Книга: «Учимся, играя»
Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2006..Электронный вариант книги в формате А4.
УРОК 10 Тема урока: Числа 0...4 Множества Число 5 Порядковый счёт Прямой и обратный счёт Сравнение количественное Пространственные отношения Высота Временное соотнесение (сутки)
Демонстрационный материал: Транспорт наземный (плакат или карточки-картинки), желательно.
Велосипедисты (карточка-картинка), желательно.
Фрукты, включая яблоки и груши (плакат или карточки-картинки), желательно.
Ёжик (игрушка или карточка-картинка), желательно.
Грачи (игрушки или карточка-картинка).
Трактор, экскаватор, грузовик, подъёмный кран (игрушки или карточки-картинки), желательно.
Аист, стоящий на одной ноге (игрушка или карточка-картинка), желательно.
Игрушки-зверушки разные (игрушки или карточки-картинки).
Деревья разные (плакат или карточки-картинки) и ёлочка (игрушка или карточка-картинка), желательно. Можно также воспользоваться гербарием.
Описание урока Числа 0...4 Мы сегодня едем В далекие края. С нами едут цифры, Любимая семья!
|
| Любимая семейка, Лучшая в мире! Ноль, один,
Два, три! И ещё четыре!
|
| Попрошу я всех ребят
Быстро их построить в ряд!
| Вы строите ЧР (0, 1, 2, 3, 4). Дети строят ИЧР.
| А на чём поедем? Мы пока не знаем, Но наземный транспорт
Быстро вспоминаем!
|
| Множества Для этого задания Вам потребуется наземный транспорт. Вы транспорт показываете, а дети с Вашей помощью его называют. Велосипедистов Вы показываете последними.
Впереди за далью даль! Едем по дорожке, Раз педаль и два педаль Крутят наши ножки.
|
| Так, на чём мы едем?
|
| На ... (велосипеде)!
| Вы выставляете велосипедистов.
|
|
| Едем, едем, едем На велосипеде!
| Крутим ногами «педали».
| А цифры с нами!
| По ходу стихотворения Вы показываете на упоминаемые цифры.
| Вот совсем безуглый
Нолик наш округлый!
|
| Рядом единица Длинные ресницы!
|
| А гусыню бойкую Называют двойкою!
|
| Ну а дальше, посмотри, Выступает цифра три!
|
| Шествует за ней четыре, Локоть важно, оттопыря.
|
| Число 5 Вдруг! У самого откоса
|
| Кто-то чуть не под колёса Бросился и стал кричать:
| Вы показываете на колёса велосипедов.
| «Эй! Притормозите! И меня возьмите!»
|
| Кто же ты?
|
| «Я цифра пять!»
| Вы показываете цифру 5.
| Рады мы, дружок, тебе! Расскажи нам о себе!
|
| «Обо мне должны вы знать! Я не кто-нибудь, а Пять! Если пальцы посчитать, На руке их будет пять!
|
| Раз, два, три, четыре, пять!
| Отгибаем пальцы по одному, начиная с большого пальца.
| И на ножке посчитать, Пальцев тоже будет пять!
|
| Будешь всё на свете знать, То оценка будет пять!
|
| Детвора мне очень рада! Я ведь высшая награда, Меня ставят за успех, Я желанная для всех!»
|
| Путь пора нам продолжать, Едем с нами, цифра пять!
|
| Только, милый наш дружок,
|
| Становись сюда, в рядок! Справа от цифры четыре.
| Вы добавляете цифру 5 в ЧР.
Дети в ИЧР.
|
|
| Едем, едем, едем На велосипеде!
| Крутим ногами воображаемые педали.
| Посмотрите-ка, друзья! Сад фруктовый вижу я!
Деревья там, деревья тут, Здесь фрукты разные растут. Какие?
|
| Множества Для этого задания Вам потребуются разные фрукты, включая яблоки и груши. Вы фрукты показываете, а дети с Вашей помощью их называют.
В сад войдём! За рядом ряд Строем яблоньки стоят. Мимо сада я иду. Сколько яблонек в ряду?
| «Яблоньки»: Руки вниз, чуть приподнять в стороны, качаем головой слева направо в такт стихотворению.
| Это всем нам надо знать!
|
| Раз, два, три, четыре, пять!
| Отгибаем пальцы по одному, начиная с большого пальца.
|
|
| А на яблоньках подряд Спелы яблочки висят.
| Складываем ладошки, изображая круглое яблоко.
|
|
| Надо яблочки сорвать! Раз, два, три, четыре, пять!
| Отгибаем пальцы по одному, начиная с большого пальца.
|
|
| Вот стоят рядами груши. Вы хотите их покушать?
| Изображаем груши как яблоньки.
| Можно спелые сорвать!
Раз, два, три, четыре, пять!
| Отгибаем пальцы по одному, начиная с большого пальца.
|
|
| Тут пятёрка вдруг выходит,
Взглядом цифры все обводит,
Свысока на всех глядит
И гордо громко говорит: «Если станете считать, Всё выходит ровно пять!»
| Вы достаёте из ЧР и показываете детям цифру 5, а затем по ходу стихотворения говорите от её лица.
| И от радости пятёрка Стала прыгать и плясать!
|
| «Вы: четвёрка, двойка, тройка! Ну а Я? Я ровно пять!» Руку вправо протянула, Ножку круто изогнула.
| Вы показываете на цифры 4, 2 и 3 в ЧР, а потом снова цифру 5.
| «Я цифра пять, отличная! Ах! Очень симпатичная!»
|
| Так пятёрка загордилась,
|
| Так пятёрка закрутилась, Что, чуть было, не свалилась!
| Вы крутите карточку с цифрой 5.
| Ай-я-яй! Пусть ты красива и легка, Напрасно смотришь свысока. Цифры все для нас важны! Цифры все, дружок, нужны!
| «Грозим» пятёрке указательным пальцем.
| Тут пятёрке стыдно стало,
|
| И она на место встала!
За четвёркою стоит И тихонько говорит:
| Вы ставите цифру 5 на место в ЧР.
| «Здесь бананы не растут.
|
| Сколько же бананов тут?»... (ноль)
| Вы показываете цифру 0.
| Ой! Примчались в сад ребятки! Захотели сыграть в прятки!
|
| Водит старый, толстый ёж.
Ёж! Детей ты не найдешь!
| Вы ставите перед детьми ежа и по ходу урока говорите от его лица.
|
|
| Вот такой смотрите ёж!
| [Изображаем ежа]
| Внимание! Если по тексту надо изображать ёжика, делаем это следующим образом: пальцы на руках выпрямить и скрестить (ладонь с ладонью) – это иголки, большие пальцы соединить – это мордочка ежа. Далее вместо описания этого движения Вы встретите в квадратных скобках выражение: [Изображаем ежа], а описание можно посмотреть в Приложении 1. Это сложное задание! Проверьте, чтобы все дети правильно изобразили ежа. Похвалите каждого!
«Раз, два, три, четыре, пять!
| Отгибаем пальцы по одному, начиная с большого пальца.
|
|
| Я детей иду искать!»
| [Идём]
|
|
| Один малыш качается,
| Локоть на уровне плеча, кисть вниз, раскачиваем рукой.
|
|
| Два малыша купаются,
| [Плывём]
| Внимание! Здесь и далее, когда надо изобразить плавание, делаем движения, как будто плывём брассом, не вставая со стула. Далее вместо описания этого движения Вы встретите в квадратных скобках слово: [Плывём], а описание можете посмотреть в Приложении 1.
Три других сидят в квартире,
| Подпираем кулачками подбородок.
|
|
| А в канаве плюх! четыре,
| Взмахиваем руками.
|
|
| Пять залезли на забор.
И хохочут на весь двор.
| Руки тянем вверх.
| Ёжик радостно сказал: «Всех ребят я отыскал! Всех застукал палочкой, Палкой выручалочкой!
| Вы показываете на ёжика, говорите от его лица, а по окончании его речи ежа убираете.
| Один качается, Два купаются, Три в квартире, В канаве четыре, Пять на заборе!»
| Каждый раз показываем соответствующее число пальчиков сразу, не отсчитывая по одному!
| Хорошо в саду купаться, Хорошо в саду качаться, Но пора нам отправляться Дальше в путь!
|
| Едем, едем, едем На велосипеде!
| Крутим ногами воображаемые педали.
| Видим мы большое поле, Хорошо здесь на просторе!
|
| Стаями грачи летают,
Зернышки здесь собирают.
| Вы показываете грачей.
| Для следующего задания Вам потребуется трактор, экскаватор, грузовик и подъёмный кран. Вы их показываете по ходу стихотворения.
Внимание! Каждую из машин Вы показываете только после того, как дети отгадают загадку, или в качестве подсказки, если дети долго не могут найти правильную отгадку.
Вон! Машина-то какая!
|
| В поле трудится! Большая!
| Развели руки в стороны.
|
|
| Она едет, тарахтит, Про себя нам говорит:
| [Круговые движения руками]
| «Я сильней Табуна коней! Где в полях пройду весной, Летом встанет хлеб стеной!
Угадайте-ка, друзья!
| Вы говорите от лица трактора.
| Как же называюсь я?» … (трактор)
| Вы показываете трактор.
| Мы на трактор любовались,
|
| А потом мы с ним расстались.
| Вы убираете трактор.
|
|
| Снова сели непоседы,
На свои велосипеды!
| Вы здесь и далее по тексту показываете на велосипедистов.
|
|
| Крутим каждую педаль! И опять помчались в даль!
| Крутим ногами воображаемые педали.
| Дорога нас вперёд вела И всех на стройку привела. Здесь трудятся машины И день, и ночь! Они всегда готовы Строителям помочь!
|
| Машины эти не молчат. Они нам гордо говорят:
| Далее Вы говорите от лица каждой машины.
| «Не живой я, а шагаю, Землю рыть я помогаю. Вместо тысячи лопат Я один работать рад.
Так, друзья,
|
| Кто же я?» … (экскаватор)
| Вы ставите перед детьми экскаватор.
| «Все дороги обойду На резиновом ходу, Я работы не боюсь, Я везу тяжелый груз. Еду, еду напрямик,
|
| И зовусь я» … (грузовик)!
| Вы выставляете грузовик.
| «Длинной шеей поверчу, Груз тяжелый подхвачу, Где прикажут, положу. Человеку я служу. День свой начинаю рано,
|
| А зовусь подъёмным» … (краном)!
| Вы выставляете подъёмный кран.
|
|
| «Мы здесь строим новый дом, Жить удобно будет в нём. Смотри! За этажом этаж Растёт всё выше домик наш!»
| Вы показываете на все названные выше машины и говорите от их лица.
| Порядковый счёт Первый этаж! Второй этаж!
… Пятый этаж!
| Руками показываем, как растёт домик.
| Дом высокий! Вот такой!
| Тянем руки верх.
| И сейчас мы в новый дом Всей компанией зайдём. Лифт подъехал! Посмотри! Дом увидим изнутри.
|
| Первый этаж. …
…
Четвёртый этаж.
Пятый этаж. Четвёртый этаж. …
… Первый этаж.
| «Катаемся на лифте»: Ладони сцеплены и изображают движение лифта соответственно вверх или вниз (с первого на пятый и с пятого на первый этаж, с первого на пятый и с пятого на первый этаж. Не забываем «останавливаться», называя номер этажа.
| Стройку всю нам показали, Вокруг грохот, шум и треск!
|
| Мы поэтому устали. Отдыхать поедем в лес!
| Вы убираете все машины и показываете на велосипедистов.
|
|
| Дальше едем, едем На велосипеде!
| Крутим ногами воображаемые педали.
| За полянкою болото, Нам крылом там машет кто-то!
|
| Это аист!
| Вы ставите перед детьми аиста.
| На одной ноге стоит, Очень мирный он на вид.
|
| Выполняя следующее задание, повернитесь к детям спиной!
Посмотрел направо, Посмотрел налево,
| Поворачиваем голову направо, налево.
| Повернитесь к детям лицом.
Что у аиста за дело?
| Вы показываете на аиста.
| Прямой и обратный счёт Глядите!
|
| Пять веселых лягушат По делам своим спешат!
| Поднимаем вверх ладошку с растопыренными пятью пальцами.
| Пока мокро,
| Морщимся.
|
|
| Пока лужи,
| Руками показываем круглую лужу.
|
|
| До реки допрыгать нужно!
| [Прыгаем сидя]
| Счёт от 1 до 5.
Надо нам их сосчитать!
Один, два, три, четыре, пять!
| Отгибаем пальцы по одному, начиная с большого пальца.
| Догоните их, ребята! Осторожно, лягушата!
|
| Аист на болоте, здесь! Аист очень хочет есть! Клюв-то острый у него, Съест вас всех до одного!
| Вы показываете на аиста.
| Счёт от 5 до 0.
Было лягушат пять.
|
| Лягушонок ускакал,
Его аист не поймал.
Сколько осталось? … (четыре)
… Лягушонок ускакал, Его аист не поймал! Сколько осталось? … (ноль)
| Загибаем пальцы в обратном порядке по одному.
| Остался аист голодным!
| Вы, показывая, убираете аиста.
|
|
| Дальше едем, едем На велосипеде!
| Крутим ногами воображаемые педали.
| Посмотрите! На горушках Сидят разные зверушки!
|
| Сравнение количественное и пространственные отношения Для этого задания Вам потребуются разные игрушки-зверушки. Вы ставите их справа и слева от детей. Например: 3 справа, 1 слева (справа и слева относительно детей!), говоря: справа, слева.
Внимательно смотрите! Скорее мне скажите!
| Обязательно показывайте рукой на соответствующую группу зверушек!
|
|
| Справа их больше или меньше? …
(больше) Слева их больше или меньше? …
(меньше)
| Дети сравнивают, не считая, и отвечают на вопросы.
| Внимательно смотрите! Скорее мне скажите!
| Повторите задание несколько раз с разным количеством зверушек.
|
|
| Так, где их больше? Справа или слева? … (…)
| Разница в количестве должна быть достаточно наглядной.
| А где их меньше? Справа или слева?… (…)
|
| …
|
| Не забудьте рассмотреть вариант, когда зверушек поровну, но небольшое количество.
Дальше едем, едем На велосипеде!
| Крутим ногами «педали».
| Вот, приехали мы в лес. Здесь деревья до небес!
| Тянем руки вверх.
| Какие?
|
| Множества Для этого задания Вам потребуются разные деревья,. Вы их показываете, а дети с Вашей помощью называют. Потом Вы показываете ёлочку.
Ах! Какая ёлочка! Острые иголочки! Хвоей ёлочка шумит, Нам тихонько говорит:
| Вы показываете ёлочку с иголочками и говорите от её лица.
| Высота «Ветер дул и летал, Мои веточки качал.
| Качаем руками над головой влево и вправо.
|
|
| Сверху семечко упало,
| Руки падают сверху вниз.
|
|
| В землю семечко попало.
| Прячем ладошки под парту.
|
|
| Солнце припекает,
| Руки вместе наверху, шевелим пальчиками (лучиками).
|
|
| Дождик поливает.
| Руки медленно опускаем сверху вниз, кисти опущены вниз, потряхиваем ими.
|
|
| Подрастает ёлочка, Зелены иголочки! Выше! Выше! Вот такая!»
| Ладошки сложить вместе, медленно поднимаем руки вверх, над головой.
| Временное соотнесение (сутки) Исходное положение: руки перед собой, ладошки вместе. Руки изображают движение солнца по небу.
Когда собрались мы в поход, Когда отправились вперёд, Солнце только поднималось, Утро только начиналось.
| Руки справа, медленно поднимаем вверх.
| Поехали мы далеко, Солнце стало высоко! Крутить педали нам не лень, Наш длинным был волшебный день!
| Руки над головой, пальцы растопырить, шевелим пальцами.
| Вечер наступил давно, Здесь становится темно!
| Руки медленно опускаем вниз налево.
|
|
| Солнце село за горой, Ехать нам пора домой!
| Руки прячем за спину.
| Почти до ночи едем На велосипеде!
| Крутим ногами воображаемые педали.
| Всё! Закончился наш путь, Можно всем нам отдохнуть! Жалко расставаться, Но пора прощаться! До свидания!
|
|
|