Ознакомление детей с лепкой. (реферат)





Скачать 92.98 Kb.
НазваниеОзнакомление детей с лепкой. (реферат)
Дата публикации28.06.2015
Размер92.98 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
Ознакомление детей с лепкой.

(Реферат)

Выполнила Кулешова И.В.

В развитии ребенка чрезвычайно важную роль играет такое направление изобразительного искусства, как скульптура. Скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Она обладает не только сюжетом, формой и цветом, но также объемом и глубиной. Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции.

Помимо развития мелкой моторики и пространственного мышления, навыков создания формы и построения композиции, на уроках эстетического воспитания, дети получают интересные сведения об этом виде изобразительного искусства. Занятия, посвященные скульптуре, подразумевают ознакомление с различными скульптурными произведениями.

Педагог, ведущий занятие, рассказывает детям о том, что скульптура бывает круглая (автономная, ее можно рассмотреть со всех сторон) и рельеф (выпуклое изображение на плоскости, имеющее только одну сторону). Дети узнают, чем отличаются разные виды рельефа (барельеф, горельеф), какие приемы используются для изготовления разных типов скульптурных изображений.

В ходе знакомства со скульптурой, дети узнают, что произведения бывают монументальные и станковые. Монументальные произведения рассчитаны на массового зрителя, зачастую они не автономны, а связаны со скульптурным ансамблем. Примерами таких скульптур являются памятники, установленные на улицах и площадях многих городов России. Отличительной особенностью монументальной скульптуры являются ее размеры, которые с реальными размерами изображаемого объекта соотносятся в масштабе один к трем. 

Для ознакомления с монументальными скульптурными произведениями рекомендуется организовывать детские экскурсии с посещением памятников в своем городе. В ходе таких экскурсий преподаватель или экскурсовод рассказывает детям об истории того или иного памятника, кем он создан, в честь кого возведен и в какой исторический период. Кроме того, лектор должен обратить внимание детей на композиционные особенности произведения и художественные приемы, благодаря которым передан характер изображенного героя.

Станковая скульптура отличается меньшими масштабами. Нередко размер произведения соотносится с размером модели в масштабе один к одному, если размер художественного произведения меньше своей модели, то это называется скульптура малой формы. Произведения композиционно не связаны с ансамблем, являются довольно мобильными и автономными. Для ознакомления детей с данным направлением изобразительного искусства рекомендуется организовывать экскурсии в музеи и художественные салоны, где представлены коллекции станковой скульптуры и скульптуры малой формы.

При рассматривании скульптурных произведений рекомендуется не только сообщать детям основные сведения о той или иной скульптуре, но и задавать наводящие вопросы о художественных и композиционных особенностях произведения, обращать внимание детей на мелкие детали, существенные для понимания сюжета произведения или характера героя.

Ознакомление детей с лепкой

Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принципов техники.
Лепка подразумевает изготовление множества мелких деталей, что в свою очередь тренирует мелкую моторику и способствует развитию интеллекта, улучшает память, прививает усидчивость. В дальнейшем такие навыки существенно облегчают обучение ребенка в школе. Дети, занимавшиеся лепкой в дошкольном возрасте, раньше и успешнее овладевают письмом, быстрее выполняют задания, лучше усваивают материал. Поэтому лепка обязательно должна быть включена в программу дошкольного воспитания.

Для ознакомления детей с основами лепки обычно используются три наиболее распространенных материала: глина, пластилин, соленое тесто.

Глина является традиционным материалом для лепки. Она дешева, пластична, хорошо держит форму во влажном состоянии и сохраняет ее при высыхании. Кроме того, глину можно подвергнуть обжигу, в результате чего поделки становятся прочными и долговечными, приобретают устойчивость к влаге. Готовые глиняные поделки легко окрашиваются всеми типами красок. Если речь идет о детских занятиях, немаловажным становится и такое свойство глины, как легкость уборки. Единственным недостатком глины для детских занятий является относительная сложность ее приготовления из природных материалов, если заниматься этим самостоятельно.

Сорта глины различаются составом (а следовательно и цветом), происхождением и пластическими качествами. Глина бывает красной, желто-коричневой, белой, розовой, голубой, в зависимости от минералов и пигментов в ее составе. Пластичность глины определяется содержанием песка – чем больше, тем менее пластичен готовый состав.

Пластилин является синтетической массой. В отличие от глины, он не отвердевает, не подвергается обжигу, изделия из него сложно раскрасить. В то же время, пластилин выпускается разноцветным, и его гамма довольно широка.

При лепке из глины основное внимание уделяется форме, к которой впоследствии добавляются детали – вырезаются или прилепляются. Лепка из пластилина, наоборот, предполагает большое внимание к разрозненным деталям, из которых в процессе работы выстраивается форма. Например, если необходимо слепить человека в красных штанах, синей рубашке и белой кепке, из глины лепится целостная фигура, которая после высушивания (и по возможности обжига) раскрашивается в соответствующие цвета. Лепка из пластилина подразумевает изготовление отдельно ног из синей массы, туловища – из красной, других частей тела - из пластилина соответствующего цвета с последующей сборкой частей в единую конструкцию.

Многие педагоги считают, что детям предпочтительнее лепить из глины, чтобы у них формировалось не дробное, а целостное восприятие предметов. Но более разумной кажется точка зрения, согласно которой оба эти материала и обе техники лепки должны присутствовать в образовательной программе.

Слоеное тесто как материал для лепки по своим свойствам сходно с глиной, но является менее пластичным. Мелкие детали из этого материала выполнить сложнее. Зато он дешев, легко приготавливается и прекрасно отмывается, готовые поделки можно испечь в духовом шкафу и впоследствии раскрасить.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЛЕПКИ

-развитие мелкой моторики,

-использование игры с правилами,

-расширение кругозора и словарного запаса,

-умение взаимодействовать и общаться,

-познавательность процесса,

-развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду и создание этого образа,

-успокаивая и умиротворяя лепка оказывает позитивное влияние на психическое и физическое здоровье, что является хорошей арттерапией.

ВИДЫ ЛЕПКИ

1-предметная,

2-сюжетно-тематическая,

3-декоративная.

4-по литературным произведениям,

5- с натуры.

ТЕХНИКА лепки доступна детям дошкольного возраста во всем богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.
КОНСТРУКТИВНЫЙ СПОСОБ.

Образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора. Начинают лепить в 2-3 года и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего дети наблюдают следующие варианты:

-объединение одинаковых форм ( бусы)

-объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка)

-объединение различных форм (грибок, бабочка)
СКУЛЬПТУРНЫЙ СПОСОБ ( ПЛАСТИЧЕСКИЙ).

Лепка из целого куска. Делается основа и из неё вытягиваются отдельные, более мелкие части, не отрывая от основы.

КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ.

Он объединяет 2 способа: конструктивный и скульптурный. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
МОДУЛЬНАЯ ЛЕПКА. Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
ЛЕПКА ПО ФОРМЕ.

Используются для лепки готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и т.п. облепляют форму, а затем удаляют ее и долепляют поделку.
БАРЕЛЬЕФ.

Лепная картина с выпуклым рисунком ( детали выступают над поверхностью основы ).
ГОРЕЛЬЕФ.

Рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.
СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ И ДЕКОРИРОВАНИЯ ОБРАЗА.

В лепке используется много вспомогательных приемов. Именно они помогают сделать каждый образ неповторимым. Дети чаще всего используют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.
ОТТЯГИВАЮТ от основной формы мелкие детали, придают им необходимую форму и положение – заостряют, сплющивают, загибают.

ЗАЩИПЫВАЮТ край – плавник, хвост.

ЩИПКОВЫЕ движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движения.

ЗАГИБАЮТ края фактуры – горлышко вазы, тарелки- тем самым усиливают сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность.
Используя стеку и другие приспособления можно сделать многое:

Передать особенности поверхности, прорезать штрихами, нанести узор, сделать надрезы или разрезы (лапы и крылья),прорисовать сложные детали. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать различные отпечатки и др.

Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов ( природный, бисер, ракушки, бижутерия, бусинки, пуговицы и многое другое.
ПРИЕМЫ ЛЕПКИ

Скатывание

Раскатывание

Вытягивание

Прищипывание

Отщипывание

Сгибание

Вдавливание

Сплющивание

Скручивание и др.
ПРИЁМЫ СОЕДИНЕНИЯ

Прижимание

Заглаживание

Приглаживание

Прищипывание.
Таким образом лепка обеспечивает всестороннее развитие ребенка, его эмоциональное благополучие, укрепление здоровья, приобщает к миру общечеловеческих ценностей. Лепка для детей – это очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности, осязаемое искусство.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Википедия.

  2. Ожегов С.И. « Толковый словарь русского языка»

  3. Косминская В.Б. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду»

  4. Работы Р.Жуковой, педагога, преподавателя ИЗО.

  5. Лыкова И.А. «Лепим с мамой» учебно-методическое пособие.

  6. Кузьмина Т.В. «методические рекомендации для воспитателей.


«СПРЯЧЕМ МЫШЕК»

Выполнила

Кулешова Ирина Викторовна

Преподаватель

Киселевский педагогический колледж 2012год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconРеферат Тема: «Ознакомление детей с универсальными подвижными играми...
...
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconКонспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, природой...
...
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconОзнакомление детей с
Предназначается для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconРеферат по материаловедению Тема: Теплоизоляционные материалы
Целью работы является ознакомление со свойствами теплоизоляционных материалов, их использованием и предназначением
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconРеферат на тему: «Что такое конвейерная обработка и оценка производительности конвейера»
Ознакомление с государственными образовательными стандартами по родному языку и литературы (учебный план, программа)
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconИнтеллектуально-познавательная игра для детей старшего школьного возраста
Задачи: Ознакомление с новой информацией об исторических личностях, событиях, фактах
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconРеферат по ткм тема: Пластмассы, как конструкционный материал
...
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconСценарий проведения дня здоровья для детей средней группы
Цель проекта: Создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, создание прочной основы для воспитания здорового,...
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconКонспект по технологии по теме "Пришивание пуговиц" Цель: Ознакомление
Ознакомление с применением различных пуговиц в отделке изделий и аппликации, научить пришивать различные виды пуговиц и сочетать...
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconКонспект урока (умк «Азбука Истоков»)
Цель: ознакомление детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками и правилами безопасного поведения на дороге
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель данной дисциплины – ознакомление студентов с современными технологиями семейного консультирования детей с ограниченными возможностями...
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: ознакомление детей с различными формами правления государств, введение понятий монархия, республика, демократия
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconРеферат Композиционные материалы и их использование в технологии stealth
Целью реферата является ознакомление с композиционными материалами специального назначения, используемыми в технологии снижения заметности...
Ознакомление детей с лепкой. (реферат) iconРеферат по дисциплине «Экономическая информатика» на тему: «Все мы родом из Интернета»
Целью реферата является ознакомление с личностями, которые заработали немалое состояние на том, что создали проекты, которые заинтересовали...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск