Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика»





Скачать 113.06 Kb.
НазваниеРабочая программа математического кружка «Занимательная математика»
Дата публикации21.03.2015
Размер113.06 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая программа

Д Е П А Р Т А М Е НТ О Б Р А З О В А Н И Я Г О Р О Д А М О С К В Ы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы


ц е н т р о б р а з о в а н и я №1953

«Москва-98»

119607, г.Москва, ул.Удальцова, д.40 телефон:8(499) 432-39-01

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________________О.А.Шилина

«________»_______________ 2013г.

«Согласовано»

И.О.Директора

______________________А.П.Барановский

«________»_______________2013г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МАТЕМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА «Занимательная математика»

5 – 6 КЛАССЫ

Автор-составитель:

И.В.Чугина

учитель высшей квалификационной

категории

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка.
Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека и для жизни в этом обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особенно в начале обучения в основной школе являются математические кружки.

Актуальность создания программы обусловлена совершенствованием содержания занятий математического кружка как ведущей формы дополнительного математического образования и форм работы по повышению уровня математических знаний, требующих обновления и теоретического обобщения.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Программа отличается своей мобильностью (содержит разные уровни сложности изучаемого материала) и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся (ее можно расширить, изменить с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей).

Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Программа реализуется в творческих работах учащихся, проектной деятельности и других инновационных технологиях, используемых в системе работы кружка, направленных на развитие у учащихся интереса к предмету, творческих способностей, навыков самостоятельной работы. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Программа математического кружка «ЭРУДИТ» для 5 - 6 классов содержит в основном традиционные темы занимательной математики. Уровень сложности подобранных заданий позволяет привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут положить начало в развитии их интереса к предмету и вызвать желание увлечься математикой. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Математические кружки являются основной формой внеклассной работы с учащимися любых классов и в то же время служат хорошим подспорьем при подготовке учащихся к олимпиадам и различным математическим конкурсам.

В настоящее время, роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. При составлении программы достаточное количество времени отведено геометрии для развития геометрического кругозора и решению различных геометрических задач занимательного характера . В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в школьных олимпиадах, математических конкурсах.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 занятий в год.
I. Цели и задачи программы.

Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

5. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики

6. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

7. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

8. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).

Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия. 

  II. Требования к уровню подготовки учащихся.

По окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

 

 По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач. 

Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся, ее можно расширять, изменять с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей.

III.Тематическое планирование курса

5 – 6 классы.


/

п/п


Тематика кружковых занятий

Форма проведения занятий

Кол-во

часов

Примерные сроки проведения занятий

1

Организационное занятие. Математическая смесь.

Эвристическая беседа

1





2

3

Тема1. Из истории математики

Счет у первобытных людей.

История развития математики:

Древний Восток (Египет, Вавилон, Китай), Древняя Греция, Индия, страны Ислама.


Эвристическая беседа

Поиск информации

Мини- доклады уч-ся


2




4

Тема 2. Это интересно!

Запись цифр и действий у других народов

Эвристическая беседа



1



5

Действия с римскими цифрами.

Практическая работа

1




6

Составление выражений, восстановление знаков действий.

Личное первенство

2




7

Головоломки.

Практическая работа

3




8

Приемы устного счета.

Практическая работа

3




9

Подготовка к математической олимпиаде

Выполнение конкурсных заданий

4




10

Числовые ребусы.

Практическая работа

2




11

Нахождение закономерностей.

Практическая работа

3




12

Секреты арифметических фокусов (мини-доклады, сценки).

Мини-доклады

Поиск информации

2





13

Тема 3. Признаки делимости

Признаки делимости на 3 и 9 (с доказательством).


Практическая работа



2



14

Признаки делимости на 11 и 19 .

Практическая работа

3




15

Решение задач с использованием признаков делимости.

Практическая работа

2






16

Тема 4. Развиваем гибкость ума через решение задач.

Решение задач методом «с конца».



Практическая работа



2


17

Решение задач на все действия с дробями

Выполнение творческих заданий

3




18

Задачи на свойства четных и нечетных чисел.

Практическая работа

2




19

Решение задач одним росчерком карандаша.

Лабораторная работа

2




20

Задачи на переливания.

Практическая работа

3




21

Задачи на взвешивание.

Практическая работа

2




22

Логические задачи.

Мини-доклады.

Практическое занятие.

4




24

Задачи на определение «Худшего случая».

Практическая работа

2




25

Принцип Дирихле.

Практическая работа

1




26

Круги Эйлера. Графы.

Эвристическая беседа

1




27

Применение графов к решению задач.

Практическая работа

2




28

Построение фигур одним росчерком карандаша.

Практическая работа

2






29

Тема 5. Геометрия – витамин для мозга.

Геометрия на клетчатой бумаге: рисование фигур на клетчатой бумаге, разрезание фигур на равные части, игры с пентамино.



Практическая работа



3


30

Геометрия в пространстве: задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

Практическая работа

2




31

Геометрические построения с помощью циркуля и линейки: построение середины отрезка, серединного перпендикуляра, построение угла, равного данному, биссектрисы угла.

Практическая работа

3







Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса.

Эвристическая

беседа

Мини-доклады.

1







Резервные занятия

Всего: 68 часов

2





Примерная структура занятий.


    1. Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.

    2. Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.

    3. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку.

    4. Подведение итогов занятия (ответы на вопросы учащихся, обсуждение математической газеты, следующей встречи, сценки, домашнее задание).


При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. На занятиях кружка можно использовать различные современные образовательные технологии и сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Для эффективной организации курса использовать различные формы проведения занятий: эвристическая беседа, практикум, интеллектуальная игра, дискуссия, творческая работа. Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными.
Формы контроля:

Оценивание учебных достижений на занятиях кружка отличается от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

- сообщения и доклады (мини);

- тестирование с использованием заданий математического конкурса

«Кенгуру»

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.
В конце занятия можно провести анкетирование о прошедшем занятии (проведение рефлексии самими учащимися)

Литература (для 5-6 классов)


    1. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. - М.: АСТ: Астрель, 2001.

    2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике: задачи логического характера. Книга для учащихся 5–11 кл. –М.: Просвещение, 1996.

    3. Гусев В.А, Комбаров А.П. Математическая разминка. Книга для учащихся 5–7 классов. - М.: Просвещение, 2005.

    4. Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. -М.:Просвещение, 2007.

    5. Журнал “Математика в школе”. Делимость целых чисел. №4, 2009, стр.36-41, №5, 2009, стр. 21-28.

    6. Кононов А.Я. Математическая мозаика. Занимательные задачи для учащихся 5–11 классов.-М.: Педагогическое общество России, 2004.

    7. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО «Книга», 2005.

    8. Перельман Я.И. Занимательная арифметика.-М.: АСТ, 2007.

    9. Смыкалова Е.В. Сборник задач по математике для 5 класса. Спб: СМИО Пресс, 2006.

    10. Фарков А.В. Математические олимпиады. Учебно-методический комплект ко всем программам по математике за 5–6-е классы. М, Издательство “ЭКЗАМЕН”, 2006.

    11. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. 8-е изд.-М.: Просвещение, 2006.

    12. Шейнина О.С, Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка, 5-6 классы.-М.: издательство НЦ ЭНАС, 2005.

    13. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. Аксенова М, метод. и отв. ред. Володин В. М, Аванта+. 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconОбразовательная программа «Занимательная математика»
Программа математического кружка «Занимательная математика» создана для занятий с учащимися 5- 6 классов (дети с высокой учебной...
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconПрограмма математического кружка
Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка...
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная химия»
Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С...
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconРабочая программа математического кружка «Уистап»
Цель кружковой работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить...
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconПрограмма кружка по химии «занимательная химия»
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,...
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практикум «Занимательная математика» составлен на основе книги «Занимательная арифметика» Перельмана Я. И.– М.: «Государственное...
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconПрограмма кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9...
Целью кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение...
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconПрограмма кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9...
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,...
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconРабочая учебная программа дисциплины (модуля) Математика
Дисциплина «Математика» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавра по направлению «Стандартизация...
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconРабочая программа по дисциплине б математика
Дисциплина «Математика» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавра по направлению «Продукты...
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconРабочая программа учебного курса «Занимательная математика»
...
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconРабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе «Занимательная физика»
Кружок «Занимательная физика» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными...
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconЗанимательная математика
«Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconУчебно-тематический план работы математического кружка «Эврика». 8 класс

Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconУчебно-тематический план работы математического кружка «Эврика». 8 класс

Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» iconГ. Л. Воронин Н. В ларшина социология учебно-методическое пособие
Программа предназначена для бакалавров очной формы обучения механико-математического факультета математика 010100, математика и компьютерные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск