертикальная хватка. Передвижения: бесшажные, шаги, прыжки, рывки. Технические приёмы:
подача, подрезка, срезка, накат, поставка, топ-спин, топс-удар, свеча. Тактика игры, стили игры. Тактические комбинации. Тактика одиночной и парной игры. Двусторонняя игра.
|
| 3
|
| Практические занятия
| 40
|
|
| 1
| На каждом занятии планируется решение задачи по закреплению,разучиваниюи совершенствованию техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры.
2. На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой.
3. На каждом занятии планируется решение задач по сопряжённому воспитанию двигательных качеств и способностей:
-воспитание быстроты в процессе занятий спортивными играми.
-воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий спортивными играми.
-воспитание выносливости в процессе занятий спортивными играми.
-воспитание координации движений в процессе занятий спортивными играми.
4. В зависимости от задач занятия проводятся тренировочные игры,
двусторонние игры на счёт.
5. После изучение техники отдельного элемента проводится выполнение контрольных нормативов по элементам техники спортивных игр, технико-тактических приёмов игры.
6. В процессе занятий по спортивным играм каждым студентом проводится самостоятельная разработка и проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемым спортивным играм.
|
| 3
|
| Самостоятельная работаобучающихся
| 50
|
|
|
|
1. Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе
самостоятельных занятий.
2.Плавание различными стилями, на различные дистанции в свободное время, в бассейнах, в открытых водоёмах.
|
|
|
| Раздел 2. Пофессионально-
прикладная физическая
подготовка (ППФП)
|
|
|
|
| Тема 2.1.
Сущность и
содержание ППФП
достижении высоких
профессиональных
результатов
| Содержание учебного материала
Значение психофизической подготовки человека к профессиональной
деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости
подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные факторы и дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ профессиограммы.
Средства, методы и методика формирования профессионально значимых
двигательных умений и навыков. Средства, методы и методика формирования профессионально значимых физических и психических свойств и качеств. Средства, методы и методика формирования устойчивости к профессиональным заболеваниям. Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка эффективности ППФП
| -
| 3
|
|
| Практические занятия
1. Разучивание, закрепление и совершенствование профессионально
значимых двигательных действий.
2. Формирование профессионально значимых физических качеств.
3. Самостоятельное проведение студентом комплексов профессионально-
прикладной физической культуры в режиме дня специалиста.
| 26
| 3
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
1. Выполнение комплексов упражнений, повышающих работоспособность в избранной профессиональной деятельности в течение дня, в ходе
практики, в свободное время
| 36
|
|
| Всего (106+2)+108=
| 216
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия универсального спортивного зала, тренажёрного зала, открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий; оборудованных раздевалок с душевыми кабинами.
Спортивное оборудование:
баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи; щиты, ворота, корзины, сетки, стойки, антенны; сетки для игры в бадминтон, ракетки для игры вбадминтон, оборудование для силовых упражнений (например: гантели, утяжелители, резина, штанги с комплектом различных отягощений, бодибары); оборудование для занятий аэробикой (например, степ-платформы, скакалки, гимнастические коврики, фитболы, гимнастическая перекладина, шведская стенка, секундомеры, мячи для тенниса, дорожка резиновая разметочная для прыжков и метания;оборудование, необходимое для реализациичасти по профессионально-прикладной физической подготовке.
Технические средства обучения:
- музыкальный центр, выносные колонки, микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности демонстрации комплексов упражнений;
- электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации на экране. 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1. Бишаева А.А. Физическая культура : учебник для студ. учреждений сред.проф.образования.
/ Н.В.Решетников и др.. – М.: «Академия», 2010. -304 с.
2.Физическая культура : учебник для учреждений нач. и сред.проф.образования.
/ А.А. Бишаева. – М.: «Академия», 2012. -176 с. Дополнительные источники:
Боровских В.И., Мосиенко М.Г. Физическая культура и
самообразование учащихся средних учебных заведений:
методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2008. -
66 с.
Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия [Текст] / Кеннет
Купер: Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 192 с.: ил.
Носов В.В. Основные упражнения баскетболиста на начальном этапе
обучения: Методические указания. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 30 с.
Рубцова И.В., Кубышкина Е.В., Алаторцева Е.В., Готовцева Я.В.
Оптимальная двигательная активность: Учебно-методическое
пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 23 с.
Физическая культура в режиме дня студента: Методические
рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2008. - 15 с.
Интернет ресурсы:
1. Сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики
http://sport.minstm.gov.ru
2. Сайт Департамента физической культуры и спорта города
Москвы http://www.mossport.ru 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
— использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- основы здорового образа жизни
| Формы контроля обучения:
– практические задания по работе с информацией
– домашние задания проблемного характера
- ведение календаря самонаблюдения.
Оценка подготовленных студентом фрагментов занятий (занятий) с обоснованием целесообразности использования средств физической культуры, режимов нагрузки и отдыха.
Итоговый контроль в форме дифференцированногозачета Методы оценки результатов:
- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;
- тестирование в контрольных точках.
Лёгкая атлетика.
Оценка техники выполнения двигательных
действий (проводится в ходе занятий):
бега на короткие, средние, длинные дистанции; прыжков в длину;
Оценка самостоятельного проведения студентом фрагмента занятия с решением задачи по развитию физического качества средствами лёгкой атлетики.
Спортивные игры.
Оценка техники базовых элементов техники
спортивных игр (броски в кольцо, удары по
воротам, подачи, передачи, жонглированиие)
Оценка технико-тактических действий студентов в ходе проведения контрольных соревнований по спортивным играм
Оценка выполнения студентом функций судьи.
Оценка самостоятельного проведения студентом фрагмента занятия с решением задачи по развитию физического качества средствами спортивных игр.
Плавание.
Оценка техники плавания способом:
- кроль на спине;
- кроль на груди;
- брасс.
Оценка техники:
- старта из воды;
- стартового прыжка с тумбочки.;
- поворотов.
Проплываниеизбранным способом дистанции 400 м без учёта времени.
Оценка уровня развития физических качеств
занимающихся наиболее целесообразно
проводить по приросту к исходным показателям.
Для этого организуется тестирование в
контрольных точках:
На входе – начало учебного года, семестра;
На выходе – в конце учебного года, семестра, изучения темы программы.
| |