Утверждаю: Согласовано Рассмотрено
Директор МОБУ СОШ № 1 Зам. директора по УВР на заседании ШМО
__________ Мурзин У. Ф. _____________ Блиновских В. Ф. протокол № ________
Руководитель ШМО
_______Актуганова Г. Ф.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по математике « ПУТЕШЕСТВИЯ В СЧИСЛЯНДИЮ » на 2011-2012 учебный год
(1 час в неделю, всего 30 часов). Программа рассчитана на учащихся 1 классов Учитель начальных классов:
Самигуллина Лейла Дамировна.
Л о г и к а
С ч и с л я н д и я
А р и ф м е т и к а
Г е о м е т р и я
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на 24 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 6-7 лет, 1 класс)
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс «Путешествия в Счисляндию» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием».Занятия будут продолжаться в течении четырех лет. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса «Путешествия в Счисляндию» можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого и традиционного мышления.
Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;
2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;
3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;
4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;
5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;
6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.
В программе выделены три блока: арифметические забавы, логика в математике, задачи с геометрическим содержанием. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:
работать с разными источниками информации;
пользоваться изученной терминологией;
ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
выполнять инструкции при решении учебных задач;
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
сравнивать, анализировать полученную информацию;
рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
раскрывать общие закономерности;
составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
работать в группе, в паре;
решать открытые и закрытые задачи;
определять последовательность осуществления логических операций.
Цель обучения: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника. Программа обучения делится на четыре ступени (4 года обучения). Далее будет представлена программа первого года обучения.
ЗАДАЧИ
1 ступень (1 год обучения):
развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
обучить решению логических задач;
научить решать задачи с геометрическим содержанием;
научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
научить обобщать математический материал;
воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;
Ожидаемые результаты обучения по программе:
учащиеся должны
1 год
научиться последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;
обучиться решению логических задач;
научиться решать задачи с геометрическим содержанием;
научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
научиться обобщать математический материал;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения)
№
| Наименование разделов, блоков, тем
| Количество часов учебных занятий
| 1.
| Арифметические забавы.
| 9
| 2.
| Логика в математике.
| 7
| 3.
| Задачи с геометрическим содержанием.
| 8
| Итого:
| 24 ч
|
Содержание программы.
Раздел 1. Арифметические забавы.
Собираемся в путь
Как появилась математика.
В гости к Волшебнице.
В царстве Чисел.
Приключения Немо.
Операция «КВИ»
Турнир смекалистых.
Чудеса математики.
В гостях у Золушки.
Праздник чисел.
Раздел 2. Логика в математике.
Зимняя страничка.
Математическая эстафета.
В гостях у гномов.
Математический КВН.
Математическая эстафета.
Математическая радуга.
Занимательная математика.
Брей- ринг.
Раздел 3. Задачи с геометрическим содержанием.
Геометрия вокруг нас.
Знакомство с веселой точкой.
Прямая линия и ее свойства.
Виды углов.
Математика в сказке.
Приключения Колобка
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫПроцесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Виды игр: на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика. Использование сказки всегда обогащает урок и делает понятнее объект изучения. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙПроводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах: один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
вставить пропущенное ключевое слово;
опрос по «цепочке»;
цифровой диктант;
графический диктант;
маршрутная карта;
обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;
повторение последней фразы и оценка ее корректности;
продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
организация цепочки отвечающих;
комбинированная эстафета и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИЗанятия проводятся с учащимися 6-7-летнего возраста и начинаются с 1-го класса. Программа основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делая выводы, иллюстрировать их на примерах. Одним из факторов, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором. Задания, во-первых, подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Во-вторых, в моей программе используются различные типы заданий: «закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;
задачи с неполным условием;
с избыточными условиями;
открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
творческие задания.
Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию мышления. Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них. Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, математические викторины, турниры и т.д. Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются следующие типы занятий: урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – КВН. Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности. Календарно – тематическое планирование №
| Название занятия
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Дата проведения
| Планируемые результаты (УУД)
| Цифровые образовательные ресурсы
| 1.
| Тема 1. Арифметические забавы.
Собираемся в путь
| Игры на развитие внимания, логики, мышления, подвижные игры.
| 1
|
| Развитие познавательного интереса.
Развитие готовности к сотрудничеству. Формирование мотива деятельности.
| Презентация
| 2.
| Как появилась математика
| Некоторые факты истории математики
| 1
|
| Формирование мотива деятельности.
Умение слушать, получать необходимые
сведения.
Волевая саморегуляция.
| Презентация, коллекция дидактических игр для устного счета
| 3.
| В гости к Волшебнице.
| Однозначные числа. Счёт.
| 1
|
| Развитие познавательного интереса.
Уметь ставить и решать проблемы.
| Презентация, тесты
| 4.
| В царстве Чисел.
| Однозначные числа.
| 1
|
| Уметь объяснять выполнение задания.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки.
| Презентация, тренажер
| 5.
| Приключения Немо.
| Сложение и вычитание чисел в пределах 10
| 1
|
| Корректировать выполнение заданий.
Умение аргументировать, высказывать прогнозы.
| Презентация, тренажер
| 6.
| Праздник чисел.
| Сложение и вычитание чисел в пределах 10
| 1
|
| Формулировать выводы.
Умение аргументировать, высказывать прогнозы.
| Презентация, тренажер
| 7.
| Турнир смекалистых.
| Задания на смекалку
| 1
|
| Формирование умений сравнивать,
анализировать, обобщать по разным основаниям. Умение осознанно строить высказывания
| Презентация, математическая игра
| 8.
| Чудеса математики.
| Сложение и вычитание чисел в пределах 10
Задачи на логику, внимание
| 1
|
| Моделировать различные ситуации
при решении задач.
Уметь объяснять выполнение задания.
Развитие готовности к сотрудничеству.
| Презентация, электронная дидактическая игра.
| 9.
| В гостях у Золушки.
| Сложение и вычитание чисел в пределах 10
Задачи на логику, внимание
| 1
|
| Формулировать выводы.
Умение аргументировать, высказывать прогнозы.
Развитие познавательного интереса.
| Презентация, электронное пособие « Занимательная математика»
| 10.
| Операция «КВИ»
| Сложение и вычитание чисел в пределах 10
| 1
|
| Развитие учебных мотивов.
Моделировать выбор способов деятельности, группировать
| Презентация, тесты
| 11
| Тема 2. Логика в математике.
Зимняя страничка.
| Отношения (больше, меньше, столько же).
Неравенства.
| 1
|
| Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу.
Формулировать выводы.
| Презентация, игровой тренажер
| 12.
| Математическая эстафета.
| Задания на развитие логического мышления
| 1
|
| Моделировать изучение зависимости, использовать различные способы решения.
Умение договориться, находить общее
решение проблемы.
| Презентация, электронное пособие « 3000 примеров по математике».
| 13.
| В гостях у гномов.
| Первый десяток, задачи на логику, смекалку
| 1
|
| Умение договориться, находить общее
решение проблемы. Корректировать
выполнение заданий.
| Презентация, тесты
| 14.
| Математический КВН.
| Первый десяток, задачи на логику, смекалку
| 1
|
| Развитие готовности к сотрудничеству.
Корректировать выполнение заданий.
| Презентация, тренажер
| 15.
| Разноцветные задачи.
| Однозначные числа. Цифры. Двузначные числа.
| 1
|
| Моделировать выбор способов деятельности, группировать.
Корректировать выполнение заданий.
| Презентация, электронная игра.
| 16.
| Математическая радуга.
| Сложение и вычитание чисел в пределах 20
Задачи на логику, внимание
| 1
|
| Развитие познавательного интереса.
Волевая саморегуляция.
Уметь объяснять выполнение задания.
| Презентация, игровой тренажер
| 17.
| Занимательная математика.
| Сложение и вычитание чисел в пределах 20
Задачи на логику, внимание
| 1
|
| Планировать поиск пути решения задачи.
Классифицировать предметы (фигуры) по заданному правилу, самостоятельно сформулированному.
| Презентация, урок- игра
| 18.
| Брей- ринг.
| Отношения (больше, меньше, столько же).
Двузначные числа. Сложение. Вычитание
| 1
|
| Находить решение разными способами.
Обобщать данные.
Умение договориться, находить общее
решение проблемы.
| Презентация, электронное пособие « 3000 примеров по математике».
| 19.
| Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием.
Геометрия вокруг нас.
| Точка. Прямая и кривая линии.
| 1
|
| Сравнивать предметы (фигуры) по разным основаниям.
Анализировать различные способы хода рассуждения.
| Презентация, тесты
| 20.
| Знакомство с веселой точкой.
| Точка.
| 1
|
| Моделировать изучение зависимости, использовать различные способы
решения.
| Анимированная презентация
| 21.
| Прямая линия и ее свойства.
| Прямая линия. Отрезок. Длина отрезка
| 1
|
| Уметь объяснять выполнение задания.
Находить общее решение.
| Анимированная презентация
| 22.
| Углы.
| Виды углов.
| 1
|
| Умение слушать, получать необходимые
сведения.
Уметь объяснять выполнение задания.
| Анимированная презентация
| 23.
| Математика в сказке.
| Точка. Прямая. Кривая.
| 1
|
| Моделировать разнообразные ситуации
расположения объектов.
| Презентация, тренажер
| 24.
| Приключения Колобка
| Луч. Прямая и кривая линии. Отрезок.
| 1
|
| Умение получать необходимые сведения.
Формирование умений сравнивать,
анализировать.
| Презентация: урок - сказка
| 26
| Приключения Колобка
| Луч. Прямая и кривая линии. Отрезок.
| 1
|
| Умение получать необходимые сведения.
Формирование умений сравнивать,
анализировать.
| Презентация: урок - сказка
| 22.
| Углы.
| Виды углов.
| 1
|
| Умение слушать, получать необходимые
сведения.
Уметь объяснять выполнение задания.
| Анимированная презентация
| 27
| Приключения Колобка
| Луч. Прямая и кривая линии. Отрезок.
| 1
|
| Умение получать необходимые сведения.
Формирование умений сравнивать,
анализировать.
| Презентация: урок - сказка
| 28
| В гости к Волшебнице.
| Однозначные числа. Счёт.
| 1
|
| Развитие познавательного интереса.
Уметь ставить и решать проблемы.
| Презентация, тесты
| Всего за год 28 часа. Список литературы : 1. Марк Беденко Разноцветные задачи, Ярославль, академия развития, Академия Холдинг, 2004 2. О. Холодова, Юным умникам и умницам, М.: РОСТ - книга, 2009 3. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991. 4. И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995. 5. Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006. 6. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996. 7. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994. |