Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 192.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.03.2014
Размер192.02 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
Утверждаю: Согласовано Рассмотрено

Директор МОБУ СОШ № 1 Зам. директора по УВР на заседании ШМО

__________ Мурзин У. Ф. ­­­­­­_____________ Блиновских В. Ф. протокол № ________

Руководитель ШМО

_______Актуганова Г. Ф.


ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по математике
« ПУТЕШЕСТВИЯ В СЧИСЛЯНДИЮ »
на 2011-2012 учебный год

(1 час в неделю, всего 30 часов).
Программа рассчитана на учащихся 1 классов
Учитель начальных классов:

Самигуллина Лейла Дамировна.




Л о г и к а

С ч и с л я н д и я






А р и ф м е т и к а


Г е о м е т р и я

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа рассчитана на 24 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 6-7 лет, 1 класс)

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс «Путешествия в Счисляндию» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием».Занятия будут продолжаться в течении четырех лет. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса «Путешествия в Счисляндию» можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого и традиционного мышления.

Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;

2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;

3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;

4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;

5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;

6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.

В программе выделены три блока: арифметические забавы, логика в математике, задачи с геометрическим содержанием. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:

  • работать с разными источниками информации;

  • пользоваться изученной терминологией;

  • ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);

  • выполнять инструкции при решении учебных задач;

  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;

  • сравнивать, анализировать полученную информацию;

  • рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;

  • раскрывать общие закономерности;

  • составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;

  • работать в группе, в паре;

  • решать открытые и закрытые задачи;

  • определять последовательность осуществления логических операций.

Цель обучения: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника. Программа обучения делится на четыре ступени (4 года обучения). Далее будет представлена программа первого года обучения.

ЗАДАЧИ

1 ступень (1 год обучения):

  • развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;

  • обучить решению логических задач;

  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;

  • научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

  • научить обобщать математический материал;

  • воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;


Ожидаемые результаты обучения по программе:

учащиеся должны

1 год

  • научиться последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;

  • обучиться решению логических задач;

  • научиться решать задачи с геометрическим содержанием;

  • научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

  • научиться обобщать математический материал;

  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения)




Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов учебных занятий

1.

Арифметические забавы.


9

2.

Логика в математике.


7

3.

Задачи с геометрическим содержанием.

8

Итого:

24 ч


Содержание программы.



Раздел 1. Арифметические забавы.

  1. Собираемся в путь

  2. Как появилась математика.

  3. В гости к Волшебнице.

  4. В царстве Чисел.

  5. Приключения Немо.

  6. Операция «КВИ»

  7. Турнир смекалистых.

  8. Чудеса математики.

  9. В гостях у Золушки.

  10. Праздник чисел.


Раздел 2. Логика в математике.

  1. Зимняя страничка.

  2. Математическая эстафета.

  3. В гостях у гномов.

  4. Математический КВН.

  5. Математическая эстафета.

  6. Математическая радуга.

  7. Занимательная математика.

  8. Брей- ринг.


Раздел 3. Задачи с геометрическим содержанием.

  1. Геометрия вокруг нас.

  2. Знакомство с веселой точкой.

  3. Прямая линия и ее свойства.

  4. Виды углов.

  5. Математика в сказке.

  6. Приключения Колобка

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика. Использование сказки всегда обогащает урок и делает понятнее объект изучения.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:

  • один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;

  • вставить пропущенное ключевое слово;

  • опрос по «цепочке»;

  • цифровой диктант;

  • графический диктант;

  • маршрутная карта;

  • обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;

  • повторение последней фразы и оценка ее корректности;

  • продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;

  • организация цепочки отвечающих;

  • комбинированная эстафета и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Занятия проводятся с учащимися 6-7-летнего возраста и начинаются с 1-го класса. Программа основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делая выводы, иллюстрировать их на примерах.

Одним из факторов, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором. Задания, во-первых, подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Во-вторых, в моей программе используются различные типы заданий:

  • «закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;

  • задачи с неполным условием;

  • с избыточными условиями;

  • открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

  • творческие задания.

Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию мышления. Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.

Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, математические викторины, турниры и т.д. Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются следующие типы занятий: урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – КВН. Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.

Календарно – тематическое планирование




Название занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемые результаты (УУД)

Цифровые образовательные ресурсы

1.

Тема 1. Арифметические забавы.

Собираемся в путь

Игры на развитие внимания, логики, мышления, подвижные игры.

1




Развитие познавательного интереса.

Развитие готовности к сотрудничеству. Формирование мотива деятельности.


Презентация

2.

Как появилась математика

Некоторые факты истории математики

1




Формирование мотива деятельности.

Умение слушать, получать необходимые

сведения.

Волевая саморегуляция.

Презентация, коллекция дидактических игр для устного счета

3.

В гости к Волшебнице.

Однозначные числа. Счёт.

1




Развитие познавательного интереса.

Уметь ставить и решать проблемы.

Презентация, тесты

4.

В царстве Чисел.


Однозначные числа.

1




Уметь объяснять выполнение задания.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки.

Презентация, тренажер

5.

Приключения Немо.


Сложение и вычитание чисел в пределах 10

1




Корректировать выполнение заданий.

Умение аргументировать, высказывать прогнозы.

Презентация, тренажер

6.

Праздник чисел.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10

1




Формулировать выводы.

Умение аргументировать, высказывать прогнозы.

Презентация, тренажер

7.

Турнир смекалистых.


Задания на смекалку

1




Формирование умений сравнивать,

анализировать, обобщать по разным основаниям. Умение осознанно строить высказывания

Презентация, математическая игра

8.

Чудеса математики.


Сложение и вычитание чисел в пределах 10

Задачи на логику, внимание

1




Моделировать различные ситуации

при решении задач.

Уметь объяснять выполнение задания.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Презентация, электронная дидактическая игра.

9.

В гостях у Золушки.


Сложение и вычитание чисел в пределах 10

Задачи на логику, внимание

1




Формулировать выводы.

Умение аргументировать, высказывать прогнозы.

Развитие познавательного интереса.

Презентация, электронное пособие « Занимательная математика»

10.

Операция «КВИ»


Сложение и вычитание чисел в пределах 10

1




Развитие учебных мотивов.

Моделировать выбор способов деятельности, группировать

Презентация, тесты

11

Тема 2. Логика в математике.

Зимняя страничка.

Отношения (больше, меньше, столько же).

Неравенства.

1




Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу.

Формулировать выводы.

Презентация, игровой тренажер

12.

Математическая эстафета.

Задания на развитие логического мышления

1




Моделировать изучение зависимости, использовать различные способы решения.

Умение договориться, находить общее

решение проблемы.

Презентация, электронное пособие « 3000 примеров по математике».

13.

В гостях у гномов.


Первый десяток, задачи на логику, смекалку

1




Умение договориться, находить общее

решение проблемы. Корректировать

выполнение заданий.

Презентация, тесты

14.

Математический КВН.

Первый десяток, задачи на логику, смекалку

1




Развитие готовности к сотрудничеству.

Корректировать выполнение заданий.

Презентация, тренажер

15.

Разноцветные задачи.

Однозначные числа. Цифры. Двузначные числа.

1




Моделировать выбор способов деятельности, группировать.

Корректировать выполнение заданий.

Презентация, электронная игра.

16.

Математическая радуга.


Сложение и вычитание чисел в пределах 20

Задачи на логику, внимание

1




Развитие познавательного интереса.

Волевая саморегуляция.

Уметь объяснять выполнение задания.

Презентация, игровой тренажер

17.

Занимательная математика.


Сложение и вычитание чисел в пределах 20

Задачи на логику, внимание

1




Планировать поиск пути решения задачи.

Классифицировать предметы (фигуры) по заданному правилу, самостоятельно сформулированному.

Презентация, урок- игра

18.

Брей- ринг.


Отношения (больше, меньше, столько же).

Двузначные числа. Сложение. Вычитание

1




Находить решение разными способами.

Обобщать данные.

Умение договориться, находить общее

решение проблемы.

Презентация, электронное пособие « 3000 примеров по математике».

19.


Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием.

Геометрия вокруг нас.

Точка. Прямая и кривая линии.

1




Сравнивать предметы (фигуры) по разным основаниям.

Анализировать различные способы хода рассуждения.

Презентация, тесты

20.

Знакомство с веселой точкой.


Точка.

1




Моделировать изучение зависимости, использовать различные способы

решения.

Анимированная презентация

21.

Прямая линия и ее свойства.

Прямая линия. Отрезок. Длина отрезка

1




Уметь объяснять выполнение задания.

Находить общее решение.

Анимированная презентация

22.

Углы.

Виды углов.

1




Умение слушать, получать необходимые

сведения.

Уметь объяснять выполнение задания.

Анимированная презентация

23.

Математика в сказке.


Точка. Прямая. Кривая.

1




Моделировать разнообразные ситуации

расположения объектов.

Презентация, тренажер

24.

Приключения Колобка


Луч. Прямая и кривая линии. Отрезок.

1




Умение получать необходимые сведения.

Формирование умений сравнивать,

анализировать.

Презентация: урок - сказка

26

Приключения Колобка


Луч. Прямая и кривая линии. Отрезок.

1




Умение получать необходимые сведения.

Формирование умений сравнивать,

анализировать.

Презентация: урок - сказка

22.

Углы.

Виды углов.

1




Умение слушать, получать необходимые

сведения.

Уметь объяснять выполнение задания.

Анимированная презентация

27

Приключения Колобка


Луч. Прямая и кривая линии. Отрезок.

1




Умение получать необходимые сведения.

Формирование умений сравнивать,

анализировать.

Презентация: урок - сказка

28

В гости к Волшебнице.

Однозначные числа. Счёт.

1




Развитие познавательного интереса.

Уметь ставить и решать проблемы.

Презентация, тесты

Всего за год 28 часа.




Список литературы :

1. Марк Беденко Разноцветные задачи, Ярославль, академия развития, Академия Холдинг, 2004

2. О. Холодова, Юным умникам и умницам, М.: РОСТ - книга, 2009

3. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.

4. И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.

5. Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.

6. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.

7. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск