Занимательная математика





НазваниеЗанимательная математика
Дата публикации28.06.2013
Размер91.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Занимательная математика.
Изменения качества и содержания обучения за последние годы в школе значительно повышают требования к уровню знаний и представлений у детей, выпускающихся из детского сада. Детский сад и начальное звено школьного образования составляют фундамент, необходимый для дальнейшего успешного обучения ребёнка. Все родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок успешно овладел учебной программой, не испытывая особых трудностей. Многие уже наперёд задумываются о сдачи ЕГЭ. Как показывает практика, наибольшие опасения у детей и родителей вызывают точные науки, в том числе математика.

Математику принято считать царицей точных наук. Язык математики представляет собой сложную систему знаков, символов, которые складываются в примеры, уравнения, транскрипции и т.п. На каждом возрастном этапе необходимо обеспечить максимально доступный данному возрасту объём математических знаний и умений. Обучение детей элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения и развития ребёнка. Занимаясь над формированием элементарных математических представлений, мы параллельно развиваем все базовые психические процессы: мышление, речь, восприятие, внимание, память.

С чего же следует начать, чтобы понять этот сложный язык? Педагогам хорошо известно, что лучше детьми усваивается тот материал, который им не просто доступен, а, что немало важно, интересен. Как же добиться от детей, у которых ещё не сформировался устойчивый учебный мотив, такой заинтересованности к познанию.

Первоначальным источником познания является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдения. В зависимости от того, как дети пройдут эту чувственную ступень познания, чем богаче будут их представления о количественных, временных, пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем в дальнейшем легче будет им путём абстрагирования и обобщения перейти к математическим понятиям.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Все дошколята преимущественно находятся под правополушарным влиянием. Только ближе к школе, левое полушарие постепенно берёт на себя главенствующую роль, за исключением левшей (работы по нейропсихологии Семенович А.В. и др.авторов). Поэтому способ познания окружающего мира первоначально у детей чувственно – эмоциональный и только потом он становится абстрактным, логически осмысленным.

В связи с указанными выше физиологическими закономерностями развития, все занятия с детьми дошкольного возраста следует проводить в игровой форме, на основе их непосредственного, чувственного, сенсорного опыта, предметно – практической деятельности.

Формирование элементарных математических представлений в ДОУ включает в себя:

- качественные признаки предметов: цвет, форма, величина

- ориентировка в пространстве

- ориентировка во времени

- количество и счёт

Соответственно и дидактические игры можно разделить на следующие группы:

- игры с геометрическими фигурами, величиной, цветом

- игры на ориентировку в пространстве

- игры на ориентировку во времени

- игры с цифрами и числами

Предлагаю рассмотреть перечень некоторых игр на каждый из перечисленных выше составляющих элементарных математических представлений.

ЦВЕТ. ФОРМА. ВЕЛИЧИНА.

Цвет – знакомство с основными тонами, оттенками. Сравнение и группировка.

ИГРЫ:

«123 цвет назови»

«Найди предмет такой же по цвету»

«Убери лишний по цвету предмет»

«Собери только красные …. цветы» и др.

«Разложи кубики по цвету»

«Будь внимательным (что изменилось?)» и т.п.

Форма – знакомство с плоскостными, затем объёмными геометрическими фигурами. Сравнение и группировка.

ИГРЫ:

«123 фигуру назови»

«123 фигуру собери»

«На что похоже?»

«Подбери по форме»

«Узнай на ощупь»

«Сложи орнамент из фигур»

«Из каких фигур предмет?» и т.п.

Величина – определение размера предметов как:

Большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий

- сравнение путём приложения, наложения, подбор и группировка

ИГРЫ:

«Матрёшка»

«Пирамидка»

«Разбери пуговки по размеру»

«Построй высокую (низкую) башню»

«Найди широкий (узкий) шарфик»

«Нарисуй длинную (короткую) дорожку»

«123 размер правильно назови»

«Что больше (меньше), длиннее(короче)…»

«Скажи наоборот» и т.п.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

- называние частей тела, ориентировка на себе

- ориентировка в ближайшем пространстве, передвижение в определённом направлении

- ориентировка на плоскости (плоскость стола, ватмана, альбомного листа, листа в клетку)

ИГРЫ:

«123 части тела назови»

«Выше – ниже»

«Над - под»

«Слева – справа»

«Ближе – дальше»

«Что (кто) где находится»

«Путешествие по карте»

«Робот», «Обезьянка» (зеркало)

«Собери разрезную картину»

«Муха», «Путешествие по клеточкам»

«Слуховой (графический) диктант» и т.п.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

- части суток, знание дней недели

- время года, знание названий месяцев

ИГРЫ:

«123 время суток (года) назови»

«Что сначала, что потом?»

«Когда это бывает?»

«Нелепица» , «Исправь ошибку»

«Назови по порядку»

«Догадайся, о чём я говорю» и т.п.

КОЛИЧЕСТВО И СЧЁТ

- установление отношений больше – меньше, поровну

-прямой, порядковый, обратный счёт

- состав числа

- решение задач

ИГРЫ:

«123 где больше (меньше) скажи»

«Какое число больше (меньше)»

«Сосчитай, ка – уравняй, ка»

«Насколько больше (меньше)»

«Не зевай, ну-ка мне ты посчитай»

«Пересчёт»

«По порядку сосчитай»

«Отправляемся в полёт, называй обратный счёт»

«Начни считать от 5…»

«Назови число» (до – после)

«Заселяем домик»

«Весёлые задачки» и т.п.
При построении занятий, организованно спланированной деятельности по формированию элементарных математических представлений в ДОУ, особое внимание следует отводить интеграции различных образовательных областей, чтобы преподносимый детям учебный материал воспринимался ими более активно и осознанно, а педагоги могли реализовать свои творческие замыслы. В качестве примера предлагаю вашему вниманию конспект подобного занятия для детей младшего дошкольного возраста, где наряду с формированием элементарных математических представлений параллельно закрепляем знания по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром.
Образовательные цели

- уточнить и закрепить знания и представления детей по лексической теме «Насекомые»;

- совершенствование грамматического строя речи на примере употребления простых предложных конструкций и различения категории мужского и женского рода глаголов прошедшего времени;

- закрепление навыков прямого счёта в пределах 5, знания цветов основного спектра.

Развивающие цели

- развитие зрительного и слухового восприятия, внимания;

- развитие памяти;

- развитие наглядного и словесно – логического мышления;

- развитие навыков связного высказывания;

- развитие временных и пространственных представлений;

- развитие направленного речевого выдоха;

- развитие мелкой и общей моторики, двигательной координации.

Воспитательные цели

- формирование навыков взаимопонимания, сотрудничества на занятии;

- воспитание чувства бережного отношения к природе.

Оборудование

- предметные картинки по лексической теме;

- разрезные картинки по теме на каждого ребёнка;

- картонный автобус;

- мелкие игрушки (бабочка, паучок, божья коровка, гусеница, скрипка);

- бабочка на ниточке для дыхательной гимнастики);

- цветки основной цветовой гаммы и соответствующие им по цвету бабочки по количеству детей;

- бабочка – магнит;

- божьи коровки – магниты 5 шт.;

- раздаточный материал: наборы кружков двух цветов (желтые и зелёные) по 5 шт. каждого, катушки с ниточкой на каждого ребёнка;

- барабан;

- колокольчик;

- мяч.

При построении занятия рассматривались следующие источники:

Загадки – интернет/ресурсы

Физминутка и пальчиковая гимнастика – адаптированные тексты из:

Коррекционная ритмика, Бородина И. Г., Касицына М. А.; М.2007г.



Примерный план проведения:

I ЧАСТЬ

Оргмомент. Педагог приветствует детей.

Педагог: «Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами продолжим наш разговор о насекомых.

Взгляните, что лежит у вас в конвертах?»

Д/И «1 2 3 картинку собери»

- дети собирают разрезные и называют картинки (разной сложности), обобщают

II ЧАСТЬ

Уточнение и расширение знаний и представлений по теме.

Инструкция: «К нам сегодня в гости опять приехал автобус. Интересно, кого он привёз нам на этот раз. Чтобы это узнать, вам надо загадки отгадать».

Д/И «Угадай загадки»

  1. Загадка про бабочку:

Спал цветок и вдруг очнулся,

Спать ещё не захотел.

Колыхнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и полетел.

Д/И: «1 2 3 бабочка лети»

- дыхательная гимнастика, развитие направленного выдоха

«Цветок»

- пальчиковая гимнастика, развитие временных представлений на примере частей суток

Выполнение движений по ходу текста.

Прорастает наш цветок, к солнцу тянет стебелёк.

Цветок распускается, лепестки раскрываются.

Тихо дует ветерок и качает наш цветок.

Вечер наступает, цветок лепестки закрывает.

Ночью спит, отдыхает.

Утром просыпается, днём полностью раскрывается!

«Клумба»

- закрепление знаний основных цветов, соотнесение по цвету

«Полёт бабочки»

- развитие пространственных представлений, ориентировка на плоскости

2. Загадка про божью коровку:

Сел на ладошку маленький жучок.

Чёрный горошек, красный бочок.

Ползёт по ладошке ловко кто?...

Д/И: «1 2 3 божьих коровок найди»

- развитие зрительного внимания, употребление предлога НА

«Пересчёт»

- закрепление навыков прямого счёта

3. Загадка про гусеницу: На земле лежит верёвочка,

Я хотел её поднять.

Она спинку изогнула,

Стала быстро уползать!

Д/И: «1 2 3 гусеничку собери»

- построение последовательности на основе цветового признака

4.Загадка о пауке: На стене висит узор.

Кто, скажите, его сплёл.

Что за ловкий старичок?

Крутит нитку кто?...

Д/И: «Катушки»

- развитие мелкой моторики пальцев рук, ловкости движений

5. Загадка про кузнечика: Кто на скрипочке играет,

Кто прыжками удивляет?

Зелёный как огуречик,

В траве прячется кто?...

Д/И: «Слушай, не зевай. Звуки угадай»

- детям предлагается два вида звуков: барабан (закрепление понятий «громко – тихо»), колокольчик (закрепление понятий «близко – далеко»)

ФИЗМИНУТКА

- координация речи и движений, развитие творческого воображения

«Прогулка в лес»

Только в лес мы вошли. Налетели комары.

Руки вверх над головой и поймаем комара – хлопок рукой.

Мы прогулку продолжаем, на лужайке бабочек встречаем.

Бабочки летают и резвятся, на цветы отдохнуть садятся.

Дальше по лесу пойдём, муравьишек мы найдём.

Тихо муравьи ползут, травинки на спине несут.

Мы в лесу с вами гуляли, кого же повстречали?...

III ЧАСТЬ

6. Совершенствование грамматического строя речи, различение категории

мужского и женского рода на примере глагольного словаря.

Д/И: « Кто, он или она»

- педагог называет слова – действия, а дети должны догадаться , кому они принадлежат ( с опорой на предметные картинки)

Например:

Гусеница и муравей: полз, ползла

Бабочка и комар: летел, летела

Жук и муха: жужжал, жужжала

Пчела и комар: укусил, укусила… и т.п.

7. Развитие зрительного восприятия, внимания.

Д/И: «1 2 3 всех насекомых найди» (картинка в чёрно – белом изображении)

На каждое найденное и названное детьми насекомое педагог ставит на демонстрационное полотно картинку с его цветным изображением.

«Что изменилось, кто исчез?»

- развитие зрительной памяти

8. Развитие слухового внимания, памяти, словесно-логического мышления,

грамотного высказывания.

Д/И: «Исправь ошибку» (с мячом)

Бабочка плетёт паутину.

Паук летает над цветами.

Комар ползёт по листику.

Гусеница укусила мальчика.

Кузнечик жужжит над ухом….и т.п.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Д/И: «4 лишний»

- подведение итогов


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Занимательная математика iconОбразовательная программа «Занимательная математика»
Программа математического кружка «Занимательная математика» создана для занятий с учащимися 5- 6 классов (дети с высокой учебной...
Занимательная математика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практикум «Занимательная математика» составлен на основе книги «Занимательная арифметика» Перельмана Я. И.– М.: «Государственное...
Занимательная математика iconПлан проведения Недели математики и информатики
Доклады, рефераты «Занимательные задачи с разнообразными сюжетами», «Занимательная математика»
Занимательная математика iconУрок 40 Тема урока
Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: Ириас, 2006 Электронный вариант книги в формате...
Занимательная математика iconРабочая программа учебного курса «Занимательная математика»
...
Занимательная математика iconРабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе «Занимательная физика»
Кружок «Занимательная физика» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными...
Занимательная математика iconПрограмма курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному...
Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности
Занимательная математика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: Ириас, 2006 Электронный вариант книги в формате...
Занимательная математика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: Ириас, 2006 Электронный вариант книги в формате...
Занимательная математика iconТематическое планирование Календарно-тематическое планирование
Актуальность программы «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики,...
Занимательная математика iconПрограмма внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» 1-4 классы
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...
Занимательная математика iconУрок 19 Тема урока: Числа  и-или  Работа по образцу  Форма плоских...
Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: Ириас, 2006 Электронный вариант книги в формате...
Занимательная математика iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная химия»
Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С...
Занимательная математика iconПрограмма внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)...
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...
Занимательная математика iconРабочая программа математического кружка «Занимательная математика»
Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека...
Занимательная математика iconУрок 9 Тема урока: Числа  Множества  Пространственные отношения...
Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: Ириас, 2006 Электронный вариант книги в формате...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск