Скачать 317.18 Kb.
|
Пояснительная записка Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ творческого самовыражения ребёнка, приобретения реальных жизненных навыков. Она обучает и развивает детей, учит таким вечным понятиям, как красота и доброта. Подрастая, ребёнок часто начинает разграничивать понятия игры и труда, понимая, что игра – занятие приятное, интересное, а труд – дело серьёзное, тяжелое, требует умения и навыков. Поэтому программа составлена так, чтобы сформировать и сохранить единство игры и труда, труда и творчества. Главным критерием программы является (взята) позиция ребёнка « Я хочу сделать игрушку сам» Я « вижу» - я хочу повторить! Я « делаю» - я достигаю цели! Программа кружка базируется на личностно- ориентированной модели взаимодействия ребёнка и его творческого потенциала и возможностей. Приоритетом программы кружка « Мягкая игрушка» является развитие творческо- креативного мышления, формирования разносторонне- развитой личности и способности ребят к творческому самовыражению . Творчество ребенка в возрасте 11- 13 лет находится на высоком уровне возможностей и формируется из индивидуально- психологических особенностей, выражающихся в детской фантазии, воображении и своего видения окружающего мира , а программа кружка способствует и призвана реализовать их в полном объеме. С философской точки зрения таких известных психологов, философов, деятелей наук как: Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, Л.Н. Коган, В.А. Разумный и др - творчество ребёнка- это способность индивидуально воображать, мыслить, наблюдать, творить. Программа кружка « Мягкая игрушка » рассчитана на раскрытие и развитие у учащихся 5 – 6 классов творческих способностей,воплощении наблюдательности и вкуса при пошиве и изготовление игрушек, даёт дополнительные сведения, навыки по труду и шитью, знакомит с профессиями: швея, дизайнер, вышивальщица, художник -модельер, тем самым у них приобретаются дополнительные профориентационные знания.В процессе изготовления и пошива игрушки развивается эстетический вкус, пробуждается инициатива самостоятельно принимать решения, что повышает самооценку и уверенность в себе. В процессе реализации программы, учащиеся постоянно находятся в тесном межпредметном контакте и связи с такими предметами как: ИЗО, музыка,черчение, математика. Педагогической целесообразностью программы кружка является развитие воображения у ребят, фантазии, терпения, трудолюбия, памяти, внимания. Приобретения трудовых навыков по владению с шаблонами , техники кроя и шитья ,правил пользования инструментами и приспособлениями ( ножницы, шв. иглами, булавками, линейками и т.д.),ознакомления с ассортиментом тканей и их свойствами. Тематическая программа кружка « Мягкая игрушка» состоит из 2-х уровней и рассчитана на 2 года обучения ( для учащихся 5- 6 классов, 11-13 лет),первый уровень- 5 класс ,2час.в неделю,группа по 12чел.,второй уровень- 6 класс (2час.в неделю). Программа первого уровня обучения рассчитана на 76 часов: теория- 22 часа и практика – 54 часа. Вводное занятие теория -2 часа. На этих уроках учащиеся знакомятся с видами игрушек и её историей, дается представление о истории и культуре родного края; изучают материалы и инструменты используемые в работе; правила подготовки рабочего места; правилами работы с шаблонами, выполнение припусков на швы. Учащиеся знакомятся с ассортиментом тканей и их свойствами; изучают правила кроя деталей и технику пошива игрушки. Знакомятся со швами « Назад иголка», « Строчка», «Вперёд иголка». Учащиеся также проходят инструктаж по технике безопасности (ТБ) при использовании в работе инструментов и приспособлений. По окончании изучения теоретического материала, учащимся (по желанию)предлагается выполнение докладов, рефератов на тему « Мир мягкой игрушки» , её виды и история;проводится просмотр презентаций «Моя подружка- мягкая игрушка» ,проводится игра- путешествие в мир сказки,где читаются,рассказываются истории и сказки о сказочных героях, персонажах. Тематика практической части программы кружка « Мягкая игрушка» рассчитана на 54 часа. Учащиеся выполняют согласно инструкционно- технологических карт 20 игрушек различной степени сложности.В основном подбираются игрушки-сказочные персонажи, с небольшим количеством деталей,тем самым ребёнок быстро обучается навыкам перевода деталей по шаблонам, легко формирует навыки кроя и шитья, что способствует быстрому достижению цели и творческому самовыражению. Тематическая программа кружка «Мягкая игрушка» второго уровня обучения рассчитана на 76часов: теория- 14часов и практическая часть-62часа. На вводном теоретическом занятии (2час.), учащиеся 6-х классов знакомятся с новыми видами игрушек и их историей, повторяют правила работы с шаблонами и выполнения припусков на швы, знакомятся с новыми видами тканей и их свойствами, изучают правила и технику изготовления каркасов из проволоки и шнура, а так же с новыми видами швов «Петельный», «Подрубочный» . Тематика практической части программы кружка «Мягкая игрушка» второго уровня рассчитана на 62 час.. Учащиеся выполняют согласно инструкционно- технологических карт 12 игрушек различной степени сложности. Процесс пошива мягкой игрушки более усложнен за счёт увеличения количества деталей, присутствие разных видов каркаса, использования в качестве основы искусств. меха, поролона и др. материалов. Актуальность программы кружка « Мягкая игрушка» заключается в том, что она составлена под такой возрастной уровень детей ( 5-6 кл.), когда еще ребенок не переступил грань детства и сказки, но уже стоит на пороге взросления и еще не желает потерять ту ниточку детства и сказки и еще в этом возрасте он хочет сказать себе: « Я хочу еще быть в мире сказки». Педагогический опыт прошлых лет и анализ практической работы данного вида кружка помог составить программу и разделить ее по степени сложности на 2 уровня, с учётом трудовых навыков , развития, способностей ребёнка,с целью дальнейшей поддержки их, активизации интереса и работоспособности ребенка. Это достигается большим и интересным раздаточным материалом в виде инструкционно- технологических карт для каждой игрушки и для каждой группы, большой и богатый выбор выполняемых небольших, интересных, многофункциональных игрушек ( 31 шт.). Все это позволяет получить хороший и положительный ожидаемый результат. А он заключается в огромном интересе , хороших творческих способностях у детей и ещё большем желании выполнять и шить игрушки. Программа практической части- пошива игрушек для ребят составлена по нарастающей степени сложности изготовления. Ребята первого уровня обучения начинают выполнять шить с простейших работ- игрушек в которых практически не нужны шаблоны. Они несут многофункциональное значение: как игрушка, как сувенир, игольница, прихватка. К таким игрушкам относятся: игрушка « Лошадка», игольница « Шляпка», « Сердечко», « Золотая рыбка», « Царевна лягушка». У ребят при пошиве пальчиковых игрушек развиваются художественно-театральные способности. У них возникает желание поставить свой театр, свою сказку т.е. это еще раз доказывает о тесной связи кружка, ребенка и игрушки в мире сказки. Вторая часть программы первого и второго уровней обучения , за счет ранее приобретенного опыт и навыков у ребят на уроках кружка более усложненная, при пошиве игрушки увеличивается количество шаблонов и деталей , но они еще по- прежнему небольшие и лаконичные и шьются за 2-4 встречи (4-8 уроков). Таким образом рабочая программа кружка «Мягкая игрушка» составлена с учётом возрастных ,индивидуально- психологоческих особенностей ребят , призвана помочь учащимся, имеющим интерес и склонность к занятиям декоративно – прикладным искусством , пошиву игрушки своими руками ,сохранить интерес к народным традициям художественных ремёсел России, реализовать свои природные, творческие способности,создать свой, неповторимый, сказочный мир. Учебные цели и задачи кружка
Содержание кружка І уровень: 5 класс – 76 часов; теория -22 час.; практика – 54 час. ІІ уровень: 6 класс – 76 часов; теория – 14 час.; практика – 62 час. І уровень ( первый год обучения). 5 класс. 1. Введение – 2 час.
2. Пошив игрушки – 76 час. 20 видов игрушек: «Лошадка», игольница « Шляпка», игрушка-сувенир « Сердечко», « Золотая рыбка», « Ангелочек», « Царевна лягушка»; пальчиковые игрушки: « Матрешка», « Петрушка», « Снеговик», «Петушок», « Кот»; новогодние игрушки: « Снежинка», « Капитошка»; игрушка прихватка « Гиппопотам», « Домовой», « Мышонок», « Инопланетянин», « Гномик», « Совушка», « Петрушка». Теория- 22 час. ( по 1 час. при изготовлении каждой игрушки).
Практическая часть – 54 час.
Самостоятельный труд учащихся на практических уроках кружка находятся под общим(групповым, индивидуальным) руководством учителя, самостоятельно выполняются трудовые задания, что сохраняет интерес, единство детства, игры и труда. Тематика и сложность выполняемой работы- пошива игрушки подбирается с учетом возрастных особенностей данной возрастной группы. ІІ уровень ( второй год обучения). 6 класс. Пошив игрушки усложненной технологии. 1. Введение – 2 час.
2. Пошив игрушки – 76 час. 12 мягких игрушек: « Машенька», « Розовая Лорри», «Шуршунчик», « Дракончик», « Флорик», « Петрушка», « Ёж», « Жираф», « Ослик», « Тигренок», « Кот Батон», « Обезьяна Чи-Чи-Чи». Теория- 14 час. ( по 1 час. при изготовлении каждой игрушки).
Практическая часть – 62 час.
Формы организации занятий При проведении занятий кружка обязательно учитываются элементы игры и труда, труда и творчества, игры – путешествия в мир сказок; принцип заинтересованности, занимательности, помогающий возбудить интерес и желание к изготовлению и пошиву мягкой игрушки.Занятия кружка несут воспитательно- познавательный характер. Предлагаются рефераты по истории мягкой игрушки, демонстрация натуральных образов игрушек, что повышает интерес к достижению цели. Перед пошивом игрушки проводится ознакомление и изучение правил подготовки рабочего места, используемого материала, инструктаж по технике безопасности, работа с шаблонами. Учащиеся знакомятся и изучают швы, используемые при пошиве игрушек. При выполнении практических работ учащимся предлагаются индивидуальные инструкционно- технологические карты, шаблоны игрушек натуральной величины, предлагаются образцы тканей, используемые при шитье,что ускоряется практический процесс занятия. Ожидаемые результаты обучения После изучения курса учащиеся должны знать:
После изучения курса учащиеся должны уметь:
Методические рекомендации, формы и режим занятий. Опыт работы в небольших по количеству группах позволяет добиться на уроках кружка наилучших результатов. Каждый член кружка охотно и быстро выполняет свыше 20 игрушек – в первый год обучения и более 12 различных игрушек- во второй год. Поэтому наполняемость групп составляет 12 человек. Это позволяет учителю переходить в режим индивидуального общения с учеником и вести индивидуально-групповую форму и режим занятий кружка, проводить консультации и проверять задания. При необходимости (в 3-4четвертях) на занятиях кружка проводятся с ребятами физминутки. В течении курса дети выполняют творческие задания в виде рефератов, докладов и презентаций, принимают участие со своими выполненными работами во внутришкольных , районных выставках .Ребята после каждого пошива очередной игрушки постоянно проводят свои маленькие выставки – представления и сюжетно- ролевые игры. Методическое обеспечение программы кружка « Мягкая игрушка». І уровень ( первый год обучения).
|
Программа кружка базируется на личностно- ориентированной модели... Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ... | «Какой была самая первая мягкая игрушка?» Мы занимаемся в Доме детского творчества в объединении «Мягкая игрушка», поэтому нам важно знать, как выглядела первая мягкая игрушка,... | ||
Рабочая программа кружка «За страницами учебника физики» На занятиях кружка используется личностно-ориентированный подход, методы активного обучения, такие как эвристическая беседа, разрешение... | Образовательная программа по курсу кружка «В гостях у сказки» для... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «В гостях у сказки» составлена... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психологического становления, личностно-ориентированные... | Программа кружка «Химия в задачах» Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка | ||
Конспект занятия Тема: «Мягкая игрушка из помпонов. Составитель:... Цель: познакомить учащихся с изделиями из помпонов; ознакомить с инструментами и материалами необходимыми для выполнения игрушек... | Программа кружка Маленький мастер ... | ||
Рабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи | Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной... | ||
План основных мероприятий, посвященных встрече Нового 2011 года № Выставка кружка фитодизайна «Виола» и кружка по художественной обработке кожи «В ожидании чуда» | «Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии... Нальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной... | ||
Программа кружка «книгочей» Программа кружка "Книгочей является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений "Ознакомление с художественной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лебедева А. В. Содержание и структура творческого потенциала личности. В статье раскрыто содержание и структуру творческого потенциала... | ||
Рабочая программа кружка юид 2013 2014 учебный год. Пояснительная... Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона... | Пояснительная записка Игра и игрушка не только забава и развлечение,... Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это способ творческого самовыражения ребёнка. Ручной труд является фактором в воспитании... |