Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/15
Дата публикации16.04.2014
Размер1.86 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

 Управление образования администрации муниципального образования

Тимашевский район



 

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ.
Из опыта работы

Капустиной Надежды Федоровны,
воспитателя МБДОУ № 21

ст. Медведовской


2013год
Информационная карта передового педагогического опыта
1.Ф.И.О. автора Капустина Надежда Федоровна

Занимаемая должность воспитатель

Образовательное учреждение МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД комбинированного вида № 21 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
Дата рождения автора ППО: 25 мая 1958 год

Базовое образование автора ППО: среднее специальное

Тема педагогического опыта РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ.

 

Педагогический стаж и квалификационная категория: 37 лет. высшая категория
Звания, награды, премии, учёная степень автора ППО:
Участие автора в научных педагогических конференциях, профессиональных конкурсах: «Мой лучший урок» -2010 г., 2011год,

победитель конкурса лучших учителей на денежное поощрение 2011год

Обобщался ли раннее иной педагогический опыт автора (проблема, тема): опыт работы по теме «Руководство игровой деятельностью детей в младшей группе» обобщен в 2008 году
Публикации автора по теме обобщаемого педагогического опыта: нет
Данный педагогический опыт внесён в муниципальный банк передового педагогического опыта решением научно-методического совета, протокол 8 от 13 мая 2013г.
Домашний адрес, телефон автора: г. Тимашевск,
Мобильный телефон автора : 8-861-30 71-681

Адрес электронной почты:

 Содержание


Введение.


  1. Литературный обзор вопроса.




    1. История темы педагогического опыта в педагогике.




    1. История изучаемой темы в образовательном учреждении и в районе.




  1. Психологический портрет обучающихся, являющихся базой для формирования педагогического опыта.




  1. Педагогический опыт.


3.1.Описание основных методов и методик.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
3.3. Научность.
3.4. Результативность педагогического опыта.
3.5. Новизна.
3.6. Технологичность педагогического опыта.
3.7. Основные элементы педагогического опыта.
Заключение.

Введение.
     В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображение человека, животных, птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. [34]

     В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

     Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников. 

     Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь. Эти качества, так ярко выступающие в русской народной игрушке, требуют от нас внимательного ее изучения, возрождения народной игрушки, широкого ее использования в педагогической практике.
     Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетиями воспитывала ребенка.

  1. Литературный обзор вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

     В дошкольной педагогике выполнен ряд работ отечественных и зарубежных педагогов, посвященных исследованию проблемы народной педагогики (Т.И. Бабаева, Н.Д. Бартрам, Г.С. Виноградов, Т.С. Комарова, Е.А. Покровский и др.); определению роли игрушки  в воспитании дошкольников (Н.С. Александрова, Г.Л. Дайн, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Л.Г. Оршанский, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Т.Я. Шпикалова и др.).
    

    

     Начало подлинно научному изучению художественно эстетической ценности произведений народного искусства, исследованию его художественно выразительных средств, духовной ценности было положено в конце 19 в. – начале 20 в. Всеобщее признание получили труды искусствоведов А.В. Бабушкинского, В.С. Воронова. Значительный вклад внесли труды А.Б. Салтыкова, В.М. Василенко (50-е, 70-е г.г. 20в.).

     Разнообразные аспекты народного творчества раскрыты в трудах И.Я. Богуславской, Т.М. Разиной, А.К. Чекалова и других авторов. Но особое место занимают исследования М.А. Некрасовой. Ее теоретические основы положены авторским коллективом педагогов-исследователей, под руководством Т.Я. Шпикаловой, в основу разработки концепции нового интегрированного курса по ознакомлению детей с народным искусством «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», «Изобразительное искусство и художественный труд». [45]

     Разработкой методик по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством за последние годы занимались многие специалисты, такие как Т.Я. Шпикалова, Ю.В. Максимов, Е. Варламова, Т. С. Комарова, О.Ю. Зырянова, Л.Л. Орлова, О.А. Соломенникова и другие.

     В 2000 году создана программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» авторами Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной. Большое внимание здесь уделяется значению искусства в жизни ребенка. [14]

     И уже в 2006 году в свет вышла программа О.А. Соломенниковой «Радость творчества» по ознакомлению детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством, под общей редакцией Т.С. Комаровой и В.В. Гербовой. [36]

  

    Таковыми являются и вариативные программы, где так же уделяется большое внимание значению искусства в жизни ребенка. Педагоги детских учреждений, работая по определенной, базовой программе, выбранной детским садом, могут обращаться также и к любой из вариативных программ, нацеленных на развитие ребенка-дошкольника. К таким программам мы относим «Истоки» авторов Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой и др., «Радуга» автора Т.Н. Дороновой и другие программы, направленные на воспитание всесторонне развитой гармонической личности.

     Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Искусство способствует сенсорному развитию ребенка, развитию его художественных способностей, вдохновляет на активную творческую деятельность. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают гедонистические чувства (чувства наслаждения прекрасным). Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности. [14]

     Наличие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. [36]

     Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

     Цель программы «Радость творчества» – развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

     Название программы «Радость творчества» выбрано не случайно. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид; снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей и способствуют их умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию. [36]

     Программа может быть использована как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а так же в рамках работы по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) по разделу «Изобразительная деятельность. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством».

     В настоящее время существует множество разработок в развитии эстетического воспитания дошкольников. Таковыми являются и вариативные программы, где так же уделяется большое внимание значению искусства в жизни ребенка. Педагоги детских учреждений, работая по определенной, базовой программе, выбранной детским садом, могут обращаться также и к любой из вариативных программ, нацеленных на развитие ребенка-дошкольника. К таким программам мы относим «Истоки» авторов Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой и др., «Радуга» автора Т.Н. Дороновой и другие программы, направленные на воспитание всесторонне развитой гармонической личности.

    Говоря о народной игрушке, педагоги обращались к народной культуре, которая является одним из фундаментальных понятий общественных, гуманитарных и даже естественных наук. В широкий обиход вошли такие словосочетания, как «культура труда, управления, научного исследования, образования, воспитания», «художественная культура», «культура чувств, мышления», «политическая культура», «культура нравственная, экономическая» и т.д.

     Понятие культуры произошло от латинского слова culture, что означает возделывание, обрабатывание, образование, развитие. Большая советская энциклопедия и современный словарь иностранных слов дают следующую характеристику культуры:

1) Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей в их взаимоотношениях, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностей; различают материальную и духовную культуру, в более узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни людей;

2) Степень совершенства, достигнутая в овладении той или иной отраслью знания или деятельности.

С.И. Ожегов предлагает свою интерпретацию понятия культуры: «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».

    С точки зрения педагогики «культура есть … не что иное, как мир воплощенных ценностей».

     Культура, как отмечает В.М. Разин,  – это так же и созидательная, целеустремленная, творческая активность индивида и сообщества:  стремление поддерживать традиции, улучшить и упорядочить жизнь, осуществить какие-либо изменения, противостоять разрушительным, антигуманным тенденциям и т.д.

     Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры.

    «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, – говорил А.С. Пушкин, – определяется отношением к прошлому».

     Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

     Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности.

     «От отношения всех к народному искусству зависит его судьба. Забота о народном искусстве всех народов нашей страны – это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной  Родины»  (Д. Лихачев). 

     Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. 

     Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству. 

    На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

     «Величайшая правда и простота народной игрушки, пишет Е.А. Флерина, – ее выразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей».

     Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещетки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, кубарики, дудки, свистульки, куклы.

     В летописях относящихся к 12 веку, содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16-17в.в. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковская слобода, Когрополь, Тула и др. Крупный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское, вотчине Троице – Сергиева монастыря.

     Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.

    Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск