Скачать 232.98 Kb.
|
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Утверждаю:______________ Директор МКОУ ДОД «ЦДТ» Гончарова Е.Я. Образовательная программа дополнительного образования детей. декоративно – прикладного творчества. “ Смотрю на мир глазами художника” Срок реализации – 1 год Программу составила педагог дополнительного образования Никитина А.А. Троийкий район п.Кварцитный Пояснительная записка Декоративно – прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует младших школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Новизна данной программы заключается в : - изучение японской и корейской школы работы с таким материалом, как бумага, картон, природный материал; - изучение разнообразных тем данного направления: панно, коллажи, букеты, украшения, оформление подарков; - внедрение современных тенденций искусства в образовательный процесс с целью приобретения новых знаний, умений и навыков; - испытание современных технологий ( компьютерных ) для более качественного усвоения материала воспитанниками. 1. Педагогическая целесообразность программы. Основная идея программы - развить у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству. Важно научить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, реализоваться в деятельности. Цель программы: - раскрытие творческого потенциала личности средствами искусства. Задачи программы: - познакомить обучающихся с различными видами декоративно- прикладного творчества (оригами, бумагокручение, изонить, конструирование, бумагопластика, коллаж, орнаменты, торцевание, аппликация); - научить детей приёмам работы с различными материалами, инструментами; - формировать к детей художественный вкус, приучить их к общечеловеческим ценностям, воспитать интерес к культуре, истории, традициям и обычаям народа; - развить творческие способности личности ребёнка, развивать фантазию и воображение; - воспитывать у детей чувство толерантности, научить общаться в коллективе; - формировать умение анализировать свои работы, работы других воспитанников. 2. Возраст детей и сроки реализации программы. Возраст обучающихся 7-9 лет. Оптимальное количество детей в учебной группе 10-15 человек, так как при большем количестве обучающихся педагог не сможет работать индивидуально с каждым из них, так как воспитанники в процессе обучения пользуются травмаопасными инструментами и приспособлениями. Программа рассчитана на 1 год обучения. Объём реализации программы по 144 часа на первый-второй год обучения и по 216 часов на третий-четвёртый год. В группах 1-го года обучения занятия производятся 2 раза в неделю по 1 часу. Основными направлениями деятельности программы является учебная, воспитывающая и развивающая деятельность. Программа этого года обучения представляет собой завершающий блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная на 1 год обучения. Данное соотношение периода обучения на возраст детей: 1-й год обучения, возраст детей 7-9 лет, В соответствии с выявленными знаниями и умениями возрастные рамки в группах могут расширяться. Возможно временное объединение глубоко мотивированных детей в творческие группы для подготовки их к участию в выставках или конкурсах. Тематический план
3. Содержание и формы обучения. В процессе обучения используются следующие формы занятий: - комбинированное учебное занятие, - вводное занятие, - экскурсия, - выставка, - мастер-класс. Мастер-класс для обучающихся может проводить как педагог, так и старшие воспитанники. Такая форма способствует развитию инициативы, формирует чувство ответственности, помогает создать единый коллектив. Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, учащиеся создают не только полезные но и красивые изделия, познают радость от создания, сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе работы у детей развивается чувство цвета, ритма, тренируются пальцы рук, глазомер, воспитывается наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира, формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе вещей. Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастие детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в общественно полезную деятельность. 4. Механизм реализации программы. Реализация программы даёт обучающимся представления об основных направлениях декоративного искусства и создания композиций разных форм, формирует умения и навыки по их технологическому исполнению, а также воспитывает стремление творчески подходить к процессу создания работ. При реализации программы “декоративно-прикладное творчество” используются следующие методы:
Одна из интересных форм стимулирования учащихся к знаниям
Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Техника аппликации и инкрустации требует кропотливого труда, поэтому педагог должен проводить индивидуальную работу с каждым ребёнком. Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены товарищем и вовремя исправлены. Педагог даёт возможность всем детям самостоятельно оценивать свою работу, её результат, видеть её достоинства и недостатки. При коллективном обсуждении результатов важно акцентировать внимание на том, что получилось, т.е. даётся положительная оценка деятельности ребёнка, тем самым создаётся благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. По ходу занятий уместно использовать пословицы и поговорки, призывающие к творчеству : “Заняты руки, не будет скуки”, “Всякому молодцу ремесло к лицу”, “Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а прокормит”, “Руки учат голову”, “Ремеслу учиться – всегда пригодится” и т.д. Раздел программы “Человек и природа в народной культуре” знакомит кружковцев с народными традициями, обычаями и обрядами как важнейшими средствами народной педагогики. В этот раздел входит изучение календарных праздников и обычаев, их взаимосвязь с семейно-обрядовой культурой. Акцентируется роль соломки и изделий из неё в быту крестьян. Важна и прикладная направленность этой темы. Изготовление народных обрядовых изделий из соломки- фигурок человечков, птиц, лошадей, колядных масок, инкрустация соломкой яиц- оставляет у детей ощущение праздника, сопричастности к истории, традициям своего народа. Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года: это беседы, коллективные занятия в кружке, посещение выставок, приглашение на отчётные выставки кружковцев. По ходу обучения необходимо обратить внимание на содержание понятий и терминов, формирование у обучающихся умения пользоваться специальной и справочной литературой. Программа предусматривает проведение интегрированных занятий с педагогами и учреждениями по отдельным направлениям:
Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, которые проходят после изучения каждого раздела и позволяют педагогу проследить творческий рост каждого ребёнка по следующим критериям:
Подготовка и проведение тематических и итоговых выставок осуществляется следующим образом:
5. Работа с родителями. Повышение воспитательного потенциала обучающихся возможно при условии системной деятельности” педагог-учащийся-родители”согласно данной образовательной программе, работа с родителями строится по следующим направлениям: - консультативная и просветительская работа: проведение бесед, участие в родительских собраниях, - привлечение родителей к досуговой деятельности, организация выставок, мероприятия в объединении , открытые уроки, празднование дней рождения, мастер-классы и др. - подготовка подарков для родителей на 8 Марта, День Семьи, день Матери, - каникулярные программы. 6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки. 1-й год обучения
7. Формы подведения итогов реализации программы. Программа “ Декоративно- прикладное творчество” призвана обеспечить: - освоение основных приемов и навыков работы с различными материалами и в различных техниках - умение самостоятельно составлять сюжетно-тематические композиции для украшения интерьера, -умение самостоятельно изготовлять сувениры, - ознакомление с народным обрядовым творчеством, - приобретение знаний по истории и современному состоянию народных промыслов России. Итоговая проверка в конце каждого учебного года осуществляется в форме зачета, который состоит из теоретической и практической частей. Оценка на зачете проводится по следующим параметрам: “ Отлично”- такая оценка ставится , когда выполнены следующие требования: 1.хорошо организован 2.композиция выполнена в соответствии с выбранной техникой 3.умение пользоваться инструментами и приспособлениями 4.самостоятельное изготовление работы 5.удачное использование цвета, оригинальность, новизна. “Хорошо”- такая оценка ставиться, когда выполнены следующие требования: 1.работа выполнена при некотором части педагога 2.имеются ошибки по одному из условий отличной работы. “Удовлетворительно”- выполнение работы вместе с педагогом и ошибки по условиям отличной работы. Персональные выставки, участие в городских конкурсах также являются формами выполнения результатов. 8 Условия реализации программы. 1. Помещение и оборудование: - учебный кабинет на 15 учащихся - учебный стол 7 шт. - рабочий стол 1 шт. - рабочий стол педагога 1 шт. - стулья - шкафы для хранения материалов 3 шт. - полки для выставочных работ - библиотека по декоративно - прикладному творчеству 2. Специальные инструменты и приспособления: - ножницы разные - шило - пинцеты - проволока - нож макетный - кисточки - подносы - утюг -линейки - трафареты - дыроколы -иголки - булавки - скрепки Материалы: - бумага ватман - бумага цветная - бумага гофрированная - картон - картон цветной - клей ПВА - клей Момент - калька - лак - карандаши цветные - папки-скоросшиватели - ленты, тесьма - пластилин - крупы разные - семена, орехи и др. растит. Материал - маркеры - карандаши простые - ткань - нитки 9.Методическое обеспечение.
Учебно – тематический план
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Бусинка» является по своей сути образовательной, по целевому назначению – развивающей, по типовому признаку – модифицированной,... | Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Оригами» «Оригами» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю.,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Волшебный карандаш» является программой внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетической направленности, предполагает... | Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической... | ||
Отчет о работе государственного бюджетного образовательного учреждения Школой самостоятельно. Целью образовательной деятельности Школы является реализация образовательных программ дополнительного образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дпи рассчитана на обучающихся детской художественной школы. По направленности является художенственно-эстетической. Занятия по предмету... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного эстетического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного -эстетического... | ||
Ф. Ф. Тягунов Искусство и общество истоки Искусство – художественное творчество в целом – это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное... | Пояснительная записка характеристика учебного предмета, его место... Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к... | ||
Общеобразовательные программы в области изобразительного искусства... Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных... | Пояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное... Мо РФ.; Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа дополнительного образования «Бумажная сказка» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа дополнительного образования «Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности,... | ||
Отчет о самообследовании гбоудод г. Москвы «дмш имени А. П. Бородина» В школе созданы все необходимые условия для осуществления образовательного процесса и реализации общеобразовательных программ дополнительного... | Программа факультатива «Геометрическое моделирование» в технике оригами. Пояснительная записка ... |