Скачать 244.27 Kb.
|
Рабочая программа по изобразительному искусству 5, 6,7 классы Автор: Дроздовская О.Л. учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории Данная программа разработана на основе рабочей программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» (Предметная линия под редакцией Т.Я. Шпикаловой); Москва, «Просвещение» 2012 г. 2014 - 2015 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель курса: Развитие у учащихся эмоционально-нравственного отношения к миру и осознанию себя в этом мире. Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, задачами художественного образования является:
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 15%): сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены дополнительные темы с целью полного выполнения требований госстандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству). В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классе предусмотрено 102 часа (34 урока в год), то одна из тем ежегодно выносится на внеклассную работу – это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года. Обоснование выбора программы: Программа «Изобразительное искусство» 5-7 классы для основной школы предоставляет большие возможности для профессионального роста учителя, активизации и творческого поиска. В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. Так как классы по уровню подготовки и творческим возможностям все разные и художественный потенциал не одинаков программа Шпикаловой больше всего подходит для реализации задач курса «Изобразительное искусство». Программа позволяет:
Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в V-VII классе по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Всего 102 часов за 3 года. Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам находящихся в постоянном взаимодействии. Отсюда в содержании программы по-новому отражены интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусств, в результате чего народное искусство наряду с профессионально-художественным выступает системообразующим фактором культуры. Этим обусловлено включение в программу народного и профессионального искусства в их гармоничном единстве на протяжении всех восьми лет обучения в основной школе. Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия. Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность. Количество часов в год - 34 Количество часов в неделю - 1 Количество часов в 1 четверть - 9 Количество часов во 2 четверть - 7 Количество часов в 3 четверть – 10 Количество часов в 4 четверть - 8 В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
Содержание программы «Изобразительное искусство. 5-7 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
Чтобы сделать процесс обучения результативным используются следующие технологии: - метод проектов; - обучение в сотрудничестве; - игровая технология; - индивидуальное и дифференцированное обучение; - модульное обучение и другое; - адаптивная технология Е.А. Ямбурга. Формы и методы применения технологий на уроках ИЗО:
Методы: обьяснительно-иллюстративный. Виды и формы контроля. текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов; итоговый учет. а) по способу проверки: – устный (беседа, контрольные вопросы); – письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты); – практический; б) по охвату учащихся: – индивидуальный (раздаточный проверочный материал, задания на карточках, кроссворды); – групповой (кроссворды, лото, игры); – фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины). Критерии и показатели оценки результатов творческой композиции: - композиционная организация изображения в листе; - построение формы, передача пропорций; - умение использовать цвет при создании композиции, выразительность; - умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел; - оригинальность композиции. - соответствие теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках. Требования к уровню подготовки обучаемого освоившего 3-х годичный курс программы изобразительного искусства. В результате изучения изобразительного искусства ученик научится: основные виды, жанры изобразительных (пластических) искусств;
— понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре; Получит возможность научиться: — применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, глина) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Программа 5 класса Тема года: Природа и человек в искусстве Цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве. Задачи: • воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства; • раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр); • углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве; • знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов; • показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества; • развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции; • развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства; • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе. Основное содержание образования в 5 классе Раздел 1. Образ родной земли в искусстве. 9 часов. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др. Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве. 8 часов. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др. Раздел 3. Мудрость народной жизни и образы его в искусстве. 8 часов. Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др. Раздел 4. Образ единения человека с природой и искусством.8 часов. Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды. Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Посещение декоративно-прикладного искусства. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (воздушная перспектива). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС В результате изучения изобразительного искусства ученик научиться:
Получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Программа 6 класса Тема года: Художественные народные традиции в пространстве культуры Цели: освоение духовно-эстетических ценностей, запечатленных в образах изобразительного искусства; развитие эстетических представлений о месте народного искусства в отечественной и мировой художественной культуре; выработка умений и навыков посильного создания художественных композиций в процессе самостоятельной работы учащихся в разных видах художественно-творческой деятельности. Задачи: • воспитывать эстетическое отношение к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира; • формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства; • формировать художественную компетентность зрителя через постижение произведений бытового и исторического жанров, расширение ранее полученных знаний о других жанрах изобразительного искусства; • давать представление о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композиционный поиск тематической композиции; • раскрывать синкретичность народного искусства на примере фольклорного фестиваля как синтеза музыкального, устного и декоративно-прикладного творчества; • развивать умения и навыки работы с различными изобразительными материалами, а также творческого использования выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции; • формировать навыки и умения художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта; • активизировать художественно-творческую деятельность учащихся в коллективных формах работы; • расширять контакты учащихся с искусством в повседневной жизни через обсуждение и просмотр телевизионных передач, посещение выставок и привлечение внимания к памятникам культуры родного города (села) и края; • продолжать развивать умение учащихся давать собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства; • развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к родной культуре и произведениям, созданным народами мира. Основное содержание образования в 6 классе Раздел 1. Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства. 6 часов. Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Истоки и современное развитие декоративной росписи на фарфоре; Гжель. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов; Жостово. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). Раздел 2. Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур.10 часов. Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта. Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн. Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов. 10 часов. Архитектура Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, Рафаэль, Ф. Гойя, Рембрандт, Ф. С. Рокотов, В. Суриков. Раздел 4. Образ времени года в искусстве. Весна – утро года. 8 часов. Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия). Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея). Музеи города Кирова и Кировской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества. Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Эскизы одежды. Проектирование и изготовление открыток. Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Посещение музеев изобразительного искусства. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 6 КЛАСС В результате изучения изобразительного искусства ученик научиться
Получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Программа 7 класса Тема года: Человек и рукотворный мир в искусстве Цели: формирование эстетических представлений о рукотворном мире человека, о культуре быта и красоте обыденных вещей и их отображении в произведениях искусства разных видов и жанров; развитие творческой активности в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Задачи: • углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных видах и жанрах искусства: натюрморте, интерьере, архитектурном пейзаже, портрете, бытовом жанре, скульптуре, народном искусстве; • формировать зрительскую компетентность в процессе дальнейшего знакомства с художественными произведениями разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства; • знакомить с основными принципами художественных стилей и развивать чувство стиля и художественный вкус в процессе восприятия произведений, созданных отечественными и зарубежными художниками, и в процессе выполнения творческих работ учащимися; • давать представления об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа; • раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому; • углублять представления учащихся о синкретичности народного искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза музыкального, театрального, устного и декоративно-прикладного творчества, а также о взаимодействии профессионального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта; • продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных центров традиционных художественных промыслов; • развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к особенностям семейной культуры в разных слоях общества с помощью рисунка или пластического образа; • развивать творческую активность учащихся через расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села) Основное содержание образования в 7 классе Раздел 1. Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве. 8 часов. Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Архитектурный пейзаж. Пейзаж в творчестве художников 19-20 вв. Натюрморт в зарубежном и русском искусстве на разных этапах его развития. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм). Интерьер как жанр изобразительного искусства. Произведения выдающихся художников: Дионисий, А. Венецианов, К.С. Петров-Водкин. В. Ван Гог, П. Пикассо. Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. 8часов. Архитектура России 18 вв. Стили: барокко и классицизм. Интерьер дворянской усадьбы и его отражение в бытовой живописи России. Произведения выдающихся художников и архитекторов: В. Растрелли. В. И. Баженов, К. Брюллов, П.А.Федотов. Линейная перспектива в изображении интерьера. Раздел 3. Народный мастер – носитель национальной культуры. 10 часов. Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Истори и современное развитие народных промыслов России: Городец, Хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, Палех, Холуй и др.. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства. Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. 9 часов. Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. Пространственная композиция как объект дизайна. Вечные темы великие и исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. Спортивная тема в жанровом искусстве. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения выдающихся художников и архитекторов: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина., П. Корин, Ш. Э. ле Корбюзье. Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Работа на пленэре* Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Создание эскизов интерьера, транспорта (космический корабль). Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Посещение архитектурных заповедников. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). *Примечание: работа на пленэре, запланированная на втором уроке может быть перенесена на другое время в связи с погодными условиями) ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС В результате изучения изобразительного искусства ученик научиться
Получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Материально- техническое обеспечение. - учебники: 1."Изобразительное искусство" 5 класс. Москва. Просвещение. 2012г. под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 2.Изобразительное искусство" 6 класс. Москва. Просвещение. 2013г. под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 3.Изобразительное искусство" 7 класс. Москва. Просвещение. 2014г. под редакцией Т. Я. Шпикаловой. - илюстративные пособия. - методический фонд. |
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ... | Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс ... | ||
Коваленко П. Ю. Кузин В. С ... | Коваленко П. Ю. Кузин В. С ... | ||
Коваленко П. Ю. Кузин В. С ... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует... Гуров Г. Е., Питерских А. С. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7—8 классы/ под ред. Б. М. Неменского соответствуют 8 классу... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе на 2012-2013 учебный год Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса 1 час в неделю (всего 35 часов) Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса соответствует... Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования (приказ мо и орф от 05. 03. 2004г. №1039), примерных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Рабочая программа по изобразительному искусству в 5-7 классах мбоу «Ратчинская оош» Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования... | Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству 2004 год | ||
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству 2004 год | Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана... Примерной программы по изобразительному искусству, на основе учебной программы Изобразительное искусство. 5–9 классы (авторы В. С.... |