Образовательная программа «Занимательная математика»





Скачать 177.46 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Занимательная математика»
Дата публикации21.03.2015
Размер177.46 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Математика > Образовательная программа







«Утверждаю»

Директор

МБОУ г. Астрахани

«СОШ №27»

 Е. В. Муратова

_____.___.13.

___________
Дополнительная

общеобразовательная программа
«Занимательная математика»

(обучение детей 10-13 лет

решению нестандартных задач)

Название курса (кружка, секции)

МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 27»
(направленность – научно-познавательная)
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № _1_ от 26.08. 2013г.

 

Астрахань - 2013

Аннотация
Программа математического кружка «Занимательная математика» создана для занятий с учащимися 5- 6 классов (дети с высокой учебной мотивацией). Данная программа рассчитана на 2 года (68 часов, из расчёта 2 часа в неделю).

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Пояснительная записка
Программа «Занимательная математика» является программой дополнительного образования детей в возрасте 10-12 лет.

Программа составлена с помощью пособия для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», авторы которого Григорьев Д.В. и Степанов П.В. считают, что «воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно усвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность».

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Для реализации поставленных целей и задач разработана программа кружкового занятия по математике «Занимательная математика» в 6 классе. Реализация данной программы возможна в течение одного или двух лет.

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся 6 классов, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Обучение по данной программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.
Оптимальная численность группы – 15 человек.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся шестых классов.
Цели и задачи программы
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики

7. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

8. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

9. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).

Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
На занятиях математического кружка рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.
Тематическое планирование курса
Название тем и их содержание в виде конечного образовательного продукта, а также примерное распределение количества часов представлены в таблице:

1 год обучения

№ п/п

Тема (содержание)

Форма проведения занятия

Колич-во часов

1










2










3










4










5










6










7










8










9










10










11










12










13










14










15










16










17










18










19










20










21










22










23










24










25










26










27










28










29










30










31










32











2 год обучения

№ п/п

Тема (содержание)

Форма проведения занятия

Колич-во часов

1

Организационное занятие. Математическая смесь.

Эвристическая беседа

1

2

Из истории математики:

  1. История развития математики.

  2. Счет у первобытных людей.

Эвристическая беседа

Поиск информации

Мини- доклады

3

3

Поиски закономерностей.

Практическая работа

1

4

Восстановление знаков действий.

Личная олимпиада

1

5

Запись цифр и действий у других народов.

Эвристическая беседа

Мини-доклады

3

6

Действия с римскими цифрами.

Эвристическая беседа

2

7

Приемы устного счета.

Практическая работа

2

8

Расшифровка записей.

Лабораторная работа

2

9

Числовые ребусы.

Практическая работа

2

10

Числа великаны и числа малютки.

Эвристическая беседа

Поиск информации

Мини-доклады

3

11

Логические задачи.

Практическая работа

2

12

Конечные и бесконечные множества.

Эвристическая беседа


2

13

Соревнование «Математическая регата».

Игра. Выполнение творческих заданий

2

14

Множества.

Эвристическая беседа


2

15

Применение графов к решению задач.

Практическая работа

3

16

Переливания.

Практическая работа

3

17

Взвешивания.

Практическая работа

3

18

Математические ребусы.

Практическая работа

2

19

Равносоставленные фигуры.

Эвристическая беседа

2

20

Равносоставленные фигуры. Танграм.

Практическая работа

2

21

Геометрические задачи на разрезание.

Практическая работа

2

22

Игры с пентамино.

Практическая работа

2

23

Соревнование. Математический конкурс «Кенгуру».

Выполнение конкурсных заданий

2

24

Геометрия в пространстве.

Эвристическая

беседа

Мини-доклады

3

25

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

Практическая работа

3

26

В худшем случае.

Практическая работа

2

27

Принцип Дирихле.

Практическая работа

2

28

Круги Эйлера. Графы

Эвристическая беседа

2

29

Задачи на обратный ход.

Практическая работа

2

30

Соревнование. «Математическая стрельба».

Игра. Выполнение творческих заданий

2

31

Решение математических задач с помощью рассуждений.


Практическая работа

2

32

Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса




1


Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты
Предметные:

по окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач; систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

Личностные:

по окончании обучения учащиеся должны уметь применять:

• логические приемы при решении задач; рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
Метапредметные:

по окончании обучения учащиеся должны знать:

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков, применять нестандартные методы при решении программных задач

Методическое обеспечение
Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:
• наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;
• с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями;
• усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей. Примерами таких методов служат принцип Дирихле, круги Эйлера, графы и др.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии ( системы) приёмов, то наиболее адекватными являются

  • проблемно-развивающее обучение;

  • адаптированное обучение;

  • индивидуализация и дифференциация обучения;

  • информационные технологии.


При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

- эвристическая беседа;

- практикум;

- интеллектуальная игра;

- дискуссия;

- творческая работа.
Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.
Формы контроля:

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

- сообщения и доклады (мини);

- тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.

Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:



занятия

Определение уровня трудности занятия


Настроение

Самооценка работы на занятии




легкое

среднее

трудное









Показатели эффективности реализации программы

Показатели

Степень выраженности

оцениваемого качества

Возможное

кол-во баллов

Кол.

обуч-ся

%

Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой);

2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3);

3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

1 балл

5 баллов

10 баллов








Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических знаний ребенка программным требованиям


1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой);

2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3);

3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

1 балл

5 баллов

10 баллов








Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

 

1.начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

2.репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

3.творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). 

1 балл
5 баллов

10 баллов








Умение аккуратно выполнять работу


Аккуратность и ответственность в работе

Удовлетв.

Хорошо

Отлично




Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Удовлетв.

Хорошо

Отлично





Литература:


  1. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.

  2. Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.

3. Григорьев Д.В, Степанов П.В.«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»

4. http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Занимательная математика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практикум «Занимательная математика» составлен на основе книги «Занимательная арифметика» Перельмана Я. И.– М.: «Государственное...
Образовательная программа «Занимательная математика» iconЗанимательная математика
«Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий
Образовательная программа «Занимательная математика» iconПлан проведения Недели математики и информатики
Доклады, рефераты «Занимательные задачи с разнообразными сюжетами», «Занимательная математика»
Образовательная программа «Занимательная математика» iconРабочая программа учебного курса «Занимательная математика»
...
Образовательная программа «Занимательная математика» iconУрок 40 Тема урока
Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: Ириас, 2006 Электронный вариант книги в формате...
Образовательная программа «Занимательная математика» iconРабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе «Занимательная физика»
Кружок «Занимательная физика» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными...
Образовательная программа «Занимательная математика» iconПрограмма курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному...
Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности
Образовательная программа «Занимательная математика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: Ириас, 2006 Электронный вариант книги в формате...
Образовательная программа «Занимательная математика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: Ириас, 2006 Электронный вариант книги в формате...
Образовательная программа «Занимательная математика» iconПрограмма внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» 1-4 классы
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...
Образовательная программа «Занимательная математика» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная химия»
Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С...
Образовательная программа «Занимательная математика» iconТематическое планирование Календарно-тематическое планирование
Актуальность программы «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики,...
Образовательная программа «Занимательная математика» iconПрограмма внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)...
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...
Образовательная программа «Занимательная математика» iconУрок 19 Тема урока: Числа  и-или  Работа по образцу  Форма плоских...
Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: Ириас, 2006 Электронный вариант книги в формате...
Образовательная программа «Занимательная математика» iconРабочая программа математического кружка «Занимательная математика»
Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека...
Образовательная программа «Занимательная математика» iconПрограмма работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:...
Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск