ПРОГРАММА
КРУЖКА
«КНИГОЧЕЙ»
Морозова В.В.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Программа кружка "Книгочей» является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений "Ознакомление с художественной литературой". Эта программа адаптирована для детей начальной школы. Цель данного кружка: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности. Основными задачами для курса являются: 1 формировать у детей интерес к книге,
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
учить отвечать на вопросы по содержанию,
учить пересказу,
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла". Кружок необходим по ряду причин:
Количество базисных часов уменьшилось.
Перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
Данная программа ориентирована на детей начальной школы общеобразовательной школы. 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю. Универсальные учебные действия. Личностными результатами кружка "Кнтгочей» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами кружка "Книгочей» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятиях;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и
малых группах.
Предметными результатами кружка "Книгочей» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Кружок «Книгочей» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
| Наименован ие раздела программы
| Тема урока
(этап проектной или
исследовательской
деятельности)
| Колич ество часов
| Характеристика деятельности
учащихся или виды учебной
деятельности
| Планируемые результаты освоения материала
| Форма и вид деятельности
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1
| 2
| о j
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| 1 четверть (9часов)
| Самые интересные книги прочитанные летом.
| 1
| Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление.
Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге.
| Знать приемы ориентирования в учебнике. Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу
| Беседа по вопросам
|
|
| 2
|
| Весёлые стихи Б. Заходера.
| 1
| Выбор и чтение стихов автора Определение формы выступления и подготовка к
нему
| Знатьтворчество Б.Заходера. Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мыслцвысказывать своё мнение.
| Конкурс на лучшего чтеца-затейника
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 3
|
| Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка
| 1
| Чтение и анализ рассказов и
сказок
Е. Пермяка по выбору
| Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному
| Свободные высказывания
|
|
| 4
|
| Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена
| 1
| Чтение и анализсказок. Живые картины.
| Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному.
| Малая конференция
|
|
| 5
|
| Синквейн.
| 1
| Составление четверостиший.
| Знать: правила
составления
синквейна
Уметьсоставлять
синквейн
| Проба пера
|
|
| 6
|
| Книги Е.Чарушина
| 1
| Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки.
| Уметь читать и
анализировать
прочитанное.
| Свободные высказывания
|
|
|
1
| 2
| з
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 7
|
| Рассказы Б. Житкова о животных
| 1
| Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок.
| Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.
| Игры-самоделки
|
|
| 8
|
| Рассказы Н.Носова
| 1
| Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя
| Уметь инсценировать прочитанное.
| Инсценирование
|
|
| 9
|
| Стихи о Родине. Мой город Т«/Л<2..
| 1
| Отбор и чтение стихов о Родине.
| Уметь
комментировать прочитанное, играть в группах, в парах.
| Свободные высказывания
|
|
| 10
| 2 четверть (7 часов)
| «Не насытится око зрением, а человек знанием» Работа со справочниками, энциклопедиями.
| 1
| Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы.
| Уметь пользоваться
справочниками,
энциклопедиями,
словарями,читать и
комментировать
прочитанное,
пересказывать.
| Выставка
|
|
|
1
| 2
| з
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 11
|
| Золотая осень.
| 1
| Выступления учащихся перед родителями.
| Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль.
| Утренник.
|
|
| 12
|
| Проба пера. Составление загадок и сказок.
| 1
| Сочинение загадок и сказок.
| Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить.
| Проба пера
|
|
| 13
|
| Сказки - несказки В. Бианки.
| 1
| Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного.
| Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку.
| Защита своего мнения.
|
|
|
1
| 2
| j>
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 14
|
| По дорогам сказки.
| 1
| Чтение авторских сказок, групповая подготовка выступления-отчёта по плану. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного
| Уметь работать в группах, составлятьтекст, формулировать своё отношение к прочитанному
| Урок-отчёт
|
|
| 15
|
| Сказки дружной семьи.
| 1
| Проба пера. Составление сказок в семье.
| Уметь сочинять
сказки,
фантазировать.
| Малая конференция
|
|
| 16
|
| Здравствуй, гостья-зима!
| 1
| Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме.
| Уметь выбирать произведения по данной теме.
| Конкурс на лучшего чтеца-затейника.
|
|
| 17
| 3 четверть (10 часов)
| Сказки А. Толстого для детей.
| 1
| Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения
| Уметьнаходить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы.
| Малая конференция
|
|
| 18
|
| Творческая работа «Продолжи рассказ по началу».
| 1
| Составление рассказов.
| Уметь составлять устный рассказ по картинкам
| Проба пера
|
|
| 19
|
| Рассказы о природе. «Лес не школа, а всему учит»
| 1
| Выбор и чтение книг.
| Уметь
прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы
| Выставка
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 20
|
| Книги о человеке и его делах.
| 2
| Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения
| Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном
| Урок-отчёт
|
|
| 21
|
| Книги - самоделки.
| 1
| Издание своей книги.
Участие в диалоге при обсуждении
прочитанного.
| Уметь анализировать чтение, фантазировать.
| Проектирование книги-самоделки
|
|
| 22
|
| Произведения М.Пришвина
| 1
| Чтение и перечитывание любимых произведение
М.Пришвина..Рассказ от лица героя
| Уметь выступать перед зрителями
| Защита своего мнения.
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 23
|
| Мамы и мы. Урок-отчёт
| 1
| Выступление перед родителями.
| Уметь выразительно читать.выступать перед зрителями
| Урок-отчёт
|
|
| 24
|
| Стихи А.Л. Барто.
| 1
| Произведения об игрушках. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев
| Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного
| Урок-игра
|
|
| 25
|
| Наша библиотека Библиотечный урок.
| 1
| Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя
| Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами
| Экскурсия
|
|
| 26
|
| Конкурс чтецов.
| 1
| Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста
| Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами
| Конкурс
|
|
|
| 2
| з
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 27
| 4 четверть (8 часов)
| С. Михалков и его творчество
| 1
| Чтение стихов С. Михалкова.
Произведения
о детях. Использование
интонаций, соответствующих
смыслу текста
| Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам
| Выставка книг.
|
|
| 28
|
| Изучаем космос.
| 1
| Чтение книг о космосе, о космонавтах.
| Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту
| Составление презентации.
|
|
| 29
|
| «Глаз видит далеко, а ум ещё дальше» Книге о человеке - умельце.
| 1
| Чтение книг и статей из газет, из интернета о человеке-умельце. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.
| Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему
| Конкурс «Бей прямо в цель»
|
|
| 30
|
| С.Я. Маршак. «Что говорят стихи».
| 1
| Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.
| Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам
| Составление презентации.
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 31
|
| Вести со всей планеты. Интернет и мы.
| 1
| Рассказать интересные истории о детях, семье, школе.
| Уметь работать с
разнообразно
литературой.
| Выразительное чтение;составление плана;творческое задание
|
|
| 32
|
| Любимые стихи.
| 1
| Выразительное чтение стихотворений.Выступление перед родителями.
| Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию
| Урок-концерт
|
|
|
|
| Викторина «Любимые произведения»
| 1
| Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.
| Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия
| Тестирование
|
|
| 34
|
| О чём хочу читать летом
| 1
| Работать со списком литературы, обсуждение тематики.
| Уметь выбрать литературу, высказывать своё отношение.
| Обобщение. Урок-отчёт
|
|
| |