Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1





Скачать 471.76 Kb.
НазваниеЕ. А. Чередниченко Лабораторная работа №1
страница1/3
Дата публикации04.05.2015
Размер471.76 Kb.
ТипЛабораторная работа
100-bal.ru > Культура > Лабораторная работа
  1   2   3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»


Цикл лабораторных работ

по биологии 7 класс «Животные»
учитель биологии

Е.А. Чередниченко

Лабораторная работа № 1

Строение и жизнедеятельность простейших

c:\documents and settings\оксана\рабочий стол\лена\1.jpg


  1. Цель работы: изучить строение и жизнедеятельность различных простейших и сравнить их между собой.

Объекты и оборудование: культуры амеб, эвглен и инфузорий, микроскоп, готовые микропрепараты простейших, предметные и покровные стекла, пипетка, полоска фильтровальной бумаги, комочек ваты, кусочек пластилина, поваренная соль, 1 % раствор уксусной кислоты с зеленкой, спиртовой раствор йода.

Ход работы:

1. Приготовьте из культуры амеб временный микропрепарат (не забудьте поместить под покровное стекло «ножки» из пластилина). Найдите на микропрепарате амебу (рис. 1). В течение нескольких минут понаблюдайте за изменением ее формы тела и движением. Найдите пищеварительные и сократительную вакуоли. Положите сбоку под покровное стекло кристаллик поваренной соли. Подождите пока соль растворится в воде. Понаблюдайте за изменением формы тела амебы. С чем связана такая реакция амебы?

2. Рассмотрите при помощи микроскопа на малом и большом увеличении готовый микропрепарат амебы. Найдите окрашенное ядро.

3. Приготовьте из культуры эвглен временный микропрепарат (обратите внимание на зеленую окраску культуры). Найдите на микропрепарате эвглену зеленую (рис. 2). Какова форма ее тела? Понаблюдайте за движением эвглен. Если они перемещаются очень быстро, то удалите часть воды из-под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги. Почему эвглены собираются у самого освещенного края предметного стекла? Добавьте к микропрепарату немного раствора йода. Что произошло?

4. Рассмотрите при помощи микроскопа на большом увеличении готовый микропрепарат эвглены зеленой. Найдите хлоропласты, светочувствительный глазок и ядро.

5. Приготовьте из культуры инфузорий-туфелек временный микропрепарат. Понаблюдайте при помощи микроскопа за движением инфузорий на малом увеличении. Чем движение инфузорий отличается от движения амеб и эвглен? Замедлите движение инфузорий, разместив под покровным стеклом несколько волокон ваты и оттянув полоской фильтровальной бумаги часть воды. Рассмотрите форму тела инфузории-туфельки (рис. 3).

6. Добавьте под покровное стекло немного 1 % раствора уксусной кислоты, подкрашенного зеленкой. Спустя несколько минут найдите на зафиксированном микропрепарате окрашенные большое и малое ядра и трихоцисты — стрекательные нити, «выстреленные» инфузориями в ответ на раздражение.

7. Рассмотрите готовый микропрепарат инфузории-туфельки. Какие части клетки видны в микроскоп на малом и большом увеличении?

8. Сравните строение амебы, эвглены и инфузории-туфельки. Результаты сравнения оформите в тетрадях в виде таблицы.

Одноклеточные животные — простейшие

Общие черты

Особенности строения




Амеба

Эвглена

Инфузория
















  1. Проверочные задания:

1.Выберите вопрос, на который вы хотели бы ответить:

  1. С чем связано изменение формы тела амебы?

  2. Почему эвглены собираются у самого освещенного края предметного стекла?

  3. Чем движение инфузорий отличается от движения амеб и эвглен?

2.Выбери правильный ответ:

1.Простейшие могут обитать (выберите наиболее правильный ответ):

А) в воде

Б) в почве

В) в живых организмах

Г) во всех перечисленных средах

2. Корненожки передвигаются с помощью:

А) парных ножек

Б) ложноножек

В) ресничек

Г) корней

3. Наружный или внутренний минеральный скелет имеют:

А) только корненожки

Б) только радиолярии

В) корненожки и радиолярии

Г) все простейшие

4.Органическое вещество в водоеме производят

А) пресноводная гидра

Б) инфузория-туфелька

В) эвглена зеленая

Г) амеба

5.Какая из перечисленных ниже болезней не вызывается паразитическими простейшими?

А) малярия

Б) грипп

В) дизентерия

Г) сонная болезнь

3.Рядом с названием животного напишите название типа, к которому относится это животное:

А) амеба обыкновенная _____________________

Б) инфузория – туфелька _____________________

В) малярийный плазмодий ___________________

Г) дизентерийная амеба ______________________
Лабораторная работа № 2

Строение и жизнедеятельность гидры



  1. Цель работы: изучить строение и жизнедеятельность гидры и доказать ее принадлежность к многоклеточным животным.c:\documents and settings\оксана\рабочий стол\лена\2.jpg

Объекты и оборудование: гидра на часовом стекле с водой, живые дафнии или циклопы в пробирке, лупа, препаровальная игла, пипетка, микроскоп, готовые микропрепараты внешнего вида, поперечного и продольного разрезов тела гидры.

Ход работы:

1. На часовое стекло поместите каплю воды с гидрой. Подождите несколько минут и дайте гидре успокоиться и прикрепиться подошвой к стеклу. Рассмотрите при помощи лупы внешний вид гидры (рис. 1). Найдите рот, щупальца и подошву. Есть ли на теле полипа небольшие выпячивания — почки?

2. Осторожно прикоснитесь к щупальцам гидры препаровальной иглой. Что происходит? Чем объясняется и как называется такая ответная реакция гидры на раздражение?

3. Отловите пипеткой несколько дафний или циклопов (вместо них можно использовать мелкий мотыль или разрезанный, трубочник). Поместите их на часовое стекло с гидрами (мотыль или трубочник необходимо придвинуть препаровальной иглой к щупальцам). Понаблюдайте за пищевой реакцией гидры. Как ведет себя гидра, поймавшая дафнию или циклопа? Что происходит с добычей при прикосновении к ней щупалец гидры? Как быстро происходит проглатывание добычи? Изменяется ли форма тела гидры после проглатывания дафнии или циклопа? Сколько дафний или циклопов удалось поймать гидре? Зарисуйте с натуры внешний вид голодной и накормленной гидры, обозначив на рисунке все части ее тела.

4. Рассмотрите при помощи микроскопа на малом увеличении готовый микропрепарат внешнего вида гидры. Найдите на микропрепарате ротовой конус с ротовым отверстием, окруженный щупальцами. Рассмотрите на большом увеличении отдельное щупальце. Найдите на нем "батареи" стрекательных клеток. Какую роль в жизни гидры играют эти клетки?

5. Рассмотрите при помощи микроскопа готовые микропрепараты поперечного и продольного разрезов тела гидры. Найдите на микропрепаратах при большом увеличении два слоя клеток — наружный (эктодерму), внутренний (энтодерму) и неклеточную опорную пластинку (мезоглею), которая окрашена более интенсивно. Обратите внимание на различие в форме и строении клеток тела гидры. Используя рис. 2 и рис. 3, выясните, какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях. Каковы их функции? Результаты работы оформите в тетрадях в виде таблицы.

Клеточное строение гидры

Слой тела

Тип клеток

Схематический рисунок

Функция
















  1. Проверочные задания:

  1. Выберите вопрос, на который вы хотели бы ответить:

  2. Какую роль в жизни гидры играют стрекательные клетки?

  3. Какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях. Каковы их функции?

  4. Какие классы включает тип Кишечнополостные?

2. Выбери правильный ответ:

  1. Что представляет собой регенерация, характерная для кишечнополостных?

А) разрастание органов

Б) восстановление поврежденных или утраченных частей тела

В) форма бесполого размножения

Г) форма полового размножения

2. Какие типы клеток отсутствуют в эктодерме у полипов и медуз?

А) нервные

Б) стрекательные

В) половые

Г) мускульные

3. Какая функция не свойственна кишечной полости полипов и медуз с окружающей ее энтодермой?

А) обеспечение организма кислородом

Б) выведение продуктов обмена

В) размещение защитных стрекательных клеток

Г) захват и переваривание частиц

4. Сколько слоев клеток в теле кишечнополостных животных:

А) 3 Б) 1 В) 2 Г) 0

5. Способ бесполого размножения у кишечнополостных называется:

А) гермафродитизм Б) почкование В) оплодотворение

3. Запишите определения:

Тип __________________

Почкование _____________

Лабораторная работа №3

Внешнее и внутреннее строение плоских и круглых червей



  1. Цель работы: изучить внешнее и внутреннее строение свободноживущих и паразитических червей; найти черты сходства и различия между представителями плоских и круглых (первичнополостных) червей.c:\documents and settings\биология\рабочий стол\новая папка\hwscan00109.jpg

Объекты и оборудование: живые и бурые и черные планарии в чашке Петри с водой, культура микрочервей (нематод); готовые микропрепараты ресничных червей, сосальщиков, члеников ленточных червей; влажный препарат аскариды; лупа, микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка.

Ход работы:

  1. Возьмите чашку Петри с живыми планариями и рассмотрите червей с помощью лупы (рис. 1). Обратите внимание на форму тела планарии и понаблюдайте за их передвижением. Почему этих червей называют ресничными?

  2. Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат бурой или черной планарии. Найдите передний (расширенный с щупальцами) и задний концы тела. Рассмотрите просвечивающий сквозь покровы тела червя ветвистый кишечник. Найдите на переднем конце тела червя глазки. Сравните увиденное в микроскопе с изображением органов червя на рис. 2.

  3. Рассмотрите с помощью лупы готовый микропрепарат печеночного сосальщика (ланцетовидного сосальщика рассматривают под микроскопом). Найдите ротовую и брюшную присоски. Каково их значение? Используя рис. 3 и рис. 1,2 выясните, чем строение червей-сосальщиков отличается от строения ресничных червей.

  4. Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат члеников червя (тыквенного цепня). Сколько члеников видно в поле объектива микроскопа? Постарайтесь на большом увеличении обнаружить внутри члеников яйца (рис. 4). Сосчитайте приблизительно количество яиц в одном членике ленточного червя. С чем связано большое число откладываемых яиц?

  5. С помощью пипетки приготовьте из культуры микрочервей на толокне временный микропрепарат. Разбавьте его сильно водой. Рассмотрите микрочервей на малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на форму и кишечник с анальным отверстием. Почему микрочерви способны изгибать свое тело в продольной плоскости и не могут его удлинять и укорачивать?

  6. Рассмотрите влажный препарат аскариды. Обратите внимание на форму и покровы тела червя (рис. 5). С помощью лупы найдите на переднем конце тела рот с тремя губами. Сравните внешнее строение самца и самки аскариды. Что общего и различного?

  7. Используя влажный препарат аскариды и рис. 5, сравните строение круглых (первично-полостных) червей с плоскими. Оформите результаты работы в виде таблицы.

Плоские и круглые (первичнополостные) черви

Представитель


Тип и класс


Среда обитания


Особенности строения

















  1. Проверочные задания:

  1. Выберите вопрос, на который вы хотели бы ответить:

1.Какие приспособления имеют черви, ведущие паразитический образ жизни?

  1. Каковы пути заражения человеческой аскаридой?

  1. Выбери правильный ответ:

  1. У червей в системе внутренних органов отсутствует:

А) скелет Б) мускулатура В) нервная система Г) половая система

2. Что является органами осязания и обоняния у круглых червей?

А) щупальца Б) щетинки В) присоски Г) хвостовые железы

3. Среди плоских червей абсолютное большинство видов является:

А) растительноядными Б) хищниками В) паразитами Г) всеядными

4. Среди круглых червей встречаются самые мелкие многоклеточные животные:

А) аскариды Б) свободноживущие В) коловратки Г) волосатики

5. В кишечнике человека паразитирует:

А) свиной цепень Б) черная планария В) белая планария

Лабораторная работа №4

Строение и жизнедеятельность кольчатых червей


  1. Цель работы: изучить строение и жизнедеятельность кольчатых червей; найти черты сходства и различия между малощетинковыми и многощетинковыми кольчатыми червями.c:\documents and settings\биология\рабочий стол\новая папка\hwscan00110.jpg

Объекты и оборудование: живые дождевые черви в садке с землей, трубочники и пиявки в банках с водой; готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя; влажные препараты дождевого червя, нереиды, пескожила; настольная лампа мощностью 100 Вт, лупа, микроскоп, пинцет, препаровальная игла, чашка Петри, грубоволокнистая бумага, кусок оконного стекла, вата, раствор уксусной кислоты (лист герани, апельсиновая корка, сочная чешуя репчатого лука).

Ход работы:

1. Достаньте пинцетом из банки с землей дождевого червя. Поместите его на крышку чашки Петри. Отметьте наличие колец и подсчитайте приблизительно их число. Найдите передний и задний концы (ближе к переднему концу расположен поясок, по цвету передний конец тела темнее заднего), спинную и брюшную стороны тела червя (рис. 1).

2. Проведите двумя смоченными в воде пальцами от переднего к заднему концу тела червя, потом от заднего к переднему концу. Сравните степень сопротивляемости этим движениям щетинок червя. Найдите с помощью лупы щетинки на брюшной стороне и сбоку тела червя. Каково их значение? Почему щетинки направлены от переднего конца тела червя к заднему?

3. Пустите червя ползти по куску оконного стекла, смоченного водой, а затем по грубово-

локнистой бумаге. Заметьте разницу в движении. Чем она вызвана?

4. Осторожно прикоснитесь к дождевому червю препаровальной иглой. Как червь реагирует на раздражение? Положите перед передним концом тела червя вату, смоченную раствором уксусной кислоты (апельсиновую корку, чешую лука). Какова реакция дождевого червя? Проделайте аналогичный опыт, поднося химические раздражители к заднему концу тела. Проявляет ли червь такую же ответную реакцию? С чем связаны наблюдаемые различия?

5.Поместите червя в садок с землей. Направьте на садок свет мощной настольной лампы. Как дождевой червь реагирует на действие света? Какова роль такой ответной реакции в жизнедеятельности дождевого червя?

6.Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рис. 2, выясните какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

7.Достаньте пинцетом из банки с водой червя-трубочника (рис. 3). Отметьте черты сходства и различия во внешнем строении трубочника и дождевого червя. Рассмотрите трубочника на малом увеличении микроскопа. Найдите просвечивающие сквозь кожные покровы пищеварительный канал и кровеносные сосуды. Почему трубочника относят к кольчатым червям?

8.Рассмотрите в банке с водой пиявку (рис. 4). Определите, каким образом пиявка держится на стенке банки. Попробуйте отделить тупой стороной карандаша пиявку от стекла. Посмотрите, как пиявка будет плавать. Какие мышцы обеспечивают движение пиявки? Бросьте в банку немного червей-трубочников и понаблюдайте за питанием пиявок. 9.Используя влажные препараты нереиды и пескожила (рис. 5), сравните строение много-щетинковых кольчатых червей с малощетинковыми. Отметьте черты сходства и отличия. Результаты сравнения оформите в виде таблицы.

II. Проверочные задания

  1. Выберите вопрос, на который вы бы хотели ответить:

  1. Почему трубочника относят к кольчатым червям?

  2. Как червь реагирует на раздражение?

2.Выбери правильный ответ:

1. У кольчатых червей нервная система состоит:

А) из спинной и брюшной нервных цепочек

Б) из окологлоточного нервного кольца и спинной нервной цепочки

В) из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки

2. У кольчатых червей мускулатура:

А) кольцевая и продольная

Б) только кольцевая

Г) только продольная

3. Кровеносная система у кольчатых червей:

А) есть, и она незамкнутая

Б) есть, и она замкнутая

В) отсутствует

4. Оплодотворение яиц дождевого червя происходит:

А) в воде Б) в муфточке В) в коконе

5. Развитие густой сети капилляров у дождевых червей связано:

А) с кожным типом дыхания

Б) с отсутствием органов выделения

В) с развитием нервной системы

3. Вставьте в текст пропущенные термины:

Изменения в длине тела червя происходит благодаря работе _____________________ и _______________________________ мышц. При сокращении _____________________________мышц тело червя продвигается ____________________. При сокращении ___________________________ мышц задняя часть подтягивается к передней.
Лабораторная работа № 7

Строение и жизнедеятельность ракообразных


  1. Цель работы: изучить особенности строения и жизнедеятельности различных ракообразных; выявить основные черты сходства и различия.c:\documents and settings\биология\рабочий стол\новая папка\7.jpg

Объекты и оборудование: живые речные раки, травяные креветки, водяные ослики, дафнии в садках, банках, чашках Петри и пробирках с водой; живой мотыль на влажной бумаге; коллекция «Речной рак»; влажный препарат «Вскрытый речной рак»; микропрепараты «Дафния», «Циклоп»; микроскоп, ручная лупа, пинцет, препаровальная игла, предметные и покровные стекла.
Ход работы:

1. Достаньте из садка живого речного рака. Обратите внимание на форму тела и окраску кожных покровов. Используя рис. 1, выясните, какие органы располагаются на головогруди и брюшке речного рака?

2. Переверните пинцетом речного рака брюшной стороной вверх. С помощью препаровальной иглы и лупы подсчитайте количество ротовых конечностей, ходильных (на головогруди) и брюшных ног. Используя коллекцию «Речной рак» и рис. 1, 2, выясните, как они называются.

3. Отпустите речного рака обратно в садок. Обратите внимание на его передвижение. Какие органы обеспечивают перемещение речного рака по дну садка? Способны ли речные раки плавать?

4. Рассмотрите влажный препарат «Вскрытый речной рак». Используя рис. 1, выясните, какие органы видны на влажном препарате. Каковы особенности внутреннего строения

речного рака?

5. Рассмотрите живую травяную креветку в банке с водой. Обратите внимание на ее передвижение. Используя рис. 3, выясните, с помощью каких органов креветка плавает в толще воды. Чем движение креветки отличается от способов передвижения речного рака?

6. Возьмите пинцетом личинку комара-звонца (мотыля) и поднесите к переднему концу тела креветки. Пронаблюдайте за питанием креветки. Обратите внимание на органы пищеварительной системы, просвечивающие сквозь прозрачные покровы тела.

7. Рассмотрите в чашке Петри живого водяного ослика. Обратите внимание на характер движения и окраску тела. Переверните препаровальной иглой водяного ослика на боковую сторону. Используя рис. 4, выясните, как называются конечности водяного ослика.

8. Отделите пинцетом одну из брюшных ножек водяного ослика (конечности рачок может самопроизвольно отбрасывать и восстанавливать при линьке). Приготовьте временный препарат и рассмотрите его под микроскопом на малом увеличении. Какие функции выполняют брюшные ножки водяного ослика?

9. С помощью микроскопа на малом увеличении рассмотрите микропрепарат «Циклоп». Используя рис. 5, найдите на головогруди две пары усиков и один глаз. Объясните, почему рачка назвали циклопом. Определите пол животного (у самок имеются яйцевые мешки).

10. Пронаблюдайте с помощью лупы за передвижением дафний в пробирке с водой. Используя рис. 6, выясните, какие органы обеспечивают передвижение дафний. Почему дафнию называют водяной блохой?

11. Рассмотрите с помощью микроскопа на малом увеличении микропрепарат «Дафния». Используя рис. 6, найдите у рачка усики, глаза, грудные ножки, сердце и выводковую камеру.

II. Проверочные задания

1.Выберите вопрос, на который вы бы хотели ответить:

1. Какие органы обеспечивают перемещение речного рака по дну садка?

2.Способны ли речные раки плавать?

3. Почему дафнию называют водяной блохой?
2.Выбери правильный ответ:

1. Кто НЕ относится к десятиногим ракам?

А) камчатский краб Б) дальневосточная креветка В) циклоп

2. У десятиногих раков клешни – это:

А) челюсти Б) первая пара ходильных ног В) ногочелюсти

3. У речного рака количество желудков равно:

А) 1 Б) 3 В) 2

4. По кровеносной системе раков транспортируются:

А) только газы Б) только питательные вещества В) газы и питательные вещества

5. Из перечисленных ракообразных наземный образ жизни ведут:

А) мокрицы Б) дафнии В) циклопы

Лабораторная работа №8

Строение и жизнедеятельность паукообразных

c:\documents and settings\биология\рабочий стол\новая папка\8.jpg


Цель работы: изучить особенности строения и жизнедеятельности различных паукообразных; выявить основные черты сходства и различия.

Объекты и оборудование: живые домовые пауки, сенокосцы в чашках Петри, закрытых крышками; живые паутинные клещи на поврежденных комнатных растениях (розах, кротонах, аралиях и др.); влажный препарат «Паук-крестовик»; микропрепараты «Иксодовый клещ»; микроскоп, ручная лупа, пинцет, препаровальная игла, мягкая кисточка, предметные и покровные стекла.

Ход работы:

1. Возьмите чашку Петри с живым домовым пауком. Пронаблюдайте за передвижением паука. Подсчитайте количество ходильных ног. Обратите внимание на две пары ротовых придатков — ногочелюстей (хелицер) и ногощупалец (педипальп). Найдите два отдела тела: головогрудь и брюшко. Используя рис. 1, 2, выясните, какие органы находятся на головогруди и брюшке у паука.

2. Найдите с помощью лупы на передней части головогруди паука четыре пары простых глазков (они заметны как небольшие черные точки). Обратите внимание на отсутствие усиков у пауков. Каким образом пауки воспринимают сигналы из окружающей среды?

3. Рассмотрите влажный препарат «Паук-крестовик». Сравните строение паука-крестовика с домовым пауком. Используя рис. 2, выясните, какие внутренние органы располагаются в головогруди и брюшке паука?

4. Найдите с помощью лупы на конце брюшка паука-крестовика небольшие выпячивания — паутинные бородавки. На них открываются протоки паутинных желез, вырабатывающих паутину, из которой паук строит ловчую сеть.

5. Возьмите чашку Петри с живым сенокосцем. С помощью лупы рассмотрите внешний вид животного. Обратите внимание на слитную головогрудь, которая широким основанием соединяется с брюшком (рис. 3). Подсчитайте количество ходильных ног у сенокосца.

6. Сожмите пинцетом одну из конечностей. Обратите внимание на то, что она легко обламывается и продолжает некоторое время сгибаться и разгибаться, напоминая движения косы. Какое значение имеет способность сенокосца отбрасывать конечности?

7. Возьмите комнатное растение, пораженное паутинным клещом. С помощью лупы найдите в пазухах листьев клещей (они заметны как небольшие, размером 0,2-0,4 мм, желтоватые или розоватые шарики). Найдите на листьях бурые сухие пятна — места повреждений.

8. Приготовьте временный препарат паутинного клеща. Для этого мягкой кисточкой перенесите клещей с паутины на предметное стекло. Рассмотрите препарат на малом увеличении. Обратите внимание на слитное тело клеща овальной формы (рис. 4).

9. Рассмотрите с помощью микроскопа на малом увеличении готовый микропрепарат «Иксодовый клещ». Подсчитайте число конечностей. На большом увеличении рассмотрите ротовой аппарат. Используя рис. 5, выясните, каким образом он обеспечивает удерживание клеща в коже хозяина. Какое значение это имеет для паразита?

10. Сравните рассмотренных представителей паукообразных между собой. Результаты сравнения оформите в виде таблицы.

II. Проверочные задания

1.Выберите правильные утверждения:

1.Тело паукообразных состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка

2. Паук серебрянка дышит кислородом, растворенным в воде

3. У пауков восемь простых глазков

4. ловчие сети пауки ткут ногочелюстями

5. Паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства

6. все пауки дышат атмосферным воздухом

7. Переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука

8. Таежный клещ является возбудителем энцефалита и паразитирует в головном мозге человека

Лабораторная работа № 9

Строение и жизнедеятельность насекомых

c:\documents and settings\биология\рабочий стол\новая папка\9.jpg


Цель работы: изучить особенности строения и жизнедеятельности различных насекомых; выявить основные черты приспособленности к образу жизни.

Объекты и оборудование: живые рыжие и американские тараканы, мучные хрущаки, палочники, сверчки, комнатные мухи в пробирках с ватными пробками; фиксированные насекомые и коллекции; влажный препарат "Внутреннее строение таракана"; микропрепарат "Ротовой аппарат таракана"; микроскоп, ручная лупа, пинцет, пипетка, препаровальная игла, шпатель; сахарный сироп, мука, ломтик яблока.

Ход работы:

1. Возьмите пробирки с живым тараканом, мучным хрущаком, сверчком и комнатной мухой (можно использовать фиксированных насекомых и коллекции). Рассмотрите с помощью лупы внешний вид насекомых. Найдите три отдела: голову, грудь и брюшко. Подсчитайте количество ног. Используя рис. 1, выясните к какому типу относятся конечности рассматриваемых насекомых.

2. Рассмотрите с помощью лупы головы насекомых. Какие органы расположены на голове? Используя рис. 2, найдите крупные фасеточные глаза, одну пару усиков и одну пару щупиков.

3. Какие органы расположены на груди и брюшке насекомых? Обратите внимание, что большинство насекомых имеет две пары крыльев (у мух - одна пара, вторая видоизменена в жужжальца). Оцените крылья по размеру (одинаковые, разные) и по характеру (прозрачные, непрозрачные)? Найдите на брюшке насекомых дыхальца - отверстия ведущие в трахеи - органы дыхания.

4. Поместите пинцетом в пробирку с тараканом небольшой кусочек яблока, а в пробирку с мухой пипеткой внесите каплю сахарного сиропа. Подождите некоторое время, пока насекомые приблизятся к пище. Обратите внимание на движение усиков у таракана и мухи, обеспечивающих нахождение пищи. Переверните пробирки так, чтобы снизу был виден процесс питания насекр/мых. Рассмотрите с помощью лупы грызущий ротовой аппарат таракана и лижущий (хоботок) мухи.

5. Рассмотрите с помощью микроскопа на малом увеличении готовый микропрепарат "Ротовой аппарат таракана", а также рис. 3; выясните из каких частей он состоит. Какой пищей питаются насекомые, имеющие грызущие ротовые органы? Могут ли такой пищей питаться насекомые с лижущим ротовым аппаратом? Используя рис. 3, сравните грызущие ротовые органы таракана с другими типами ротовых аппаратов насекомых (рис. 4).

6. Рассмотрите влажный препарат "Внутреннее строение насекомого". Сравните увиденное с рис. 5. Какие внутренние органы обеспечивают пищеварение, дыхание, выделение, кровообращение насекомых?

7. Внесите шпателем в пробирку с тараканом немного муки. Подождите пока таракан не испачкает усики и ноги в муке. Пронаблюдайте за тем, как таракан будет очищать от приставшей муки усики и членистые лапки, на которых сосредоточены обонятельные и осязательные органы.

8. Переверните пробирку с мухой так, чтобы насекомое оказалось вверх ногами. Встряхните пробирку. Обратите внимание на то, что муха без труда удерживается в таком положении. Это связано с липкими подушечками, расположенными на концах каждой из шести лапок (Рис. 6).

9. Внесите шпателем в пробирку с мухой немного муки. Убедитесь в том, что после того, как муха испачкала свои лапки в муке, она уже не может удерживаться на стенках пробирки. Сделайте вывод о приспособленности комнатной мухи к ее образу жизни.

10. Сведения о рассмотренных насекомых оформите в виде таблицы.

II. Проверочные задания

1.Выберите вопрос, на который вы бы хотели ответить:

1. К какому типу относятся конечности рассматриваемых насекомых.

2. Какие внутренние органы обеспечивают пищеварение, дыхание, выделение, кровообращение насекомых?

3. Сделайте вывод о приспособленности комнатной мухи к ее образу жизни
2.Выбери правильный ответ:

1. Тело насекомых состоит:

А) из головогруди и брюшка

Б) из головы, груди и брюшка

В) все отделы слились в один отдел

2. Роль органов осязания у большинства насекомых играют:

А) ротовые органы

Б) крылья

В) усики и лапки

3. Дыхальца насекомых расположены:

А) на голове Б) на груди В) на брюшке и груди

4. Функция мальпигиевых сосудов и толстой кишки у насекомых:

А) выведение продуктов обмена всасывание воды

Б) запасание воды

В) всасывание питательных веществ

5. Инстинкт – это

А) одна ответная реакция на раздражение

Б) множество, не связанных друг с другом, реакций на множество раздражений

В) цепь взаимосвязанных рефлексов


Лабораторная работа № 10


  1. Цель работы: научиться определять насекомых до отрядов; выявить наиболее характерные признаки отрядов насекомых.c:\documents and settings\биология\рабочий стол\новая папка\10.jpg

Объекты и оборудование: набор фиксированных насекомых (предварительно размягченных на тарелке с влажным песком): стрекоз-стрелок, кобылок, клопов-щитников, тлей, майских и колорадских жуков, жуков-щелкунов, бабочек-белянок, ос, пилильщиков, слепней, мух; коллекции насекомых без определительных этикеток; ручная лупа, препаровальная игла; определитель насекомых, например: Мамаев Б.М. Школьный атлас-определитель насекомых. - М.Просвещение, 1985.

Ход работы:

Определить насекомое - это значит правильно установить его систематическую принадлежность к отряду, семейству, роду и виду. Для этого созданы определительные таблицы, учитывающие наиболее характерные признаки насекомых: количество и характер крыльев, строение ротовых органов, тип конечностей и др.

В определительную таблицу включены только 8 важнейших отрядов. Начинать определение надо с первого пункта определительной таблицы (тезы), если этот пункт подходит, то от него необходимо перейти к следующему (обозначен в конце строки цифрой). В случае, если приведенный в тезе признак не подходит к определяемому насекомому, тогда необходимо выбрать противоположный признак (антитеза, обозначенный как 0). Определение заканчивают тогда, когда в конце подходящего пункта имеется название отряда насекомых.

Для уточнения видового названия необходимо разыскать в определителе цветные таблицы, на которых изображены насекомые данного отряда. При совпадении формы, окраски и размера насекомого и его изображения в атласе можно считать определение законченным. Выпишите все признаки, которые были вами найдены в определительной таблице.

Определительная таблица важнейших отрядов насекомых

1(0) Крыльев одна пара, равных по величине. Вторая пара видоизменена в жужжальца. Ротовой

аппарат лижущий в виде хоботка. Брюшко не имеет придатков................отряд Двукрылые

0(1) Крыльев две пары...................................................................................................................2

2(0) Крылья одинакового размера. Жилкование крыльев сетчатое. В верхней части передних крыльев имеются утолщения. Ротовые органы грызущие. Голова с крупными глазами и короткими усиками.

Брюшко имеет придатки (церки).....................................................................отряд Стрекозы

0(2) Первая и вторая пары крыльев разного размера....................................................................3

3(0) Крылья прозрачные, с сетью жилок........................................................................................4

0(3) Крылья непрозрачные............................................................................................................5

4(0) Крылья пленчатые, могут отсутствовать. Ротовой аппарат колюще-сосущий в виде хоботка.

Размеры тела небольшие..............................................................................отряд Равнокрылые

0(4) Крылья с сетью крупных ячеек. Ротовой аппарат грызуще-лижущий или грызущий. Брюшко

подвижно соединено с грудью и имеет яйцеклад.........................отряд Перепончатокрылые

5(0) Крылья покрыты чешуйками, создающими рисунок. Ротовой аппарат сосущий в виде спирального хоботка..............................................................отряд Чешуекрылые (Бабочки)

0(5) Первая пара крыльев наполовину кожистая, наполовину пленчатая. Ротовой аппарат колюще-сосущий................................................................отряд Полужесткокрылые (Клопы)

6(0) Первая пара крыльев твердая, не имеет жилок (надкрылья). Вторая пара - пленчатые с жилками (сложены под первой парой).

Ротовой аппарат грызущий......................................................отряд Жесткокрылые (Жуки)

0(6) Первая и вторая пары крыльев имеют жилки. Первая пара крыльев кожистая, длинная. Вторая пара - веерные пленчатые, широкие (сложены под первой парой). Задние ноги прыгательные. Брюшко имеет придатки (церки)........................................................................................отряд Прямокрылые
II. Проверочные задания
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа №
Лабораторная работа №1. Изучение основных возможностей программного продукта Яндекс. Сервер. Установка окружения, установка и настройка...
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconБиология 7 класс
Отдел Настоящие Грибы. Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба мукора». Лабораторная работа №2 «Строение дрожжей»
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им....
Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им. Клеточное строение растений»
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconПеречень электронных образовательных ресурсов, разработанных учителем...
Увеличительные приборы. Строение светового микроскопа и правила работы с ним. Лабораторная работа «Приготовление препарата клеток...
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа Введение в табличный процессор ms excel’2007...
Изменять число рабочих листов можно через опцию Office (в левом верхнем углу экрана), кнопку Параметры Excel, опцию Основные, опцию...
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа №1 По теме ««Изучение Internet в целях использовании...
Лабораторная работа предназначена для: обоснования потребности, необходимости и удобства использования среды Internet для поиска...
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа №4 по дисциплине: «Информационно-поисковые системы»
Работа заключается в сравнительном изучении заданных глобальных ипс сети Интернет вербального типа
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconОтчет о лабораторной работе методы и средства анализа данных по теме:...
«Лабораторная работа с системой анализа данных Weka. Сравнение методов классификации»
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconОтчет о лабораторной работе методы и средства анализа данных по теме:...
«Лабораторная работа с системой анализа данных Weka. Сравнение методов классификации»
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconРабота №6 Изучение
Тема: лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа. Работа в сети Интернет
Панели инструментов. Всегда должны быть отмечены опции Строка меню и Адресная Строка
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconПрактикум по курсу Информатика (раздел Работа с пакетами прикладных...
Лабораторная работа №6. Обобщение данных. Создание таблицы подстановки. Подведение итогов 28
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа №10: «Измерение кпд при подъеме тела по наклонной плоскости»
Кпд механизмов. Лабораторная работа №10: «Измерение кпд при подъеме тела по наклонной плоскости»
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconЛабораторная работа №3
«Технологии обработки, автоматизированного реферирования и аннотирования текстов на естественном языке»
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconСамостоятельная работа обучающегося: 36 часов
Аннотации программ учебных дисциплин по специальности 31. 02. 03 Лабораторная диагностика
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1 iconНазвание модуля
Лабораторная работа "Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск