Рабочая программа дисциплины б в. Од





Скачать 357.41 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины б в. Од
страница1/2
Дата публикации11.06.2015
Размер357.41 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2


ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Академия социального образования»


ОДОБРЕНО

Решением Ученого совета

протокол № 9 от 26.05.2014

УТВЕРЖДЕНО

приказом ректора

№ 08/07 от 26.05.2014


Рабочая программа дисциплины

Б 1. В. ОД.2. «Культура речи и деловое общение»

Гуманитарный, социальный и экономический цикл, дисциплина по выбору

Направление подготовки

080200.62 Менеджмент

Профиль подготовки

Управление малым бизнесом
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения заочная

Факультет социально-экономический

Кафедра – разработчик: кафедра маркетинга и предпринимательства

Казань 2014

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цели освоения дисциплины……………………………….……..…….3

  2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата…….…..……..4

  3. Компетенции обучающегося…………………………………….….….4

  4. Структура и содержание дисциплины………………………..………6

  5. Образовательные технологии…………………………………..…….26

  6. Формы и методы контроля……………………………..…….…..…..27

  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………………………….….…..…..30

  8. Материально-техническое обеспечение…………………….…...…..31


1. Цели освоения дисциплины

Изучение русского языка и культуры речи в системе высшего образования имеет целью совместно с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами сделать осмысленной речевую практику студентов, повысить их языковую компетенцию, способствовать эффективному освоению ведущих дисциплин по специальностям, помочь в деле самостоятельной выработки мировоззренческих ориентиров, ценностных установок, общекультурной самоидентификации. Получение знаний по культуре речи предполагают развитие творческих способностей человека в современной жизни, влияние на его духовно-нравственные позиции и определение пути к совершенствованию в профессиональной деятельности.

Основными задачами освоения дисциплины «Культура речи и деловое общение» являются:

- сформировать навыки грамотной письменной учебно-научной речи и речи, необходимой в будущей профессиональной деятельности;

- научить выступать публично, аргументировать собственную позицию в соответствии с нормами русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать готовые тексты различных жанров, создавать свой текст, осуществлять правку готового текста с учётом требований оптимальной коммуникации;

- познакомить с различными этнориторическими идеалами, национальными особенностями речевого и неречевого поведения;

- совершенствовать уровень владения нормами русского литературного языка;

- уметь распознавать, предупреждать и исправлять речевые ошибки, лингвистически некорректные высказывания;

- выявлять особенности использования языковых единиц всех уровней в текстахразной функциональной принадлежности.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина «Культура речи и деловое общение» относится к вариативной (профильной) части гуманитарного, социального и экономического цикла в структуре основной образовательной программы бакалавриата.

Курс «Культура речи и деловое общение» рассчитан на подготовку бакалавров в системе многоступенчатого образования и носит комплексный характер. Изучение курса «Культура речи и деловое общение» обеспечивает связь теории и практики: опираясь на фонетический, лексический и грамматический материал, курс призван углубить знания студентов о русском языке, его богатстве, способности выражать различные мысли и чувства, передавать их тончайшие оттенки. В процессе освоения курса студент должен совершенствовать свои навыки в использовании выразительных средств и стилистического многообразия родного языка, в выборе лексических и грамматических синонимов, вариантных форм в зависимости от целей и задач высказывания, от условий общения и стиля речи, а также научиться анализировать языковые особенности различных текстов. Основная цель курса – способствовать повышению культуры письменной и разговорной речи студентов.

Для достижения поставленных задач студенты готовят сообщения и пишут рефераты, контрольные работы, изучают дополнительную литературу, анализируют художественные и другие тексты, осуществляют языковой мониторинг с целью выявления культурно-речевых и стилистических ошибок в средствах массовой информации и разговорной речи. Все виды работы – как учебной, так и творческой – взаимосвязаны и взаимообусловлены.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • основные нормы современного русского литературного языка;

  • основные формы речи;

  • основные способы переработки текстовой информации;

  • основные правила оформления деловых документов.

уметь:

  • писать аннотацию, тезисы, рефераты различных типов, курсовую работу;

  • доказывать и обосновывать, аргументировать, опровергать, делать оценки, отвечать на вопросы;

  • выступать самостоятельно с подготовленным докладом, участвовать в диалоге, беседе, дискуссии; защищать курсовой проект;

  • анализировать предмет общения, организовывать обсуждение, управлять общением, использовать этикетные средства для достижения коммуникативных целей;

  • анализировать конфликты, кризисные ситуации и разрешать их;

  • переводить устную информацию в письменную, знаковую в словесную и наоборот;

  • анализировать текст на предмет соответствия его нормам современного русского языка;

  • выступать перед аудиторией.

владеть:

  • эффективными методиками коммуникации;

  • навыками лингвистического анализа различных текстов;

  • разнообразными методами использования современного русского литературного языка как инструмента эффективного общения;

  • культурой речи и коммуникативной компетентностью;

  • широким кругозором и навыками социально-культурного взаимодействия и сотрудничества, способностью реализовывать педагогическую деятельность в профессиональной сфере и работать в команде.

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК-1

знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

ОК-6

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-7

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-8

способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность



4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
а) заочная форма обучения
Аудиторные занятия - 8 часов, самостоятельная работа - 60 часов, зачет.



п/п

Разделы/темы

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Итого

Лекции

Семинары

Самост. работа

1

Тема 1. Языковые знания как средство развития коммуникативной компетенции и становления профессиональной компетенции.

8

2

-

6

2

Тема 2. Речевое взаимодействие. Язык и речь.

8

-

2

6

3

Тема 3. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

6

-

-

6

4

Тема 4. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

8

2

-

6

5

Тема 5. Язык, речь, коммуникация.

6

-

-

6

6

Тема 6. Общение и коммуникация.

8

-

-

8

7

Тема 7. Культура общения. Этика общения и речевой этикет.

8

-

-

8

8

Тема 8. Культура устной и письменной речи.

8

-

-

8

9

Тема 9. Оратор и его аудитория.

6

-

2

8




Зачет

4

-

-

-




ИТОГО:

72

4

4

60


4.2. Лекционные занятия
Лекция 1. Языковые знания как средство развития коммуникативной компетенции и становления профессиональной компетенции.

1.1. Язык как универсальная коммуникативная система. Основные функции языка. Язык и культура. Связь языка с историей и культурой народа. Русский язык среди языков мира. Русский язык как язык восточнославянской подгруппы индоевропейской семьи и его родственные связи с другими славянскими и индоевропейскими народами. Русский язык как государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и один из мировых языков. Языковая политика государства.

1.2. Русский национальный язык и его подсистемы. Нелитературные варианты русского языка: диалекты, просторечия, социальные жаргоны и области их функционирования.

1.3. Русский литературный язык как нормированная обработанная подсистема национального языка. Стили современного русского литературного языка.

Лекция 2. Речевое взаимодействие. Язык и речь. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Речь как процесс и результат. Формы речи. Типы речи. Устная и письменная разновидности литературного русского литературного языка. Перевод письменной речи в устную. Способы диалогизации устной речи. Разговорная речь в системе функционирования разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Лекция 3. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Культура речи как дисциплина, обеспечивающая сохранение литературного языка. Современная теоретическая концепция культуры речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Формирование языковой компетенции как главная задача культуры речи. Уровни языковой компетенции.

Лекция 4. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

4.1. Понятие о норме. Норма в системе языка. Культурная ценность нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества. Разновидности норм: обязательные/факультативные; «старые»/современные; произносительные, словообразовательные, лексические, грамматические; текстовые и стилистические нормы. Правила орфографии и пунктуации.

4.2 Словари – кодексы норм. Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Принципы работы со словарями.

Лекция 5. Язык, речь, коммуникация.

5.1. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Вторичные тексты (аннотация, конспект, реферат, тезисы), создаваемые в рамках научного стиля. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменности. Языковые формулы официальных документов. Правила оформления документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

5.2. Коммуникативные качества речи: правильность, точность, ясность, логичность, информативность, чистота, краткость, уместность, богатство, выразительность.

Лекция 6. Общение и коммуникация.

6.1. Общение как научная категория. Основные единицы общения. Виды общения. Основные сферы общения. Ситуация общения и ее составляющие. Коммуникативные стратегии и тактики.

6.2. Понятие об эффективном общении. Специфика педагогического общения. Факторы, затрудняющие речевое общение. Причины коммуникативных неудач. Невер-бальные средства общения. Законы эффективного слушания. Приемы эффективного чтения.

Лекция 7. Культура общения. Этика общения и речевой этикет. История речевого этикета. Национальные особенности речевого этикета. Функции речевого этикета. Норма и традиция в этикете. Основные понятия теории речевого этикета. Основные требования русского речевого этикета. Коммуникативные роли и структура социума.

Лекция 8. Культура устной и письменной речи. Текст как продукт речевой деятельности. Этапы создания текста. Устные высказывания профессионального характера. Устные речевые жанры в профессиональной деятельности. Письменные высказывания, их особенности, основные жанры, приемы создания. Письменные высказывания профессионального характера. Письменные речевые жанры в профессиональной деятельности.

Лекция 9. Оратор и его аудитория. Особенности устной публичной речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материалов, начало, развертывание и завершение речи. Основные виды аргументов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, выразительность и информативность публичной речи. Техника речи.
4.3. Семинары/практические занятия

Примерные варианты заданий для решения на семинарских занятиях

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.

Бе…винный, бе…рассудный, во..хищение, бли…сидящий, во…вращение, ни…ходить.

Пр…неприятный. пр…открыть, пр…порошить (снегом), пр…плюсовать, непр…взойденный, пр…емник («Турист»), малопр…годный.

Пед…нститут, транс…орданский, пред…нфарктный, при…ск, воз…мели.

Боч…к, ключ…м, разж…вывать, ш…лк, горяч…, чуж…го.

Задание 2. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним. Обоснуйте свой выбор

Образец: Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер.

Воспитательский – имеющий отношение к воспитателю, как лицу, осуществляющему процесс воспитания.

Воспитательный – имеющий непосредственное отношение к процессу воспитания.

В контексте данного предложения речь идет о составляющей части (наказание) процесса воспитания, а не о людях, осуществляющих этот процесс, поэтому правильным будет употребление в данном предложении прилагательного воспитательный. – Это наказание носит чисто воспитательный характер.

1. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности.

2. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.

Задание 3. Поставьте правильно ударение в словах. Составьте предложения с тремя последними словами, учитывая лексические значения этих слов. При выполнении задания используйте орфоэпический словарь, в отдельных случаях – словари экономических и бухгалтерских терминов.

Христианин, эксперт, диспансер, саммит, столяр, алфавит, гравированный, лексикограф, ортопед, оцененный, авансирование, баллотироваться, клиринг, перлюстрация.

Задание 4. А. Образуйте от количественных числительных порядковые.

Образец: 80 тысяч – восьмидесятитысячный.

Б. Образуйте от сочетаний сложные прилагательные.

Образец: 7 ½ миллионов – 7 ½ - миллионный.

136 метров – статридцатишестиметровый.

В.Напишите словами составные количественные числительные в данных предложениях.

Образец: Сумма 365 и 248 равна 613. – Сумма трехсот шестидесяти пяти и двухсот сорока восьми равна шестистам тринадцати.

А. 89.

Б. 11 метров.

В. Произведение 721 и 45 равно 32445.

Задание 5. А.Образуйте литературные формы мн.ч. следующих существительных, поставьте ударение в словах.

Образец: договор – догово´ры, бант – ба′нты.

Б. Образуйте формы мн.ч. родительного падежа следующих существительных.

Образец: И.п. (что?) чулки – Р.п.мн.ч. (нет чего?) чулок

И.п.ед.ч. (кто?) лезгин – Р.п.мн.ч. (нет кого?) лезгин

А. Крем, тополь, ректор, бок, желоб, лемех, писарь.

Б. Таможня, анчоус, свадьба, партизан, армянин, бедуин.

Задание 6. Вспомните трудные случаи управления в русском языке. С приведенными ниже словами составьте предложения (или словосочетания), отражающие особенности употребления данных слов в контексте.

Образец: Аннотация – на что/чего?

Аннотация на вышедшие сборники.

Аннотация опубликованной статьи.

Бороться – с кем/чем? (с оттенком подчеркнутого действия), против кого/чего? (об активном столкновении противоположных общественных групп, мнений)

Бороться с коррупцией.

Бороться против агрессии.

Безразличный – для кого/кому?

Безразличный для него исход дела.

Морозка чувствовал теперь, что Варя не так безразлична ему.

Авария, договор, недоступный, сигнал, широкий.

Задание 7. Составьте предложения с данными паронимами.

Образец: технический – техничный

В двенадцать часов в отделе начинался технический перерыв. – Техничное выполнение работы всегда ценится руководством.

Архаический – архаичный, запасный – запасливый, опасный – опасливый.

Задание 8. Укажите речевые ошибки (повторение слов, явная и скрытая тавтология, плеоназм и т.д.) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

Образец: Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление (лексический повтор). - Развитие экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.

1.Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.

2.Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.

Задание 9. Укажите ошибки, возникшие в результате: 1) неточного выбора синонимов (использование слов без учета их семантики, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики, а также погрешности слога, являющиеся следствием неумения использовать синонимы, – повторение слов, тавтология, плеоназм, ошибки в создании градации); 2)неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис); 3)смешения паронимов. Отредактируйте предложения.

Образец: Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно (тавтология: будем-будет, наречия долговечно не существует). – Надеемся, что новая мебель в аудиториях будет служить долго. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях окажется долговечной.

1.Надо эту работу довести до конца, закончить, завершить.

2.В феврале снижение надоев возрастает с каждым днем.

3.Изменения, прошедшие в стране за последние десять лет, необратимы.

Задание 10. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения). Отредактируйте предложения.

Образец: В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки (искажение смысла из-за неправильного порядка слов - не ясно, погибли от бомбежки динозавры или их чучела). – Во время бомбежки погибли выставленные в музее чучела динозавров.

Этот полюбившийся зрителям герой не сходил со сцены на экранах телевизоров четырнадцать вечеров, а затем отснятых по ним восемнадцати фильмах сериала.

Задание 11. Выясните лексические значения указанных слов, используя словарь экономических терминов. Составьте предложение с одним из слов.

Образец: Ваучер – 1) приватизационный чек, документ, дающий право на участие в приватизации посредством его обмена на акции приватизируемого предприятия; 2) письменное свидетельство, поручение, гарантия.

Несколько лет назад государство посредством ваучера предоставляло право рядовым россиянам стать владельцами акций крупных предприятий.

Амортизация, конъюнктура, аваль.

Задание 12. При выполнении следующих заданий используйте фразеологический словарь.

А. Объясните значение фразеологизмов.

Б. Ответьте на поставленный вопрос, используя фразеологические выражения.

В. Назовите понятия, которые передаются с помощью следующих парафраз, отразите их в контексте придуманных вами предложений.

Образец: А. Тяжелый на подъем – так говорят о человеке, которого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что–либо.

Б. Как говорят о времени, проведенном в разговорах, в пустой болтовне? – Переливать из пустого в порожнее.

В. Туманный Альбион – Англия. Житель туманного Альбиона неплохо чувствует себя в осеннем Петербурге, значительно труднее привыкнуть к русской зиме.

А.Боек на язык.

Держать язык за зубами /на привязи.

Длинный язык.

Закусить / прикусить язык.

Б. О том, кто часто меняет свои решения.

В. Белое золото.

Задание 13. Устраните элементы канцелярского стиля, укажите «книжные» слова, прокомментируйте уместность их употребления и исправьте предложения, если это необходимо.

Образец: Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей. – Полоса застоя и упадка театров вызвана вовсе не отсутствием талантливых исполнителей.

Дорогой папа! Поздравляю тебя с днем рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в труде и личной жизни. Твоя дочь Оля (поздравительное письмо).

Задание 14. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, устраните их.

Образец: Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной всамделишных сердечных заболеваний. - Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной известных медицине сердечных заболеваний.

Президенту следует внести ряд изменений в систему финансирования работ по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни. Информация, что деньги из федерального бюджета там неизвестно где гуляют, поступает постоянно.

Задание 15.

А. Дайте сокращения следующих слов, принятые в деловом стиле.

Б. Запишите полностью следующие слова, расшифровав сокращения.

В. Расшифруйте номенклатурные сокращения, обозначающие юридический статус предприятия.

Г. Расшифруйте общепринятые сокращения.

Образец: А. раздел – разд., отдел – отд.

Б. Отд – ние – отделение.

В. СП – совместное предприятие, ОО – общественное объединение.

Г. ГНИ – Государственная налоговая инспекция

А. Санкт – Петербург, административный.

Б. АО; с.-х.

В. АОЗТ

Г. ДНП, ЕТТ.

Задание 16. Какой тип документа следует использовать в следующих ситуациях.

Образец: __________Бухгалтер должен сообщить о выявлении недостачи руководителю. – Используется докладная записка.

Вы не пришли на экзамен.

Задание 17. В каких ситуациях бытового и делового общения используются данные формулы речевого этикета. Какие из данных формул передают дополнительную информацию? Укажите, какую.

Образец: У меня возражений нет. – Согласие, официально.

Я вас не понял. – Переспрос, нейтрально.

Здравствуй! Доброе утро! Салют! Приношу вам свои извинения. Вы так предупредительны.

Задание 18. Представьте, что герои пушкинских сказок оформляли свои отношения в письменном виде. Какой жанр документа следовало бы выбрать в приведенных ниже ситуациях?

От имени царицы?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

Задание 19. Найдите характеристику жеста, который бы соответствовал содержанию предложения, в списке описания жестов.

Образец: Полюбуйтесь-ка на него. – Жест вытянутой ладони.

Вареники лепят вот так.

Описание жеста: указательным пальцем правой руки описывается круг; пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук; ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны; отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед; разводящие движения обеими руками в воздухе; жест сжатого кулака; рука сжимается в кулак (вариант: два кулака); жест в воздухе указательным пальцем налево –направо, снизу вверх или сверху вниз; сабельная отмашка кистью правой руки; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.

Задание 20. Прочитайте выступления. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы в начале речи?

С чего начинать молодому ученому, с каких задач?

Если начинающего альпиниста отправить сразу на покорение больших вершин, он свернет себе шею. Если же постоянно давать ему сверхумеренные задания, он настолько измельчает в своих навыках, что так никогда и не поднимется на сколько – нибудь значимую высоту. Здесь – то и проявляется искусство воспитателя, чувство и понимание меры тренировки, точного дозирования заданий – по трудности и качеству.

Большие ученые, как правило, порядочные люди. Порядочный человек никогда не станет занимать не свое место в науке, человек не на своем месте уже аморален. И здесь я хочу еще раз подчеркнуть важность научной школы как среды подлинного понимания научных проблем и этики ученого.

Задание 21. Проанализируйте материалы рубрики «Жизнеспособность политических субъектов» еженедельника «Аргументы и факты», в которой приводятся неудачные публичные высказывания современных политиков.Определите, какие критерии речевой культуры (правильность, точность, логичность, уместность, выразительность, лаконичность) нарушены в этих высказываниях.

И. Рыбкин: «Если каяться, то придется каяться издалека».__
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

1. Говорите правильно.

2. Правильно ли мы говорим?

3. Иноплеменные слова.

4. Русское слово в языках мира.

5. Поговорим о русской грамматике.

6. Почему не иначе?

7. Ты и твое имя.

8. Имя дома твоего.

9. О жаргоне и модных словечках.

10. Осторожно, канцеляризм!

11. Культура публичной речи.

12. Речь и этикет.

13. Речевой этикет и культура делового общения.

14. Русский язык в современном мире.

15. О богатстве русского языка.

16. Культура письма.

17. Новое и старое в языке.

18. Произношение и ударение.

19. Речевые штампы.

20. Стили речи. Что это такое?

21. Лингвистические парадоксы.

22. О культуре речи.

23. Собирал человек слова...

24. Школьная словесность.

25. Русский язык в XX веке.

26. Рассказы о синонимах.

27. Что такое паронимы?

28. О русской фразеологии.

29. Биография слов.

30. О диалектах и литературном языке.

31. Новые слова нашего времени.

32. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.

33. Из истории слов и выражений.

34. Словом можно полки за собой повести.

35. Жемчужины народной речи (о пословицах и поговорках).

4.4. Самостоятельная работа

Формы самостоятельной работы студентов:

  1. проверка письменных работ, рефератов и др.

  2. контрольные аудиторные работы;

  3. выступления с докладами;

  4. сообщения на конференциях.

Виды самостоятельной работы студентов:

1. Подготовка к лекционным занятиям: работа с литературой по заданной теме, составление вопросов для анализа, опорных конспектов.

2. Доработка конспектов лекций: подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы.

3. Самостоятельное изучение отдельных тем учебной программы (или отдельных вопросов, проблем темы) с последующим контролем выполнения задания: предоставлением рефератов, комментариев или в виде устного ответа.

4. Конспектирование первоисточников, изучение научной, учебно-методической литературы.

5. Моделирование содержания темы: составление структурно-логических схем, таблиц, создание графиков, рисунков и т.п.

6. Подготовка к семинарским занятиям.

7. Выполнение контрольных домашних заданий.

8. Написание рефератов, докладов, сообщений.

9. Выполнение научно-исследовательских работ.

10. Подготовка докладов на студенческую конференцию.
Примерная тематика устных выступлений студентов по курсу

«Культура речи и деловое общение»

  1. Софисты – создатели античной риторики.

  2. Сократ как критик софистов.

  3. Исократ - основатель риторической школы в Афинах.

  4. Риторика и софистика в Афинах.

  5. Аристотель – крупнейший теоретик античной риторики.

  6. Пять частей классического риторического канона и их значение для

современного ораторского искусства.

  1. Цицерон как последний оратор республиканского Рима.

  2. Взгляды М.Т. Цицерона на ораторское искусство.

  3. Ораторское мастерство древних судебных ораторов.

  4. Итоги развития античной риторики.

  5. Риторика и гомилетика.

  6. Отношение отцов церкви к риторике (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).

  7. Древнерусское ораторское искусство.

  8. Древние ораторы о способах нахождения (изобретения) материала для речей (по кн. Аристотеля «Риторика», Ломоносова «Краткое руководство по красноречию»).

  9. Античное и современное представление о стилях публичного выступления.

  10. Выдающиеся судебные ораторы России второй половины XIX - начала XX века. ( А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, С.П. Пороховщиков и др.).

  11. Современные методики запоминания речи.

  12. Тактика написания и произнесения речи.

  13. Вступление в речь. Типы вступлений.

  14. Концовка речи. Ее функции.

  15. Правила продуктивного спора.

  16. Ошибки в доказательстве.

  17. Способы борьбы с непозволительными уловками в споре.

  18. Слагаемые риторического образования специалиста.

  19. История развития красноречия в России.

  20. Законы современного ораторского искусства.

  21. Особенности современной риторики.

  22. Требования к ораторской речи.

  23. Основные правила орфоэпии.

  24. Особенности жестикуляции при выступлении в аудитории.

  25. Требования ораторского искусства к произношению речи.

  26. Поза оратора в процессе публичного выступления.

  27. Требования к внешнему виду оратора.

  28. Виды ораторской речи. Особенности судебной речи.

  29. Правила доказательства в публичной речи.

  30. Полемика и особенности её проведения.

  31. Пути самосовершенствования ораторского мастерства.

  32. Общее и особенное в классической и современной риторике.

  33. Ораторское искусство и культура.

  34. Популярные ораторы современности (И.Л. Андроников, М.М. Жванецкий, Э.С. Радзинский, и др.).

  35. Актуальные проблемы неориторики.

  36. Принципы ораторской деятельности.

  37. Функции ораторского искусства.

  38. Этические основы судебных прений.

  39. Речь как объект культурологического исследования.

  40. Психолого-педагогические основы речи.

  41. Общение в профессиональной деятельности специалиста.

  42. Требования, предъявляемые к речи специалиста.

  43. Назначение композиционных частей устной речи.

  44. Методика использования аргументов в речи.

  45. Пути самосовершенствования ораторского мастерства специалиста.

  46. Риторическая культура специалиста.

  47. Языковые особенности устной речи.

  48. Отношение теоретиков и практиков к выразительной речи.

  49. Особенности аудитории при выступлении.

  50. Основные правила ведения спора.

  51. Взаимодействие оратора и аудитории.

  52. Плюсы и минусы платного образования.

  53. Самая полезная учебная дисциплина нашего вуза.

  54. Образованный человек вчера и сегодня.

  55. Нужна ли коммерческая реклама на телевидении?

  56. Интересная политическая фигура (В.В. Жириновский и др.)

  57. Семья или карьера?

  58. Нужно ли проводить умственное испытание детей в школе? (при распределении их по классам).

  59. Как ладить с родителями, женой?

  60. Не содействуют ли преступности исправительные учреждения?

  61. Нужна ли смертная казнь?

  62. Эффективны ли средства борьбы с мафией?

  63. Цена преступления (об известном преступлении, как человека незаслуженно осудили или наоборот дали слишком мягкое наказание).

  64. Что важнее для адвоката: интересы клиента или интересы правосудия?

  65. Что важнее для общества мораль или право?

  66. Можно ли назвать Россию правовым государством?

  67. Почему у юриста общее «образование идет впереди специального»?

  68. Что важнее для специалиста общая культура или профессиональные знания?

  69. Нужно ли пересматривать итоги приватизации?

  70. Правда ли, что чем человек богаче, тем жаднее?

  71. Может ли бедный человек быть счастливым?

  72. Любой ли преступник заслуживает снисхождения?

  73. Нужны ли нам суды присяжных?


Примерная тематика письменных (контрольных) работ

  1. Культура речи в русской и других национальных традициях.

  2. Речевые ошибки в речи публичных политиков.

  3. Способы установления обратной связи в диалоге.

  4. Влияние речевой ситуации на речевое взаимодействие.

  5. Вариативность нормы в русском языке по данным словарей.

  6. Изменение нормы литературного языка от Пушкина до наших дней.

  7. Языковые нормы и Интернет.

  8. Способы повышения речевой культуры.

  9. Вопросы культуры речи в СМИ.

  10. Понятие стиля.

  11. Проблемы восприятия устной речи.

  12. Изменения в русском речевом этикете последних лет.

  13. Социально обусловленные формы обращения в русском языке.

  14. Особенности профессиональной речи представителей моей будущей профессии.

  15. Типы речевой культуры.

  16. Новые сферы применения литературного языка.

  17. Речевая культура молодежи.

  18. Употребление местоимений «ты» и «Вы» в современной речи.

  19. Национальные различия в невербальной культуре.

  20. Презентация как речевой жанр.

  21. Собеседование при приеме на работу как речевой жанр.

  22. Телевидение и речевая культура.

  23. Языковой портрет личности (на примере телеведущих, культурных и политических деятелей и т.д. по выбору студента).

  24. Языковой облик газеты/журнала (по выбору студента).

  25. Новые явления в русском языке 1990-х - 2010 гг.

  26. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

  27. Язык коммерческой и политической рекламы.

  28. "Слово как действие" в бытовой и официальной коммуникации.

  29. Современная русская языковая личность: воздействия и взаимодействия.

  30. Особенности научного языка специальности на фоне общих черт научного стиля.

  31. Культура речи и эффективность общения.

  32. Современная городская коммуникация.

  33. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации.

  34. Русская языковая личность в межкультурной коммуникации.

  35. Этика и право в СМИ.

  36. Деловая беседа.

  37. Лингвистика и право: точки соприкосновения.

  38. Функциональные стили.

  39. Культура речи и эффективность общения.

  40. Интернет: коммуникативные особенности пользователей.

  41. Современные методики запоминания речи.

  42. Тактика написания и произнесения речи.

  43. Правила продуктивного спора.

  44. Ошибки в доказательстве: способы преодоления.

  45. Способы борьбы с непозволительными уловками в споре.

  46. Слагаемые риторического образования специалиста.

  47. История развития красноречия в России.

  48. Законы современного ораторского искусства.

  49. Особенности современной риторики.

  50. Основные правила орфоэпии.

  51. Особенности жестикуляции при выступлении в аудитории.

  52. Требования ораторского искусства к произношению речи.

  53. Поза оратора в процессе публичного выступления.

  54. Виды ораторской речи. Особенности судебной речи и речи на презентации.

  55. Правила доказательства в публичной речи.

  56. Полемика и особенности её проведения.

  57. Место агрессии в телевизионных передачах.

  58. Речевая манипуляция в политической речи.

  59. Достоинства и недостатки унифицированных деловых текстов.

  60. Особенности новых видов деловой корреспонденции.

  61. Общее и особенное в классической и современной риторике.

  62. Ораторское искусство и культура.

  63. Принципы ораторской деятельности.

  64. Функции ораторского искусства.

  65. Этические основы судебных прений.

  66. Речь как объект культурологического исследования.

  67. Психолого-педагогические основы речи.

  68. Общение в профессиональной деятельности специалиста.

  69. Требования, предъявляемые к речи специалиста.

  70. Назначение композиционных частей устной речи.

  71. Методика использования аргументов в речи.

  72. Пути самосовершенствования ораторского мастерства специалиста.

  73. Риторическая культура специалиста.

  74. Языковые особенности устной речи.

  75. Отношение теоретиков и практиков к выразительной речи.

  76. Особенности аудитории при выступлении.

  77. Основные правила ведения спора.

  78. Взаимодействие оратора и аудитории.

  79. Пять частей классического риторического канона и их значение для современного ораторского искусства.

  80. Риторика и гомилетика.


5. Образовательные технологии
По учебной дисциплине «Культура речи и деловое общение» предусмотрены следующие образовательные технологии. Причем проведение занятий в рамках этих технологий может осуществляться как в традиционной, так и в активной и интерактивной формах:

1.лекции;

2. активные / интерактивные формы (на всех практических и семинарских занятиях);

3.практические занятия;

4. семинарские занятия;

5. обсуждение вариантов решений проблемных задач и конкретных жизненных и профессиональных ситуаций в ходе семинаров и практических занятий (на всех занятиях);

6. индивидуальные контрольные собеседования;

7. выполнение тестовых заданий;

8. самостоятельная работа;

9.подготовка и сдача зачета;

10. написание рефератов и письменных работ.
6. Формы и методы контроля результатов освоения учебной дисциплины

Компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1)

Рефераты, доклады по предложенной тематике

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6)

Письменные и устные задания

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7)

Устный опрос

способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8)

Письменные и контрольные работы

Формы промежуточного контроля:

Заочная форма обучения - зачет.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины б в. Од iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск