Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч)





НазваниеПрограмма кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч)
страница1/3
Дата публикации30.10.2014
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2   3









prn_img

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 386__
107370, г. Москва, ул. Бойцовая, д.6, к. 8А http://www.vao386.ru

Тел.: (499) 160-86-26 E-mail: vostok386@ mail.ru
«Утверждено» «Утверждаю»

На программно-методическом ________________________

Совете ГБОУ СОШ № 386 А.Е. Пименов

(протокол № ______, ________________ ________________________

(дата) (дата)

__________________________________

(подпись)
Модифицированная программа на основе комплексной программы кружка «Химик» С.Н. Калугиной.

Возраст детей, на которых рассчитана

дополнительная образовательная программа 14-17 лет

Срок реализации

дополнительной образовательной программы 2 года.

УЧИТЕЛЬ:Краснослободцева Г.Л

Москва, 2013-2014 год
Пояснительная записка.
Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Кружок “Занимательной химии” организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые ученики. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.
В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин с экскурсиями в аптеку, химические лаборатории, в институты, чтение рефератов с проведением эксперимента.
Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.

Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч).

Тематика занятий

Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности.

Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др.

Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня), пользование ими. Нагревание и прокаливание.

Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.

Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Растворы. Кристаллогидраты.

Лабораторные способы получения неорганических веществ.

Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».

Химия и человек. Химия и медицина.

Профориентация.

Химия в быту.

Общий смотр знаний. Заключительная игра «Что? Где? Когда?».

Основные цели кружка:
Формирование ученического актива, расширение и углубление знаний учащихся, развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ; формирование информационной культуры
Основные методы:
Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию
Основные формы:
Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.

Тематическое и поурочное планирование




Тема занятия

Кол. часов

1

 

Вводное занятие.

1

2

 


Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.

1

3.

Знакомство с лабораторным оборудованием

1


4.


Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории

1

5


Нагревательные приборы и пользование ими. Нагревание и прокаливание

1

6-7.


Взвешивание, фильтрование и перегонка

1

8

Выпаривание и кристаллизация

1

9-10


Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.

3

11-12


Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

1

13-14


Кристаллогидраты.

2

15-16

Химия и медицина.

1

17-18


Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

2

19-20


Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай».

2

 
20- 21

Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка

2

22-23

Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

1


24-25

Проведение дидактических игр: кто внимательнее ?

кто быстрее и лучше узнай вещество; узнай явление

4

26


Профориентационная лекция.

1

27-28

Химия в быту.

2

29-30

Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”


2


Экскурсия
1) в химическую лабораторию
2) в аптеку
Программа
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.[14] Игра по технике безопасности.[4] ,[13]
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).[9], [13]
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории [8],[13],[14]
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.[14]
Экскурсия в химическую лабораторию .
5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. [13].
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки.Очистка веществ от примесей
Практическая работа.

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

Перегонка воды. [11]
7. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли . [11]
8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.

Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Демонстрация фильма.
Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.[11]
10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.
Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).[3]
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.[12]
11. Химия и медицина .Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.
Устный журнал на тему химия и медицина.[1]
Экскурсия в аптеку.
12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.

“Вулкан” на столе, [5]

“Зелёный огонь”, [5]

“Вода-катализатор”, [5]

«Звездный дождь» [4]

Разноцветное пламя [4]

Вода зажигает бумагу [4]
13. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай».
Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.[1] ,[6]
Игра. «Счастливый случай»
14. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:

“Химическая эстафета”[4]

“Третий лишний”. [4]
15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».
Демонстрация опытов:

Химические водоросли [5]

Тёмно-серая змея. [5]

Оригинальное яйцо [6]

Минеральный «хамелеон» [4]
16. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
-Ваше питание и здоровье [9]
-Химические реакции внутри нас [3]
17. Проведение дидактических игр
Проведение конкурсов и дидактических игр:

кто внимательнее [1]

кто быстрее и лучше

узнай вещество

узнай явление [1]
18. Занятие по профориентации.

 
19. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.[2]
Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.
20. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.
Проведение заключительной игры.
Игра. « Что? Где? Когда?»
Ожидаемые результаты
На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Литература

Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.

Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.

Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.

В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.

Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.

А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.

И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.

Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.

Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.

Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.

Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.



федеральные документы

региональные документы

окружные документы

документы образовательной организации

Программа кружка по химии «Химия в жизни человека».

1. Цели курса.

Углубление знаний в области естественнонаучных дисциплин, оказание помощи в принятие решения о направлении дальнейшего образования, развитие интереса к изучению химии и проведению химического эксперимента.

В предполагаемом курсе учащиеся узнают о биологическом значении химических соединений, знакомятся с особенностями научного метода познания природы на примере изучения химических свойств и веществ.

Особенность курса - межпредметный характер рассматриваемых вопросов, использование знаний учащихся по географии, биологии, физике. В течение всего курса учащиеся работают с дополнительной литературой.

Исследовательский характер курса помогает учащимся развивать следующие навыки и умения:

-       строить план исследования;

-       математически обрабатывать результаты;

-       сотрудничать в группе.

Основные идеи курса.

-       каждое химическое соединение имеет биологическое значение;

-       химическая наука служит интересом человечества.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Планируемые результаты обучения.

Требования к усвоению теоретического материала.

После прохождения курса школьники должны:

Знать: строение и свойства практическое значение некоторых веществ.

Уметь: составлять формулы веществ, уравнения химических реакций, умения высказывать суждения о свойствах и о практическом значении веществ на основе их строения, разъяснять причины разнообразия веществ.

Требования по технике безопасности.

1.     Выполнение правил техники безопасности.

2.     Умение работать с реактивами, нагревательными приборами.

2. Пояснительная записка.

Программа кружка по химии “химия в жизни человека” предназначена для учащихся 8-х классов.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.

Содержание занятий подбиралось следующим образом:

  • интеграция учебного содержания;

  • частая смена видов деятельности (за 1 час от 3 до 5 раз);

  • использование самых разнообразных организационных форм;

  • акцент на практические виды деятельности;

  • отказ от обязательных домашних заданий;

  • обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.

        Занятия рассчитаны для проведения 2 раза в неделю по 1 часу, всего 68 занятий за учебный год.

        Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.        Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

          Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.   

3.Тематическое планирование.



п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятие

1

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком

4

3

1

2

Вода

3

2

1

3

Смеси в жизни человека

4

3

1

4

Поваренная соль

4

3

1

5

Химия пищи

12

5

7

6

Спички

3

2

1

7

Бумага

4

3

1

8

В мире красок и карандашей

4

3

1

9

Стекло

4

3

1

10

Керамика

4

3

1

11

Химия стирает, чистит и убирает

8

5

3

12

Химия – хозяйка домашней аптечки

4

3

1

13

Химия – помощница садовода

4

3

1

14

Химия и ювелирные украшения

4

3

1

15

Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии

2

2




16

Итого

68

46

22

4.Содержание программы.

         Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (4 ч).

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

Экскурсия-лекция в политехнический музей.

         Тема 2. Вода (3 ч).

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

       Тема 3. Смеси в жизни человека (4 ч).

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

       Тема 4. Поваренная соль (4 ч).

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

       Тема 5. Химия пищи (12 ч).

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.

Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.

Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений.

Практическая работа № 10: Качественные реакции на присутствие углеводов.

Практическая работа № 11: Химические опыты с жевательной резинкой.

       Тема 6. Спички (3ч).

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

Практическая работа № 12: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).

       Тема 7. Бумага (4ч).

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

Практическая работа № 13: Изучение свойств различных видов бумаги.

       Тема 8. В мире красок и карандашей (4 ч).

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Практическая работа № 14: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

       Тема 9. Стекло (4 ч).

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

Практическая работа № 15: Изучение физических свойств различных стекол.

       Тема 10. Керамика (4 ч).

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Практическая работа № 16: Исследование физико-химических свойств глины.

       Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (8 ч).

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и шампунях.

Практическая работа № 18: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

Практическая работа № 19: Выведение пятен с ткани.

       Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (4 ч).

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

Практическая работа № 20: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

       Тема 13. Химия – помощница садовода (4 ч).

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

Практическая работа № 21: Изучение состава различных почв.

       Тема 14. Химия и ювелирные украшения (4 ч).

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

Практическая работа № 22: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.

Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (2 ч).

      Требования к усвоению учебного материала. Формы контроля.

       В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:

  • составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;

  • нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;

  • составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;

  • составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;

  • видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;

  • видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;

  • видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;

  • составе стекла, видах стекол и способах их получения;

  • истории возникновения керамики и ее видов;

  • составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;

  • видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;

  • видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.

       В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:

  • применять методы качественного и количественного анализа;

  • самостоятельно осуществлять химические эксперименты;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;

  • составлять отчет о проделанном эксперименте.

Примерные темы для подготовки сообщений учащимися.

1.     Имеет ли вода память.

2.     Влажность воздуха и самочувствие человека.

3.     Физиологический раствор в медицинской практике.

4.     Минералы, необходимые человеку.

5.     Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.

6.     Продукты, старящие организм.

7.     Отравление препаратами бытовой химии.

8.     “Соляные бунты” в России.

9.     Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.

10.                       История бумажных денег.

11.                       История спичек.

12.                       Реставрация знаменитых картин.

13.                       Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).

14.                       Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.

15.                       Полимеры в медицине.

16.                       Химические материалы для создания искусственных органов.

17.                       Выращивание растений на питательных растворах.

18.                       Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.

19.                       История ювелирных украшений: от древности до наших дней.

5.Условия реализации программы.

           Занятия проходят в кабинете химии ГБОУ СШО № 386. В состав групп входит 15 учеников. В качестве положительной оценки деятельности школьника при изучении курса можно рассматривать повышение мотивации к изучению химии и появление профессиональной ориентированности на данный предмет. Создание возможности для самореализации школьников (умение проводить исследования, делать выводы). Стимулом для посещения занятий является подведение итогов, презентации, выступления в качестве ведущих докладчиков на неделе естественно-математических наук в школе.

6.Список используемой литературы для учителя.

1.     Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.: “Педагогика”, 1985 г.

2.     Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г.

3.     Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г.

4.     Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.

5.     Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981 г.

6.     Розен Б.Л. “Чудесный мир бумаги”. М.: “Химия”, 1991 г.

7.     Титова И.М. “Вещества и материалы в руках художника”. М.: “Мирос”, 1994 г.

8.     Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая школа”, 1982 г.

9.     Дудоров И.Г. “Общая технология силикатов”. М.: “Стройиздат”, 1987 г.

10.                       Владимиров Л.И. “Всеобщая история”. М.: “Книга”, 1988 г.




7.Список рекомендуемой литературы детям.

1.     Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.

2.     Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992 г.

3.     Егоркин В.Ф. «Внеклассные практические занятия по химии». М.: «Просвещение», 1978 г.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconПрограмма кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9...
Целью кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение...
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconОбразовательная программа «Занимательная математика»
Программа математического кружка «Занимательная математика» создана для занятий с учащимися 5- 6 классов (дети с высокой учебной...
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная химия»
Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С...
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconОбразовательная программа по искусству (9 класс)
Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю)
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconПрограмма кружка по химии «занимательная химия»
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,...
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconРабочая программа по изобразительному искусству для 8-9 классов
...
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconКонспект урока на тему
...
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconПрограмма элективного курса для учащихся 10 (11) классов «основы цифровой фотографии»
Программа курса «Основы цифровой фотографии» ориентирована на учащихся 10 или 11 классов при занятиях 1 раз в неделю по 1 часу, всего...
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) icon«Жостовские подносы. Знакомство с промыслом. Конструирование подноса из картона»
...
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconПрограмма кружка «Думай! Смекай! Решай!»
Программа «Кружка речевого творчества» рассчитана на учащихся 4 класса. Реализуется она в течение одного учебного года. Занятия будут...
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) icon«Рассмотрено»
«Занимательная физика» предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует...
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа рассчитана на 24 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа...
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconПояснительная записка Улановой Надеждой Николаевной Программа деятельности...
Программа деятельности кружка «Увлекательный английский» на 2012-2013 учебный год рассчитана на 34 часа 1час в неделю
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconПрограмма кружка по страноведению на английском языке для 8 класса...
Программа кружка по страноведению «Путешествуем по Великобритании» предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 64 часа (2часа...
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов (30 занятий по 1 часу в неделю или 30 ч) iconОбразовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас»
Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск