ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 386__ 107370, г. Москва, ул. Бойцовая, д.6, к. 8А http://www.vao386.ru
Тел.: (499) 160-86-26 E-mail: vostok386@ mail.ru «Утверждено» «Утверждаю»
На программно-методическом ________________________
Совете ГБОУ СОШ № 386 А.Е. Пименов
(протокол № ______, ________________ ________________________
(дата) (дата)
__________________________________
(подпись) Модифицированная программа на основе комплексной программы кружка «Химик» С.Н. Калугиной.
Возраст детей, на которых рассчитана
дополнительная образовательная программа 14-17 лет
Срок реализации
дополнительной образовательной программы 2 года.
УЧИТЕЛЬ:Краснослободцева Г.Л
Москва, 2013-2014 год Пояснительная записка. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Кружок “Занимательной химии” организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые ученики. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение. Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования. В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин с экскурсиями в аптеку, химические лаборатории, в институты, чтение рефератов с проведением эксперимента. Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч).
Тематика занятий
Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности.
Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др.
Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня), пользование ими. Нагревание и прокаливание.
Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.
Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Растворы. Кристаллогидраты.
Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».
Химия и человек. Химия и медицина.
Профориентация.
Химия в быту.
Общий смотр знаний. Заключительная игра «Что? Где? Когда?».
Основные цели кружка: Формирование ученического актива, расширение и углубление знаний учащихся, развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ; формирование информационной культуры Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию Основные формы: Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.
Тематическое и поурочное планирование
№
| Тема занятия
| Кол. часов
| 1
| Вводное занятие.
| 1
| 2
| Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.
| 1
| 3.
| Знакомство с лабораторным оборудованием
| 1
|
4.
| Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории
| 1
| 5
| Нагревательные приборы и пользование ими. Нагревание и прокаливание
| 1
| 6-7.
| Взвешивание, фильтрование и перегонка
| 1
| 8
| Выпаривание и кристаллизация
| 1
| 9-10
| Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.
| 3
| 11-12
| Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.
| 1
| 13-14
| Кристаллогидраты.
| 2
| 15-16
| Химия и медицина.
| 1
| 17-18
| Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
| 2
| 19-20
| Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай».
| 2
| 20- 21
| Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка
| 2
| 22-23
| Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
| 1
|
24-25
| Проведение дидактических игр: кто внимательнее ?
кто быстрее и лучше узнай вещество; узнай явление
| 4
| 26
| Профориентационная лекция.
| 1
| 27-28
| Химия в быту.
| 2
| 29-30
| Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”
| 2
|
Экскурсия 1) в химическую лабораторию 2) в аптеку Программа 1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем. 2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.[14] Игра по технике безопасности.[4] ,[13] 3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).[9], [13] Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде. 4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории [8],[13],[14] Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.[14] Экскурсия в химическую лабораторию . 5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. [13]. Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала. 6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки.Очистка веществ от примесей Практическая работа.
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
Перегонка воды. [11] 7. Выпаривание и кристаллизация Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли . [11] 8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.
Лабораторные способы получения неорганических веществ. Демонстрация фильма. Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка. Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты. 9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни. Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.[11] 10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов. Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).[3] Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.[12] 11. Химия и медицина .Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов. Устный журнал на тему химия и медицина.[1] Экскурсия в аптеку. 12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.
“Вулкан” на столе, [5]
“Зелёный огонь”, [5]
“Вода-катализатор”, [5]
«Звездный дождь» [4]
Разноцветное пламя [4]
Вода зажигает бумагу [4] 13. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай». Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.[1] ,[6] Игра. «Счастливый случай» 14. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:
“Химическая эстафета”[4]
“Третий лишний”. [4] 15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе». Демонстрация опытов:
Химические водоросли [5]
Тёмно-серая змея. [5]
Оригинальное яйцо [6]
Минеральный «хамелеон» [4] 16. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. -Ваше питание и здоровье [9] -Химические реакции внутри нас [3] 17. Проведение дидактических игр Проведение конкурсов и дидактических игр:
кто внимательнее [1]
кто быстрее и лучше
узнай вещество
узнай явление [1] 18. Занятие по профориентации.
19. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.[2] Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств. 20. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д. Проведение заключительной игры. Игра. « Что? Где? Когда?» Ожидаемые результаты На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Литература
Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
|
федеральные документы
региональные документы
окружные документы
документы образовательной организации
Программа кружка по химии «Химия в жизни человека».
1. Цели курса.
Углубление знаний в области естественнонаучных дисциплин, оказание помощи в принятие решения о направлении дальнейшего образования, развитие интереса к изучению химии и проведению химического эксперимента.
В предполагаемом курсе учащиеся узнают о биологическом значении химических соединений, знакомятся с особенностями научного метода познания природы на примере изучения химических свойств и веществ.
Особенность курса - межпредметный характер рассматриваемых вопросов, использование знаний учащихся по географии, биологии, физике. В течение всего курса учащиеся работают с дополнительной литературой.
Исследовательский характер курса помогает учащимся развивать следующие навыки и умения:
- строить план исследования;
- математически обрабатывать результаты;
- сотрудничать в группе.
Основные идеи курса.
- каждое химическое соединение имеет биологическое значение;
- химическая наука служит интересом человечества.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Планируемые результаты обучения.
Требования к усвоению теоретического материала.
После прохождения курса школьники должны:
Знать: строение и свойства практическое значение некоторых веществ.
Уметь: составлять формулы веществ, уравнения химических реакций, умения высказывать суждения о свойствах и о практическом значении веществ на основе их строения, разъяснять причины разнообразия веществ.
Требования по технике безопасности.
1. Выполнение правил техники безопасности.
2. Умение работать с реактивами, нагревательными приборами.
2. Пояснительная записка.
Программа кружка по химии “химия в жизни человека” предназначена для учащихся 8-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
интеграция учебного содержания;
частая смена видов деятельности (за 1 час от 3 до 5 раз);
использование самых разнообразных организационных форм;
акцент на практические виды деятельности;
отказ от обязательных домашних заданий;
обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.
Занятия рассчитаны для проведения 2 раза в неделю по 1 часу, всего 68 занятий за учебный год.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.
3.Тематическое планирование.
№
п/п
| Тема
| Количество часов
| Всего
| Теоретические занятия
| Практические занятие
| 1
| Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком
| 4
| 3
| 1
| 2
| Вода
| 3
| 2
| 1
| 3
| Смеси в жизни человека
| 4
| 3
| 1
| 4
| Поваренная соль
| 4
| 3
| 1
| 5
| Химия пищи
| 12
| 5
| 7
| 6
| Спички
| 3
| 2
| 1
| 7
| Бумага
| 4
| 3
| 1
| 8
| В мире красок и карандашей
| 4
| 3
| 1
| 9
| Стекло
| 4
| 3
| 1
| 10
| Керамика
| 4
| 3
| 1
| 11
| Химия стирает, чистит и убирает
| 8
| 5
| 3
| 12
| Химия – хозяйка домашней аптечки
| 4
| 3
| 1
| 13
| Химия – помощница садовода
| 4
| 3
| 1
| 14
| Химия и ювелирные украшения
| 4
| 3
| 1
| 15
| Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии
| 2
| 2
|
| 16
| Итого
| 68
| 46
| 22
| 4.Содержание программы.
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (4 ч).
Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.
Экскурсия-лекция в политехнический музей.
Тема 2. Вода (3 ч).
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.
Тема 3. Смеси в жизни человека (4 ч).
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 3: Самодельные духи.
Тема 4. Поваренная соль (4 ч).
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.
Тема 5. Химия пищи (12 ч).
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.
Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений.
Практическая работа № 10: Качественные реакции на присутствие углеводов.
Практическая работа № 11: Химические опыты с жевательной резинкой.
Тема 6. Спички (3ч).
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.
Практическая работа № 12: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).
Тема 7. Бумага (4ч).
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Практическая работа № 13: Изучение свойств различных видов бумаги.
Тема 8. В мире красок и карандашей (4 ч).
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 14: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
Тема 9. Стекло (4 ч).
История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.
Практическая работа № 15: Изучение физических свойств различных стекол.
Тема 10. Керамика (4 ч).
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.
Практическая работа № 16: Исследование физико-химических свойств глины.
Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (8 ч).
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 18: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа № 19: Выведение пятен с ткани.
Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (4 ч).
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.
Практическая работа № 20: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.
Тема 13. Химия – помощница садовода (4 ч).
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 21: Изучение состава различных почв.
Тема 14. Химия и ювелирные украшения (4 ч).
Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.
Практическая работа № 22: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.
Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (2 ч).
Требования к усвоению учебного материала. Формы контроля.
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:
составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
составе стекла, видах стекол и способах их получения;
истории возникновения керамики и ее видов;
составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:
применять методы качественного и количественного анализа;
самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
составлять отчет о проделанном эксперименте.
Примерные темы для подготовки сообщений учащимися.
1. Имеет ли вода память.
2. Влажность воздуха и самочувствие человека.
3. Физиологический раствор в медицинской практике.
4. Минералы, необходимые человеку.
5. Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
6. Продукты, старящие организм.
7. Отравление препаратами бытовой химии.
8. “Соляные бунты” в России.
9. Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.
10. История бумажных денег.
11. История спичек.
12. Реставрация знаменитых картин.
13. Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).
14. Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.
15. Полимеры в медицине.
16. Химические материалы для создания искусственных органов.
17. Выращивание растений на питательных растворах.
18. Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.
19. История ювелирных украшений: от древности до наших дней.
5.Условия реализации программы.
Занятия проходят в кабинете химии ГБОУ СШО № 386. В состав групп входит 15 учеников. В качестве положительной оценки деятельности школьника при изучении курса можно рассматривать повышение мотивации к изучению химии и появление профессиональной ориентированности на данный предмет. Создание возможности для самореализации школьников (умение проводить исследования, делать выводы). Стимулом для посещения занятий является подведение итогов, презентации, выступления в качестве ведущих докладчиков на неделе естественно-математических наук в школе.
6.Список используемой литературы для учителя.
1. Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.: “Педагогика”, 1985 г.
2. Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г.
3. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г.
4. Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.
5. Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981 г.
6. Розен Б.Л. “Чудесный мир бумаги”. М.: “Химия”, 1991 г.
7. Титова И.М. “Вещества и материалы в руках художника”. М.: “Мирос”, 1994 г.
8. Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая школа”, 1982 г.
9. Дудоров И.Г. “Общая технология силикатов”. М.: “Стройиздат”, 1987 г.
10. Владимиров Л.И. “Всеобщая история”. М.: “Книга”, 1988 г.
|
| 7.Список рекомендуемой литературы детям.
1. Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.
2. Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992 г.
3. Егоркин В.Ф. «Внеклассные практические занятия по химии». М.: «Просвещение», 1978 г.
|