Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа





Скачать 102.55 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа
Дата публикации21.05.2015
Размер102.55 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа.

Стилистика-наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радиотелерепортажи ,служебные документы, произведения классиков.

Стилистика тесно связана с разделами языкознания, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурной речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме, то есть более или менее строгому правилу; культура речи- уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.

В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.

  1. Грамматическая стилистика.

1.Стилистическая окраска слов.

2.Фразеологические выражения.

3.Грамматические формы.

4.Различные типы предложений.

5. Произносительные нормы.

  1. Функциональная стилистика.

  1. Исторически сложившаяся система стилей ,различающихся целью высказывания, сферой применения, способами использования, организацией языковых средств.

  2. Связь стилей речи литературных жанров.

  1. Стилистика текста.

Закономерность связи строения текста с личностью автора.

Два первых отдела служат базой для третьего, так как без знания выразительных возможностей и понимания основных законов стилей речи нельзя приступить к анализу конкретных текстов.

  1. Практическая стилистика.

Она помогает исправить отдельные ошибки в тексте.

Учащиеся старших классов серьезно задумываются: как пользоваться художественно-изобразительными средствами языка? Какое практическое значение они имеют в нашей повседневной жизни? Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.

Цели элективного курса:

  • Углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;

    • Научить различным приемам использования их выразительных средств;

    • Способствовать росту речевой культуры школьника.

Программа направлена на достижение следующих задач:

  • Знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование ее в речи;

  • Сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;

  • Проведение стилистического эксперимента ( конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости) ;

  • Самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);

  • Пользование нормативными словарями и справочной литературой.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Говорить и слушать, так как «уметь говорить- искусство, уметь слушать- культура»

(Д.С.Лихачев),

  • Владеть устной и письменной речью;

  • Владеть навыками стилистической правки текста;

  • Проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.

Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы ,которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учащихся.

Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.

Эффективно использовать:

  • Проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: «как и почему сохраняются всегда категории «высокого» и «низкого», «хороший», «дурной» и истинный вкус- можно ли о них спорить»;

  • Самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;

  • Совершенствование рукописи с определенной точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;

  • Рецензирование;

  • Сообщения как результат наблюдений.


Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем курса

всегочасов

Формы и методы обучения

Форма контроля

1

2

3

4

5

Раздел I. Стилистика и культура речи (13 ч)

1

Введение. "Уметь говорить- искусство. Уметь слушать -культура"(Д.С.Лихачев)

1

Беседа

Устный опрос Сочинение- миниатюра

2

Место стилистики в системе наук языкознания

1

Беседа. Редактирование собственного текста. Обработка видов подчинительной связи. Устранение ошибок в предложении

Реферат

3-4

Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста

2

Практикум (Урок может проходить в форме заседания клуба "Любители и почитатели языкознания"). Обсуждение и редактирование лучших рефератов.

 

5-6

Практическая стилистика

2

Практикум. (Урок можно провести в форме заседания клуба "Любители и почитатели русского яыка"). Распределение ролей, разыгрывание сценок.

Словарная работа (современный лексикон)

7-8

Функциональная и коммуникативная стилистика

2

Игра "На лингвистической конференции"

 

9-10

Формирование коммуникативных единиц

2

Практикум (Урок можно провести в форме заседания клуба "Любители и почитатели русского яыка").Работа со словом, словарем

Экскурсия на производство

11-12

Формирование коммуникативных единиц

2

Практикум (продолжение). Работа с поэтическим и прозаическим текстами

Словарный диктант на основе ключевых слов темы

13

Что такое культура речи?

1

Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся. Работа с текстом рассказа А.П.Чехова

Словарная работа. Взаимопроверка

"Детвора"

Раздел II. Стилистика и риторика (7 ч)

14-15

О древней науке риторике

2

Устное выступление - защита. Защита рефератов-проектов "Что такое риторика?".

Редактирование рефератов-проектов. Оценка проектов

16

Книжно-славянская письменная традиция

1

Устные выступления учащихся. Работа со словарем

Редактирование сообщений. Поисковая работа на примерах текстов М.В. Ломоносова

17

Три стиля в российском языке

1

Лекция. Исследование текстов

Выводы, сделанные в ходе исследования

текстов

18

Категории "высокого" и "низкого"

1

Устное выступление. Исследование текстов А.Пушкина, М.Лермонтова

Поисковая работа на примерах текстов и словаря

19-20

"Хороший", "дурной" и истинный вкус

2

Лекция с элементами беседы. Исследование

Сочинение-размышление

Раздел III. Стилистика и лексика (5 ч)

21

Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика

1

Лекция. Беседа. Исследование (речь окружающих, надписи в маршрутках, на заборах)

Сочинение-описание предмета, действия в разных стилях

22

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления: термины, книжная, устарелая и разговорная лексика.

1

Лекция. Беседа. Работа со словарем

Исследование общеязыковых закономерностей на основе поэтического текста

23-24

Слово и сфера его употребления. Внутреняя форма слова

2

Семинар. Составление текста по проверке знаний учащихся 5кл.

Тест

25

"Забавные" и "коварные" созвучия

1

Беседа.Исследование некоторых грамматических правил языка.

Письменный ответ на вопрос

Раздел IV. Стилистика и фразеология (5 ч)

26

Устойчивые и свободные словосочетания.

1

Беседа. Работа с фразеологизмами на время

Написание статьи в альманах

27

Период. Прозаическая строфа (абзац)

1

Беседа. Исследование текстов Л.Н.Толстого (строение текста)

Стилизация текста (под Л.Н.Толстого)

28

Формы существования речи: диалог, монолог. Роль диалога и монолога

1

Лекция. Анализ текста художественной литературы

Письменный ответ на вопрос

29-30

Функциональные стили

2

Семинар. Исследование текста

Выводы на основе практической работы

Раздел V. Слово и жест (4 ч)

31-32

Слово и жест

2

Лекция. Исследование текстаПушкина "Евгений Онегин"

 

33-34

Резервные уроки

2

 

 



Литература

Для учителя:

  1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1997

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1975

  3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М. 1998

  4. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М.: Знание, 1978

  5. Словарь синонимов: справочное пособие / под редакцией А.П. Евгеньевой. – М.: Наука, 1975

  6. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова – М., 1979

Для учащихся:

  1. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1976

  2. Дерягин В.Я Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978

  3. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней

школе. – М.: Просвещение, 1983

  1. Словарь синонимов: справочное пособие / под редакцией А.П. Евгеньевой. – М.: Наука, 1975

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1975

  3. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова – М., 1979

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconКонкурс рефератов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconПредмет и история эмбриологии
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconМетодические указания к самостоятельной работе
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconНикола тесла ржонсницкий Б. Н. Глава первая
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconСергей Владимирович Мясоедов Рыжов А. И., Мендрина Г. И., Логвинов С. В
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconПроректор по научной и инновационной работе гоу впо оргма росздрава
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconЭлективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,...
Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconПервый Московский государственный медицинский университет имени И....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconПояснительная записка
Элективный курс «Милая Франция» предназначен для учащихся 8-11 классов, не изучающих французский язык в качестве основного
Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Рассчитан на 34 часа iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск