Скачать 193.54 Kb.
|
МОУ «Дым-Тамакская основная общеобразовательная школа Ютазинсого района Республики Татарстан «Рассмотрено» Руководитель МО __________ /____________/ Ф.И.О. Протокол № _____ от «_____» _______________ 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Дым-Тамакская ООШ» __________ /____________/ Ф.И.О. «_____» _______________ 2012г. «Утверждено» Директор МОУ «Дым-Тамакская ООШ» __________ /____________/ Ф.И.О. Приказ № _____ от «_____» _______________ 2012 г. Рабочая программа Гумеровой Ильмиры Ильгизаровны учителя I категории элективного курса по физике для 9 класса «Занимательная физика» Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «____» ___________ 2012г. Пояснительная записка. Элективный курс «Занимательная физика» предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике и способствует успешной сдаче ГИА за курс основной школы. Курс рассчитан на 18часов, по одному часу в неделю. Повторение теоретических вопросов каждого урока сопровождается заданиями, которые формируют умения и навыки, такие как умение, анализировать, сравнивать, обобщать; организовывать свою работу; самостоятельно составлять алгоритм решения задач, выделять главное. Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования, обязательного минимума содержания физического образования и рабочих программ для общеобразовательных школ. Вся программа делится на несколько разделов. 1-ый раздел знакомит учащихся с классификацией задач и кодификацией их по темам итоговой аттестации. Остальные разделы обучают учащихся приемам и методам решения задач из материалов ГИА учащихся 9 класса. При решении задач по механике, гидростатике обращается внимание на решение задач различной сложности и на накопление опыта решения задач. Данный элективный курс является своеобразным тренингом для подготовки учащихся к решению, оформлению работ и умению пользоваться справочной литературой на ГИА учащихся 9 класса. Курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества, уважительного отношения к мнению оппонента. В ходе изучения данного элективного курса особое внимание уделяется на развитие умений учащихся решать вычислительные, графические, качественные и экспериментальные задачи. Работа учащихся оценивается в конце 1-го полугодия с учетом накопленных баллов за тесты, выполненные при помощи компьютера с использованием диска «Физика. Редактор тестов. Тематические тесты. 7-9 классы» – Волгоград. Учитель-2010. Основные цели курса:
Задачи курса:
После окончания курса учащиеся должны уметь решать задачи базового, повышенного и высокого уровня из материалов ГИА, уметь проводить экспериментальные измерения. Учащиеся должны уметь оформлять тестовые работы и пользоваться справочной литературой на ГИА учащихся 9 классов. Содержание программы: 1. Вводное занятие.-1 час 2. Основы кинематики – 4 часа Механическое движение, равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение. 3. Основы динамики - 6 часов. Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, сила Архимеда. 4. Импульс. Закон сохранение импульса. Механическая работа, мощность, энергия. - 3 часа Импульс. Закон сохранение импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов. 5. Тепловые явления - 3часа Расчет количества теплоты при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса. 6. Итоговый урок 1 час Литература для учителя:
Информационно-компьютерная поддержка.
Литература для учащихся:
Приложение №1. Урок №1. Тема урока: Классификация физических задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Цели: учащиеся должны знать типы задач, методы решения качественных, расчетных, геометрических задач. Виды и примеры решения задач. Типичные ошибки и недостатки при решении и оформлении решения тестовых задач. Самоанализ уровня подготовки. Различают задачи: качественные, расчетные, графические и экспериментальные задачи. Изучение инструкции по выполнению работы ГИА. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 2,5 часа(150 минут). Работа состоит из 3 частей и содержит 26 заданий. Часть 1 содержит 18 заданий (1–18). К каждому заданию приводится 4варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом, а затем обведите номер правильного ответа. Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (19–22). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 содержит 4 задания (23–26), на которые следует дать развернутый ответ. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном подписанном листе со штампом образовательного учреждения. Задание 23 – экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием. При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор Тестовые материалы ГИА. [1] – Самоанализ уровня подготовки. Урок № 2 -3 Тема урока: Характеристики равномерного и равноускоренного движения. Цели: учащиеся должны знать основные формулы кинематики, РПД, РУПД. Составление обобщающей таблицы по кинематике. № 123,155, 158 [3] Решение графической задачи. Задача. Найдите путь, пройденный телом за 5сек, его скорость в конце 4 секунды, ускорение. Задача. Троллейбус, движущийся со скоростью 10 м/с, остановился через 5 с. Какой путь он прошел при торможении. (Решить задачу графически и аналитически.) Задача. Автомобиль движется равноускоренно с начальной скоростью 5 м/с и ускорением 2 м/с2. Один километр пути он проходит за время равное… 1) 29,3 с 2) 10 с, 3) 47 с, 4) 73 с Тестирование по теме « Ускорение, равноускоренное прямолинейное движение», «Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении» [11] Урок №4. Тема урока: Движение тела по вертикали под действием силы тяжести. Свободное падение тел. Цели: учащиеся должны знать формулы и методы решения задач на движение тела по вертикали под действием силы тяжести. Компьютерный эксперимент. « Открытая физика». Задание: 1) Пронаблюдать при компьютерном эксперименте характер движения тела. В каких точках траектории тело имело наибольшую (наименьшую) скорость. 2) На какую максимальную высоту поднимается тело при начальной скорости 10м/с и 25 м/с? Рассчитать и проверить в эксперименте. Задача. Тело падало с высоты 80 м без начальной скорости. Найти сколько времени падало тело, скорость тела в момент падения и путь, пройденный телом в последнюю секунду движения. Тест. Свободное падение [11] Урок № 5. Тема урока: движение по окружности. Цели: учащиеся должны знать понятия линейной, угловой скорости, центростремительного ускорения, тангенциальное и полное ускорение, периода и частоты обращения. Задача. Тело движется по окружности радиусом 10м с постоянной по модулю скоростью 5м/с. Найти центростремительное ускорение, угловую скорость, период и частоту обращения. Тест. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Часть 1и 2 [11] Урок № 6. Тема урока: Законы Ньютона. Цели: учащиеся должны знать формулировки законов Ньютона и уметь применять их для решения задач. Качественные задачи на опознавание явлений и свойств: инерция, инертность, равновесие сил, взаимодействие тел №174 – экспериментально, №179,187, 193,212,226 [3] Тесты. 1)Инерциальные системы отсчета. 1-й закон Ньютона. 2) Сила. 2-й закон Ньютона. 3)3-й закон Ньютона. [11] Урок № 7-8. Тема урока: Силы в природе. Цели: учащиеся должны знать понятия: проекция силы, виды сил, 2 – й закон Ньютона. Составление обобщающей таблицы.
Задача. А.При подвешивании тела, массой 200 г пружина растянулась на 2 см. Жесткость пружины равна 1) 100 Н/м 2) 10000 Н/м 3) 1000 Н/м 4) 50 Н/м Задача. Брусок массой 0,5 кг тянут по поверхности стола равномерно при помощи динамометра. Динамометр показывает силу 1Н. Найти коэффициент трения бруска о стол. Задача. Найти с какой силой машина массой 3 тонны давит на дорогу? Как называется эта сила? Урок №9 Тема урока: Движение под действием нескольких сил. Цели: учащиеся должны уметь находить равнодействующую нескольких сил и динамические величины при равноускоренном движении. Задача. Тело массой 5 кг тянут вертикально вверх, прикладывая силу 80 Н. С каким ускорением поднимают тело? Задача. Физикон тянет по снегу Химилу на санках. Масса санок и девочки 80 кг. Коэффициент трения санок о снег 0, 05. Какую силу тяги развивает Физикон, если санки едут равномерно? Задача. Две силы F1=3 кН и F2=4 кН – приложены к телу под углом 270°. Чему равно ускорение тела, если его масса равна 200кг. №298, 302, 352 [3] Урок № 10. Тема урока: Элементы гидростатики. Цели: учащиеся должны уметь решать задачи свойства сообщающихся сосудов, измерять атмосферное давление, рассчитывать гидростатическое давление. Р = ρgh –давление столба жидкости, ρ – плотность жидкости, g – 10 м/с2, h –высота столба жидкости. Задача. На рисунке изображены три сосуда с водой. Площади дна сосудов равны. Сравните силы давления F1, F2, F3 и давления р1, р2, р3 жидкости на дно сосуда. 1) F1 = F2 = F3 2) F1 р1= р2 = р3 р2 > р1 > р3 р1 > р2 = р3 р1 < р2 < р3 Задача. С какой силой давит на дно бочки столб бензина высотой 2м, если площадь дна 2 м2 Тест. Давление. Передача давления жидкостями и газами. Закон паскаля. [11] Урок № 11. Тема урока: Сила Архимеда, условие плавания тел. Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на применение силы Архимеда и условия плавания тел, уметь работать в группе. Fа = ρgV, , ρ – плотность жидкости, g – 10 м/с2, V – объем тела или его погруженной части. Условие плавания тел:
Задача. Два однородных шара, один из которых изготовлен из алюминия, а другой — из меди, уравновешены на рычажных весах. Нарушится ли равновесие весов, если шары опустить в воду? 1) Равновесие весов не нарушится, так как масса шаров одинакова. 2) Равновесие весов нарушится – перевесит шар из алюминия. 3) Равновесие весов нарушится – перевесит шар из меди. 4) Равновесие весов не нарушится, так как шары опускают в одну и ту же жидкость. № 648, 658. [2] Тест. Архимедова сила. Плавание тел. [11] Урок № 12. Тема урока: Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Цели: учащиеся должны знать понятия: импульс, изменение импульса, закон сохранения импульса, реактивное движение. Задача. А. Камень массой 1 кг брошен над поверхностью Земли со скоростью 4 м/с. Если сопротивление воздуха пренебрежимо мало, то импульс камня через 0,3 с равен 1) 3 кг (м/с) 2) 4 кг (м/с) 3) 5 кг (м/с) 4) 7 кг (м/с) Задача. В. Пластилиновый шар массой 200 г двигался со скоростью 10 м/с и столкнулся с неподвижным шаром массой 800 г. После столкновения шары соединились и стали двигаться вместе. Какова скорость их совместного движения? Тест. Импульс. Закон сохранения импульса. [11] Урок № 13. Тема урока: Работа, мощность, энергия. Закон сохранения полной механической энергии. Цели: учащиеся должны знать понятия: механическая работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия, законы сохранения полной механической энергии. Составление обобщающей таблицы.
Задача. Поезд, двигаясь равноускоренно по горизонтальному пути, отходит от станции с ускорением 0.06 м/с2. Работа силы тяги локомотива за первые 50 секунд движения равна 7200 кДж. Если сопротивлением можно пренебречь, то сила тяги локомотива приблизительно равна 1) 96 Н 2) 4800 Н 3) 4200 Н 4) 48000 Н 5) 96000 Н. Урок № 14. Тема урока: Простые механизмы. КПД механизмов. Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на применение знаний о простых механизмах и находить их КПД. №792, 789,798 [3] Тест. Золотое правило механики. КПД простых механизмов. [11] Урок № 15 Тема урока: Расчет количества теплоты при теплообмене Цели: учащиеся должны уметь применять формулу количества теплоты при теплообмене, строить графики процессов и пользоваться диаграммами. Задача. На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного количества теплоты в процессе нагревания металлического цилиндра массой 100 г. Определите удельную теплоемкость металла. №1087,1117,1123. [2] Урок № 16 Тема урока: Расчет количества теплоты при фазовых различных переходах.
Составление обобщающей таблицы. Задача. На диаграмме для двух веществ приведены значения количества теплоты, необходимого для нагревания 1 кг вещества на 10 0С и для плавления 100 г вещества, нагретого до температуры плавления. Сравните удельную теплоту плавления (λ1 и λ2) двух веществ. 1) λ2 = λ1 2) λ2 = 1,5 λ1 3) λ2 = 2 λ1 4) λ2 =3 λ1 Тест. График плавления и отвердевания. [11] Урок № 17 Тема урока: Уравнение теплового баланса. Цели: учащиеся должны знать и уметь применять уравнения теплового баланса к решению задач, сравнивать, анализировать, работать в микрогруппах. № 1051, 1053, 1029. [2] Тест. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. [11] Урок №18 Итоговый урок Учебно-тематический план.
|