Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 330.3 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации08.03.2014
Размер330.3 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Вдохновение» творческого объединения «Бусинка» является по своей сути образовательной, по целевому назначению – развивающей, по типовому признаку – модифицированной, по направленности - художественно-эстетической. Она разработана на основе «Образовательных программ по де коративно- прикладному искусству для УДОД» (Москва 2007 г.).

Новизна данной программы в том, что, несмотря на то, что в ней учтены учебные стандарты общеобразовательных школ России программы образовательной области «Технология», где совсем не уделяется внимания такому виду декоративного искусства, как бисероплетение. Дополнительная образовательная программа «Вдохновение», явля­ясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения.

Интерес детей к рукоделию остается постоянным и неизменным, т.к. дает возможность сделать что-то своими руками. Особенно это важно для сегодняшних детей, живущих в единообразном круге интересов: куклы Барби, компьютеры, игровые приставки. Общество нуждается в активных творческих людях. В связи с этим актуальным и педагогически целесообразным становится организация творческого объединения бисероплетения в рамках дополнительного образования нашей школы.

Цель программы:

- формирование у воспитанников основ целостного эстетического мировоззрения:

- развитие творческих способностей учащихся посредством занятий бисероплетением;

- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Задачи программы:

Образовательные - углубление и расширение знаний об истории и раз­витии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Обучение детей практическим умениям и навыкам работы с орудиями ручного труда, овладение ими тайнами мастерства

Воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения до­вести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, эко­номичного отношения к используемым материалам. Воспитание у детей общей культуры труда (уметь организовать свое рабочее место, содержать его и рабочие инструменты в полном рабочем порядке);

Воспитание целеустремленности и творческого отношения к труду, дисциплинированности и ответственности в труде.

Развивающие - развитие творческих способностей у детей формирование эстетического и художественного вкуса;

- моторных навыков, образного мышления, вни­мания,

- умений и навыков чувствовать и создавать красоту окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

- коммуникативной культуры.

Успешное решение программных задач возможно лишь при условии, что деятельность учащихся на занятии будет организована с учетом их возрастных возможностей основанных на дидактических принципах:

- последовательности,

- постепенности,

-повторности,

-целесообразности,

-усложнения,

-доступности,

-адаптированности к уровню подготовки и преемственности в обучении;

- дифференциации и индивидуализации заданий;

- сотрудничестве взрослых и детей.

Отличительная особенность программы «Вдохновение» - введение регионального компонента. Знакомство с народно-прикладным творчеством народов Севера позволяет детям почувствовать неразрывную связь с жизнью своего региона. С этой целью предусмотрено программой организация цикла музейных занятий совместно с Музеем городской истории по темам «Северные россыпи» и «О чем рассказывает северный орнамент» (знакомство с орнаментальным искусством народов Севера), а также мастер-класс «Кукла Акань». Введение такого компонента считаю важным, чтобы привить детям понимание о том, что народное искусство на региональном уровне рассматривается как часть художественной отечественной культуры.

Обуче­ние по данной программе создает благоприятные условия для интеллекту­ального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной актив­ности и творческой самореализации учащихся.

Занятия в детском творческом объединении помогают ребенку выявить и развить свои потенциальные творческие способности, способствуют развитию художественного вкуса, пространственного воображения, логического мышления, целеустремленности, внимательности, усидчивости, чувства взаимопомощи, прививают навыки общественно- полезного труда.

Приходя в кружок, ребенок получает разнообразный социальный опыт, учится содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, самоутверждается социально – адекватным способом.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы рассчитан на детей от 6,5 до 11 лет.

Сроки реализации: нормативный срок освоения 3 года.

Формы и режим занятий

Для проведения занятий используется групповая форма работы с детьми. Наполняемость в группах 9 - 15 человек

Кол-во учебных недель -36

Кол-во часов (годовое) каждой группы:

1-ый год обучения(1-ые классы) - 72 часа

2-ой год обучения (2-3 кл.) – 144 часа

3-ий год обучения (3-4 кл.) - 144 часа

Ожидаемые результаты обучения:

Воспитанник 1-ого года обучения получит знания о видах бисера, названии и назначении рабочих инструментов, ознакомится с правилами безопасности труда; способами сохранения зрения при работе с бисером; способами выполнения основных элементов и приемов техники б/плетения. условными обозначениями; о видах плетений (параллельное, игольчатое, петельное и дуговое) и научится отличать их друг от друга;- последовательно выполнять сборку простейших видов изделий (деревце, цветочек).

Научится подбирать бисер в соответствии с толщиной и качеством проволоки и видом изделия; подбирать бисер согласно сочетаемости цветов; читать и разбираться в схемах простых изделий; выполнять основные элементы и приемы техники б/плетения (плести изделия первой и второй сложности); выполнять отдельные элементы и сборку изделий, самостоятельно организовывать рабочее место и соблюдать порядок на нем во время работы; относиться экономно и бережно к материалам и инструментам; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ручными инструментами.

Воспитанник 2-ого года обучения получит знания правил техники безопасности;

основ композиции и цветоведения; алгоритм выполнения изделия на станке; правил ухода и хранения изделий из бисера; выполнять сборку и отделку изделия; экономно расходовать материал; производить подготовку изделия к выставке.

Научится контролировать правильность выполнения задания, удлинять нити, завязывать узелки разными способами; строить добрые взаимоотношения друг с другом;

выполнить записи схем плетения образца с помощью условных обозначений; выполнять практические работы самостоятельно, красиво преподносить свои изделия на суд зрителя; гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; составлять композиции согласно правилам; правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, четко выполнять основные приемы бисероплетения, изготавливать украшения и объём-ные фигурки из бисера на основе изученных при­емов; прикреплять застежки к украшениям.

Воспитанник 3-его года обучения получит знания по техникам вышивания бисером и ткачества; о возможностях техник вышивания; о планировании трудовых действий; полностью самостоятельно выполнять изделие (по образцу, по схеме); выбирать модель изделия и узор для изделия; рассчитать расход материала; выполнять сборку и отделку изделия; экономно расходовать материал;- производить подготовку изделия к выставке.

Научится подбирать нити (леску) в соответствии с толщиной иголки и размера бисера - выполнять записи узоров с помощью условных обозначений; уметь вышивать бисером в различных техниках; свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбо­мов по бисероплетению, пользоваться инструкционно-технологическими картами и со­ставлять рабочие рисунки самостоятельно; выполнять эскизы к своим моделям, постигать основы моделирования; строить добрые взаимоотношения друг с другом; рассчитывать плотность плетения; преподносить свои изделия на суд зрителя.

Способы определения результативности:

Виды


контроль педагога

индивидуальный

фронтальный

взаимоконтроль

самоконтроль

формы



предварительный

текущий

итоговый

При отслеживании результатов деятельности используется методы проверки знаний –практическая работа. (см. Приложения №1,2). Практические методы контроля имеют целью проверить практические умения, навыки учеников, способность применять полученные знания при решении конкретных задач. Этот метод проверки важен, поскольку удовлетворяет принцип связи обучения с практикой, с жизнью, ориентирует на применение знаний.

В отличие от уроков дополнительное образование позволяет проводить контроль не для оценки учеников, а для корректировки учебного процесса.

Коллективные просмотры выполненных изделий, их анализ приучают школьников правильно оценивать свою работу и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

При проведении занятий необходимо определить возможности творческого применения детьми усвоенных умений в создании изделия.

На первом этапе определялся уровень эстетической воспитанности (см. Приложение № 5)

На втором этапе уч-ся получали знания об истории бисера и его применении, о цветовых сочетаниях, о видах бисера, о способах выполнения изделия из бисера, об оформлении изделия (см. Приложения № 3, №4,5)

Контроль в конце года проводится учителем для себя с целью выяснения полученных знаний и определения уровня эстетической воспитанности, и данные заносятся в «Индивидуальную карту ребенка» ученического портфолио.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, ее анализ и оценка. В конце учебного года уч-ся оцениваются по изделию, которое изготовили самостоятельно. В системе дополнительного образования наиболее подходящей формой оценки является организованный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Итог работы творческого объединения за год – школьная выставка детского творчества (творческий отчет объединений дополнительного образования – апрель и городские выставки «Радуга», «Дорога к храму» и «Рукотворное чудо»).

Чтобы дети могли овладеть ЗУН, в обучении используются следующие методы формирования знаний, умений и навыков:

Объяснительно-иллюстративные

объяснение

рассказ

беседа

иллюстрация

демонстрация

инструктаж

работа с книгами и журналами

Практические



упражнения


репродуктивное

творческое

самостоятельная работа

Педагогические игры

использование игровых приемов и ситуаций

Коллективное творческое дело, проекты

ИГРОВОЙ МЕТОД:

Дети свою высокую активность проявляют в игре. Поэтому изготовление игрушек, поделок, которые можно применить в игре, являются благодатным средством воспитания, любви к труду. При этом педагог осуществляет индивидуальный подход к уч-ся, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения в работе, используя совет или напоминание.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД:

Для уч-ся младшего и среднего школьного возраста характерно непосредственное восприятие мира. Учитывая эту закономерность, учебный материал объясняется предельно конкретно и наглядно. Образцы изделий демонстрируются в различных положениях, обращается внимание детей на его форму, величину, цвет, на предмет в целом и на соотношение его частей.

У детей данного возраста наблюдается тенденция подражать наглядному показу действий. Это учитывается при обучении детей приемам техники б/плетения (показ выполнения различных типов плетения).

РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД

Дети стремятся проявить независимость и самостоятельность. Эта возможность им предоставляется при выполнении практических заданий, когда репродуктивная деятельность детей выражается в форме упражнений. Система упражнений построена так, что в них постоянно присутствует элемент новизны. В результате постоянных тренировок ребенок учится свободно владеть рабочими инструментами. Что способствует развитию мускулатуры пальцев и рук. Развивает координацию движений рук. Заметив ошибку в приемах работы, педагог проводит дополнительный инструктаж.

3-ий год обучения – средний и старший возраст. В этом возрасте объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. В связи с этим на занятиях используется частично-поисковый метод, который включает элементы репродуктивной и поисковой деятельности.

Суть метода заключается в том, что уч-ся не дается окончательное решение задачи, часть вопросов им предлагается решить самостоятельно. Для развития самостоятельности и творческой инициативы педагог использует различные приемы.

На первом этапе дети выполняют задания по технологическим картам с подробным описанием работы и расчетом бусин. На следующем этапе, используя принцип «Плету то, что мне нравится». При организации работы бисером, хорошо соединить игру, труд и обу­чение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, прак­тических и воспитательных задач. Информационный материал должен быть небольшим по объему, но нести в себе достаточно информации для овла­дения знаниями, позже применяемыми на практическом занятии, и быть увлекательным. Не перегружать детей и создавать условия для самовыра­жения и развития конструктивной деятельности.

Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления из­делий по образцу путем прямого повторения за учителем (репродуктивный метод). Вскоре учащим­ся предлагаются готовые схемы, нарисованные на специальных карточках, на плакатах, на доске или приведенные в книгах по бисероплетению. А впоследствии учащиеся самостоятельно начинают разрабатывать свои соб­ственные схемы, используя для этого схемы-сетки для составления узоров и орнаментов для бисероплетения. Схемы дети зарисовывают в тетрадь (ри­суя, дети получают возможность более глубокого осмысления техники и бо­лее четкого представления о последующей практической работе).

После разъяснения схемы учитель дает дополнительные сведения для выполнения конкретного изделия: расход материала, способы крепления отдельных деталей и их количество, место прикрепления деталей и т. д. Далее ученики, руководствуясь схемой и объяснениями учителя, выполня­ют сначала образцы, а затем и само изделие.

В обучении бисероплетением, как и в других областях декоративно-приклад­ного искусства полезна повторяемость полученных знаний для закрепления в па­мяти определенных навыков. Поэтому учащимся предлагается изучение техник в таком порядке, где каждая новая техника требует повторения знаний предыдущей. Техники разные, а приемы одни и те же. Очень важно в занятиях последовательно усложнять задания в зависимости от индивидуальных особенностей. В таких слу­чаях видно, кто, на что способен и как этим способностям надо помогать.

Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности. Постановка и решение проблемных задач развивает творческие спо­собности, делает труд более осмысленным. Очень важно озадачить ученика поиском самостоятельного решения, а не сразу давать готовый ответ.

Для этого учащимся предлагаются сетки-схемы, с помощью которых они сами создают варианты изделий. Когда навыки будут сформированы, можно предложить детям создавать различные композиции из отдельных элементов. Таким образом, комплексное использование методов обучения повышает на­дежность усвоения информации, делает учебный процесс более эффективным.

Дети в процессе частично-поисковой деятельности выбирают изделие, затем планируют последовательность в работе и выполняют все необходимые расчеты, а затем

осуществляют плетение изделия сначала под руководством педагога, при том самостоятельно.

Не секрет, что школа занижает самооценку ребенка, и только на занятиях в кружке он может самореализоваться, испытать ситуацию успеха, чего он, возможно, лишен в основной учебной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации деятельности

соревновательный

поощрение

порицание

создание «ситуации успеха»

эмоциональное воздействие

Вся работа кружка проводится по учебно-тематическому плану, составленному на основе данной программы. Такая программа не является обязательной, во всех своих частях неизменной. Она служит лишь ориентиром, облегчающим руководителю кружка составление конкретного рабочего плана. Практическая работа также не подлежит общей регламентации. Время, затрачиваемое на изготовление одного и того же изделия, может быть различным в зависимости от умений уч-ся и используемых материалов, с учетом возможностей и потребностей детей, запросов и их интересов, степени подготовленности детей.

Для детей 1-3 годов обучения на беседы (теоретическую часть учебного занятия) отводится первые 10-15 минут занятия. План бесед составляется в программе так, чтобы содержание их увязывалось с практической работой, помогало осмысливать их. Основ­ной акцент программы делается на изучение видов техники бисероплетения и практическое применение полученных знаний на практических заня­тиях, которым будет отводиться около 80-90 % времени

Учебно-тематический план

1-ого года обучения









Общее кол-во часов

теория


практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами. Организация рабочего места.

1


1


-


2.

История бисера и бисерных изделий.

1

1

-

3.

Элементы цветоведения. Основы композиции.

1

0,5

0,5

4.

Орнаменты. Происхождение и значение орнаментов. Виды орнамента. Орнаментальное искусство народов Севера.

3

1

2

5.

Плетение на проволоке

106

10,5

95,5




1.Цветы из бисера

(36)

(3,5)

(32,5)




2.Фигуры животных и насекомых

(плоские )

(30)

(3)

(27)




3. Декоративные панно в технике бисероплетения: - по мотивам сказок

(40)

(4)

(36)

6.

Женские украшения из бисера:

- фенечки;

- браслеты;

- кольца;

- бусы

20

7

13

7.

Оформление готовых изделий

3

1

2

8.

Экскурсии

4

4

-

9.

Контроль технологических навыков

2

1

1

10.

Подготовка к выставкам

2

-

2

11.

Итоговое занятие

1

2

1




Итого:

144

29

115
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск