Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 169.12 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.05.2014
Размер169.12 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Математика > Пояснительная записка
c:\documents and settings\пользователь\local settings\temporary internet files\content.word\теи0004.tif


Пояснительная записка.

Практикум «Занимательная математика» составлен на основе книги «Занимательная арифметика» Перельмана Я.И.– М.: «Государственное издательство детской литературы », 1954года и предназначен для учащихся 5-х классов.

Показать красоту математики, научить получать удовольствие от решения задач – вот основные задачи данного курса.

Яркий, занимательный материал возбуждает интерес к предмету математики. Удивительные свойства чисел раскрывают гармонию и прелесть счёта. Задачи с необычными сюжетами развивают любопытство ребят. А экскурсии в историю математики повышают их общий кругозор.

Данный практикум способствует развитию логического, в том числе и математического мышления учащихся, их настойчивости и сосредоточенности, внимания, создавая тем самым базу для более свободного выбора ими своих будущих увлечений.

Программа курса рассчитана на 17 часов взятых из школьного компонента образовательного учреждения и ориентирована на популяризацию математики среди учащихся.

В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.

Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:

- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;

- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;

- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.

Цели курса:

  • формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе;

  • восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;

  • помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

Задачи курса:


  • систематизировать, обобщить знания учащихся о ранее приобретенных программных знаний по теме «Натуральные числа»;

  • расширить математические представления о приемах и методах решения задач;

  • развить логическую культуру и математическое мышление учащихся;

  • привить учащимся любовь к математике;

  • создать ориентационную и мотивационную основы для исследовательской деятельности учащихся.


Оценка знаний учащихся

Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.

Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.

Планируемый результат

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Используемая литература


  1. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: «Государственное издательство детской литературы », 1954

  2. УМК по новым образовательным стандартам (второго поколения) Математические олимпиады 5-6 кл А.В.Фарков М. «Экзамен»2011

  3. «Устные упражнения по математике для 5-11 кл» и «1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике»Э.Н.БалаянРостов-н-Дону «Феникс» 2008

  4. Математика5-6 класс Уроки математического мышления Ф.А.Пчелинцев М. «Издат-школа»1998

  5. «Удивительный мир чисел» Б.А.Кордемский М. «Просвещение»1986

  6. «От игры к знаниям» Е.М.Минскин М. «Просвещение»1988

  7. Задачи международного конкурса «Кенгуру» 5-6 классы 2009.2010,2011,2012 годов

План практикума




Тематика занятий


Количество часов

Форма контроля

1



Занимательная арифметика

1. История развития начальной математики

2. О некоторых математических терминах

3. Недесятичные системы счисления

4. Числовые великаны

5. Числовые лилипуты

6. Старинная система мер

2 ч





Брейн-ринг

2


Текстовые задачи

1. Арифметические задачи

2. Занимательные задачи на проценты

3. Задачи на взвешивание

4. Задачи на переливание

5. Задачи на движение

6. Задачи на пересечение и объединение множеств

7. Задачи, решаемые с конца

8. Принцип Дирихле

9. Старинные задачи

4 ч



Проверочная работа

3

Логические задачи

1. Гипотезы

2. Кто это сделал?

3. Примеры с буквами

4. Правда или ложь?

5. Расположение по порядку

6. Запутанная информация

7. Математические игры, выигрышные ситуации

8. Поиск закономерности

4 ч




Проверочная работа

4



Геометрические задачи

1. Задачи со спичками

2. Задачи на разрезание

3. Задачи на перекраивание

4. Геометрические головоломки

5. Геометрические иллюзии

6. Лабиринты

3 ч




Проверочная работа

5


Приемы устного счета

1. Признаки делимости чисел

2. Приемы умножения и деления

3. Некоторые особые случаи счета

2 ч




Конкурс: «Кто быстрее считает?»

6


Математический ералаш

1. Математические ребусы

2. Задачи в стихах, задачи-шутки

3. Литературные задачи

2 ч



Блиц-турнир




Итого

17 ч





Тематическое планирование

Наименование раздела

№ урока

Тема урока

(этап проекта)

Количество уроков

Тип урока

Элементы содержания

Требования к подготовке

Вид контроля

Д/з

План проведения

Факт проведения

Занимательная арифметика-2 часа


1

История развития математики, математических терминов

Недесятичные системы счисления

1

Урок-практикум

История развития математики, математических терминов

Недесятичные системы счисления

Знать историю развития математики, математических терминов, недесятичных систем счисления













2

Числовые великаны и лилипуты

Старинная система мер

1

Урок-практикум

Числовые великаны и лилипуты

Старинная система мер

Знать о числовых великанах и лилипутах

Знать об старинных системах мер

Брейн-ринг










Текстовые задачи-4 часа


3

Арифметические задачи

Занимательные задачи на проценты

1

Урок-практикум

Арифметические задачи

Занимательные задачи на проценты

Знать и уметь решать арифметические задачи, занимательные задачи на проценты













4

Задачи на взвешивание, на переливание, на движение

1

Урок-практикум

Задачи на взвешивание, на переливание, на движение

Уметь решать задачи на взвешивание, на переливание, на движение













5

Задачи на пересечение и объединение множеств, решаемые с конца. Принцип Дирихле

1

Урок-практикум

Задачи на пересечение и объединение множеств, решаемые с конца. Принцип Дирихле

Уметь решать задачи на пересечение и объединение множеств, решаемые с конца. Знать о принципе Дирихле













6

Старинные задачи

1

Урок-практикум

Старинные задачи

Знать и уметь решать старинные задачи

Проверочная работа










Логические задачи-4 часа

7

Гипотезы

Кто это сделал?

Примеры с буквами

1

Урок-практикум

Гипотезы

Кто это сделал?

Примеры с буквами

Знать о гипотезах.

Кто это сделал?

Уметь решать примеры с буквами














8

Правда или ложь?

Расположение по порядку

1

Урок-практикум

Правда или ложь?

Расположение по порядку

Знать о задачах, в которых «Правда или ложь?»

Уметь располагать по порядку













9

Запутанная информация

Математические игры, выигрышные ситуации

1

Урок-практикум

Запутанная информация.

Математические игры, выигрышные ситуации

Знать об «Запутанная информация.

Математические игры, выигрышные ситуации»













10

Поиск закономерности


1

Урок-практикум

Поиск закономерности


Знать об закономерностях. Уметь находить закономерности

Проверочная работа










Геометрические задачи-3 часа


11

Задачи со спичками, на разрезание, на перекраивание

1

Урок-практикум

Задачи со спичками, на разрезание, на перекраивание

Знать и уметь решать задачи со спичками, на разрезание, на перекраивание.














12

Геометрические головоломки, иллюзии




Урок-практикум

Геометрические головоломки, иллюзии

Знать и уметь решать геометрические головоломки, иллюзии













13

Лабиринты




Урок-практикум

Лабиринты.

Знать и уметь решать задачи «Лабиринты»


Проверочная работа










Приемы устного счета-2 часа


14

Признаки делимости чисел

Приемы умножения и деления




Урок-практикум

Признаки делимости чисел

Приемы умножения и деления

Знать и применять «Признаки делимости чисел

Приемы умножения и деления»













15

Некоторые особые случаи счета





Урок-практикум

Некоторые особые случаи счета


Знать и использовать «Некоторые особые случаи счета»

Конкурс: «Кто быстрее считает?»










Математический ералаш-2 часа


16

Математические ребусы. Задачи в стихах, задачи-шутки




Урок-практикум

Математические ребусы. Задачи в стихах, задачи-шутки

Знать о математических ребусах. Уметь решать задачи в стихах, задачи-шутки













17

Литературные задачи






Урок-практикум

Литературные задачи



Знать и уметь решать литературные задачи



Блиц-турнир











Рецензия

на программу практикума «Занимательная математика»

учителя математики МКОУ Лысовской СОШ Тихоненковой Е. И.

Программа практикума «Занимательная математика» для учащихся 5 класса, представляет расширенный базовый курс по математике и является предметно-ориентированный.

Вопросы, рассматриваемые в данном практикуме, позволяет систематизировать, расширить и обобщить знания, связанные с приёмами и методами решения арифметических задач, не предусмотренных программой школьного курса математики, развивать логическое мышление и математическую культуру учащихся, повысить интерес к предмету.

Реализация данной программы способствует развитию умений и навыков решения математических ребусов и арифметических задач на «сообразительность», создаёт ориентационную и мотивационную основы для исследовательской деятельности учащихся.

Материал для занятий подобран таким образом, чтобы его содержание было научным, доступным, имел практическую направленность и вызывал интерес школьников. Способы развёртывания учебного материала соответствуют поставленным задачам.

Программа практикума «Занимательная математика» включает новый для учащихся материал и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.

Структура программы практикума «Занимательная математика» выдержана и полностью соответствует требованиям составления практикума.

27.08.2012 года

Руководитель МО естественно-математического цикла

МКОУ Лысовской СОШ____А.Н.Тихоненков

Приложение

Вопросы и задания для проверки и самопроверки усвоения материала курса
Тема 1.

Брейн-ринг

Брейн-ринг проводится в три раунда. Участвуют 4 команды. Первый и второй раунды проводятся между 1 и 2, 3 и 4 командами, а третий – между победителями.

Раунд 1. Разыгрываются 6 очков.

Вопрос: Как называются числа при сложении?

Ответ: Числа, которые складывают, называются слагаемыми, результат сложения – суммой.

Вопрос: Какое число называется вычитаемым?

Ответ: Число, которое вычитают.

Вопрос: Как найти неизвестное делимое?

Ответ: Надо частное умножить на делитель.

Вопрос: В чем состоит различие между числом и цифрой?

Ответ: Цифра – это знак, применяемый для записи чисел. Число же указывает на то, сколько элементов содержится в указанном множестве.

Вопрос: Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

Ответ: 2 и 2.

Вопрос: Что обозначает «то, что не обозначает ничего»?

Ответ: Число 0.
Раунд 2. Разыгрываются 6 очков.

Вопрос: Как называются числа при делении?

Ответ: Число, которое делят, называют делимым; число, на которое делят – делителем; результат деления – частным.

Вопрос: Как найти неизвестное слагаемое?

Ответ: Надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Вопрос: Какие числа называются натуральными?

Ответ: Числа, используемые при счете.

Вопрос: Сколько цифр вы знаете?

Ответ: 10.

Вопрос: Признак делимости на 5?

Ответ: Последняя цифра делимого 5 или 0.

Вопрос: Чему равна разность наименьшего четырехзначного числа и 1?

Ответ: 999.
Раунд 3. Разыгрываются 5 очков.

Вопрос: Где были изобретены современные цифры и позиционная система счисления?

Ответ: В Индии.

Вопрос: Возможность счета на пальцах способствовала введению какой системы счисления?

Ответ: Десятичной.

Вопрос: Стая тетеревов села на деревья так, что по 2 на дерево сядут – 1 дерево лишнее, по 1 сядут – 1 тетерев лишний. Сколько было тетеревов и деревьев?

Ответ: 4 тетерева и 3 дерева.

Вопрос: По столбу высотой 10 м ползет улитка. Днем она поднимается на 5 м, а ночью опускается на 4 м. На какой день улитка достигнет вершины столба?

Ответ: На шестой день.

Вопрос: Что больше ТЬМА или МИЛЛИОН?

Ответ: Они равны.

Тема 2.

Проверочная работа
1. В классе 35 учеников. Можно ли утверждать, что среди них найдутся хотя бы 2 ученика, фамилии которых начинаются с одной буквы?

Ответ: В русском алфавите 31 произносимая буква. Так как 35>31, то по принципу Дирихле найдется 2 ученика, у которых фамилии начинаются с одной буквы.
2. Используя 2 ведра вместимостью 9 и 11 л, наберите из пруда 4 л воды.

Ответ: 9 л – 0, 0, 9, 0, 2, 2, 9.

11 л – 0, 11, 2, 2, 0, 11, 4.
3. Из города А в город Б автомобиль ехал со скоростью 40 км/ч в течение 3 часов. Обратно автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомобиля.

Ответ: (40·3+60·2)∕(3+2) = 48 км/ч.
4. Имеются 8 одинаковых по виду монет, одна из которых фальшивая. Требуется определить фальшивую монету минимальным числом взвешиваний на чашечных весах без гирь, если известно, что фальшивая монета легче.

Ответ: Делим монеты на кучки по 2, 3 и 3 штуки. Определяем фальшивую монету в 2 взвешивания.
5. Летела стая гусей, а навстречу ей летит один гусь и говорит: «Здравствуйте, 100 гусей!» А передний гусь ему отвечает: «Нет, нас не100 гусей! Вот, если бы нас было столько, да еще столько, да полстолько, да еще четверть столько, да ты, гусь, то было бы 100 гусей. А нас только…» Сколько гусей летело в стае?

Ответ: 36 гусей.

Тема 3.

Проверочная работа
1. Имеются 3 карточки, одна из сторон которых – красного, зеленого или синего цвета, а другая сторона у всех белая. На белой стороне одной из карточек написано «красный», на другой – «зеленый», на третьей – «красный или синий». Ни одна из записей не соответствует действительности. Какого цвета каждая карточка?

Ответ: Карточка с записью «красная или синяя» - зеленая, «красная» - синяя, «зеленая» - красная.
2. Разгадайте крипторифму: УРАН Ответ: 6321

+УРАН +6321

НАУКА 12642


3. Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что ни у кого из нас цвет волос не соответствует фамилии, да и ты не брюнет». Какой цвет волос у каждого из друзей?

Ответ: Белокуров имеет рыжие волосы, Чернов - белокурые, а Рыжов – черные.
4. Найдите закономерность и поставьте вместо «*» нужное число в последовательности: 7, 17, 37, 77, *, 317…

Ответ: Каждое следующее число равно удвоенному предыдущему, сложенному с числом 3. Поэтому вместо «*» нужно поставить 157.
5. В классе 35 учеников. Они занимаются в спортивном, литературном и математическом кружках. В спортивном кружке – 17 человек, в математическом – 13, в литературном – 30. Сколько учащихся занимаются только в одном кружке, если известно, что в работе всех трех кружков принимают участие 5 человек?

Ответ: 15 человек.

Тема 4.

Проверочная работа
1. Разрезать прямоугольник длиной 9 см и шириной 4 см на две равные части, из которых можно составить квадрат.

Ответ: получится квадрат 6×6 см, (см. рис.)

3 3 3


2








2


2. Сколько треугольников в каждой из фигур?

а) б)
Ответ: а) 4+1=5, б) 4+4+1=9.
3. Составьте три равных квадрата из 10 спичек.

Ответ:














4. Из 12 спичек сложите имя «Толя». Переложите 1 спичку так, чтобы получилось женское имя.

Ответ: буква Т – 2 спички, буква O – 4 спички, буква Л – 2 спички, буква Я – 3 спички.

ТОЛЯ ЮЛЯ


Тема 5.

Конкурс: «Кто быстрее считает?»
1.Вычислить произведение: а) 164 · 25, б) 824 ·125

Ответ: а) 4100; б) 103000.
2. Найдите сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.

Ответ: 5050.
3. Вычислить: 12 345 679·9

Ответ: 1 111 111 111.
4. Число 82** делится на 90. Найдите частное.

Ответ: 92.

Тема 6.

Блиц-турнир
1.Как можно одним мешком пшеницы, смолов ее, наполнить 2 таких же мешка?

Ответ: надо вложить мешки друг в друга.
2. Что это может быть: 2 головы, 2 руки, 6 ног, а идут или бегут только 4?

Ответ: всадник на лошади.
3. Летели утки – одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?

Ответ: 3.
4. «Если в 12 ч ночи идет дождь, то через 168 ч будет солнечная погода». Верен ли прогноз погоды?

Ответ: Нет, т.к. 168 ч = 7 суток, а в полночь солнца нет.
5. Мой знакомый Саша однажды мне сказал: «Позавчера мне было 10 лет, а в будущем году исполнится 13лет». Может ли такое быть?

Ответ: может, если 31 декабря Саше исполнилось 11 лет, а разговор происходил 1 января.
6. В нашем классе два Ивана,

Две Татьяны, два Степана,

Три Катюши, три Полины,

Восемь Львов, четыре Саши,

Пять Ирин и две Наташи.

И всего один Виталий.

Сколько всех их насчитали?

Вот оценки по контрольной:

Получили «пять» все Саши,

Иры, Кати и Наташи.

По «четверке» Тани, Гали,

Левы, Полины и Виталий.

Остальные все Иваны,

Все Андреи и Степаны

Получили только «тройки».

А кому достались «двойки»?
Ответ: «двойку» не получил никто.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск