Скачать 280.14 Kb.
|
МАОУ «Артинский лицей» Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе «Занимательная физика» 3 – 4 классы Автор: Щепочкин Андрей Владимировичучитель физики . 2014 г Рабочая программа кружка «Занимательная физика» Пояснительная записка Актуальность. В современной школе отсутствует такой курс, где бы ребёнок мог целенаправленно развивать свои умственные, творческие способности, формировать активную жизненную позицию, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Кружок «Занимательная физика» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными кружками. Целесообразность. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Кружок «Занимательная физика» способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, я сочетаю в ходе занятия рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры. Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность. Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе обучения необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ученика. Разнообразить занятия позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картины, рисунки, видеозаписи. Всё это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу. Цель программы: Углубить и расширить знания учащихся, полученные в курсе Окружающего мира по темам: «Природные явления», «Строение и свойства вещества: жидкости, газы и твердые тела», «Электрические явления и магнетизм», «Воздух», «Вода», «Звук», «Свет», «Теплота», «Пространство и движение», «Инерция и реактивное движение», а также показать детям, что окружающий их мир познаваем, что все явления природы могут быть научно объяснены. Задачи программы:
Принципы программы: Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Научность. Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать. Системность. Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях. Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии, а также на углубление знании по программе Окружающего мира. Реалистичность. В рамках кружка мы знакомимся с основными физическими и природными явлениями. Формы работы: подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:
Особенности организации работы кружка Для занятий у ребёнка должны быть: ручка, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, тетрадь в клетку, отпечатанный материал занятия. В начале каждого занятия - « Разминка» (3-5 мин.). Это могут быть загадки, ребусы, кроссворды касающиеся темы занятия. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность. Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия. Затем мы переходим к теме занятия и выясняем, что знают уже обучающиеся и чего бы им хотелось нового узнать. Разбор материала. - В течение следующих 3-4 минут - « Мой подарок» -физкультминутка, которую по очереди готовит каждый ребёнок. Это может быть игра, которую он проведёт с другими, исполнение песни или танца, комплекса упражнений для других ребят и т.д. Физкультминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. - Оставшиеся 20-25 минут опыты, совместное (парное, групповое) обсуждение, доказательство действий, аргументация. Следующий этап закрепление знаний. Он реализуется через выполнение различных занимательных опытов, как совместных, так и индивидуальных. Опыты подбираются в соответствии с возрастом. Занимательные опыты повышают познавательную деятельность. Формируют умения грамотно излагать свои мысли, работать с дополнительной научной литературой; воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, способствуют формированию таких черт характера, как воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями. - В конце занятия – цветовая рефлексия, оценка занятия. Дети в тетради рисуют цветок, листок (любую фигуру) в соответствии с результатом: красный - получилось всё отлично, жёлтый - всё хорошо, зелёный - только часть выполнена так, как хотелось, синий - не получилось так, как хотелось. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
Система отслеживания и оценивания результатов. Контроль и оценка результатов знаний обучающихся осуществляется в ходе промежуточной аттестации, которая проходит в мае, в форме тестирования и обобщающего урока-праздника. В течение года диагностика имеющихся знаний и умений выявляется в форме:
Планируемые результаты. 3-й класс Личностные результаты: • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
4-й классы Личностные результаты • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Уровень результатов работы по программе: первый уровень:
второй уровень: * умения и навыки применять полученные знания в повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; * формирование у обучающихся опыта подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д.). третий уровень:
Тематическое планирование занятий кружка «Занимательная физика» 3 класс
Ожидаемые результаты. По окончании второго года обучающиеся должны знать и уметь:
|
Внеклассное мероприятие в начальной школе ... | Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная химия» Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С... | Уроки нравственности Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных... | ||
Пояснительная записка к программе «введение в проектно- исследовательскую... Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной | «Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе (по фгос ноо)» Содержание «Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе (по фгос ноо)» | ||
«Формирование информационно – коммуникативной компетентности через... Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии... | Программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе примерной программы «Юные исследователи»,методических... | ||
Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» 1-4 классы В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его... | Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс) Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на... | ||
Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)... В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его... | Программа внеурочной деятельности Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных з а д а ч | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего... | Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному... Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование интерактивного оборудования в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности | «Осеннее дерево» Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности... |