Скачать 119.03 Kb.
|
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой. Для детей старшего дошкольного возраста характерно стремление расширить свой кругозор, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. Кроме того, ребёнку необходимо упорядочить уже накопленные и поступающие знания. Старшему дошкольнику нужно не просто давать информацию, а учить находить её самостоятельно и использовать. В этом ребёнку помогают различные источники: книга, телевидение, Интернет, СМИ, общение со сверстниками и взрослыми. Однако надо отметить, что престиж чтения за последние годы снизился, и книга постепенно заменяется другими источниками получения информации. Данные исследований начала 90-х годов свидетельствуют о том, что значительная часть детей (до33%) вообще не любит читать. Происходит это во многом и потому, что о проблемах детского чтения начинают говорить тогда, когда ребёнок уже является школьником. И это не правильно. Приобщать ребёнка к книге необходимо задолго до школы. Художественная литература воспитывает в ребёнке ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Книга заставляет человека думать, даёт ему самое ценное – знания. «Чтение для ума – то же, что упражнение для … тела». (Р.Стиль) Таким образом, целью нашей работы является развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных способностей средствами художественной литературы. Для решения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
Один из наиболее значимых блоков нашей работы – это ознакомление детей с творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина. Литературный вечер «В стране Лукоморье» - это итоговое занятие, обобщающее и закрепляющее знания детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Данному мероприятию предшествовала большая предварительная работа с привлечением сотрудников детского сада и родителей (данная работа указана в конспекте). Таким образом, ознакомление с творчеством А.С.Пушкина проходила через многие виды деятельности детей, что позволило нам вызвать у них интерес и любовь к этому великому русскому поэту. Литературный вечер «В стране Лукоморье». (конспект) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель. Цель:
Задачи:
Предварительная работа:
Оборудование и материалы: портрет А.С.Пушкина, книги со сказками А.С.Пушкина, плакат с изображением дуба (к отрывку из поэмы «Руслан и Людмила») с отрывными листочками - вопросами, плакат с кроссвордом по сказкам А.С.Пушкина, аудиозаписи опер Н. Римского Корсакова «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о золотом петушке», конверты с картинками – подсказками, ларец с подарком для детей – новая книга со сказкам А.С. Пушкина. Ход. Звучит «Марш Черномора» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…». Дети торжественно входят в зал, их встречают родители (на зрительских местах), воспитатель и музыкальный руководитель. Дети садятся на стульчики. Воспитатель. Ребята, куда мы с вами сегодня попали? Оглядитесь вокруг и посмотрите, чей портрет висит стене? Дети. Портрет А.С.Пушкина. Воспитатель. Верно. Скажите, а что за книги у нас здесь на выставке? Дети. Книги со сказками А.С.Пушкина. Воспитатель. Правильно, ребята. Мы сегодня с вами совершим путешествие по сказкам А.С.Пушкина, в сказочную страну под названием «Лукоморье». А кто помнит, что такое лукоморье? Дети. Лукоморье – это старинное русское название изогнутого морского берега, залива. Воспитатель. Верно. Лукоморье – это старинное слово, настолько старинное, что действительно стало сказочным. А ведь мы с вами учили это стихотворение. Давайте прочтем его все вместе, и оно станет паролем для прохода в сказочную страну. 6 ребят выходят в центр зала и по очереди читают вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». 1-ый ребёнок. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; 2-ой ребёнок. Идёт на право – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; 3-ий ребёнок. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… 4-ый ребёнок. Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; 5-ый ребёнок. В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! 6-ой ребёнок. И я там был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел и кот учёный Свои мне сказки говорил. Воспитатель. Молодцы, я очень рада, что вы хорошо помните это стихотворение А.С.Пушкина. Гаснет свет, звучит музыка Пьера Гюнта «Утро». Загорается свет и появляется Учёный кот. Кот. Здравствуйте, ребята, Здравствуйте, дорогие гости! Это я, Учёный кот. Пришёл я к вам на праздник и не с пустыми руками. Принёс я вам подарок ценный. Но чтобы получить мой подарок, вам необходимо собрать пять конвертов с подсказками. А подсказки вы получите за своё мастерство, знания и умения. Ну, что, согласны? Дети соглашаются. Кот. Очень хорошо. Вот вам моё задание. Посмотрите, вот тот самый дуб зелёный с златой цепью, по которой я люблю гулять. А на дубу листочки с отрывками из сказок А.С.Пушкина. Отгадаете все сказки, дам я вам подсказку. Кот приглашает детей к плакату с изображением волшебного дуба, отрывает по очереди листочки и зачитывает детям отрывки из сказок А.С.Пушкина. Кот. «Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят.» Дети. Это отрывок из «Сказки о царе Салтане…» Кот. Правильно. «Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает…» Дети. Отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке». Кот. Правильно. «И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была». Дети. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Кот. Правильно. «Вот проходит восемь дней, А от войска нет вестей: Было ль, не было ль сраженья,- Нет Дадону донесенья». Дети. Отрывок из «Сказки о золотом петушке». Кот. Правильно. «Поп не ест, не пьёт, ночи не спит: Лоб у него заране трещит». Дети. Отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде». Кот. Молодцы, ребята! Отгадали все сказки. Дам я за это вам конверт с подсказкой, только сейчас его не открывайте. Надо собрать ещё четыре конверта. Воспитатель. Хорошо, Учёный кот, постараемся найти все подсказки. А сейчас посмотри наше умение. Отправься с нами в путешествие в одну из сказок А.С.Пушкина. Кот. С большим удовольствием! В зал выносится декорации деревенского домика, музыкальный руководитель включает русскую народную мелодию; к домику, повязав платочки, подходят и рассаживаются девочки – «сестрицы». Рядом встаёт «автор» из числа детей. Автор. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. 1-ая девица. «Кабы я была царица,- Автор. Говорит одна девица,- 1-ая девица. То на весь крещёный мир, Приготовила б я пир». 2-ая девица. «Кабы я была царица,- Автор. Говорит её сестрица,- 2-ая девица. То на весь бы мир одна Наткала я полотна». 3-ая девица. «Кабы я была царица,- Автор. Третья молвила сестрица,- 3-ая девица. Я б для батюшки-царя Родила богатыря». Автор. Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь… Воспитатель. Ну, что, Учёный кот понравилась тебе наша сценка? Кот. Да, очень понравилась. А в какой сказке мы побывали, ребята? Дети. В «Сказке о царе Салтане…» Кот. Всё вы знаете. Придётся вам ещё один конверт дать. Воспитатель. Ребята, у нас теперь два конверта. Сколько конвертов осталось найти? Дети. Осталось найти три конверта. Музыкальный руководитель. Ребята, мы сейчас с вами побывали в «Сказке о царе Салтане…» А.С.Пушкин написал эту удивительную сказку, а композитор Н.А.Римский Корсаков, прочитав её, сочинил к ней музыку. Ведь музыка тоже может всё рассказать, но не словами, а звуками. Если внимательно следить, как меняется окраска музыки, её настроение, то становится понятно, о чём повествует сказка, рассказанная музыкой. Мы сейчас послушаем музыкальный фрагмент из «Сказки о царе Салтане…», а вы слушая эту музыку, постарайтесь определить, какого героя сказки нарисовал композитор. Дети слушают фрагмент «Белка». Музыкальный руководитель. Давайте сначала скажем, какое настроение у музыки? Дети. Музыка весёлая, игривая, задорная, плясовая, лёгкая, шутливая, скачущая, солнечная. Музыкальный руководитель. Какому же герою эта музыка близка, кого нарисовал композитор? Дети. Белку. Звучит русская народная мелодия и в зал входит Белочка. Белочка. Здравствуйте, ребята! Услышала я о вашем празднике и решила прийти к вам в гости. Вы так замечательно описывали мелодию, так точно угадали её настроение. Вы такие молодцы! И дам я за это вам конвертик ещё один. Вы же подсказки собираете? Дети. Да! Белочка даёт детям ещё один конверт. Воспитатель. Ребята, сколько у нас уже конвертов? Дети. У нас три конверта. Белочка. Ребята, если ваш праздник посвящён сказкам А.С.Пушкина, вы, наверное, много знаете об этом великом поэте? Дети. Да! Белочка. Приготовила я вам вопросы интересные. Есть сложные, есть попроще. Надеюсь, ваши родители помогут вам. Наберёте 15 очков, дам я вам ещё одну подсказку. Согласны? Дети. Да! Белочка. Хорошо. На вопросы мои могут отвечать и ребята, и их родители. Но детский ответ оценивается у меня в 2 балла, а взрослый всего в 1 балл. Ну, что, готовы? Дети. Да! Вопросы:
Белочка. Молодцы! На все вопросы ответили. Вот вам ещё одна подсказка. Воспитатель. Ребята, у нас уже четыре подсказки. Осталось найти всего одну. Как женам её получить? Звучит фрагмент из оперы Н.А.Римского Корсакова «Сказка о золотом петушке». В зал входит Петушок. Петушок. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Дети. Да! Ты Петушок из «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина. Петушок. Правильно. Принёс я вам подарок. Вот, посмотрите, пожалуйста! Петушок передаёт сказочно оформленный свиток воспитателю. Воспитатель. Что же это такое? Ребята, да это же кроссворд! Это сказочный кроссворд и называется он «Сказки Пушкина». В строчках этого кроссворда мы должны записать нужные слова. Для этого предлагаются вопросы. Если мы всё правильно сделаем, то узнаем ключевое слово. Петушок. А за это ключевое слово я дам вам последний конверт. Воспитатель. А вот и вопросы. Воспитатель зачитывает вопросы, дети отвечают и с помощью Петушка вписывают нужные слова в кроссворд. Воспитатель. Сколько богатырей было в «Сказке о мёртвой царевне…»? Дети. Семь. Воспитатель. Какой выкуп попросил старик у золотой рыбки в первый раз? Дети. Корыто. Воспитатель. Как звали работника, который служил у попа? Дети. Балда. Воспитатель. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? Дети. Звездочёт. Воспитатель. Кем назначил царь Салтан вторую сестрицу? Дети. Ткачихой. Воспитатель. Как звали князя, правившего на острове Буяне? Дети. Гвидон. Воспитатель. Ребята, мы с вами разгадали весь кроссворд. Давайте в выделенном столбце прочитаем ключевое слово. Дети. Ключевое слово – сказка. Петушок. Правильно. Я вижу, что вы знаете сказки А.С.Пушкина и любите их. И я с радостью дам вам последний конверт. Воспитатель. Мы собрали все пять конвертов. Что же нам теперь делать? Кот. Открывайте конверты! Дети открывают конверты и раскладывают на столике пять картинок: корыто, комар, яблоко, чертёнок, шапка звездочёта. Кот. Вам необходимо сопоставить предмет со сказкой. Сколько сказок написал А.С.Пушкин? Дети. Пять. Кот. Пять сказок – пять предметов. Вы готовы? Дети. Корыто – «Сказка о рыбаке и рыбке». Комар – «Сказка о царе Салтане». Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Чертёнок – «Сказка о попе и о работнике его Балде». Шапка звездочёта – «Сказка о золотом петушке». Неожиданно гаснет свет, звучит отрывок из оперы Н.А.Римского Корсакова «Сказка о царе Салтане». Загорается свет и на столике перед детьми появляется ларец. Кот. Вы всё правильно сделали, выполнили все задания, собрали все подсказки и правильно назвали сказки. Вы молодцы! Вы настоящие знатоки и любители сказок А.С.Пушкина. За всё это вот вам подарок очень ценный. Кот достаёт из ларца большую красочную книгу со сказками А.С.Пушкина и вручает её детям. Кот. Лучший подарок – это книга. Относитесь к ней бережно, и пусть она приносит вам много радости! Дети. Спасибо! Музыкальный руководитель. Все события, описанные в сказках А.С.Пушкина, происходят в Древней Руси. Давайте станцуем все вместе русский народный танец «Сударушка». Дети, воспитатели, Музыкальный руководитель, Кот, Белочка, Петушок встают в хоровод и танцуют. Кот. Пришло время прощаться. Нам пора уходить, но мы обязательно ещё придём к вам в гости со страниц сказок. Будете нас ждать? Дети. Да! Кот, Белочка, Петушок. До свидания! Воспитатель. Наш праздник подошёл к концу. Спасибо родителям за внимание, за помощь и за участие. |
Реферат Тема: «Ознакомление детей с универсальными подвижными играми... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие художественной культуры у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с народной игрушкой | ||
Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... | Конспект группового логопедического занятия по коррекции ффнр у детей... В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования по направлению "Экологическое развитие детей старшего... | Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной... | ||
Интеллектуально-познавательная игра для детей старшего школьного возраста Задачи: Ознакомление с новой информацией об исторических личностях, событиях, фактах | Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста... М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область... | ||
Нод по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Углубить знания детей о цирке, о животных, их повадках, вызывая интерес и желание посетить цирковое представление | Темы самообразования педагогов на «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | Аналитическая записка «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... | ||
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы... «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... | Городской конкурс «Педагог года в дошкольном образовании» корнева Теоретические аспекты изучения развития детей старшего дошкольного возраста | ||
Протокол от 30. 05. 2013 №6 Заведующий мбдоу «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... | Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности... Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной... |