Скачать 224.88 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского _______Философский факультет____ УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________2011_ г. Рабочая программа дисциплины (модуля) _____Музеи Мира____ Направление подготовки Педагогическое образование (050100) Профиль подготовки Мировая художественная культура Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения __________очная___________ Саратов, 2011 1. Цель освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Музеи мира» является формирование представления об основных этапах и содержании музейного дела с древнейших времен до современности, выявление способности понимать специфический язык музея, видеть уникальность и особую ценность сохранившихся памятников культурного наследия у студентов. Задачами курса «Музеи мира» является ознакомление студентов с историей музеев мира, с теоретическими основами музееведения, а также с международным и отечественным опытом работы в системе музееведения, с наиболее оптимальными формами использования музейных предметов в передаче исторической информации. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Музеи мира» входит в состав культурно-исторического модуля. Курс «Музеи мира» призван помочь студентам:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Музеи мира». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет ______6___ зачетных единиц __216_______ часов.
5. Содержание учебной дисциплины: Тема 1. Понятие музея. История появления музея как социального института. Специфика музейных предметов. Институциональный и феноменологический подходы к пониманию музея. Функции и основные направления деятельности музеев. Структура и профили музейной деятельности. Музейная экспозиция. Актуальные дискуссии о роли и месте музея. Собирательство в древности и в Средние века. Кунсткамеры и иные собрания эпохи Возрождения. Время буржуазных революций в Европе и возникновение публичных музеев. Складывание классического типа музеев в XIX в. Тенденции развития музеев в ХХ в. ИКОМ – международный совет по музеологии. Современные направления деятельности музеев (новые музейные проекты, экономические и политические аспекты). Тема 2. Российские музеи от возникновения до наших дней. История коллекционирования в допетровской России. Оружейная палата и Кунсткамера. История петербургской Кунсткамеры от основания до начала XXI в. Возникновение и расширение коллекций Эрмитажа на протяжении XVIII – ХХ вв. История Русского музея. Коллекции Третьяковской галереи. Государственный музей истории искусств имени А.С. Пушкина. Российские музеи под открытым небом. Тема 3. Крупнейшие мировые музеи – «музеи культур». Крупнейшие европейские музеи. Музеи Северной и Южной Америки. Азиатские и африканские музеи. Появление крупнейших музеев культуры в «имперскую эпоху». История собрания музея Лувр. Роль открытия коллекций Лувра для широкой публики в последующем развитии музейного дела в Европе XVIII – XIX вв. История Британского музея от основания до наших дней. Государственный Эрмитаж как яркий представитель музея «имперского стиля». Роль музеев в истории, культуре, экономике и политике города и страны.Особенности европейских музейных собраний. Музеи Германии. Музеи Великобритании. Испанские музеи. Музеи Италии и Ватикана. Французские музеи. Некоторые музеи других европейских стран. Характерные особенности музеев Нового Света. Музеи Соединенных Штатов Америки. Канадские музейные коллекции. Музеи Мексики. Собрания бразильских музеев. Перуанские музеи. Некоторые музеи других стран Латинской Америки. Нетрадиционные музеи. Размывание классической музейной модели во второй половине ХХ в. Экзотические музеи стран Европы. Необычные музеи России. Нетрадиционные музеи Нового Света. Особенности музеев стран Азии и Африки и их роль в культуре этих регионов. История и современность некоторых азиатских музеев. Крупнейшие африканские музеи. Тема 4. Система организации музейного дела. Музей и его функции Принципы деления музеев на группы. Различие музеев по юридическому статусу, масштабу деятельности, содержанию собраний, связь с определенными территориальными регионами, отраслями науки, производства, техники, художественного творчества и т. д. Государственные и общественные музеи. Музеи федерального и местного значения. Ведомственная принадлежность музеев в зависимости от их профиля. Социальные функции. Функции документирования. Памятники природы, истории и культуры, объективных процессов и явлений в природе и общественной жизни, которые служат осуществлению этой функции. Функция образования и воспитания. Аспекты функции: познавательный, пропагандистский, нравственно-воспитательный, эстетико-воспитательный. Развитие социальных функций музея. Тема 5. Виды музейной деятельности. Экспозиционная работа. Научно-просветительная работа музеев. Методика подготовки экскурсий. Научно-исследовательская работа. Издательская деятельность музеев. Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историко-культурная (реликвийность, мемориальность), художественная, эстетическая ценность музейного предмета. Его информативные свойства: аттрактивность, коммуникативность, экспрессивность. Классификация музейных предметов. Основные типы источников — вещевые, письменные, изобразительные, кино и фотоматериалы, фольклор. Методика музейной экспозиции. Экспозиционная работа в музее и ее организация: виды работы музея; научный характер экспозиционной работы; требования к экспозиции; комплексность построения; принцип историзма в построении экспозиции; единство содержания и формы; восприятие экспозиции зрителями; организация и планирование экспозиционной работы. Значение культурно-просветительной работы в музее. Виды пропагандистской работы: экскурсии, лекции, тематические мероприятия, консультации и т.д. Определяющая роль экскурсии в работе музея. История зарождения экскурсионной практики. Плановость в организации экскурсионной работы в современных музеях. Знакомство с исторической, специальной и художественной литературой по нужному вопросу. Знакомство с архивными и фондовыми материалами, экспонатами экспозиции музея. Выбор маршрута экскурсии. План экскурсионного показа экспозиции музея и его формы. Создание методического плана-конспекта всей экскурсии, формы и виды методических пособий в экскурсионной работе музея. Методика проведения экскурсии, форма проведения экскурсии. Речь экскурсовода. Свободное владение материалом. Тон рассказа. Характеристика экспозиционного материала. Задачи научно-исследовательской работы музеев. Получение новых данных на основе изучения музейного собрания и всех видов музейной деятельности и их использование. Научное обеспечение работ по комплектованию, обработке, хранению и использованию музейных фондов. Роль научного исследования в проектировании экспозиций и выставок (разработка научной концепции, расширенной тематической структуры, тематико-экспозиционного плана, сценария и т. д.). Реализация результатов научных исследований в просветительной работе (экскурсиях, консультациях, лекциях, тематических вечерах, музейных праздниках, печатных изданиях и др.). Публикация изданий по музейной тематике как средство информирования специалистов и широких слоев населения о результатах разнообразной деятельности музея, об истории памятников и собраний, находящихся в его ведении, о содержании и достоинствах коллекций и отдельных произведений. Основные типы музейных изданий: труды, ежегодники музея, краеведческие записки, путеводитель по музею, методические рекомендации, информационные издания, периодические издания, совместные публикации музея и другого учреждения. Тема 6. Музейный менеджмент. Концепция развития музея. Современные модели развития музея. Экономико-правовые основы деятельности музеев. Законодательство по музейному делу. Музейные нормативные документы. Экономические аспекты управления музеем. Фандрейзинг в музейном деле. Грантовая поддержка деятельности музеев. Попечительские советы в музеях. Концепции развития областного краеведческого музея и муниципального музея. Концепция развития музея и финансирование музейной сферы (на примере одного из музеев Саратова). Тема 7. Музейный маркетинг. Музеи и туризм. Концепция маркетинговой политики музея. Специальные музейные мероприятия. Музейный магазин. Сувенирная политика. PR – технологии в музее. Новые информационные технологии и музейный маркетинг. Музейный сайт. Музей в турбизнесе. Создание турфирм при музеях. Музеи Саратова и Саратовской области как объекты туристского показа. Туристские ресурсы Саратова и Саратовской области (музейная сфера). Потенциал Саратова и Саратовской области в плане развития въездного и внутреннего туризма. Темы семинарских занятий Тема 1. Понятие музея. История появления музея как социального института. 1. Специфика музейных предметов. Функции и основные направления деятельности музеев. Структура и профили музейной деятельности. Музейная экспозиция. Актуальные дискуссии о роли и месте музея. 2. Собирательство в древности и в Средние века. Кунсткамеры и иные собрания эпохи Возрождения. Время буржуазных революций в Европе и возникновение публичных музеев. Складывание классического типа музеев в XIX в. Тенденции развития музеев в ХХ в. Современные направления деятельности музеев. Тема 2. Российские музеи от возникновения до наших дней. 1. История коллекционирования в допетровской России. Оружейная палата и Кунсткамера. История петербургской Кунсткамеры от основания до начала XXI в. 2. Возникновение и расширение коллекций Эрмитажа на протяжении XVIII – ХХ вв. История Русского музея. Коллекции Третьяковской галереи. Государственный музей истории искусств имени А.С. Пушкина. Российские музеи под открытым небом. Тема 3. Крупнейшие мировые музеи – «музеи культур». Крупнейшие европейские музеи. Музеи Северной и Южной Америки. Азиатские и африканские музеи. 1. Появление крупнейших музеев культуры в «имперскую эпоху». История собрания музея Лувр. Роль открытия коллекций Лувра для широкой публики в последующем развитии музейного дела в Европе XVIII – XIX вв. История Британского музея от основания до наших дней. Роль музеев в истории, культуре, экономике и политике города и страны. Особенности европейских музейных собраний. Музеи Германии. Испанские музеи. Музеи Италии и Ватикана. Французские музеи. Некоторые музеи других европейских стран. 2. Характерные особенности музеев Нового Света. Музеи Соединенных Штатов Америки. Канадские музейные коллекции. Музеи Мексики. Собрания бразильских музеев. Перуанские музеи. Некоторые музеи других стран Латинской Америки. 3. Нетрадиционные музеи. Размывание классической музейной модели во второй половине ХХ в. Экзотические музеи стран Европы. Необычные музеи России. Нетрадиционные музеи Нового Света. Особенности музеев стран Азии и Африки и их роль в культуре этих регионов. История и современность некоторых азиатских музеев. Крупнейшие африканские музеи. Тема 4. Система организации музейного дела. Музей и его функции 1. Принципы деления музеев на группы. Различие музеев по юридическому статусу, масштабу деятельности, содержанию собраний, связь с определенными территориальными регионами, отраслями науки, производства, техники, художественного творчества и т. д. Государственные и общественные музеи. Музеи федерального и местного значения. Ведомственная принадлежность музеев в зависимости от их профиля. 2. Социальные функции музея. Функции документирования. Памятники природы, истории и культуры, объективных процессов и явлений в природе и общественной жизни, которые служат осуществлению этой функции. Функция образования и воспитания. Аспекты функции: познавательный, пропагандистский, нравственно-воспитательный, эстетико-воспитательный. Развитие социальных функций музея. Тема 5. Виды музейной деятельности. Экспозиционная работа. Научно-просветительная работа музеев. Методика подготовки экскурсий. Научно-исследовательская работа. Издательская деятельность музеев. 1. Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историко-культурная (реликвийность, мемориальность), художественная, эстетическая ценность музейного предмета. Его информативные свойства: аттрактивность, коммуникативность, экспрессивность. Классификация музейных предметов. Основные типы источников — вещевые, письменные, изобразительные, кино и фотоматериалы, фольклор. Методика музейной экспозиции. Экспозиционная работа в музее и ее организация: виды работы музея; научный характер экспозиционной работы; требования к экспозиции; комплексность построения; принцип историзма в построении экспозиции; единство содержания и формы; восприятие экспозиции зрителями; организация и планирование экспозиционной работы. 2. Значение научно-исследовательской работы музеев. Виды пропагандистской работы: экскурсии, лекции, тематические мероприятия, консультации и т.д. Определяющая роль экскурсии в работе музея. История зарождения экскурсионной практики. Плановость в организации экскурсионной работы в современных музеях. Знакомство с исторической, специальной и художественной литературой по нужному вопросу. Знакомство с архивными и фондовыми материалами, экспонатами экспозиции музея. Выбор маршрута экскурсии. План экскурсионного показа экспозиции музея и его формы. Создание методического плана-конспекта всей экскурсии, формы и виды методических пособий в экскурсионной работе музея. Методика проведения экскурсии, форма проведения экскурсии. Речь экскурсовода. Свободное владение материалом. Тон рассказа. Характеристика экспозиционного материала. 3. Задачи научно-исследовательской работы музеев. Получение новых данных на основе изучения музейного собрания и всех видов музейной деятельности и их использование. Научное обеспечение работ по комплектованию, обработке, хранению и использованию музейных фондов. Роль научного исследования в проектировании экспозиций и выставок (разработка научной концепции, расширенной тематической структуры, тематико-экспозиционного плана, сценария и т. д.). Реализация результатов научных исследований в просветительной работе (экскурсиях, консультациях, лекциях, тематических вечерах, музейных праздниках, печатных изданиях и др.). Публикация изданий по музейной тематике как средство информирования специалистов и широких слоев населения о результатах разнообразной деятельности музея, об истории памятников и собраний, находящихся в его ведении, о содержании и достоинствах коллекций и отдельных произведений. Основные типы музейных изданий: труды, ежегодники музея, краеведческие записки, путеводитель по музею, методические рекомендации, информационные издания, периодические издания, совместные публикации музея и другого учреждения. Тема 6. Музейный менеджмент. 1. Концепция развития музея. Современные модели развития музея. Экономико-правовые основы деятельности музеев. Законодательство по музейному делу. Музейные нормативные документы. Экономические аспекты управления музеем. Фандрейзинг в музейном деле. Грантовая поддержка деятельности музеев. Попечительские советы в музеях. 2. Концепции развития областного краеведческого музея и муниципального музея. Концепция развития музея и финансирование музейной сферы (на примере одного из музеев Саратова). Тема 7. Музейный маркетинг. Музеи и туризм. 1. Концепция маркетинговой политики музея. Специальные музейные мероприятия. Музейный магазин. Сувенирная политика. PR – технологии в музее. Новые информационные технологии и музейный маркетинг. Музейный сайт. 2. Музей в турбизнесе. Создание турфирм при музеях. Музеи Саратова и Саратовской области как объекты туристского показа. Туристские ресурсы Саратова и Саратовской области (музейная сфера). Потенциал Саратова и Саратовской области в плане развития въездного и внутреннего туризма. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Вопросы к зачету 1. Понятие музея. 2. Основные функции музея как социокультурного института. 3. Профили музейной деятельности. 4. Музейная экспозиция. 5. Суть дискуссий о роли и месте музея в культуре второй половины ХХ – начала ХХI вв. 6. Общая структура современных музеев. 7. Отличия музея от иных социокультурных институтов (библиотек, архивов, учреждений системы образования, художественных галерей и т.п.). 8. Специфика музейных вещей как наделенных особыми смыслами объектов культуры. Различие уникальных и типовых предметов. 9. Роль музейной экспозиции в общей структуре музея. 10. Развитие собирательства в Древнем мире. Коллекции европейского Средневековья. 11. Кунсткамеры и иные собрания эпохи Возрождения. 12. Появление первых публичных музеев в Европе после буржуазных революций XVII-XVIII вв. Классический тип музеев в XIX в. Отличия старых европейских музеев от собраний Нового Света. 13. Тенденции развития музеев в ХХ в. ИКОМ – международный совет по музеологии. 14. Современные направления деятельности музеев (новые музейные проекты, экономические и политические аспекты. 15. История коллекционирования в допетровской России. 16. История петербургской Кунсткамеры в XVIII в. Коллекции Кунсткамеры в XIХ – ХХ вв. Соперничество Оружейной палаты и Кунсткамеры за звание первого публичного российского музея. 17. Политические предпосылки возникновения коллекций Эрмитажа при Екатерине II. История Государственного Эрмитажа в XIХ – ХХ вв. 18. Роль Русского музея в истории российской и петербургской культуры. 19. История Государственного музея истории искусств имени А.С. Пушкина.. 20. Значение Третьяковской галереи для отечественной культуры от рубежа XIХ – ХХ вв. до наших дней. 21. Российские музеи под открытым небом. 22. Складывание коллекций крупнейших европейских музеев в «имперскую» эпоху. 23. История собрания музея Лувр. Роль Лувра для теории и практики музейного дела в Европе XVIII – XIX вв. 24. История коллекций Британского музея. 25. Роль музеев в истории, культуре, экономике и политике города и страны. Музеи Саратова. 26. Экзотические музеи стран Европы. Необычные музеи России. Нетрадиционные музеи Нового Света. 27. Особенности музеев стран Азии и Африки и их роль в культуре этих регионов. 28. Особенности музеев стран Северной и Южной Америки и их роль в культуре этих регионов. 29. Культурно-просветительская работа в музее. Виды пропагандистской работы: экскурсии, лекции, тематические мероприятия, консультации. Роль экскурсии в работе музея. 30. Научно-исследовательская работа музеев. 31. Публикация изданий по музейной тематике. Основные типы музейных изданий 32. Музейный менеджмент. 33. Музейный маркетинг 34. Музей в турбизнесе В ГОСТах третьего поколения самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий. Самостоятельная работа обеспечивает повышение качества учебного процесса, определяется как вид творческой деятельности. Наиболее значительным недочетом в подготовке студентов является низкий уровень их самостоятельности в овладении и применении знаний, слабость приобретенных навыков и умений. Наша задача заключается в том, чтобы развивать у студентов такие качества, как ответственность, умение планировать свое время, потребность в самообучении. При подготовке к занятиям следует определить, с какой целью выполняется самостоятельная работа. Такими целями должны быть:
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студента при его ответе на семинарском занятии. Тесты позволяют осуществлять текущую форму контроля в процессе обучения. Варианты тестовых заданий составляются с использованием вопросов различных типов: опросы в закрытой форме (множественный выбор), Да/Нет, Числовой, Соответствие и др. Вопросы тестов обновляются к итоговой лекции в каждом тематическом разделе модуля. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста. Изучение курса предполагает следующие виды самостоятельной работы:
Система текущего контроля включает:
Перечень тем рефератов для самостоятельной научно-исследовательской работы студентов: 1. Первые русские музеи: петровская Кунсткамера и Эрмитаж. 2. История и современность российских музеев. 3. Французские музеи от возникновения до наших дней. Влияние французского опыта на теорию и практику музейного дела во всем мире. 4. Музейные собрания остальных европейских стран (кроме России и Франции). 5. Музеи Нового Света. 6. Музеи Саратова (Саратовской области). 7. Научно-исследовательская работа музеев. 8. Экзотические музеи. 9. Место музея в истории культуры.
Перечень основной и дополнительной литературы: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) интернет-ресурсы: www.hist.msu.ru/ER/museum.htm www.countries.ru www.museum.ru www.museums.artyx.ru www.allmuseum.ru г) перечень средств обучения: Мультимедийный проектор, видеоматериалы, компьютер для проведения тестирования, CD DVD диски
Зональная научная библиотека СГУ, аудитория, оснащенная видео и медиа-средствами, компьютерные классы факультета и НБ СГУ с выходом в Интернет. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки Общепрофессиональные дисциплины (профиль 050100 «Мировая художественная культура»). Автор____________________Феллер В.В., ассистент кафедры философии культуры и культурологи философского факультета СГУ. Программа одобрена на заседании кафедры философии культуры и культурологии от_______________20_____года, протокол №___________ Подписи: Зав. кафедрой философии культуры и культурологии Белов В.Н. Декан Философского факультета Орлов М.О. |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |