Скачать 92.98 Kb.
|
Ознакомление детей с лепкой. (Реферат) Выполнила Кулешова И.В. В развитии ребенка чрезвычайно важную роль играет такое направление изобразительного искусства, как скульптура. Скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Она обладает не только сюжетом, формой и цветом, но также объемом и глубиной. Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Помимо развития мелкой моторики и пространственного мышления, навыков создания формы и построения композиции, на уроках эстетического воспитания, дети получают интересные сведения об этом виде изобразительного искусства. Занятия, посвященные скульптуре, подразумевают ознакомление с различными скульптурными произведениями. Педагог, ведущий занятие, рассказывает детям о том, что скульптура бывает круглая (автономная, ее можно рассмотреть со всех сторон) и рельеф (выпуклое изображение на плоскости, имеющее только одну сторону). Дети узнают, чем отличаются разные виды рельефа (барельеф, горельеф), какие приемы используются для изготовления разных типов скульптурных изображений. В ходе знакомства со скульптурой, дети узнают, что произведения бывают монументальные и станковые. Монументальные произведения рассчитаны на массового зрителя, зачастую они не автономны, а связаны со скульптурным ансамблем. Примерами таких скульптур являются памятники, установленные на улицах и площадях многих городов России. Отличительной особенностью монументальной скульптуры являются ее размеры, которые с реальными размерами изображаемого объекта соотносятся в масштабе один к трем. Для ознакомления с монументальными скульптурными произведениями рекомендуется организовывать детские экскурсии с посещением памятников в своем городе. В ходе таких экскурсий преподаватель или экскурсовод рассказывает детям об истории того или иного памятника, кем он создан, в честь кого возведен и в какой исторический период. Кроме того, лектор должен обратить внимание детей на композиционные особенности произведения и художественные приемы, благодаря которым передан характер изображенного героя. Станковая скульптура отличается меньшими масштабами. Нередко размер произведения соотносится с размером модели в масштабе один к одному, если размер художественного произведения меньше своей модели, то это называется скульптура малой формы. Произведения композиционно не связаны с ансамблем, являются довольно мобильными и автономными. Для ознакомления детей с данным направлением изобразительного искусства рекомендуется организовывать экскурсии в музеи и художественные салоны, где представлены коллекции станковой скульптуры и скульптуры малой формы. При рассматривании скульптурных произведений рекомендуется не только сообщать детям основные сведения о той или иной скульптуре, но и задавать наводящие вопросы о художественных и композиционных особенностях произведения, обращать внимание детей на мелкие детали, существенные для понимания сюжета произведения или характера героя. Ознакомление детей с лепкой Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принципов техники. Лепка подразумевает изготовление множества мелких деталей, что в свою очередь тренирует мелкую моторику и способствует развитию интеллекта, улучшает память, прививает усидчивость. В дальнейшем такие навыки существенно облегчают обучение ребенка в школе. Дети, занимавшиеся лепкой в дошкольном возрасте, раньше и успешнее овладевают письмом, быстрее выполняют задания, лучше усваивают материал. Поэтому лепка обязательно должна быть включена в программу дошкольного воспитания. Для ознакомления детей с основами лепки обычно используются три наиболее распространенных материала: глина, пластилин, соленое тесто. Глина является традиционным материалом для лепки. Она дешева, пластична, хорошо держит форму во влажном состоянии и сохраняет ее при высыхании. Кроме того, глину можно подвергнуть обжигу, в результате чего поделки становятся прочными и долговечными, приобретают устойчивость к влаге. Готовые глиняные поделки легко окрашиваются всеми типами красок. Если речь идет о детских занятиях, немаловажным становится и такое свойство глины, как легкость уборки. Единственным недостатком глины для детских занятий является относительная сложность ее приготовления из природных материалов, если заниматься этим самостоятельно. Сорта глины различаются составом (а следовательно и цветом), происхождением и пластическими качествами. Глина бывает красной, желто-коричневой, белой, розовой, голубой, в зависимости от минералов и пигментов в ее составе. Пластичность глины определяется содержанием песка – чем больше, тем менее пластичен готовый состав. Пластилин является синтетической массой. В отличие от глины, он не отвердевает, не подвергается обжигу, изделия из него сложно раскрасить. В то же время, пластилин выпускается разноцветным, и его гамма довольно широка. При лепке из глины основное внимание уделяется форме, к которой впоследствии добавляются детали – вырезаются или прилепляются. Лепка из пластилина, наоборот, предполагает большое внимание к разрозненным деталям, из которых в процессе работы выстраивается форма. Например, если необходимо слепить человека в красных штанах, синей рубашке и белой кепке, из глины лепится целостная фигура, которая после высушивания (и по возможности обжига) раскрашивается в соответствующие цвета. Лепка из пластилина подразумевает изготовление отдельно ног из синей массы, туловища – из красной, других частей тела - из пластилина соответствующего цвета с последующей сборкой частей в единую конструкцию. Многие педагоги считают, что детям предпочтительнее лепить из глины, чтобы у них формировалось не дробное, а целостное восприятие предметов. Но более разумной кажется точка зрения, согласно которой оба эти материала и обе техники лепки должны присутствовать в образовательной программе. Слоеное тесто как материал для лепки по своим свойствам сходно с глиной, но является менее пластичным. Мелкие детали из этого материала выполнить сложнее. Зато он дешев, легко приготавливается и прекрасно отмывается, готовые поделки можно испечь в духовом шкафу и впоследствии раскрасить. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЛЕПКИ -развитие мелкой моторики, -использование игры с правилами, -расширение кругозора и словарного запаса, -умение взаимодействовать и общаться, -познавательность процесса, -развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду и создание этого образа, -успокаивая и умиротворяя лепка оказывает позитивное влияние на психическое и физическое здоровье, что является хорошей арттерапией. ВИДЫ ЛЕПКИ 1-предметная, 2-сюжетно-тематическая, 3-декоративная. 4-по литературным произведениям, 5- с натуры. ТЕХНИКА лепки доступна детям дошкольного возраста во всем богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки. КОНСТРУКТИВНЫЙ СПОСОБ. Образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора. Начинают лепить в 2-3 года и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего дети наблюдают следующие варианты: -объединение одинаковых форм ( бусы) -объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка) -объединение различных форм (грибок, бабочка) СКУЛЬПТУРНЫЙ СПОСОБ ( ПЛАСТИЧЕСКИЙ). Лепка из целого куска. Делается основа и из неё вытягиваются отдельные, более мелкие части, не отрывая от основы. КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ. Он объединяет 2 способа: конструктивный и скульптурный. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям. МОДУЛЬНАЯ ЛЕПКА. Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. ЛЕПКА ПО ФОРМЕ. Используются для лепки готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и т.п. облепляют форму, а затем удаляют ее и долепляют поделку. БАРЕЛЬЕФ. Лепная картина с выпуклым рисунком ( детали выступают над поверхностью основы ). ГОРЕЛЬЕФ. Рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф. СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ И ДЕКОРИРОВАНИЯ ОБРАЗА. В лепке используется много вспомогательных приемов. Именно они помогают сделать каждый образ неповторимым. Дети чаще всего используют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы. ОТТЯГИВАЮТ от основной формы мелкие детали, придают им необходимую форму и положение – заостряют, сплющивают, загибают. ЗАЩИПЫВАЮТ край – плавник, хвост. ЩИПКОВЫЕ движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движения. ЗАГИБАЮТ края фактуры – горлышко вазы, тарелки- тем самым усиливают сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используя стеку и другие приспособления можно сделать многое: Передать особенности поверхности, прорезать штрихами, нанести узор, сделать надрезы или разрезы (лапы и крылья),прорисовать сложные детали. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать различные отпечатки и др. Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов ( природный, бисер, ракушки, бижутерия, бусинки, пуговицы и многое другое. ПРИЕМЫ ЛЕПКИ Скатывание Раскатывание Вытягивание Прищипывание Отщипывание Сгибание Вдавливание Сплющивание Скручивание и др. ПРИЁМЫ СОЕДИНЕНИЯ Прижимание Заглаживание Приглаживание Прищипывание. Таким образом лепка обеспечивает всестороннее развитие ребенка, его эмоциональное благополучие, укрепление здоровья, приобщает к миру общечеловеческих ценностей. Лепка для детей – это очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности, осязаемое искусство. ЛИТЕРАТУРА
«СПРЯЧЕМ МЫШЕК» Выполнила Кулешова Ирина Викторовна Преподаватель Киселевский педагогический колледж 2012год. |
Реферат Тема: «Ознакомление детей с универсальными подвижными играми... ... | Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, природой... ... | ||
Ознакомление детей с Предназначается для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений | Реферат по материаловедению Тема: Теплоизоляционные материалы Целью работы является ознакомление со свойствами теплоизоляционных материалов, их использованием и предназначением | ||
Реферат на тему: «Что такое конвейерная обработка и оценка производительности конвейера» Ознакомление с государственными образовательными стандартами по родному языку и литературы (учебный план, программа) | Интеллектуально-познавательная игра для детей старшего школьного возраста Задачи: Ознакомление с новой информацией об исторических личностях, событиях, фактах | ||
Реферат по ткм тема: Пластмассы, как конструкционный материал ... | Сценарий проведения дня здоровья для детей средней группы Цель проекта: Создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, создание прочной основы для воспитания здорового,... | ||
Конспект по технологии по теме "Пришивание пуговиц" Цель: Ознакомление Ознакомление с применением различных пуговиц в отделке изделий и аппликации, научить пришивать различные виды пуговиц и сочетать... | Конспект урока (умк «Азбука Истоков») Цель: ознакомление детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками и правилами безопасного поведения на дороге | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром | Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель данной дисциплины – ознакомление студентов с современными технологиями семейного консультирования детей с ограниченными возможностями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: ознакомление детей с различными формами правления государств, введение понятий монархия, республика, демократия | ||
Реферат Композиционные материалы и их использование в технологии stealth Целью реферата является ознакомление с композиционными материалами специального назначения, используемыми в технологии снижения заметности... | Реферат по дисциплине «Экономическая информатика» на тему: «Все мы родом из Интернета» Целью реферата является ознакомление с личностями, которые заработали немалое состояние на том, что создали проекты, которые заинтересовали... |