Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие»





Скачать 107.17 Kb.
НазваниеРеферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие»
Дата публикации28.06.2015
Размер107.17 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
Т.А. Углицких, воспитатель

МАДОУ «Детский сад №10» (Россия, город Березники)
РЕФЕРАТ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработанные в соответствии с законом «Об образовании» в целом отражают современные подходы к разработке общеобразовательной программы дошкольного образования (Программы), причем не, только к ее структуре, но и к содержанию. Они задают единую основу для разработки вариативных образовательных программ, с опорой на традиционные направления развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое). В них фиксируется обязательность реализации таких принципов, как интеграция образовательных областей, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.

Введение ФГОС изменило подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста (совместная образовательная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями)

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить три тесно связанные между собой задачи:

  • первая из них заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;

  • вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;

  • третья – определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания воспитанников, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Ребенок не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.

Самостоятельность – способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

По словам П.Ф. Лесгафта: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от воспитателя к ребенку, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн). Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста». «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в программе «Радуга» в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе психолого-педагогической работы по этому направлению – формирование способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграция различных видов художественной деятельности.

Для меня, как педагога, наиболее важна образовательная область «Художественное творчество», (развитие продуктивных видов деятельности: лепка, рисование, аппликация) так как она ориентирована в большей степени на тему моей методической работы «Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Самостоятельную художественную деятельность детей понимаю как педагогически организованное явление на основе интересов, потребностей. В отличие от нее свободная художественная деятельность не предполагает руководства педагога вообще. Во многих исследованиях ставится вопрос об организации самостоятельной деятельности детей по интересам, деятельности разнообразной, увлекательной, эмоционально насыщенной. Так Р.Г. Казакова считает, что в детском саду должны быть созданы условия для различных видов нерегламентированной педагогом деятельности детей на таком уровне, чтобы они имели возможность и желание использовать предоставленную им самостоятельность, проявлять такие качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность и др., стремиться к полезной занятости.

Самостоятельная художественная деятельность детей старшего возраста представляет собой совокупность действий, связанных с восприятием произведений художественной литературы и искусства, с исполнением и оценкой результатов деятельности.

Художественно-творческая деятельность дарит детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок стремиться снова и снова в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

В воспитании детей придерживаюсь личностно-ориентированного подхода. Предлагаю детям, а не навязываю, помогаю, а не заставляю их. А чтобы помочь ребенку найти себя, предлагаю ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому знакомлю детей с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Использую в своей работе технологию

«ТРИЗ», которая будит фантазию, творчество, ассоциативное мышление. «ТРИЗ» предлагает детям новые способы рисования, которые уже не пугают родителей моих воспитанников своей странностью. «ТРИЗ» помогает ребенку выразить себя в рисунке. Самое главное – усвоить девиз: «Возможно все!». Чем рисуем? Чем угодно: кистью, палочкой, ниточкой, ватой, бумагой, ладошкой... На чем: на обоях, газетах, разных коробках, на стекле, ткани, мятой бумаге, камнях.

Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, пластилином, листом бумаги, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!

Многочисленные дидактические игры: «Придумай портрет», «Гномики настроения», «Настроение Антошки», «Распиши сервиз», «Магазин игрушек», «Укрась варежку», «Модельер», «Волшебный круг», «Составь натюрморт», «Перспектива», «Юный архитектор»

  • знакомят детей с различными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт), позволяют закрепить навыки создания портрета, достичь выразительности образа, передать эмоциональное состояние человека;

  • рассказывают о формах, цвете, орнаментах, узорах, которые используются для украшения вещей и посуды, побуждают замечать в предметах соответствие между эстетическим и функциональным;

  • дают представления о перспективе, линии горизонта, переднем и заднем плане картины, об объектах архитектуры, зданиях разной конфигурации в зависимости от их назначения.

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без моего непосредственного руководства. Однако чуткое педагогическое руководство этой деятельностью необходимо. Оно носит косвенный характер. Особенности моего воздействия в том, что я незаметно для ребенка побуждаю его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?

Прежде всего, обучение во время непосредственно - образовательной художественной деятельности строю так, чтобы дети действовали не только по прямому моему указанию и показу, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне непосредственно-образовательной художественной деятельности. Другое педагогическое условие - влияние праздников и развлечений. Дети получают массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Они приобщаются к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у них желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце. Следующее условие - предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагаются в местах, удобных для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей, постоянно обновляются и варьируются.

Учу детей применять различные пособия в своей самостоятельной художественно-творческой деятельности. Настольной книгой детей является альбом «Дошкольникам об искусстве» Т. Н. Дороновой (программа «Радуга»), который развивает у детей способность видеть, понимать и любить изобразительное искусство. С помощью альбома дети видят, что художники в своих произведениях передают в художественной поэтической форме свое восприятие мира, свое понимание его. Для этого они используют определенные средства выразительности.

Чтобы непосредственно - образовательная художественная деятельность оказывала наиболее сильное влияние на развитие самостоятельной детской деятельности:

- подбираю литературный и музыкальный репертуар, легко усваиваемый детьми, доступный им по тематике;

- продумываю возможность использования детьми в часы досуга пособий, музыкальных инструментов, материалов для изобразительной практики, кукол для театрализованных игр, которые ранее использовались

непосредственно- образовательной деятельности;

- применяю разнообразные приемы, побуждающие детей самостоятельно заниматься разными видами художественной деятельности («расскажи сказку и слепи из глины какой-либо ее персонаж», «наклей картинки музыкальных инструментов на картон — это будут карточки музыкального лото»);

- учу детей способам самостоятельных действий, которые они смогут затем применить в своей практике;

- применяю приемы, способствующие «самообучению» («выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам»), развивающие детскую взаимопомощь («когда будешь играть, покажи Маше, как лучше действовать куклами в кукольном театре»).

В старшем возрасте становится актуальным метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Цель моделирования – обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах продуктивной деятельности. Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинками, предметами, схематическими изображениями. Поэтому моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики – принципа наглядности. Предлагаю детям следующие схемы: «Штриховки», «Последовательность в рисовании», «Смешивание красок», «Законы юных художников», «Перспектива» и др.

И последнее - поддерживаю постоянный тесный контакт с родителями в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома. Результатом стали семейные проекты «Познаем вместе», «Наши домашние любимцы», «Витамины и здоровье», «Похвальное слово каше», «В защиту зеленой красавицы», «Моя семья», «Милой мамочки портрет». Процесс реализации проектов привел родителей к пониманию того, что совместные усилия нужны, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития; совместная деятельность способствует появлению в семье общих интересов, дел; общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием.

Самостоятельная деятельность носит индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организуют театрализованную игру, случается около одного-двух рисующих находятся дети (двое-трое), которые по своему желанию меняют для них воду, составляют оттенки цветов, подают нужный карандаш, фломастер. Причем это не нарушает общего цветового колорита рисунка. Присутствующие рядом дети становятся не только наблюдателями творческого процесса, но и его соучастниками. Я стараюсь поддерживать взаимоотношения между детьми в самостоятельной художественной деятельности. Ведь это очень ценно, когда деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей.

Чтобы привлечь детей к самостоятельной художественной деятельности иногда сама леплю вместе с ребятами, которые с интересом наблюдают, как в моих руках получаются красивые предметы. Почти у каждого ребенка возникает желание сделать такое же красивое изделие. Предлагаю вылепить красивых птиц, предварительно рассказав о пернатых, затем расставляю вылепленных птиц на зеленой бархатной бумаге, изображающей лужок. Работы детей на некоторое время помещаю в интерьер, тем самым, украшая группу.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры. Моя задача – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость.

Благодаря кропотливой работе по организации самостоятельной художественно-творческой деятельности у моих воспитанников развиваются способности к изобразительной деятельности. Мои воспитанники не раз становились призерами и лауреатами городских конкурсов художественного творчества: «Давай раскрасим вместе мир!», «Искорка», «Природа и фантазия», «Нарисуй нашу кошку «Пойдем!» с друзьями», «Искорка».

Карандаш, краски, бумага, пластилин становятся спутником ребёнка, его помощником в усвоении окружающего мира. Самое ценное здесь - реализация детских переживаний и замыслов, нахождение образов для их выражения, закрепление тех или иных творческих или технических достижений.

Список литературы


  1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцена, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192с.

  2. Воскресенская В. Создаём развивающую среду сами. //Д./в.2004.№1.-с.77-79.

  3. Власова Т.А. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда.//Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах: Сб. научных Трудов/Редкол.: Н.В. Мельникова/отв. Ред./и др.- Шадринск, изд. Шадринского пединститута.1995.198с.

  4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

  5. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

  6. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

  7. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников под ред. Ветлугиной Н.А.. М.,1980.

  8. Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.Ветлугиной

  9. Михайлова Н. “Рисование дошкольников – процесс или результат”, журнал “Дошкольное воспитание” №4, 1994 г.

  10. Доронова Т. Программа «Радуга»: прошлое, настоящее и будущее// Дошкольное воспитание. – 2007. №4

  11. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду// под ред. Саккулиной Н. А. – М.: Просвещение, 1971

  12. Никитин Б. П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994

  13. .Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г.В.. – Лепка в детском саду – М.: Просвещение, 1978

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в кружковой работе по художественно – ручному труду
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconРазвитие самостоятельности в художественно – творческой деятельности детей дошкольного возраста
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconКонспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по...
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» icon2011 год «Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства». Цель
Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое...
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе...
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconПояснительная записка Цель ооп впо обеспечение качественной подготовки...
Студент должен быть готов к реализации преемственности между дошкольным, начальным и средним звеном образования, к организации культурно-просветительской...
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconПоложение о шестом международном творческом фестивале детей с ограниченными...
Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое...
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством лепки
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconПояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой...
Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности....
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего...
Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconОрганизация системы художественно-эстетического образования учащихся...
А №56 г. Челябинска с 1991 года в качестве приоритетного направления осуществляет программу художественно-эстетического образования...
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconНикола Тесла Введение
Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое...
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconПубличный доклад по итогам деятельности нашего учреждения за прошедший учебный год
Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое...
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подборка конспектов непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области...
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconКнига Древняя Секта Иных
Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое...
Реферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «художественно- эстетическое развитие» iconКэролайн Дж. Черри 40 000 на Геене
Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск