Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида»





Скачать 154.43 Kb.
НазваниеВоспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида»
Дата публикации17.10.2013
Размер154.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой
Фомина Мария Яковлевна

воспитатель МДОУ «Детский сад № 120

общеразвивающего вида»

городского округа Саранск


Автор: Фомина Мария Яковлевна

Педагогический стаж: 22 года.

Образование: высшее, МГУ им.Н.П. Огарева.

Квалификационная категория: первая
«Обрати свое сердце к книгам! Какое

богатство мудрости и добра рассыпано

по книгам всех времен и народов».

Л.Н.Толстой


«Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения»,- такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир сказки.
Актуальность и перспективность опыта.

В федеральных и региональных комплексных и парциальных программах содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на личностное развитие в целом.

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.

  К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Поэтому проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности ребенка.

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений, в том числе гуманных качеств личности.      

Проблема этического воспитания связана с дефицитом неустойчивых нравственных ориентиров, воспитанности, доброты, милосердия, сострадания, культуры.

Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Нужно задуматься о том, как ведут себя дети с разными людьми, в разных ситуациях? Умеют ли уважать, сочувствовать, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают их поведение окружающие люди?

Именно в поведении поступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамент, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах.

Актуальность этического воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Именно поэтому, решая сегодня социально-личностные задачи воспитания, мы, воспитатели, должны опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Это осуществимо средствами специально организованного этического воспитания и образования, органически вплетённого в деятельность дошкольников. И это возможно через приобщение детей к художественной литературе, а именно через погружение в сказку.

К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.

Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга, особенно русские народные сказки и сказки других народов, вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дает первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Для повышения интереса к книге, любви к чтению и был разработан проект «Ребенок в мире сказок», развивающий устойчивый интерес к сказке как произведению искусств, направленный на формирование гуманных качеств личности ребенка.
Условия возникновения опыта.
Несмотря на многочисленные исследования по проблеме формирования этической культуры поведения, многие аспекты данной проблемы не изучены, а в частности особенности формирования гуманных чувств у дошкольников в условиях ДОУ.

Это осложняет осмысление задач этического воспитания, осознание их значимости в личностном развитии детей дошкольного возраста

Изучение запросов родителей по отношению к воспитанию детей в дошкольном учреждении, показывают, что молодые родители и старшие в семьях осознают, как никогда раньше, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения. Важной задачей ДОУ считают "научить ребенка общаться с другими детьми", приобщить их к «этической азбуке».

Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного и речевого развития, но и формирования этических норм.      Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу, что несформированность знаний об искусстве человеческих отношений, неадекватное поведение в различных ситуациях, незнание формул речевого этикета обуславливает низкий уровень проявления гуманных чувств у дошкольников.

В связи с этим необходима целостная система этического воспитания дошкольников.

Поэтому работа началась с :

- диагностического этапа (то есть с выяснения того, знают ли дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «милосердие», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости,себялюбия);

- наблюдений за поведением детей в период общения (отношение воспитанников к ценностям окружающего мира, к сверстникам, к самому себе);

- анкетирования взрослых и бесед с ними.
Практическая значимость опыта работы заключается в том, что его внедрение необходимо для:

- развития этических представлений и социальной адаптации детей в социуме;

- выявления сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей, оценки их эмоциональных состояний;

- развития творческих способностей, совершенствования познавательных интересов и речи детей;

- формирования знаний об искусстве человеческих отношений, адекватного поведения в различных речевых ситуациях, усвоения формул речевого этикета;

- становления и развития личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений;

- обновления содержания работы по формированию игровой деятельности в плане развития у детей навыков культурного общения и самостоятельности;

- развития предметно-развивающего пространства;

- роста личностных достижений всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (детей-педагогов-родителей).
Своеобразие и новизна опыта.
Разработанный проект «Ребенок в мире сказок» позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе посредством введения в мир сказок.

В работе:

- показано, что формирование гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний об окружающем мире, других людях, о себе самом в ситуациях взаимодействия и сотрудничества с педагогом и сверстниками;

- обоснована необходимость в раннем формировании личности ребенка на

этапах дошкольного развития как основы для более успешной адаптации в обществе;

- определена роль педагога как инициатора и руководителя формирования этических основ в специально организованной деятельности.

- предложены для практического применения: мини-проекты, конспекты непосредственно образовательной деятельности, интерактивные игры и театрализованные представления по сказкам, фрагменты из художественной литературы в соответствии с эмоциональным состоянием человека, которые могут использоваться воспитателем в различных видах деятельности.

- прослеживается интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация» и др.

Реализация основных концептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: гуманизма, демократизации, индивидуализации, дифференциации и интеграции, принцип развивающего обучения, дидактические принципы.

Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.

Принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей, специалистов и родителей в воспитании и образовании детей, подготовку выпускников, адаптированных к новым условиям жизни.

Принцип индивидуализации предполагает внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие.

Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем воспитательно-образовательной работы.

Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.

Дидактические принципы отражают:

- право ребенка познать то, что именно его привлекает в народных сказках;

- использование таких способов познания, где бы педагог и ребенок могли бы взаимодействовать;

- совершенствование ребенка в выбранной им среде.
Теоретическая база опыта.
О воспитательном и образовательном значении художественной литературы, на необходимость широкого ее использования в педагогической работе, указывали многие выдающиеся деятели литературы.

Необходимость приобщения детей к книге беспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.

Л.Н.Толстой призывал: «Обрати свое сердце к книгам! Какое богатство мудрости и добра рассыпано по книгам всех времен и народов».

«Если с детства у ребенка не воспитать любовь к книге, если чтение не стало его потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое...» считал В.А.Сухомлинский.

Особое значение для ребенка имеют сказки.

«Сказка для ребёнка такое же серьёзно и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» писал Д.Родари.

Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.

Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы ».
Ведущая педагогическая идея.
Детство невозможно представить без сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом слушают и читают наряду с русскими народными сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм, дядюшки Римуса. Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране, забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.

Все мы знаем, что маленьких детей очень привлекают сказки. Именно сказки помогают ребёнку пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения моральных норм и правил:

- во – первых, сказка приносит истинную радость и удовольствие ребёнку;

- во – вторых, сказка учит детей размышлять, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, оценивать поступки;

- в – третьих, образы, созданные писателями-сказочниками, народом и художниками-иллюстраторами,- прекрасные образцы самобытного творчества и подражания.

Вглядываясь в них, ребёнок желает быть похожим на прекрасную принцессу, богатыря, несущих добро в детские сердца

Именно из сказок ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности: о жизни и поведении взрослых и сверстниках; о животных и птицах; об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается. У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.
Оптимальность и эффективность средств
Одним из главных средств решения образовательных и воспитательных задач по формированию гуманных качеств личности у дошкольников я вижу в создании среды общения через восприятие художественной литературы, в оказании помощи правильно воспринимать литературные произведения, в развитии личностных качеств, способствующих адаптации ребенка в социуме, в воспитании положительных взаимоотношений с взрослыми и друг с другом, в повышении интереса к семейному чтению.

Мудрые люди утверждают, что доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг.

Так какую же книгу выбрать для ребенка? Я считаю, что, отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Дети могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.

Чем меньше возраст читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык книги, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок. И наибольший эффект, я считаю, достигается при совместном чтении. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти и взрослому и ребенку — единый заряд человеческого опыта.

Данный подход, по моему мнению, способствует решению основных задач взрослых — открыть в ребенке талант читателя. Ведь в книгах заключено особое очарование. Книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Я считаю, что развитие гуманных чувств у дошкольников, возможно через погружение в мир сказок. Сказка, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. В сказках добро всегда побеждает зло. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни.

Я вижу, что, слушая сказочные истории, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Сказка позволяет детям пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения этических норм и правил (« Добро» и «Зло», «Честность» и «Справедливость», «Взаимопомощь», «Сопереживание» и «Сострадание» и т.д.) и учит детей размышлять, развивать креативность, умение думать самостоятельно, оценивать свои поступки и поступки других.

Я уверена, что дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга. Поэтому работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале сказок; широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованной деятельности; включение сказочного материала в образовательную область «Художественное творчество» в качестве художественного слова; использование отрывков из сказок в образовательной области «Познание» в качестве иллюстрированного материала; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность «Физическое развитие», физкультурные досуги и праздники.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, учат ребенка чувствовать  в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Поэтому в процессе образовательной деятельности, я упражняю детей в умении чувствовать. Чувства могут проявляться в отношении ребенка к самому себе ( чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям ( симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).

Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью.

Наибольший эффект, я считаю, достигается, когда используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций используются во время организации и проведении различных видов детской деятельности.

Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку, находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.

Сформированные этические представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых делать их более устойчивыми.

Призывая детей поступать определенным образом, я разъясняю целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Я стараюсь о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков, обстановку и ситуацию.

Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.

Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок. Такие темы, как: «В какое сказочное существо я бы превратился», «Моя семья в образах сказочных героев», «Мой маскарадный костюм» помогают исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность. В лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений.

В работе со сказкой я соблюдаю определенную структуру: ритуал «входа» в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграция, ритуал «выхода» из сказки.

Не могла не отразиться на успехах детей сказкотерапия.

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.

Все эти формы работы направлены на поддержание интереса к художественной литературе, расширения знаний об устном народном творчестве русского народа и других народов, развитие умения выражать свои чувства.

Я убеждена, что познавая устное народное творчество, ребенок испытывает положительные эмоции, на которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.
Результативность.
Результатом этического воспитания является:

- появление и утверждение у наших  детей определенного набора личностных качеств и вечных ценностей, как: милосердие, сострадание, правдолюбие, в стремлении его к добру и неприятию зла;

- повышение уровень речевого этикета;

-  умение контролировать свое эмоциональное состояние;

- осознанное поведение и общение в обществе.

Данный опыт направлен на формирование гуманных качеств личности, личностно - значимых ориентиров у детей, преодоление личностной незрелости, развитие навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения в социуме.

Литература
1.Аникин В.П., Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977.

2.Логинова В.И., Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 1996.

3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003.

4.Петрова Т.И., Театрализованные игры в детском саду. “Школьная пресса”, 2000.

5.Бобкова Т.И.,  Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. Москва “Творческий центр”, 2008.

6.Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» iconСлугиной Ольги Ивановны воспитателя мдоу детский сад №120 общеразвивающего...
«Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» iconАнкета для родителей. Адресность. Данный проект разработан для детей...
Автор – Никитина Евгения Владимировна, воспитатель мдоу «Детский сад №27 «Колокольчик» общеразвивающего вида второй категории» г....
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» iconМдоу детский сад общеразвивающего вида №10 с приоритетным осуществлением...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 комбинированного вида»
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» icon«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением...

Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» icon«Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста»
Подготовила : ст воспитатель Дорофеева Л. П. Мбдоу пестречинский детский сад №3 «Солнышко»
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» iconПрограмма развития речи детей дошкольного возраста в детском саду...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Тополёк» общеразвивающего вида Щёлковского муниципального...
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» icon«Развитие связной речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому...
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» iconС. Н. Николаева «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»...
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1 село Парабель Томской области
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» iconЕлина Екатерина Степановна, воспитатель мдоу детский сад №69 «Ладушки»,...
Дошкольный возраст фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» iconОтчёт о работе муниципального дошкольного образовательного учреждения...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 «Светлячок» г. Новокубанска муниципального...
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» icon«реализация гендерного подхода в воспитании, развитии и обучении...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В мдоу «Детский сад комбинированного вида №15» в 2010 – 2011 учебном году функционировало 8 групп, воспитывалось 226 дошкольников....
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» icon414015, г. Астрахань, пл. Заводская 96
...
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» iconДоклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детский...
Публичный годовой доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным...
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» iconДетский сад общеразвивающего вида №33 был открыт в 1966 году нпо...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №33
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Фомина Мария Яковлевна воспитатель мдоу «Детский сад №120 общеразвивающего вида» iconСамообследование деятельности муниципального автономного дошкольного...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск