«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»





Скачать 230.46 Kb.
Название«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
страница1/2
Дата публикации30.03.2015
Размер230.46 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 ст. Зеленчукской»
« Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждено»

на заседании МО Зам. директор Директор МКОУ «СОШ №1

Руководитель ШМО школы по УР ст. Зеленчукской»

______________Величко Л.И. ____________Катенева Т.С. _______________Величко Е.М.

Протокол № ____________ от «_____»____________2013 г. от «____» ___________2013г.

от «___»___________2013г. Приказ№____ от «___»______2013г.

Рабочая программа по «Основам исламской культуры»
4 класс

Программа (1-4), УМК « Школа России»

(базовый уровень)

Составила:

Каракотова Халимат Хаджи-Османовна

учитель нач. классов, высшая категория


ст. Зеленчукская 2013 г




Пояснительная записка
Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков и  авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики», автор: А. Я. Данилюк.

Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4) 

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Программа курса «Основы исламской культуры», рассчитанного на 34 часа, 1 час в неделю ;ориентирована на перспективу развития интересов, связанных с углубленным пониманием учащимися сферы духовного творчества человека и общества, своеобразного мироощущения и мировоззрения, специфики отношения человека к окружающему миру, умению преодоления человеческого само отчуждения, попытки осмысления и реализации своей личностной ориентации в современном мире, на восприятие его, как совокупности культурных достижений человеческого сообщества. Кроме того курс способствует взаимопониманию и продуктивному общению различных культур, в том числе и исламской культуры.
 Особенности модуля « Основы исламской культуры»
Внедрение модуля «Основы исламской культуры» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

Цель программы курса :

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному

на знании

и уважении культурных и религиозных традиций ислама;

  • Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  • Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей;

Задачи курса:
• познакомить обучающихся с основами ислама. 
• развить представление младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей ислама для достойной

жизни личности, семьи, общества; 
• обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в

начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие

целостное восприятие истории и культуры исламского народа при изучении гуманитарных предметов на

ступени основной школы; 
• развить способности младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
-Познакомить учащихся с основными понятиями и категориями исламской религии в его взаимосвязи с реальными религиозно-историческими процессами развития общества.

-Способствовать развитию учащихся, умению ориентироваться и адаптироваться в исламской религиозно-культурной среде современного общества.
-Помогать учащимся, в наблюдении, анализе, сопоставлении исламской культуры ,усваивать нравственно-ценностные установки общества, способствовать развитию толерантности в отношении религиозных групп, направлений других социальных сообществ.

- Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место курса в программе обучения
Модуль, раскрывающий основы исламской культуры, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный модуль дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, он предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями духовных традиций ислама происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Принципы обучения:

  • диалогическое взаимодействие;

  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной

  • и эмоциональной сферы;

  • актуальность;

  • опоры на самостоятельность мышления учащихся;

  • вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации,

  • способов деятельности и презентации образовательного результата);

  • деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий

  • отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.

  • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и

  • творческого освоения;

  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.


Содержание курса

Содержание учебника построено с учетом:

  • возрастных особенностей обучающихся;

  • новизны и особенностей содержания курса;

  • культурологической направленности курса;

  • направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;

  • имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;

  • возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы,

  • но и универсальных учебных действий, критического   мышления, коммуникативных

  • навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.(1ч)

Формирование гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Основы религиозных культур и светской этики ( 16 ч)

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры
Духовные традиции многонационального народа России (5 ч )

Формирование ценностей многонационального российского общества.

  • -Религиозно-исторические и социальные истоки ислама: ислам как социокультурное явление;

  • -Определение религии ислам; Создание мусульманской общины;

  • -Основатель религии ислама и первой общины мусульман - Пророк Мухаммед, история его жизни и проповеднической деятельности;

  • -Основные идеи проповеди. Источники вероучения и догматы ислама: пять «столпов» ислама, обязательных для мусульман (Шахада, Салат, Саум, Закят и Садака, Хадж)

  • - Коран – священная книга мусульман;

  • - Сунна - эталон и руководство для жизнедеятельности;

  • - Хадисы – элементы Сунны (детальное отражение культово-обрядовой стороны ислама и его догматических принципов);

  • - Шариат - мусульманское право.
    - Исламские праздники: главные мусульманские праздники (Курбан-байрам,Ураза-байрам) –

  • неотделимая часть мусульманских канонических обрядов паломничества и поста;

  • Пятница – день общественной молитвы (джума) в мечети.


Учебно-тематический план


Тема урока


Кол. часов


Тип урока


Элементы содержания

Учебные пособия оборудо-вание


Межпредметная связь


Учебная литература

Диагностика

уровня достижений результатов

Дата проведе

ния


Используемые ресурсы

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1.

Россия - наша Родина.

1

Урок открытия новых знаний

Россия – наша Родина, Отечество. Духовный мир человека.

Культурные традиции.

Учебник

Формирование гордости за свою Родину, российский народ и историю России.




Беседа







Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)

2.

Введение в исламскую духовную

традицию. Культура и религия

1

Урок открытия новых знаний

Ислам-мировая религия.

Аравийский полуостров. Арабские племена.

Мусульманин, Аллах, Коран.


Учебник

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры.




Беседа






3.

Пророк

Мухаммад- основатель

ислама.


1

Урок открытия новых знаний

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности.

Жизнеописание.

Учебник

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры




Пересказ фрагмента текста «Чудесное

событие с Мухамма-дом в детстве»







4.

Начало пророчества.

1

Урок рефлексии.

Пророк Мухаммад –

проповедническая миссия.


Учебник

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры




Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.








5.

Чудесное путешествие пророка.


1

Урок открытия новых знаний

Прекрасные качества пророка Мухаммада.


Учебник

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.





Пересказ о чудесном путешествии пророка







6.

Хиджара.

1

Урок открытия новых знан.

Общие принципы ислама и исламской этики.


Учебник

Формирование уважительного отношения к иному мнению, и.














7.

Коран и сунна.

1

Урок открытия новых знаний

Священный Коран и Сунна как источники Нравственности.


Учебник















8.

Вера в Аллаха.

1

Урок открытия новых знаний

Вера и обязанности мусульманина

и его качества.

Кто такие ангелы и джинны.


Учебник

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры













9.

Божественные Писания. Посланники Бога.

1

Урок открытия новых знаний

Божественное Писание.

Посланники Божественного Писания.

Тора, Евангелие, Коран.


Учебник

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры













10

Вера в Судный день и судьбу.


1

Урок открытия новых знаний

Что ожидает людей в судный день. Рай и ад. Судьба человека.

Учебник

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и

общества.














11.

Обязанности мусульман.


1

Урок открытия новых знаний

Столпы ислама и исламской этики.


Учебник

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,

духовных традициях народов России.














12. Поклонение Аллаху.

1

Урок открытия новых знаний

Главная форма поклонения Аллаху.

Молитва. Мечеть.


Учебник
















13.

Пост и месяц рамадан.


1

Урок открытия новых знаний

Пост – ураза.

Месяц рамадан.

Значение поста для мусульманина.


Учебник

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.














14. Пожертвование во имя Всевышнего.


1

Урок открытия новых знаний

Пожертвования.

Богатство и бедность.

Учебник

Высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности.













15.

Поломничество

в Мекку.

1

Урок открытия новых знаний

Обязанности мусульманина и его заветная мечта.

Мекка. Хадж.


Учебник

Осознание своей этнической и национальной принадлежности;













16.

Творческие

работы учащихся.


1

Урок развивающего контроля

Жизнь пророка Мухаммада.

Нравственный облик посланника Аллаха.

Хиджара – начало мусульманского летосчисления.

Что значит для мусульман Священный Коран и Сунна?





Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).





Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой работы.







17.

Творческие

работы учащихся.


1

Урок развивающего контроля

Во что верят мусульмане?

Религиозные обязанности мусульман.

Священные города Мекка и Медина.

Ислам – это религия внутренней и внешней чистоты.




Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).





Презентация работ.







Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

18.

История ислама в России.

1

Урок открытия новых знаний

Распространение ислам на территории России. Народы, исповедующие ислам. Изменения в жизни людей после принятия ислама.


Учебник

Первоначальные представления об исторической роли исламской религии в

становлении российской государственности.














19.

Нраственные ценности ислама.

1

Урок открытия новых знаний

Нравственные ценности.

Нравственные ценности мусульман.

Любовь к Родине.


Учебник

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.













20.

Сотворение добра.

1

Урок открытия новых знаний

Что значит «творить добро» и как научиться творить добро.


Учебник
















21.

Дружба и взаимопомощь.

1

Урок открытия новых знаний

В чём проявляется дружба. Какие традиции крепкой дружбы существуют.


Учебник
















22.

Семья в исламе.

1

Урок открытия новых знаний

Значение семьи для мусульманина.

Качества, необходимые в семейной жизни.


Учебник

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.














23.

Родители и дети.

1

Урок открытия новых знаний

Родительская любовь.

Чему мать и отец учат своих детей.


Учебник
















24.

Отношение к старшим.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к старшим.

Правила поведения детей в присутствии взрослых.


Учебник
















25.

Традиции гостериимства.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к гостям. Традиции гостериимства.


Учебник
















26.

Ценность и польза образования.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к образованию.

Обучение в исламских школах.


Учебник
















27.

Ислам и наука.

1

Урок открытия новых знаний

Развитие науки в исламском мире.

Видные мусульманские деятели в области образования.


Учебник
















28.

Искусство ислама.

1

Урок открытия новых знаний

Что отражает искусство ислама. Интерес к произведениям исламского искусства.

Учебник
















29.

Праздники мусульман.


1

Урок открытия новых знаний

Любимые праздники мусульман.

С чего начинаются праздники.


Учебник
















Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)1

30.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Урок открытия новых знаний

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебник

Формирование ценностей многонационального российского общества.













31.

Выступление уч-ся

со своими творческими работами.


1




«Как я понимаю ислам». «Значение религии в жизни человека и общества». «Памятники религиозной культуры (в моем городе)»




Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).














32.. Выступление

уч-ся со своими творческими работами.


1




«Как я понимаю ислам». «Значение религии в жизни человека и общества».




Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).














33.

Выступление

уч-ся со своими творческими работами.

1




«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России»,

«С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.




Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).














34. Презентация творческих проектов

1




«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)


















  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» iconРассмотрено согласовано утверждено

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» iconРассмотрено согласовано утверждено

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» iconРассмотрено согласовано утверждено

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» iconРассмотрено согласовано утверждено

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» iconРассмотрено согласовано утверждено

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» icon«Рассмотрено» на заседании мо «Согласовано» «Утверждено»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от августа 2013 г
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» iconМиннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Мбоу «Утяшкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района рт»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Мбоу «Утяшкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района рт»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
«Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» iconСогласовано председатель пк в. Ф. Огнев
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» iconУтверждено Согласовано Рассмотрено
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Рассмотрено согласовано утверждено на кафедре учителей Зам директора по увр директор
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено Согласовано Утверждено Руководитель мо заместитель директора Директор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск