Скачать 1.11 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Кировска»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 - 8 классы Разработчик: Иванова Л.И., учитель ИЗО, 1 кв. категории г. Кировск 2012 г. пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования по по изобразительному искусству, федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. В соответствии с этим, целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. В задачи преподавания изобразительного искусства входит: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; - формирование художественно-творческой активности; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Изобразительное искусство. 5-8 классов: Программа Б. М. Неменского. 2005., рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю в каждом классе. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). На уроках вводятся игровые драматизации по изучаемой теме, прослеживается связи с музыкой, литературой, природоведением, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы обучающиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Общественное приложение результатов художественной деятельности школьников имеет принципиально большое значение в воспитательном процессе. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит обучающихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. Принципиально важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе, как поиск истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. В 5 – 7 классах углублённо изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте исторического развития. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников и искусством, приобщить их к художественной культуре. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. В программе выделены тир способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный конструктивный. Постоянное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа обучающихся получает дальнейшее развитие под руководством педагога на кружковых занятиях, в группах продлённого дня. Цели и задачи художественного развития обучающихся в 5 классе: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве предполагает:
Формирование художественно-творческой активности. Дети должны:
Формирование художественных знаний, умений и навыков. Обучающиеся должны понимать:
Обучающиеся должны:
В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны:
В 5 кл. продолжается накопление практических навыков выразительного использования фактуры материалов, цвета, рисунка, объёма, пространства, композиции, , умения согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль. Умения и навыки осваиваются пятиклассниками в процессе разработки конкретной композиции рисунков или проектов (в соответствии с темой). Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
пояснение к тематическому планированию в 5 классах Тематическое планирование представляет собой систему по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе. Обучение ведётся по программе Б. М. Неменского, частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем. Предпочтение отдаётся изучению традиционной русской культуры. Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодёжи меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству. Это искусство всегда было предельно ориентированно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственнную, но и творчески мыслящую личность. Народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии. С позиции искусствознания путь художественного воспитания детей с помощью народного искусства представляется верным по двум причинам: а) этот путь позволяет воспитать у детей определённую культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании просто неоценима. б) произведения прикладного искусства могут сыграть большую роль в развитии художественной культуры, в подготовке художественного вкуса к восприятию произведений различных жанров искусства. Народное искусство специфично синтезирует в себе выразительные средства скульптуры, архитектуры, графики и живописи, поэтому так велико его значение в системе эстетического и художественного восприятия. Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы, методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества. Так, например: 1. Урок – сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему (урок «Народные промыслы родного края»). На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.
а) сообщение новых знаний+практикум: повтор с вариациями. Учащимся предлагается работа по определённому образцу (урок «Искусство Городца», где выполняются тренинговые упражнения по отработке выполнения основных элементов Городецкой росписи). б) сообщение новых знаний+практикум: импровизация. При изучении темы «История костюма» учащиеся изготавливают одежду определённой эпохи для сделанной ими самими бумажной куклы. Эта «игра в куклы» позволяет при изучении следующей темы «Интерьер» не только познакомить учащихся с обстановкой замка, дворца и т. п., но и организовать коллективную композицию «Бал во дворе Синей Бороды», «на улицах Города Мастеров» и т. п. с использованием музыкального и литературного материала.
а) уроки-викторины. Например: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества». б) урок-игра. в) урок-путешествие позволяет обобщать большое количество материала и используется часто при изучении объёмных тем, например, «Народные промыслы и ремёсла», урок-праздник «Красота земли родной». Для формирования основ творческой деятельности учащихся на уроках стоит использовать следующие этапы работы:
достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно-музыкальных ассоциациях. Примером может служить использование литературного ряда при проведении урока по теме «Декоративное искусство Древней Греции».
На обобщающих уроках ярко просматривается элементы диалога. Чтобы диалог с учениками состоялся, можно включать в учебный процесс элементы театрализации и создавать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Эмоциональным и содержательным дополнением при этом является введение музыкального и литературного ряда. В процессе работы количество наглядного и иллюстративного материала, созданного руками учащихся, год от года растёт. Этому способствуют ежегодные творческие отчёты в рамках общешкольного праздника «Город мастеров». Он позволяет повысить качество работ учащихся, так как они выполняют их для общешкольного просмотра. Расписные доски, поделки, игрушки, макеты, аппликации как результаты художественного труда наряду с выставками рисунков дают наиболее полное представление о предмете ИЗО. Особую ценность представляют коллективные виды работ, например, изготовление панно по теме «история костюма» («Вы поедите на бал?», «Наш хоровод», «На улицах средневекового города» и т.п.) Общие условия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения. Распределяя работы и обязанности между членами коллектива, дети оказывают помощь друг другу, чувствуют ответственность за порученное дело. Важно при этом добиваться хорошей и доверительной атмосферы в общении с учащимися. Очень важно приложить усилие к тому, чтобы знания и навыки способствовали развитию уверенности, самоутверждению, чтобы не потерялась индивидуальность ребёнка, для этого нагрузка и задания для детей дифференцируются с учётом способностей личностных пристрастий и возможностей учащихся. В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач урока; проводится итоговая выставка и обсуждение работ учащихся желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недостатки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы. В программе 10 % резервного времени. Это время используется для дополнительных уроков по темам, которые проводятся вместе с работниками детской библиотеки, а также для просмотра тематических видеофильмов и экскурсий. Список видеофильмов: «Сериал Эрмитаж» - «Пословицы Эллады». «Дом на Волхонке» (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) – «Раннаи с берегов Нила» (Искусство Древнего Египта). «Подобные богам» (Искусство Древней Греции). «Народные промыслы» - «Тайна птицы Сирин» (Деревянные промыслы, каргопольская игрушка, вологодские кружева, плетение соломы). «Отблески серебряного века» (Собрание народного творчества Талашкина, работы Н. Рериха в русском храме святого духа). «Глиняное чудо» (Гжель). «России яркие букеты» (Жостовские подносы). «Славен град на Онеге» (Каргопольские игрушки). «Плат узорный» (Павловские платки). «Легенды Чукотки» (Резчики по кости). «Наследство деда Филимона» (Глиняные игрушки из Тулы). Литература:
Декоративно-прикладное скусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2005.-176 с.: ил.
3 Горяева Н. А. Твоя мастерская: раб. тетр. к учеб. «Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека» для 5 кл. . общеобразоват. учреждений; под ред. Б. М. Неменского.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2007. 5 класс Содержание программы: 1 Тема «Древние корни народного искусства» - 8 часов; 2 Тема «Связь времен в народном искусстве» - 8 часов; 3 Тема «Декор – человек, общество, время» - 10 часов; 4 Тема «Декоративное искусство в современном мире» - 8 часов. Цели и задачи художественного развития обучающихся в 6 классе: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве предполагает:
Формирование художественно-творческой активности личности. Дети должны:
Формирование художественных знаний, умений и навыков. В результате обучения в 6 классе обучающиеся должны знать:
Дети должны уметь:
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
пояснение к тематическому планированию в 6 классах Формирование интересов, потребностей школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства. В жизни человек оперирует преимущественно зрительными образами. Одни несут к нашему сердцу красоту, другие навевают грусть, третьи складываются в эпическое повествование. Алексей Николаевич Толстой говорил о том, что искусство, как на клавиатуре, разыгрывает на рефлексах и эмоциях человека дивную музыку образов и через эту систему образов приводит к осмыслению явлений жизни. Без зрительных образов нет изобразительного искусства, но без них не могут существовать и театр, балет, кино. Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства. Так, без приобщённости к изобразительному искусству образы, возникающие при чтении литературного произведения, будет беднее. Вспомним, к примеру, строки из стихотворения А. А. Фета: Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы Четыре краткие строчки – и создан прекрасный образ. Но каждый ли «увидит» пейзаж близким тому, каким восхищался поэт?! Каждый ли представит себе краски вечернего неба, сложные оттенки зелени деревьев, розовый блеск речной глади? Далеко не каждый! Для многих картина будет самой общей и весьма туманной. Одной наблюдательности мало, чтобы обладать способностью замечать красоту рассматриваемого или описываемого. Нужно хотя бы немного рисовать самому и при этом необходимо понимать и любить изобразительное искусство. Грамотно нарисовать может научиться каждый, также как читать и писать. И даже если человек не ставит перед собой цель стать профессиональным художником, он узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймёт, насколько сложна и трудоёмка работа художника. Кроме того, элементарное умение владеть карандашом и кистью очень пригодиться в жизни. Конечно, за то немногое время, что отведёно в общеобразовательной школе изобразительному искусству, детей не научить в должной мере грамоте рисунка, живописи и скульптуры. Но важно воспитывать у них отношение к изобразительному искусству как форме человеческого создания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремлённости, умения преодолевать трудности. Без учёбы, без труда невозможно эстетическое и нравственное воспитание учащихся. Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств. Поэтому главной задачей учителя изобразительного искусства ставится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. Для этого не стоит жалеть ни ярких красок, карандашей, самой хорошей бумаги. Учащиеся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности. Именно на решение этой основной задачи и направлена данная программа изобразительного искусства. В течение учебного года учащиеся изучают многие виды и жанры изобразительного искусства, и в первую очередь, основу основ – рисунок, живопись, композицию. Большое внимание в программе уделено истории искусства, изучению искусствоведческого материала, знакомству с жизнью и творчеством великих художников, укреплению межпредметных связей (литература, история, МХК, музыка). Всё это, надеемся, позволит учителям целенаправленно и последовательно обучать шестиклассников грамоте рисования, основам теории и истории изобразительного искусства. Литература: 1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство : искусство в жизни человека : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008. – 176 с. : ил.
6 класс Содержание программы: 1 Тема «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» - 8 часов; 2 Тема «Мир наших вещей. Натюрморт» - 8 часов; 2 Тема «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10 часов; 4 Тема «Человек и пространство. Пейзаж» - 8 часов. Цели и задачи художественного развития обучающихся в 7 классе: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; понимание общественного назначения искусства как среда отражения, познания мира. Формирование художественно-творческой активности. Обучающиеся должны:
Формирование художественных знаний, навыков и умений. Дети должны знать:
Дети должны уметь:
Требования к уровню подготовки учащихся 7-8-х классов. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
пояснение к тематическому планированию в 7-8-х классах Красота – это понятие неумозрительное, лежащее за пределами человеческого опыта. Оно по сути своей материальное. Человек, познающий и преобразующий мир, действует не только на научной основе, но и по «законам красоты». На опыте творческой деятельности он оттачивает чувство красоты, создавая что-либо реальное, материальное. Чувство красоты, пропорциональности необходимо воспитывать в себе с юных лет. Для этого надо изучать лучшие произведения в области изобразительного искусства, литературы, техники. И обязательно работать самому – рисовать. Важно, чтобы подростки учились рисовать хорошо, грамотно, легко, умели мыслить образно, потому что рисунок, как правило, содержит больше информации, чем писаный текст. В силу своей образности он может пояснить идею гораздо быстрее и полнее, чем длинное объяснение. Великому французскому энциклопедисту и просветителю Дени Дидро принадлежит изречение: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдёт все другие в области наук, искусства и ремёсел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня. Содержание программы «Изобразительное искусство в жизни человека» для 7 класса продумано таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. В процессе изучения предмета необходимо раскрыть духовные горизонты искусства, приобщать к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и исторического времени. Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения, собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий – задача учебная не существует в отрыве от творческой. Ориентация программы на духовное развитие подростков находит отражение в темах учебного года, каждой четверти, уроков. В них (например, «Поэзия повседневности», «Великие темы жизни», «Сложный мир исторической картины») раскрывается значение искусства, что важно и интересно для подростка, стремящегося понять место художника в обществе, найти своё место в жизни. Поэтому особое значение имеют задания, направленные на эстетическое преобразование окружающей среды (выставка работ в живописи, графике, скульптуре и т. п.) Приобщая к искусству на уроках в 7 классе, подросток проходит путь от анализа к синтезу. При изучении станковых видов изобразительного искусства внимание учащихся направляется на анализ своих наблюдений и впечатлений от окружающей действительности (поиск мотива, композиции, колорита, работа с натуры), произведений искусства. Одним из условий, способствующих эмоциональному восприятию, целостности впечатлений, получаемых при созерцании искусства и окружающей деятельности, являются драматургия урока. Урок по искусству может быть уподоблен художественному образу, для большинства детей – это первая осознанная встреча с искусством и художником. Для каждого ребёнка такой урок может стать событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству, творческому преобразованию окружающей деятельности. Драматическое решение урока изобразительного искусства признано обеспечить установку восприятия и его целостность. В процессе восприятия произведения искусства, натурного материала у каждого учащегося и рождается свой замысел, который предстоит, затем воплотить в материал. Для того чтобы творческая деятельность подростков была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить их знаниями художественной техники, с другой – учитывая возрастающий аналитизм мышления, - постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира. В художественном восприятии, принимая во внимание устремлённость к познанию, анализу, нужно пытаться сохранить переживание, возникающее при первом восприятии художественного образа. (На решение этой проблемы направлены уроки по темам: К. Брюллов «Последний день Помпеи», Рембрант и его картины «Возвращение блудного сына».) На этом возрастном этапе интеллектуальное напряжение и чувственное раскрепощение должны соседствовать друг с другом, только тогда процесс освоения искусства будет плодотворным. Список видеофильмов:
Литература: 1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство : изобразительное искусство и мир интересов человека : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2007. – 176 с. : ил. 2. Изобразительное искусство. 7 класс: Программа Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2007. 3. Раб. тетр. к учеб. «Изобразительное искусство: готовые домашние задания» для 6 кл. . общеобразоват. учреждений; под ред. Б. М. Неменского.-6-е изд.-М.: Тригон, 2007. 7 класс Содержание программы: 1 Тема «Изображение фигуры человека и образ человека» - 10 часов; 2 Тема «Поэзия повседневности» - 7 часов; 3 Тема «Великие темы жизни» - 12 часов; 4 тема «Реальность жизни и художественный образ» - 8 часов 8 класс Содержание программы: |