Скачать 137.37 Kb.
|
БДОУ «Детский сад «Буратино» ПРОЕКТ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Воспитатель: Усова Т.Н. с. Нижний Енангск 2013 - 2014 год Матрица проекта
с 22 октября по 30 апреля
Модель проекта: описательная. Все этапы отражены (отслеживаются в Портфолио проекта).
Проект «Народная игрушка» долгосрочный. Актуальность. Нашим учреждением накоплен определенный опыт по проблеме «Народная игрушка в современном детском саду». Работа в этом направлении позволяет получить эффективные результаты в области развития познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста. Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов. Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, в нашем дошкольном учреждении с детьми старшей подготовительной группы был разработан долгосрочный проект «Народная игрушка». Поскольку наше дошкольное учреждение имеет приоритетное художественно-эстетическое направление, выбор темы проекта явился не случайно. Народная игрушка – это своего рода лаборатория, где происходит быстрый обмен информацией и ведется открытый для всех педагогов творческий поиск. В связи с этим в 2013 году в данный проект введено ещё одно направление – «Город Мастеров» на тему «Сказочные куколки». Проблема. Развитие интереса у детей к народным игрушкам в наши дни. Цель. Привитие любви к творчеству через народную игрушку; побуждение ребенка к исследованию, фантазированию. Задачи.
Работа над проблемой Перед нами встал вопрос, какие же формы работы способствуют тому, чтобы народные игрушки не просто стояли на полках, но стимулировали активность и воображение ребенка? А началось все с того, что одна из воспитанников принесла в группу детского сада маленькую куколку из «бабушкиного сундучка», детям она очень понравилась и они захотели узнать все из ее прошлого, и иметь такую же у себя. Так возникла идея проекта «Народная игрушка». Первые шаги по реализации проекта начались, конечно, с беседы детей и родителей, с создания центра игрушки, уголка хорошего настроения – «В гостях у домовёнка «Кузьки», выставочного домика матрешки – «Наедине с любимой игрушкой». Начиналась работа над проектом с подготовительного этапа. Чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта участникам проектной группы были предложены вопросы проекта, на которые им предстояло ответить. С детьми проведен опрос: «Карта предпочтения игрушек», где выяснился интерес детей к народным игрушкам. С родителями проведено анкетирование – «Анкета для мам» по народной культуре (приложение). Одним из главных компонентов проекта стала совместная работа с родителями: обговаривали план работы над проектом, затем родители изготовили авторские тряпичные куклы, таки образом было положено начало для мини-музея народной игрушки. Воспитатель совместно с родителями собрал методическую литературу, и составили «перечень народных игрушек» (приложение). Педагоги изготовили по нему образцы кукол изо льна, соломы, ткани, бересты, пакли, ниток, глины и крупы, а школьники изготовили «богородские игрушки» и болванки матрёшек из дерева для детей (приложение). Воспитателем изготовлены альбомы: «Наш дом – Россия», «Искусство Русского Севера», дидактические игры: «Спрячь матрёшку» (по карте-схеме группы), «Помоги Кузьке найти матрёшку», «Собери узор» (приложение). Разработан перспективный план работы с детьми (приложение). Началась совместная подготовка материала: собираем и обсуждаем с родителями, дети на занятия и беседы дома составляют с мамами мини-доклады, подобрана русская народная музыка, песни и танцы, сшиты русские народные костюмы: девичьи сарафаны и мальчикам косоворотки-рубашки, костюмы матрёшек (приложение). На родительское собрание подготовлен педагогом доклад: «Живой родник народной культуры» (приложение). Проведен цикл занятий: «Игрушка народная в жизни дошкольника», конкурс рассказов родителей об игрушках, бабушек из своего детства. Творческие выставки совместных работ родителей и детей. Сами дети были участниками начинаний, превращались в волшебников, пытаясь оживить игрушки с помощью писателей и поэтов, рассказывали стихи об игрушках, составляли загадки, сказки, пели частушки на тему: «Ожившие игрушки». В детском саду работает клуб «Матрёшечки» под руководством библиотекаря (приложение). Дети часты гости в библиотеке, собрали по теме проекта выставку художественной литературы. Сотрудничество с библиотекой приносит детям радость – народные игрушки живут рядом с книжкой. Они дополняют друг друга. В сознании ребенка образ живого существа, о котором написано в книге, воплощается в игрушке. А для библиотеки народные игрушки – это наглядное пособие, которое используется в работе. В результате совместной работы организовали в группе мини-музей «Не то дорого золото, что блестит, а то, что доброго мастера». Воспитателем был разработан план работы в мини-музее согласно с родителями и детьми, организовано его посещение. В музее представили выставку игрушек разных народных промыслов, с детьми изучали историю создания характерных для каждого промысла изделий (приложение). Родители собирали по народным промыслам деревянную и керамическую посуду, росписи (приложение). Дети посетили музеи школы и библиотеки «Преданье старины глубокой», «Рукотворные изделия». Поездка родителей и детей в музей народной избы в селе Верхний Енангск. Проведен досуг «Народные подвижные игры», составлена игротека «Народные игры родного края», досуг «Дымковская игрушка» (ярмарка, приложение). Вид проекта – инновационный (творческий). Проект предусматривает:
Организационные аспекты проекта. Одним из главных направлений проекта является работа с детьми. Основная категория участников проекта – дети 5-7 лет и их родители. Работа проводится в детском саду с подключением родителей, педагогов, библиотекаря, школьников. Основная форма работы – занятия, театрализованный и творческий кружки, наблюдения за творчеством селян, театрально-зрелищные, виртуальные и игровые мероприятия. Реализация проекта осуществляется на основе широкого использования театральной педагогики и куклотерапии. Планируемое время на реализацию проекта с 22 октября по 30 апреля.
Конечные цели проекта:
Партнеры по реализации проекта: школа, библиотека, родители. Народные игрушки для детей – воспитатели, учителя и наставники. Само её название содержит в себе вполне конкретное и серьезное дело. Дети, играя с ними, отрабатывают нравственные модели поведения, тренируют эмоции, учатся полезным навыкам, побуждают ребенка творить, исследовать, фантазировать. Продумано нами и организационно-методическое обеспечение проекта. Среди основных форм работы – издание методических пособий «Торим вместе с мамой – сказочные куколки», совместные тренинги родителей и педагогов. Работа по реализации проекта оказалась интересной и увлекательной. Народная игрушка стала предметом всестороннего изучения, как со стороны педагогики, так и со стороны дошкольного учреждения. Воспитателем проведена диагностика по результатам проекта (приложение). Во время презентации представлена: совместная деятельность детей и родителей: музей кукол, выставка рисунков: «Старина, старина, до чего ж ты хороша», выставка поделок «Рукоделье в семье». Народная игрушка успокаивает и создает хорошее настроение у всех. Работа продолжается на кружке «Живые руки» - «Народная рукотворная кукла». Надеюсь, что впереди много открытий, находок и уверенности в том, что мы делаем наших детей более творческими, успешными. Проектная карта
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. “Игрушки-небалушки” так... | Урок мини проект «Моя любимая игрушка» Организует просмотр лекционного материала и беседу, фиксирует внимание уч-ся на элементах дымковских узоров, их цветном решении | ||
Программа кружка базируется на личностно- ориентированной модели... Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ... | Программа кружка базируется на личностно- ориентированной модели... Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ... | ||
«Какой была самая первая мягкая игрушка?» Мы занимаемся в Доме детского творчества в объединении «Мягкая игрушка», поэтому нам важно знать, как выглядела первая мягкая игрушка,... | Красный угол, Бабий кут и русская печь, русские народные промыслы,... Школа №1122 г. Москвы находится в районе «Лианозово», где почти в каждой школе района есть свой музей. Так как в школе накоплен богатый... | ||
Программа кружка «Народная кукла» Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать... | Программа и маршрут автопробега «Мост Дружбы» ... | ||
Краткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята... Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических... | Севостьянова Л. А. Худ рук. Мук цд «Гранит» мягкая игрушка Забавная игрушка может стать призом победителю в веселых играх, конкурсах. Большой интерес к изготовлению различных меховых поделок... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | «О кадровом обеспечении сферы культуры и искусства Краснодарского... Ссср кинорежиссер Сергей Бондарчук, народная артистка СССР актриса Нонна Мордюкова, народный артист СССР дирижер Юрий Силантьев,... | ||
Конспект занятия Тема: «Мягкая игрушка из помпонов. Составитель:... Цель: познакомить учащихся с изделиями из помпонов; ознакомить с инструментами и материалами необходимыми для выполнения игрушек... | Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура»... Перми было открыто фольклорно-этнографическое отделение. На нём обучаются школьники от 7 до 16 лет. Основой для работы отделения... | ||
Игрушка «Кот Компот» | Мне показалась интересной еще и потому, что кукла самая древняя и... Барби, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла, сделанная руками, профессиональным ли художником или... |